Файл: Управление кадровой безопасностью (на примере ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод»).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 348
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1 Кадровая безопасность, понятия, методы
1.1 Субъекты и объекты кадровой безопасности
1.2 Способы минимизации ущерба кадровой безопасности
1.3 Классификация кадровой безопасности
2.1 Информация о предприятии ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод»
2.2 Характеристика текущего состояния кадровой безопасности на
2.2.1 Кадровое обеспечение деятельности предприятия
2.2.2 Порядок подбора персонала
2.2.4 Формирование лояльности персонала
2.2.5 Виды угроз со стороны персонала
3.1 Совершенствование системы доступа к информации
3.2 Повышение лояльности персонала
3.3 Совершенствование процесса адаптации
3.4 Совершенствование процесса увольнения
Список использованных источников
Был произведен опрос сотрудников компании ООО «Челябинский кузнечно-прессовый завод», цель которого было выявить уровень
удовлетворенности персонала существующей системой мотивации проводимой в компании. В опросе принимали участие все сотрудники компании ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» РМС ТЭЦ.
В ходе опроса выявилось следующее (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Анализ удовлетворенности персонала ПАО «ЧКПЗ»
Результаты анкетирования |
% к общей численности |
|
Работу считают интересной |
70 человек |
70 |
Готовы сменить место работы |
20 человек |
20 |
Считают, что могут работать с большей эффективностью |
10 человек |
10 |
Из таблицы 3.2 видно, что 70 % сотрудников считают работу в компании интересной, 20% сотрудников готовы сменить место работы, 10 % считают, что могут работать с большей эффективностью. Показатель персонала готового сменить место работы, то есть с низкой лояльностью к компании является значительной угрозой для стабильного положения компании, хотя содержание работы мотивирует 70 % персонала. Тем самым, мы можем сделать вывод о несовершенстве существующей системы мотивации в компании.
Для совершенствования системы нематериальной мотивации необходимо выявить, какие мероприятия уже не являются мотивирующими, а в каких существует потребность. Представим данные проведенного опроса в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Удовлетворенность персонала системой мотивации компании ПАО «ЧКПЗ»
Составные элементы мотивации |
Удовлетворенность составными элементами |
Бесплатное питание |
78% |
Предоставление униформы |
7% |
Отпуск 35 календарных дней |
43% |
Поздравление сотрудников с днем рождения |
35% |
Медицинский стоматологический профилактический осмотр |
77% |
Путевки в санатории |
74% |
Обучение |
73% |
Предоставление кредита |
45% |
Из таблицы видно, что некоторые элементы системы нематериальной мотивации потеряли свою актуальность для сотрудников компании.
Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что система не выполняет свою основную задачу – не повышает заинтересованность сотрудников в своей работе. Таким образом, диагностика существующей системы нематериальной мотивации и анализ потребностей персонала показал необходимость усовершенствования системы нематериальной мотивации. Новая система будет способствовать организационной лояльности, преданности общему делу, ответственности перед работодателем и соответственно повысит уровень кадровой безопасности.
3.3 Совершенствование процесса адаптации
Несмотря на то, что на предприятии довольно неплохо выстроен процесс адаптации нового сотрудника, есть смысл ввести некоторые нововведения.
Так как процессом вливания нового сотрудника в коллектив заведует и способствует его наставник, который назначается вышестоящим руководством, очень часто это представляет собой дополнительную нагрузку, которой большинство не очень рады. От этого и недобросовестное отношение к поставленной задаче. Как решение этой проблемы может выступить практика, зарекомендовавшая себя на других предприятиях подобного типа. Это надбавка в размере 15% от оклада наставника, на период адаптации порученного ему работника. В среднем это 3 месяца.
3.4 Совершенствование процесса увольнения
Здесь же уместно было бы сказать об увольнении сотрудника. Хуже всего, когда сотрудник уходит с чувством обиды и затаенным гневом. Это как «бомба замедленного действия», никогда не знаешь, где и когда рванет. Такой сотрудник, обладающий достаточно секретной информацией, - настоящая находка для конкурентов.
Итак, что, на мой взгляд, необходимо сделать, если работник поставил в известность о своем предстоящем увольнении:
- По возможности достаточно быстро организовать передачу дел,
скопировать его рабочую папку со всеми данными на случай ее возможного повреждения. Существовали случаи полной очистки данных из рабочих папок, пропадали все сделанные отчеты, проведенные исследования, клиентская база. Это была своего рода маленькая месть увольняющегося обиженного сотрудника. Пришлось всю работу, за которую он ни один месяц получал зарплату, полностью повторять;
- Выяснить реальную причину увольнения. Для этого можно расспросить родственников, знакомых, поговорить с друзьями и коллегами. Желательно узнать, куда именно уходит ваш работник;
- Определить степень лояльности сотрудника к вашей фирме и объем известной ему информации, особенно дело касается конфиденциальных данных;
- Просчитать возможные риски, связанные с разглашением известных работнику сведений, чтобы успеть выработать меры по предотвращению возможных последствий. Например, ваш сотрудник работал над заключением крупного контракта с новым клиентом. В ваших интересах заключить этот контракт до ухода сотрудника, иначе клиент вместе с работником может переместиться к конкуренту;
- Сменить все известные увольняющемуся сотруднику пароли и коды доступа к ценной информации, чтобы он не успел прихватить с собой эти данные. Слова и запомненная информация тоже могут принести вам достаточно хлопот, но это многократно усилится, если скопированные точные данные «уйдут» вместе с работником. Например, ваш экономист прихватит с собой пару расчетов вашей себестоимости, химик-технолог - разработанную формулу выпускаемой подукции;
- Провести беседу с увольняющимся сотрудником, напомнив ему об ответственности за разглашение коммерческой тайны и иные неправомерные действия;
- Провести беседу с персоналом, друзьями, коллегами с объяснением причин увольнения. Эту процедуру необходимо проводить, чтобы избежать сплетен и домыслов;
- Сообщить всем клиентам, с которыми работал ваш сотрудник, о его увольнении;
- Проверить, нет ли пропажи документов, все ли пароли и ключи сданы.
Соблюдение этих простых правил позволит вам заблаговременно подготовиться к возможным последствиям увольнения вашего сотрудника, даже если эти последствия окажутся весьма непростыми. При заключении трудового договора со всеми категориями сотрудников необходимо подписать договор о неразглашении коммерческой тайны.
Таким образом, воздействуя на эти «точки» можно совершенствовать всю систему кадровой безопасности в целом. Также было доказано, что введение этих мер экономически обоснованно, так как затраты на них никак не сопоставимы с возможными убытками, которые понесет компания.
Заключение
В заключении работы хотелось бы еще раз отметить тот факт, что кадровая безопасность действительно является важным составляющим в формуле победы в современной конкурентной борьбе.
В связи с этим в развитии кадровой безопасности в редких случаях применяется финансовые вливания с определением бюджета на мероприятия. Поскольку все действия можно воплотить при наличии утвержденной стратегии развития компании с прописанной кадровой стратегии. Для их воплощения достаточно внутренних человеческих и информационных ресурсов.
Таким образом, кадровая безопасность любого предприятия строится по нескольким направлениям: строгое соблюдение прописанных мер при приеме нового персонала, программа адаптация, создание благоприятной среды для лояльности сотрудников к компании и разработке мероприятий по введению конфиденциального делопроизводства, а также режима коммерческой тайны.
Только в синергии всех мероприятий данные меры могут дать положительный эффект по обеспечению кадровой безопасности. Это в какой-то мере способно предотвратить возможность разглашения в интересах третьих лиц определенной части информации предприятии.
За последние несколько лет количество, качество и масштаб научных работ по политике кадровой безопасности возросло. Это, прежде всего, связано с жесткостью ведения бизнеса в современной России, с нестабильными экономическими условиями. Также стоит отметит, что увеличилось количество нарушений (в том числе и криминального характера) невыполнения предписанных мер со стороны сотрудников кадрового отдела. Персонал компании имеет пути, и различные доступы практически ко всем информационным базам данных компании (бухгалтерская отчетность, активы, расходы, распределение бюджетов, база клиентов, информация о сделках, личная информация о сотрудниках и т.д.).
Так целесообразно выделить несколько ключевых факторов, от которых зависит кадровая безопасность:
- Найм - комплекс мер безопасности при приеме на работу и прогнозирования благонадежности. В условное наименование первого фактора входит рассмотрение вопросов безопасности компании на таких этапах в работе менеджера по персоналу, как поиск кандидатов, процедура отбора, документальное и юридическое обеспечение приема на работу, испытательный срок и даже адаптация.
- Лояльность - комплекс мер по установлению позитивного отношения работников к работодателям.
- Контроль - комплекс мер из установленных для персонала, в том числе для администрации, регламентов, ограничений, режимов, технологических процессов, оценочных, контрольных и других операций, процедур безопасности. Этот комплекс уже непосредственно нацелен на ликвидацию возможностей причинения ущерба.
- Увольнение - комплекс мер по увольнению сотрудника из организации.
Нами на практике было доказано, что воздействуя на эти «точки» можно совершенствовать всю систему кадровой безопасности в целом.
Список использованных источников
- Бадалова А.Г., Управление кадровыми рисками на предприятии//
Российское предпринимательство – 2016
- Бек У. Воздействие кадровой политики на предприятия – М, 2011
- Бек У. Лидер и группа. Структура организации. – 2015
- Берн Э. Динамика организаций. Теория – Екатеринбург, Литур – 2012
- Булонова Е.Н. Определение понятия кадрового риска// Управление персоналом. Ученые записки. Книга 5.СПб: Академия управления персоналом – 2015
- Панфилова Э.А, Понятие риска: многообразие подходов и определение теории – Теория и практика общественного развития – 2010
- Рэдхед К. Управление финансовыми рисками на стратегическом уровне М: ИНФРА-М – 2014
- Смагулов А.М. Воздействие кадровых рисков на стратегию управления персоналом в организации – М.: Терра – 2015
- Цветкова И.И. Классификация кадровых рисков // Экономика и управление развитием на предприятии – М.: - ИНФА-М – 2010
- Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России -
2015
- Таран В. А. Концепция эффективного управления персоналом предприятия// Машиностроитель.-2000.-№10.-с.47-55
- Поважный С., Поважный А. Повышение компетенции кадров – основа выполнения региональных программ//Экономист.-2001.-№12.-с.67-69
- М. Магура Проблемы безопасности при отборе кадров http://*****/db/hrm/FF5D154B805CEC4CC3256AABOO42E320/category. html
- Козлов К вопросу управления персоналом в условиях переходной экономики http://www. press/management/2001-1/kozlov. shtml
- Довбня С. Б. Оценка эффективности управления персоналом промышленных предприятий// Металлург. и горноруд. Пром-сть.-2002.-№2.с.88-90
- Закон “О безопасности” РФ № 2446-1 от 05 марта 1992 года (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 №2288, Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ)
- Кадровая безопасность на Infosecurity. 2005 [Электронный ресурс]:
Информ защита. Учебный центр. - Режим доступа:
http://www.itsecurity.ru/news/reliase/2005/09_19_05.htm, свободный
- Проблемы управления рыночной экономикой (Менеджмент, менеджмент инноваций, менеджмент в образовании, маркетинг, управление персоналом): межрегиональный сборник научных трудов под ред.
И.Е. Никулиной, Л.Р. Тухватулиной, Н.В. Черепановой. – Выпуск 11. – Том 1; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. –