Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ..pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
1.1. Понятие государственного управления
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ
2.1. Понятие публичных финансов
2.2. Способы повышения качества государственного управления публичными финансами
Понятие «финансы» выражает экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики.
В.С. Нерсесянц отмечает, что «под словом «финансы» подразумевается совокупность всех материальных средств страны, находящихся в распоряжении правительства».
Движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для её постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений ‑ отношения между различными участниками общественного производства.
Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.
Важный признак финансов ‑ денежный характер финансовых отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов.
Следующим признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.
Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, которые непосредственно формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение различных потребностей общества.
Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Реальное формирование финансовых ресурсов непосредственно начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.
Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Это является важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий.
Итак, финансы ‑ это денежные отношения, которые непосредственно возникают в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, непосредственное удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Сущность финансов содержится в совокупности денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств.
Финансы являются одним из важнейших орудий косвенного воздействия на воспроизводство материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
В качестве черт финансов можно определить следующие: финансы носят денежный характер; материальной основой существования и функционирования финансов деньги являются; распределительный характер;
областью возникновения и функционирования финансов являются стадии воспроизводственного процесса, на которых происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте; финансовые отношения всегда выражают непосредственное движение денежной формы стоимости; финансовые отношения находят свое материальное воплощение в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств.
Финансовая система в целом ‑ это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, участвующих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств.
В самой общей форме видами финансов являются следующие:
1. государственные и муниципальные (публичные) финансы, то есть финансы публично-правовых образований, или финансовые доходы и расходы публично-правовых образований;
2. корпоративные финансы ‑ это финансы коммерческих организаций, то есть организаций, которые нацелены в первую очередь на извлечение прибыли из своей деятельности. Основным источником доходов таких организации является выручка от реализации производимых ею товаров и оказываемых услуг;
3. общественные финансы ‑ это финансы общественных организаций, например, благотворительных фондов, политических партий, а также иных общественных организаций. Доходы этих организаций складываются преимущественно из членских взносов, вкладов и других платежей. Общественные организации не занимаются производством товаров или рыночных услуг.
4. личные финансы (финансы населения). Основу доходов трудоспособного населения составляют различные виды оплаты труда, выплачиваемой государственными, коммерческими и общественными организациями. Основу доходов нетрудоспособного населения пенсионного возраста образуют пенсии и пособия, которые выплачиваются из средств государственного бюджета и специально создаваемых для этих целей государственных или коммерческих финансовых фондов.
Полякова О.А. выделяет следующие виды финансов:
1. централизованные ‑ используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. Централизованные финансы включают денежные средства, которые аккумулированы в бюджете государства; государственных внебюджетных фондах; государственном и банковском кредитовании; в личном и имущественном государственном страховании;
2. децентрализованные ‑ денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. К децентрализованным финансам относятся денежные средства предприятий и организаций всех форм собственности, учреждений и общественных организаций, отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды;
3. местные финансы ‑ совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов на территории муниципальных образований.
Отметим, что финансы и финансовые ресурсы не являются тождественными понятиями.
По своему материальному содержанию финансы ‑ это целевые фонды денежных средств, представляющие собой финансовые ресурсы страны. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют внутреннего содержания и сущности финансов, а также их общественного назначения. Финансовая наука не изучает ресурсы как таковые, а изучает общественные экономические отношения, которые непосредственно возникают на основе формирования, распределения и использования ресурсов, то есть тенденции, закономерности финансовых отношений и их причинно-следственные связи.
Таким образом, на основе финансов происходит последующее распределение стоимости среди субъектов хозяйствования и дальнейшая конкретизация ее целевого применения. Этому процессу непременно сопутствует передвижение денежных средств, которые выступают в облике финансовых ресурсов.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ
2.1. Понятие публичных финансов
В Современном экономическом словаре финансы определены как обобщающий термин, который может означать денежные средства, финансовые ресурсы в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, и экономические отношения, которые обуславливаются взаимными расчётами между хозяйствующими субъектами, а также движением денежных средств, денежным обращением и использованием денег».
По мнению О.А. Поляковой, финансы ‑ это не просто деньги, а совокупность денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, которая связана с распределением и перераспределением стоимость ВВП и части национального богатства.
Обобщив существующие определения финансов, в данной работе под финансами автор будет непосредственно подразумевать денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП по поводу формирования и использования денежных фондов, предназначенных для финансирования расходов, необходимых для выполнения органами власти своих функций и задач.
Финансы в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимы. Однако они начинают непосредственно проявляться только в процессе непосредственной планомерной деятельности государства и хозяйствующих субъектов.
Важнейшим звеном сложившейся системы финансов непосредственно являются публичные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и управления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных законодательными актами РФ.
Денежный оборот составляет материальную основу публичных финансов, представляющий собой экономический процесс, который вызывает непосредственное движение стоимости и сопровождается потоками денежных платежей и расчётов.
Исходя из понятия, выделим задачи публичных финансов: распределение и перераспределение национального дохода между секторами экономики; организация и осуществление контроля при данном распределении; финансирование выполнения функций, возложенных на государство и муниципалитет.
Роль публичных финансов реализуются через комплексную финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны. Необходимость выделения её отдельных сфер (звеньев) обуславливается различным участием субъектов экономических отношений в формировании и использовании денежных фондов и доходов.
Звенья финансовой системы законодательно не определены, поэтому существуют различные точки зрения по поводу элементов системы, одна из них, с которой автор солидарен, представлена в виде комплексной схемы, оформленной в Приложении 1.
В структуре публичных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трёх уровней.
Согласно статье 6 БК РФ, бюджет ‑ это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Данное определение раскрывает содержание бюджета как комплексного социально-экономического явления, иллюстрирует его непосредственную роль в общественном воспроизводстве, создаёт понимание бюджета как непосредственного источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти, и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики.
Категория «бюджет» имеет, по крайней мере, ещё четыре равнозначных определения: как форма осуществления финансовой деятельности публично-правового образования; как финансовый план-прогноз публично-правового образования на определённый период; как обязательный для исполнения правовой акт законодательной власти по утверждению плана-прогноза; как публичный фонд денежных средств.
Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии экономики и социальной сферы. Представляя размеры необходимых государству финансовых ресурсов и имеющихся резервов, бюджет непосредственно определяет налоговый климат страны, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, непосредственно является конкретным выражением экономической политики государства.
Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» предусматривает в 2016 году прогнозируемый общий объём доходов федерального бюджета в сумме 13 738 468 671,8 тыс. руб., общий объём расходов федерального бюджета в сумме 16 098 658 671,8 тыс. руб. В Законе города Москвы от 25 ноября 2015 года № 67 «О бюджете города Москвы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» предусмотрен общий объём доходов бюджета города Москвы в сумме 1598 874 956,6 тыс. руб., общий объём расходов ‑ 1751037180,5 тыс. руб.
Проблема недостатка денежных средств, необходимых для решения всех государственных задач и реализации планов стала в условиях рыночной системы хозяйствования одной из наиболее важных и основных проблем для России. В целях обеспечения выполнения публичных задач и функций создаются внебюджетные фонды, непосредственно включаемые в финансовую систему государства наряду с бюджетами.
Продолжая раскрывать содержание элементов российской финансовой системы, рассмотрим категорию «внебюджетный фонд» ‑ это денежные средства, образуемые вне бюджетов, обеспечивающие реализацию необходимых условий жизни и достойного существования граждан, а непосредственно: на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Внебюджетные фонды непосредственно являются целевыми государственными фондами денежных средств. Данные фонды являются относительно новым звеном российской финансовой системы. Стремление обособить источники финансирования целевых социальных расходов среди иных затрат государства, необходимых для нормального развития общества является решающим фактором формирования внебюджетных фондов.