Файл: Исследование управления кадрами в государственном учреждении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

От качества человеческого ресурса и других объективных факторов, зависит не только состояние управленческой системы государства, но и результативность функционирования госаппарата страны, что, в конечном итоге, определяет эффективность функционирования всех секторов экономики и социальной сферы, поскольку современная экономика в развитых странах не является чисто рыночной, а имеет, наряду с рыночной психологией и идеологией, административно-исполнительные регулятивы.

Без постоянного обновления кадровой политики, освобождения кадровой работы от искажений трудно рассчитывать на успех реформирования общества и экономики. Оздоровление кадрового корпуса государственного и муниципального управления возможно только при активном участии широкой общественности, а не только отдельных органов (правоохранительных) и высших должностных лиц на федеральном, региональном или местном уровнях [5, с. 119-120].

Современным гражданским обществом к государственной службе предъявляются значительно возросшие требования. Однако оценка профессиональной служебной деятельности государственных служащих еще слабо связана с тем, насколько качественно оказываются в государственном органе государственные услуги гражданам и организациям. В субъектах Российской Федерации формируются новые системы территориального управления, которые в наибольшей мере должны быть ориентированы на реальный и устойчивый рост уровня жизни населения [15, с. 24].

Механизмы в работе с кадрами должны по максимуму содействовать формированию управленческих кадров нового типа – без этого они не могут быть признаны политически и социально достаточными. Развитие персонала начинает играть все более важную роль в достижении государственной службой своих стратегических целей, по мере того как изменяются деятельность и структура организации, требуются постоянные изменения в моделях поведения персонала [4, с. 209-210].

В интересах, как организации, так и персонала должны предприниматься последовательные усилия, противодействующие «моральному и физическому износу» рабочей силы - ее устареванию [16, с. 38].

При этом определение эффективности труда государственных и муниципальных служащих является на сегодняшний день одной из самых трудных и не решенных до конца проблем. Сложность определения эффективности труда государственных и муниципальных служащих обусловлена рядом объективных причин: спецификой труда, методологической непроработанностью количественного и качественного измерения результатов и затрат управленческого труда и, прежде всего, отсутствием единого подхода к определению его эффективности в научной экономической литературе. Отсутствие единого подхода к определению эффективности труда объясняется тем, что отдельные экономисты отождествляют эффективность труда с его производительностью, результативностью, эффективностью хозяйственной деятельности и другими косвенными показателями.


Управление развитием кадрового потенциала государственной и муниципальной службы должно эффективно осуществляться на базе комплексной оценки каждого представителя конкретного органа власти, включающей в себя оценки: уровня профессионального образования, уровня знаний и навыков, стаж в занимаемой должности, динамику карьерного роста, деловые, личностные, физические, психологические, нравственные, человеческие и другие качества всего кадрового состава.

Таким образом, подводя итог первой главы исследования можно сказать, что процессы кадровой работы в системе государственного управления должны строиться на основе комплексности, целостности и системности управляющего воздействия. Выработка прогрессивной, перспективной системы, своего рода модели системной организации кадровой работы и управления ею, является задачей первостепенной важности. Требуется создать механизм управления формированием кадрового потенциала системы социального управления на долговременной основе.

2. Анализ кадрового потенциала ФГКУ «БПСО МЧС РОССИИ»

2.1. Общая характеристика ФГКУ «БПСО МЧС России»

Федеральное государственное казенное учреждение «Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России» является подведомственным учреждением Сибирского регионального центра по делам ГО ЧС и ЛПСБ.

БПСО создан 01.01.2002 г. на основании приказов Министра МЧС России № 375 от 30.08.01 г. «О создании Байкальского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России» и № 505 от 21.11.01 г. «О внесении изменений в приказ МЧС России № 375 от 30.08.01 г.» за счет ликвидированных Иркутской поисково-спасательной службы и Бурятской республиканской поисково-спасательной службы.

В соответствии с актом аттестации № 6 от 15.07.2010 г. РАК-700 ФГКУ «Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России» аттестован на проведение поисково-спасательных работ и аварийно-спасательный работ при тушении пожаров.

Основателем и первым руководителем Иркутской КСС, а затем Забайкальской региональной поисково-спасательной службы, созданной 28 июля 1992 г., был Валерий Фёдорович Красник. Зоной ответственности ЗРПСС были территории в пределах Республик Саха-Якутия и Бурятия, Иркутской и Читинской областей.


1 июля 1997 г. ЗРПСС была реорганизована в Иркутскую областную ПСС и вошла в состав Сибирского РЦ.

1 января 2002 года на основании приказа Министра МЧС России № 375 от 30.08.01 г. был создан Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России.

30 июня 2004 года на базе Байкальского ПСО был создан Центр подготовки спасателей. С 2014 года центр подготовки спасателей Байкальского ПСО носит им. А.И. Степанова.

На Байкальский поисково-спасательный отряд возложены обязанности по организации безопасности населения и реагированию на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера на акватории озер Байкал, Арахлей и прилегающим к ним территориям.

На рисунке 1 приложения 1 предоставлена организационно-штатная структура федерального государственного казенного учреждения «Байкальский поисково-спасательный отряд МЧС России».

В структуру отряда входят: управление, поисково-спасательная служба, центр подготовки спасателей, службы материально-технического и инженерно-технического обеспечения.

Основная база отряда, находится в поселке Никола, расположенном у истока р. Ангары. Она была построена в течение 2002-2006 гг [20].

На территории базы располагаются: административный корпус, гаражные боксы, мастерская по ремонту спасательного снаряжения, вертолетная площадка, здание центра подготовки спасателей и многофункциональный спортивный комплекс. Развитая материально-техническая база и профессиональные навыки личного состава позволяют с большой эффективностью выполнять поставленные перед отрядом задачи.

Отряд оснащен современными образцами спасательной техники. При поиске и спасении людей на водных объектах применяются маломерные суда, два скоростных многофункциональных поисково-спасательных катера проекта 12150 «Мангуст», суда на воздушной подушке. Всего на оснащении отряда находится 31 плавсредство.

Для доставки спасателей и спасательного снаряжения к месту ЧС — имеется парк специальной автотехники, который насчитывает 63 единицы: аварийно — спасательные машины различного класса, гусеничные и колесные вездеходы грузовые, легковые автомобили и автобусы. В труднодо ступные районы помогает добраться вертолет «Ми- 8», который базируется в аэропорту г. Иркутска.

Основными задачами БПСО являются:

  • разведка зоны чрезвычайной ситуации (состояние объекта, территории, маршрутов, выдвижение сил и средств, определение границ зоны чрезвычайной ситуации (ЧС);
  • поисково-спасательные работы и эвакуация пострадавших, материальных ценностей из зоны чрезвычайной ситуации;
  • разведка района возникновения чрезвычайной ситуации, эвакуации судов и плавсредств, терпящих бедствие на акватории, проведение водолазных и подводно-технических работ, спасение людей, попавших в экстремальные ситуации при осуществлении хозяйственной деятельности на акватории;
  • проведение поисково-спасательных и других  неотложных работ по ликвидации ЧС техногенного и природного характера в прибрежной зоне и на акватории озера Байкал, а также на Иркутском  водохранилище;
  • предупредительные и аварийно-спасательные работы в зонах схода снежных лавин и селей, а также работы по предупредительному спуску снежных лавин в зоне чрезвычайной ситуации;
  • ликвидация ледовых заторов;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте;
  • газоспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных работ по оказанию помощи пострадавшим при взрывах, пожарах, загазованности) в зоне чрезвычайной ситуации;
  • проведение профилактических мероприятий в местах массового отдыха населения;
  • контроль безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий;
  • патрулирование мест массового отдыха населения, дежурство в зонах отдыха, профилактические рейды в районах необорудованных пляжей.

Специалистами БПСО активно применяется информационно-навигационная система «Луч-Байкал», которая обеспечивает связью подразделения МЧС России при проведении поисково-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций, а также для определения местоположения подвижных объектов этих подразделений.

На базе Байкальского поисково-спасательного отряда осуществляется круглогодичная профессиональная подготовка спасателей МЧС России.

Подготовка спасателей проходит по 6 направлениям:

  • первоначальное обучение на базе БПСО;
  • освоение дополнительных специальностей;
  • учебно-тренировочные сборы по различным дисциплинам;
  • ежедневные тренировки по физической подготовке;
  • периодические тренировки по методикам ведения различных поисково-спасательных работ в разных условиях;
  • повышение классной квалификации [20].

За время работы Центра в нем прошли подготовку и переподготовку 52 сотрудника БПСО, там же прошло 21 учебно-тренировочное мероприятие, в которых приняли участие 131 человек.

За последние два года специалистами БПСО было проведено более 300 профилактических мероприятий по пропаганде культуры безопасности жизнедеятельности среди населения, а также обеспечению безопасности на водных объектах.

На базе БПСО действует многофункциональный спортивный комплекс, который включает в себя водолазный учебно-тренировочный комплекс, зону моделирования и отработки чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, волейбольную и баскетбольную площадки, плавательный бассейн, различные тренажеры, а также поле для мини-футбола.

2.2. Анализ кадрового потенциала ФГКУ «БПСО МЧС России»

Анализ численности и структуры персонала в ФГКУ «БПСО МЧС России» произведен на основании штатного расписания, отчетных документов Управления кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения. По данным управления кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения по состоянию на 1 января 2015 года: штатная численность личного состава ФГКУ «БПСО МЧС России» составляет: 331 ед. (таблица 1 приложения 2).

Из данных таблицы следует, что исследуемый период произошло увеличение численности сотрудников ФГКУ «БПСО МЧС России» на 18,2%. Однако, данная динамика по увеличению численности в разрезе руководителей и специалистов отразилась неоднозначно. Число руководителей сократилось на 2,04% по сравнению с базовым периодом. Изменение численности происходило и в течение исследуемого периода. Это связано с тем, что в данный период трижды происходило изменение организационной структуры ФГКУ «БПСО МЧС России». При этом неоднозначна и динамика численности специалистов. За весь период произошло увеличение на 27,6% по сравнению с базовым. В течение периода на численность специалистов оказали влияние такие факторы: изменение организационной структуры, низкий уровень оплаты труда.


Структура работников по полу представлена в таблице 2 приложения 2. Из представленной динамики следует, что за исследуемый период половая структура сотрудников существенно не изменилась. Колебание составляет 0,55%. В кадровом составе ФГКУ «БПСО МЧС России» превалирует персонал мужского пола – 86%, а персонал женского пола составляет 14%. Такая структура обусловлена спецификой работы в ФГКУ «БПСО МЧС России» и уровнем оплаты труда.

Рассмотрим структуру кадрового состава по возрастному признаку (рисунок 2 приложения 3). Данные рисунка 2 показывают, что молодые специалисты составляют всего 24%, специалисты среднего возраста – 43%, и специалисты предпенсионного и пенсионного возраста составляют – 33%. Это говорит о том, что возрастной состав сотрудников не достаточной удовлетворительный поскольку молодых специалистов недостаточно, для того чтобы заменить уходящих сотрудников на пенсию. Это создает определенные сложности в управлении, т.к. отсутствует преемственность в кадрах и низка доля открытости к нововведениям и инновациям, а сама система управления тяготеет к консервативному типу управления.

Следующая ступень анализа это оценка структуры кадрового состава по стажу работы, которая представлена на рисунке 3 приложения 3.

Из рисунка 3, видно, что превалирует персонал, работающий в ФГКУ «БПСО МЧС России» не более 5 лет – 55%. С одной стороны, это положительный момент - свежие силы и идеи. Однако, большая часть реформ в управлении начата более 5-7 лет назад. Поэтому персонал втягивался в процесс обрывками, от одного законодательного акта до другого, не всегда представляя сущность и первопричины реформы и в чем ее насущная необходимость. Персонал, который обладает всей полнотой информации, составляет 45%, из них 29% это кадры предпенсионного и пенсионного возраста. При этом работоспособный и информированный персонал составляет всего 16%. Такая ситуация достаточно негативно может сказаться на эффективности работы ФГКУ «БПСО МЧС России», поскольку опытным сотрудникам необходимо не только выполнять свою работу и постоянно совершенствоваться, но и обучать и делиться опыт с неопытными сотрудниками, сокращая, либо обеденные перерывы, либо сокращая время на выполнение свои непосредственных обязанностей.

Состав и структура кадров постоянно меняется в соответствии с изменением организации производства и управления.

Характерно, что кадры – наиболее подвижная часть производительных сил. Несомненно, движение кадров в организации представляет собой не хаотичное перемещение персонала из одного структурного подразделения в другое, а напротив, носит четко упорядоченный и закономерный характер.