Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ..pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
1.1. Понятие государственного управления
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ
2.1. Понятие публичных финансов
2.2. Способы повышения качества государственного управления публичными финансами
ВВЕДЕНИЕ
Эффективное и ответственное управление финансами лежит в основе усилий любой страны по обеспечению стабильных и благоприятных условий для устойчивого развития государства и повышения благосостояния её граждан.
Результаты проводимого в России уже шесть лет мониторинга и оценки качества государственного управления финансами служат основанием для принятия органами государственной власти РФ решений о системе стимулов и поощрений органов государственной власти субъектов федерации, органами государственной власти субъектов федерации ‑ органов местного самоуправления.
Изучение проблем мониторинга и оценки качества государственного управления публичными финансами в научной, периодической литературе, то оно носит фрагментарный характер, что обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы. Необходимость проведения системных исследований при выборе направлений, показателей и применении результатов мониторинга и оценки качества государственного управления публичными финансами определяет актуальность выбранного направления исследования и его цель.
Цель курсовой работы заключается в анализе системы государственного управления публичными финансами и оценке его качества на современном этапе.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: изучить структуру и систему публичных финансов; определить понятие, принципы и методы государственного управления публичными финансами; исследовать понятие, значение и правовое регулирование мониторинга и оценки качества государственного управления публичными финансами; проанализировать результаты мониторинга и оценки качества государственного управления публичными финансами в 2014 году, в том числе, города Москвы; определить основные проблемы государственного управления публичными финансами; предложить направления совершенствования системы государственного управления публичными финансами.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления финансами.
Предметом исследования является государственное управление публичными финансами.
Использованные источники представлены актуальными нормативно-правовыми актами, современной научной и периодической литературой, а также официальными интернет-источниками и материалами практики. Особое внимание было уделено мнениям учёных, высказываемых в статьях периодических изданий, а также статистическим данным, размещённым на официальных сайтах органов государственно власти и управления.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
1.1. Понятие государственного управления
В современных условиях особую значимость приобретает управление финансами. Конституции РФ, которая конкретизируется в нормах финансового права отводится в данном процессе важнейшая роль. Решить вопросы эффективного регулирования процесса государственного управления финансами с учётом современных экономико-правовых реалий призвано именно финансовое право.
Управление финансами ‑ важнейшая комплексная сфера управленческой деятельности, представляющая собой процесс выработки цели государственного управления финансами и воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма.
В Государственной программе «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» до 2020 года определена цель государственного управления финансами ‑ обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления публичными финансами, а также повышение эффективности функционирования финансового рынка в целях роста конкурентоспособности национальной экономики.
Министерство финансов РФ рекомендует рассматривать принципы государственного управления публичными финансами в рамках единой комплексной системы, требующей постоянного развития и адаптации к меняющимся условиям и возникающим новым задачам.
В рамках заседания «Группы восьми», были выделены несколько ключевых аспектов, определяющих эффективное и ответственное управление публичными финансами:
а) прозрачность бюджетно-налоговой сферы, которая предполагает открытость для общественности информации о финансовой деятельности государства;
б) «здоровье» системы публичных финансов, что непосредственно предполагает её стабильность и устойчивость, как в среднесрочном аспекте, так и в более отдаленной перспективе, эффективные межбюджетные отношения, управление потенциальными рисками и, наконец, эффективность системы финансового контроля;
в) эффективность и результативность бюджетной политики, что означает эффективность распределения ресурсов, деятельности органов государственной власти с точки зрения достижения намеченных результатов, а также использование мониторинга, оценки и аудита для извлечения уроков на будущее в целях дальнейшего повышения эффективности использования бюджетных средств;
г) среднесрочное финансовое планирование, непосредственно предусматривающее составление и утверждение годового бюджета в соответствии и в рамках бюджетных проектировок на средне- и долгосрочную перспективу; наличие и соблюдение формализованных правил и процедур ежегодного обновления (корректировки) и продления среднесрочных бюджетных проектировок; наличие и соблюдение правил и процедур определения ресурсов для принятия новых обязательств в рамках установленных бюджетных ограничений;
д) принцип бюджетирования, ориентированного на результат, непосредственно предусматривающий: установление для каждого ведомства системы целей, задач и результатов деятельности; обеспечение самостоятельности, мотивации и ответственности ведомств, их структурных подразделений и учреждений при планировании и достижении результатов использования бюджетных ассигнований; наличие и применение методов оценки результатов использования бюджетных средств в отчётном периоде (аудита эффективности бюджетных расходов);
е) организация эффективного финансового контроля и мониторинга, непосредственно предполагает: ежегодное проведение независимой внешней проверки (аудита) бюджетной отчётности с рассмотрением её результатов законодательными органами власти; наличие и применение соответствующей системы финансовой информации в целях контроля и государственного управления финансами; наличие и соблюдение нормативно установленных процедур проверки соблюдения и ответственности за нарушения бюджетного законодательства; наличие и соблюдение формализованных, прозрачных и устойчивых к коррупции процедур принятия решений по использованию бюджетных средств; регулярное проведение анализа и оценки качества финансового менеджмента с поддержкой непосредственных мер по его повышению.
По мнению автора, в каждом государстве эффективное и ответственное управление публичными финансами должно быть ориентировано на реализацию вышеизложенных принципов.
Конкретными методами государственного управления финансами непосредственно являются: финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, финансовый контроль, принятие адекватного финансового законодательства, а также обоснование эффективности использования финансовых ресурсов. Раскроем содержание основных методов.
Как метод управленческой деятельности, финансовое планирование представляет собой непосредственную работу по сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, то есть оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении публично-правового образования и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.
Как отмечается в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2014-2016 годах», в настоящее время почти все субъекты федерации перешли на формирование своих бюджетов в соответствии с программно-целевыми методами бюджетного планирования.
Публичные программы являются непосредственными формами программно-целевого бюджетного планирования.
Как отмечает начальник отдела программно-целевых методов бюджетного планирования Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ, А.В. Бусарева, «переход к программному бюджету в том или ином формате ‑ лучшая международная практика».
Программа является комплексным документом, определяющим основные направления государственной политики в сфере её реализации. Он увязан напрямую со стратегией развития государства в целом и концепцией развития отрасли в частности. Методология формирования государственных программ РФ, которая сейчас реализуется на практике, предполагает, что публичные программы станут основными стратегическими документами в установленной сфере деятельности.
В отличие от преобладающего ранее сметного планирования (на основе индексации сложившихся затрат по дробным позициям бюджетной классификации) программно-целевое бюджетное планирование непосредственно исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов, а также обеспечением качества внутриведомственных процедур бюджетного планирования и финансового менеджмента.
Общими требованиями, предъявляемыми к бюджетным целевым программам, непосредственно являются: чёткая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности федеральных органов исполнительной власти; описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объёма), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей); наличие системы показателей для непосредственного измерения результатов реализации программы и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых и достаточных для предварительной, текущей и завершающей оценки программы; обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков для реализации программы; определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности различных единиц управления.
Как метод управления публичными финансами, финансовый контроль является совокупностью действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Действующая система государственного финансового контроля представляет собой трёхуровневую структуру.
Первый уровень ‑ внешний государственный финансовый контроль, который выполняется непосредственно Счётной палатой РФ, контрольно-счётными органами субъектов федерации и муниципальных образований.
Второй уровень ‑ это органы внутреннего правительственного контроля, которые непосредственно контролируют использование бюджетных средств ГРБС, получателями бюджетных средств, учреждениями. Это специально созданные органы исполнительной власти: на федеральном уровне ‑ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, её территориальные органы, Федеральное казначейство, на региональном и муниципальном уровнях ‑ аналогичные структуры контрольно-ревизионного управления. Они могут создаваться как при Минфине РФ, так и при администрации региона или муниципалитета. Отметим, что 02 февраля 2016 года Указом Президента России Федеральная служба финансово-бюджетного надзора была упразднена, а её функции переданы Счётной палате РФ, Федеральному казначейству, Федеральной таможенной службу и Федеральном налоговой службе, однако в БК РФ соответствующие изменения ещё не внесены.
Третий уровень включает ведомственный финансовый контроль (внутренний контроль), который непосредственно проводится отдельными подразделениями, главными распорядителями или распорядителями бюджетных средств, и нацелен на контроль финансово-хозяйственной деятельности учреждений, подведомственных главным распорядителям бюджетных средств.
Таким образом, контрольная функция финансов заключается в комплексном контроле за реальным денежным оборотом и формированием денежных средств, их расходованием по целевому назначению.
На основании вышеизложенного констатируем, что всеми органами власти и управления должно уделяться и уделяется большое внимание вопросам управления публичными финансами, как важнейшему элемента эффективности и независимости государства.
1.2. Понятие и виды финансов
Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с разнообразными по форме процессами, которые проявляются в общественной жизни и обязательно сопровождаются движением денежных средств (распределение прибыли, перечисление налоговых платежей, внесение внебюджетных и благотворительных платежей).