Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективное и ответственное управление финансами лежит в основе усилий любой страны по обеспечению стабильных и благоприятных условий для устойчивого развития государства и повышения благосостояния её граждан.

Результаты проводимого в России уже шесть лет мониторинга и оценки качества государственного управления финансами служат основанием для принятия органами государственной власти РФ решений о системе стимулов и поощрений органов государственной власти субъектов федерации, органами государственной власти субъектов федерации ‑ органов местного самоуправления.

Изучение проблем мониторинга и оценки качества государственного управления публичными финансами в научной, периодической литературе, то оно носит фрагментарный характер, что обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы. Необходимость проведения системных исследований при выборе направлений, показателей и применении результатов мониторинга и оценки качества государственного управления публичными финансами определяет актуальность выбранного направления исследования и его цель.

Цель курсовой работы заключается в анализе системы государственного управления публичными финансами и оценке его качества на современном этапе.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: изучить структуру и систему публичных финансов; определить понятие, принципы и методы государственного управления публичными финансами; исследовать понятие, значение и правовое регулирование мониторинга и оценки качества государственного управления публичными финансами; проанализировать результаты мониторинга и оценки качества государственного управления публичными финансами в 2014 году, в том числе, города Москвы; определить основные проблемы государственного управления публичными финансами; предложить направления совершенствования системы государственного управления публичными финансами.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления финансами.

Предметом исследования является государственное управление публичными финансами.

Использованные источники представлены актуальными нормативно-правовыми актами, современной научной и периодической литературой, а также официальными интернет-источниками и материалами практики. Особое внимание было уделено мнениям учёных, высказываемых в статьях периодических изданий, а также статистическим данным, размещённым на официальных сайтах органов государственно власти и управления.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

1.1. Понятие государственного управления

В современных условиях особую значимость приобретает управление финансами. Конституции РФ, которая конкретизируется в нормах финансового права отводится в данном процессе важнейшая роль. Решить вопросы эффективного регулирования процесса государственного управления финансами с учётом современных экономико-правовых реалий призвано именно финансовое право.

Управление финансами ‑ важнейшая комплексная сфера управленческой деятельности, представляющая собой процесс выработки цели государственного управления финансами и воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма.

В Государственной программе «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» до 2020 года определена цель государственного управления финансами ‑ обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления публичными финансами, а также повышение эффективности функционирования финансового рынка в целях роста конкурентоспособности национальной экономики.

Министерство финансов РФ рекомендует рассматривать принципы государственного управления публичными финансами в рамках единой комплексной системы, требующей постоянного развития и адаптации к меняющимся условиям и возникающим новым задачам.

В рамках заседания «Группы восьми», были выделены несколько ключевых аспектов, определяющих эффективное и ответственное управление публичными финансами:

а) прозрачность бюджетно-налоговой сферы, которая предполагает открытость для общественности информации о финансовой деятельности государства;

б) «здоровье» системы публичных финансов, что непосредственно предполагает её стабильность и устойчивость, как в среднесрочном аспекте, так и в более отдаленной перспективе, эффективные межбюджетные отношения, управление потенциальными рисками и, наконец, эффективность системы финансового контроля;

в) эффективность и результативность бюджетной политики, что означает эффективность распределения ресурсов, деятельности органов государственной власти с точки зрения достижения намеченных результатов, а также использование мониторинга, оценки и аудита для извлечения уроков на будущее в целях дальнейшего повышения эффективности использования бюджетных средств;


г) среднесрочное финансовое планирование, непосредственно предусматривающее составление и утверждение годового бюджета в соответствии и в рамках бюджетных проектировок на средне- и долгосрочную перспективу; наличие и соблюдение формализованных правил и процедур ежегодного обновления (корректировки) и продления среднесрочных бюджетных проектировок; наличие и соблюдение правил и процедур определения ресурсов для принятия новых обязательств в рамках установленных бюджетных ограничений;

д) принцип бюджетирования, ориентированного на результат, непосредственно предусматривающий: установление для каждого ведомства системы целей, задач и результатов деятельности; обеспечение самостоятельности, мотивации и ответственности ведомств, их структурных подразделений и учреждений при планировании и достижении результатов использования бюджетных ассигнований; наличие и применение методов оценки результатов использования бюджетных средств в отчётном периоде (аудита эффективности бюджетных расходов);

е) организация эффективного финансового контроля и мониторинга, непосредственно предполагает: ежегодное проведение независимой внешней проверки (аудита) бюджетной отчётности с рассмотрением её результатов законодательными органами власти; наличие и применение соответствующей системы финансовой информации в целях контроля и государственного управления финансами; наличие и соблюдение нормативно установленных процедур проверки соблюдения и ответственности за нарушения бюджетного законодательства; наличие и соблюдение формализованных, прозрачных и устойчивых к коррупции процедур принятия решений по использованию бюджетных средств; регулярное проведение анализа и оценки качества финансового менеджмента с поддержкой непосредственных мер по его повышению.

По мнению автора, в каждом государстве эффективное и ответственное управление публичными финансами должно быть ориентировано на реализацию вышеизложенных принципов.

Конкретными методами государственного управления финансами непосредственно являются: финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, финансовый контроль, принятие адекватного финансового законодательства, а также обоснование эффективности использования финансовых ресурсов. Раскроем содержание основных методов.

Как метод управленческой деятельности, финансовое планирование представляет собой непосредственную работу по сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, то есть оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении публично-правового образования и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.


Как отмечается в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2014-2016 годах», в настоящее время почти все субъекты федерации перешли на формирование своих бюджетов в соответствии с программно-целевыми методами бюджетного планирования.

Публичные программы являются непосредственными формами программно-целевого бюджетного планирования.

Как отмечает начальник отдела программно-целевых методов бюджетного планирования Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ, А.В. Бусарева, «переход к программному бюджету в том или ином формате ‑ лучшая международная практика».

Программа является комплексным документом, определяющим основные направления государственной политики в сфере её реализации. Он увязан напрямую со стратегией развития государства в целом и концепцией развития отрасли в частности. Методология формирования государственных программ РФ, которая сейчас реализуется на практике, предполагает, что публичные программы станут основными стратегическими документами в установленной сфере деятельности.

В отличие от преобладающего ранее сметного планирования (на основе индексации сложившихся затрат по дробным позициям бюджетной классификации) программно-целевое бюджетное планирование непосредственно исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечением качества внутриведомственных процедур бюджетного планирования и финансового менеджмента.

Общими требованиями, предъявляемыми к бюджетным целевым программам, непосредственно являются: чёткая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности федеральных органов исполнительной власти; описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объёма), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей); наличие системы показателей для непосредственного измерения результатов реализации программы и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых и достаточных для предварительной, текущей и завершающей оценки программы; обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков для реализации программы; определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности различных единиц управления.


Как метод управления публичными финансами, финансовый контроль является совокупностью действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Действующая система государственного финансового контроля представляет собой трёхуровневую структуру.

Первый уровень ‑ внешний государственный финансовый контроль, который выполняется непосредственно Счётной палатой РФ, контрольно-счётными органами субъектов федерации и муниципальных образований.

Второй уровень ‑ это органы внутреннего правительственного контроля, которые непосредственно контролируют использование бюджетных средств ГРБС, получателями бюджетных средств, учреждениями. Это специально созданные органы исполнительной власти: на федеральном уровне ‑ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, её территориальные органы, Федеральное казначейство, на региональном и муниципальном уровнях ‑ аналогичные структуры контрольно-ревизионного управления. Они могут создаваться как при Минфине РФ, так и при администрации региона или муниципалитета. Отметим, что 02 февраля 2016 года Указом Президента России Федеральная служба финансово-бюджетного надзора была упразднена, а её функции переданы Счётной палате РФ, Федеральному казначейству, Федеральной таможенной службу и Федеральном налоговой службе, однако в БК РФ соответствующие изменения ещё не внесены.

Третий уровень включает ведомственный финансовый контроль (внутренний контроль), который непосредственно проводится отдельными подразделениями, главными распорядителями или распорядителями бюджетных средств, и нацелен на контроль финансово-хозяйственной деятельности учреждений, подведомственных главным распорядителям бюджетных средств.

Таким образом, контрольная функция финансов заключается в комплексном контроле за реальным денежным оборотом и формированием денежных средств, их расходованием по целевому назначению.

На основании вышеизложенного констатируем, что всеми органами власти и управления должно уделяться и уделяется большое внимание вопросам управления публичными финансами, как важнейшему элемента эффективности и независимости государства.

1.2. Понятие и виды финансов

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с разнообразными по форме процессами, которые проявляются в общественной жизни и обязательно сопровождаются движением денежных средств (распределение прибыли, перечисление налоговых платежей, внесение внебюджетных и благотворительных платежей).