Файл: Исследование управления кадрами в государственном учреждении.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность и возможности оценки кадрового потенциала государственной службы
1.2. Современные технологии развития кадрового потенциала государственной службы РФ
2. Анализ кадрового потенциала ФГКУ «БПСО МЧС РОССИИ»
2.1. Общая характеристика ФГКУ «БПСО МЧС России»
2.2. Анализ кадрового потенциала ФГКУ «БПСО МЧС России»
3. Совершенствование работы с кадрами в ФГКУ «БПСО МЧС РОССИИ»
3.1. Проблемы и направления повышения кадрового потенциала ФГКУ «БПСО МЧС России»
Рассмотрим движение персонала представленные в таблице 3 приложения 4. На основании представленных данных представленных в таблице 3 можно рассчитать следующие показатели:
Вначале рассчитаем коэффициент общего оборота.
(1)
Чп – численность принятых работников за год.
Чу – численность уволенных работников за год.
Чс – среднесписочная численность работников.
за 2013 г.: Коо=(75+15)/254*100=35,4%.
за 2014 г.: Коо=(12+20)/329*100=9,7%.
за 2015 г.: Коо=(25+5)/321*100=9,3%.
Рассчитаем коэффициент оборота по приему.
(2)
за 2013 г.: Коп=75/254*100=33,2%.
за 2014 г.: Коп=12/329*100=3,6%.
за 2015 г.: Коп=25/321*100=7,8%
Рассчитаем коэффициент оборота по увольнению:
(3)
за 2013 г.: Коу=15/254*100=5,9%.
за 2014 г.: Коу=20/329*100=6,07%.
за 2015 г.: Коу=5/321*100=1,5%
Рассчитаем коэффициент текучести кадров:
(4)
за 2013 г.: Кт=15/254*100=5,9%
за 2014 г.: Кт=20/329*100=6,07%.
за 2015 г.: Кт=5/321*100=1,5%
Результаты вычислений сведены в таблицу 4 приложения 4.
Из представленной таблицы видно, что коэффициент оборота кадров показывает, какая доля кадров обновляется в течение года. В ФГКУ «БПСО МЧС России» в 2013 году эта доля составила – 35,4%, в 2014 году –9,7%, в 2015 году –9,3%. Это показывает нам то, что работники за последние два года мало менялись и поэтому качество обслуживания было более высокого уровня.
Коэффициент оборота по приему определяет, какая доля рабочих прибыла в организацию. В 2013 году прибыло около 33,2% сотрудников, в – 2014 году примерно 3,6%, в 2015 году - 7,8%. Это говорит о том, что организация увеличивало количество работников.
Коэффициент оборота по увольнению показывает, какая доля сотрудников перестала работать в организации по той или иной причине. В первый год уволилось около 5,9% сотрудников, во второй год 6,07%, а в третий – 1,5%. Это говорит о том, что многих сотрудников не устраивают условия труда, следовательно, необходимо провести политику по улучшению условий труда.
Коэффициент текучести кадров выражает, какая доля кадров находиться в движении. В 2013 году в движении находилось около 5,9% персонала, а в 2014 году–6,07%, а в 2015 году намного меньше – 1,5%.
Первоначальная и профессиональная подготовка спасателей БПСО осуществляется согласно программе подготовки спасателей МЧС России от 1999 г. и плана подготовки спасателей на год.
За отчётный период первоначальная и профессиональная подготовка спасателей ФГКУ БПСО МЧС России осуществлялась:
- на базе Центра подготовки спасателей БПСО (п. Никола);
- на базе Учебно-спасательного центра «Вытегра» (Вологодская область, Вытегорский район, п. Устье);
- на базе спортивной подготовки и реабилитации спасателей «Ергаки» (Красноярский край, Ермаковский район);
- на базе 40 РЦПС 179 СЦ (Московская область, г. Ногинск);
- на базе Центра подготовки спасателей Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России (г. Хабаровск);
- на базе Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова (г. Санкт-Петербург);
- на базе Центра подготовки спасателей ЮРПСО МЧС России (г. Сочи).
По программе «Первоначальная подготовка спасателей МЧС России» обучено 14 спасателей, 17 сотрудников отряда (АППГ – 4 спасателя, 4 сотрудника отряда, увеличение на 290%) [20].
По программе «Профессиональная подготовка спасателей МЧС России» обучено 6 человек (АППГ – 9 человек, уменьшение на 33%) (рис.4 приложения 5), в том числе:
- спасателей 3 класса – 1 человек (АППГ – 2 человека, уменьшение на на 50%);
- спасателей 2 класса – 1 человек (АППГ – 4 человека, уменьшение на 75%);
- спасателей 1 класса – 2 человека (АППГ – 5 человек, уменьшение на 60%);
- спасателей МК (семинар, подтверждение квалификации) – 2 спасателя (АППГ – 1 спасатель, 2 сотрудника отряда, уменьшение на 33%).
По программе «Подготовка водолазов» было обучено 3 спасателя, сотрудников отряда – нет (АППГ – 5 спасателей, сотрудников отряда – нет, уменьшение на 40%) (рис.5 приложения 5), в том числе:
- водолазов 4 разряда – 3 спасателя, сотрудников отряда – нет (АППГ – 3 спасателя, сотрудников отряда – нет, без изменений);
- водолазов 6 разряда – нет (АППГ – 2 спасателя, уменьшение на 100%);
- водолазов 7 разряда – нет (АППГ – нет, без изменений).
По программе «Промышленный альпинизм» и др. было обучено – 13 спасателей, 5 сотрудников отряда (АППГ – 14 спасателей, 4 сотрудника отряда, без изменений) (рис.6 приложения 6), в т.ч.:
- по программе «Промышленный альпинизм» – 2 спасателя, 2 сотрудника отряда (АППГ – 5 спасателей, сотрудников отряда – 2 человека, уменьшение на 43 %);
- по программе «Горная подготовка» – 2 спасателя (АППГ – 2 спасателя, без изменений);
- по программе «Горнолыжная подготовка» – 4 спасателя, 1 сотрудник отряда (АППГ – 2 спасателя, сотрудников отряда – нет, увеличение на 150%);
- по программе «Подготовка водитель м/с» – 2 спасателя, 2 сотрудника отряда (АППГ – 4 спасателя, 2 сотрудника отряда, уменьшение на 33%);
- по программе «Спелеологическая подготовка» – 3 спасателя, сотрудников отряда – нет, (АППГ – 1 спасатель, сотрудников отряда – нет, увеличение на 200%).
Для получения рабочих специальностей, навыков и допуска к работам, необходимых спасателям, обучение проводилось:
- в учреждениях, имеющих лицензию на обучение;
- в отрядных и региональных УТС, УМС, УТЗ;
- в составе дежурных смен.
Укомплектованность Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России по состоянию на 01 января 2016 года - 331 шт.ед. (АППГ 315 шт.ед., уменьшение на 25 шт. ед.
В 2015 году общая укомплектованность кадров по состоянию на 01.01.2016 г. составила 89 % (АППГ – 98 %, уменьшение на 9 %) (рис.7 приложения 6).
Укомплектованность должностей гражданского персонала стабильна и, как правило, варьируется в пределах 1-4 процентов.
Общая численность отряда позволяет решать задачи по предназначению.
- количество происшествий и преступлений - 0;
- количество грубых дисциплинарных проступков за 2015 год – 0; в 2014г. за АППГ - 0.
- сведения о количестве сотрудников, допустивших нарушения трудовой дисциплины за 2015 год – 3 (за АППГ – 3, без изменений) (рисунок 8 приложения 6) [20].
Проверка по факту невыхода на работу, в ходе служебной проверки было выявлено, что работнику не продлили договор аренды жилья, в связи с этим он был вынужден переехать в другую местность, заключение: увольнение по собственному желанию. Проверка по факту нахождения на рабочем месте в нетрезвом состоянии, в ходе проверки было выяснено, что работник находился в состоянии похмелья - объявлено замечание, лишение премини на 20%. Проведена служебная проверка по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей, объявлено замечание, снижение надбавки за особые условия на 10%. Проведена проверка по факту невыполнения распоряжений начальника отдела – объявлено замечание, снижение надбавки за особые условия 50%.
Анализ допущенных случаев нарушения за 2015 год: грубых дисциплинарных проступков не выявлено, устранено нарушение правил внутреннего трудового распорядка, проведены разъяснительные беседы с работниками.
3. Совершенствование работы с кадрами в ФГКУ «БПСО МЧС РОССИИ»
3.1. Проблемы и направления повышения кадрового потенциала ФГКУ «БПСО МЧС России»
Проведение анализа кадровой работы в организации и выводы, сделанные по результатам этого анализа, выявили ряд недоработок, а также недостаточное внимание по отношению к некоторым вопросам. Поэтому целесообразно дать несколько рекомендаций для более эффективной деятельности работы с кадровым составом, а именно его усовершенствованию. Важнейшими нерешенными проблемами являются:
- отсутствие методов и технологий, позволяющих объективно оценивать возможности, перспективность работников, в условиях структурной и функциональной неопределенности системы государственного управления;
- необходимо снизить текучесть кадров;
- не действует механизм (материальный и моральный), позволяющий привлекать в систему государственного управления конкурентоспособных работников;
- не проработана схема реализации карьерных устремлений молодых и новых сотрудников;
- необходимо развитие информатизации управления персоналом [21].
Прежде всего, нужно определить систему мероприятий, направленных на нормализацию процесса высвобождения рабочей силы, совершенствования процедуры увольнения, преодоление излишнего уровня текучести.
Для этого меры можно разделить на три основные группы:
- технико-экономические (улучшение условий труда, совершенствование системы материального стимулирования, организации и управления производством);
- организационные (совершенствование процедур приема и увольнения работников, системы профессионального продвижения работников);
- социально-психологические (совершенствование стилей и методов руководства, взаимоотношений в коллективе, системы морального поощрения).
Для снижения текучести кадров необходимо улучшить условия труда.
Важно усовершенствовать кадровую политику, в соответствии с современной обстановкой. Рассмотреть и улучшить, а при необходимости разработать программы обучения, планирования карьеры и повышения квалификации руководящих кадров.
Уделять особое внимание качеству управления. Руководители должны совершенствоваться в искусстве управления людьми и проходить необходимое обучение.
Необходимо упрощение процесса адаптации, путем составления мероприятий, которые обеспечат быстрое вхождение нового сотрудника в коллектив.
Работа с кадровой документацией является достаточно трудоемкой и занимает много времени. Для облегчения работы необходимо ввести новые технологии, программные обеспечения. Удачным вариантом является программа «Отдел кадров плюс 2015» 2015 года создания.
Возможности программы:
- автоматическое составление кадровых документов
- автоматическое составление штатного расписания;
- автоматическое составление формы Т-2 и хранение её в электронном виде в базе данных;
- автоматическое составление журнала приказов и ведение электронного архива приказов в формате Excel;
- расчёт среднесписочной численности сотрудников за любой период;
- формирование произвольных отчётов на основе информации базы данных (пользователь сам выбирает поля базы данных, которые необходимы ему для отображения в отчёте) с возможностью экспорта в формат Word и Excel;
- напоминание об окончании испытательного срока у сотрудников;
- экспорт анкетных данных в формат Пенсионного Фонда на дискету (анкетные данные экспортируются из базы по сотрудникам, таким образом, нет необходимости заново набирать эти данные) и распечатка всех сопутствующих документов;
- хранение в базе личных данных о каждом сотруднике;
- формирование стандартных отчётов (список сотрудников, список сотрудников по отделам, список вакантных мест, список детей сотрудников, список военнообязанных, список уволенных, список женщин, список мужчин);
- расчёт общего, непрерывного стажа, а также стажа работы на данном предприятии;
- учёт командировок, отпусков и поощрений;
- ведение статистики по предприятию (количество сотрудников, количество вакантных мест, средний оклад, средний возраст);
- хранение в архиве базы данных информации об уволенных сотрудниках;
- формирование отчёта по движению численности сотрудников за любой период [15, с. 27-28].
Установление и устранение причин увольнения и средств закрепления кадров является необходимым, но в какой-то степени негативным подходом. Государственному учреждению следует рассмотреть свои сильные стороны, такие как интересная работа, возможности обучения и повышения квалификации, перспективы продвижения по службе, страхование, льготы и пособия для работников. Необходимо усовершенствовать собеседование при найме. При приеме кандидатов со стороны и для повышения достоверности полученных данных должна быть использована процедура оценочной беседы. Для исключения влияния субъективного фактора, переоценки или недооценки лидерского потенциала кандидата, желательно, чтобы беседу проводили минимум два человека: сотрудник, наблюдающий за кандидатом, и консультант, хорошо представляющий будущую деятельность испытуемого. Цель беседы – выявить сущность потенциального сотрудника как цельной личности в различных поведенческих ситуациях [14, с. 20-21].