Файл: Контракт и его содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Неоклассический контракт - неполный, предполагает непрерывность отношений сторон при возникновении конфликтной ситуации до завершения сделки. Гарант выполнения контракта - третья сторона. Используется при заключении долгосрочных договоров, неизбежно содержащих пробелы.

Причины неполноты неоклассического контракта:

  • ограничения лексического аппарата неясность и двусмысленность положений контракта;
  • ограниченная рациональность контрагентов и трудность оценки важные переменные могут быть упущены часто упускают из виду;
  • условия структурной неопределенности (вероятность наступления будущих событий не известна);
  • Экономия на предконтрактных трансакционных издержках поиска информации и ведения переговоров;
  • сокрытие сторонами информации - увеличение индивидуального выигрыша одного из контрагентов.
  • Стороны могут намеренно заключать неполные контракты, перекладывая издержки по дополнению контракта на третью сторону.

Гибкость контракта обеспечивается специализированными механизмами, позволяющими ликвидировать пробелы в процессе выполнения соглашения.

  1. «Отношенческий» контракт – является неполным, предполагает длительное сотрудничество сторон. Гарант выполнения контракта - один или оба контрагента.

Причины, по которым контрагенты предпочтут решать споры между собой, не прибегая к помощи третьей стороны:

  • с увеличением сложности используемых активов и других характеристик сделки во всех нюансах не сможет разобраться даже квалифицированный эксперт;
  • заключаемые в таких условиях контракты являются неполными, с большой неформализованной составляющей, при их выполнении стороны основываются не столько на пунктах, написанных на бумаге, сколько на опыте всех предыдущих отношений [1, с. 101].

1.3 Типовые контракты

Типовые контракты могут быть классифицированы по следующим признакам:

  1. по способу установления цены контракта;
  2. по характеру взаимоотношений между участниками проекта и полноте ответственности между ними.

По способу установления цены контракты делятся на:

  1. Контракт с твердой ценой, который является соглашением, при котором одна сторона обязуется осуществлять поставку материалов, проведение работ и оказание услуг за определенную цену, которая не может быть изменена в случае изменения затрат.

Большая доля риска при заключении контракта этого типа ложится на подрядчика, поскольку любые отклонения от указанных в контракте условий влияют на его затраты, но и возможность получения прибыли наиболее высока.

В контракте с фиксированной ценой требуется, чтобы его содержание было выполнено за фиксированную сумму денег.

В реальности, если возникают проблемы, делающие невозможным для подрядчика или поставщика выполнение контракта за обговоренную сумму, такие соглашения могут пересматриваться.

В контрактах с фиксированной ценой покупателю не нужно знать, сколько в действительности подрядчик тратит на выполнение контракта. При заключении контракта с фиксированной ценой подрядчик берет на себя весь риск, связанный с будущими проблемами.

Поэтому продавец устанавливает цену так, чтобы она компенсировала принятие на себя этого риска [9, с. 547].

В результате в контрактах такого типа может оказаться, что покупатель платит больше, чем было бы необходимо в том случае, когда покупатель взял бы на себя часть рисков.

  1. Контракт с возмещением издержек, который предполагает возмещение подрядчику части затрат, связанных с выполнением проекта.

Возмещение может производиться не по всем затратам, а только по тем из них, которые положениями контракта отнесены к возмещаемым [10, с. 344].

Различают следующие основные виды контрактов с возмещением издержек, каждый из которых характеризуется различной степенью риска:

  • фиксированный ценовой контракт — представляет собой контракт, заключенный между двумя сторонами на единовременную общую сумму, при этом подрядчик (поставщик) обязывается поставлять продукцию или оказывать услуги по фиксированной цене.
  • контракт с фиксированной ценой — данный тип контракта характеризуется наличием в нем «твердой» цены, т.е. в нем рассматривается ситуация, когда поставщик соглашается предоставить товары и услуги по зараннее оговоренной фиксированной цене [9, с. 325].
  • контракт с фиксированной суммой и условием стимуляции - также включает в себя фиксированную сумму с условием изменения прибыли и установления итоговой стоимости контракта по формуле, основанной на отношении полной итоговой договорной суммы и полной целевой суммы.
  • контракт с фиксированной суммой и стимулирующей оплатой - данный тип контракта характеризуется выплатой продавцу покупателем установленной раннее суммой (оговоренной в контракте), а также возможностью продавца получить дополнительную сумму, если он удовлетворит определенным критериям по производительности. Контракт обеспечивает поставщику твердую цену за установленное качество поставок плюс заранее согласованное поощрительное вознаграждение за более высокое качество.
  • контракт с наценкой - этот контракт содержит в себе возможность заказчика согласиться на увеличение стоимости проекта в обмен на право иметь большую возможность контролировать проект и даже участвовать в управлении им. В данных контрактах оплата услуг подрядчика либо является фиксированной, либо исчисляется в определенных процентах от стоимости всего проекта [2, с. 128].
  • контракт с оплатой затрат плюс фиксированное вознаграждение представляет собой контракт, который обеспечивает подрядчику (поставщику) возмещение допустимых затрат, а также возможное фиксированное вознаграждение.
  • контракт с оплатой издержек плюс поощрительное вознаграждение - это контракт, который обеспечивает возмещение затрат в зависимости от базовых характеристик товаров, работ или услуг, а также заранее определенное вознаграждение за превышение таких характеристик.
  • контракт с оплатой затрат плюс процент от затрат включает в себя возможность возмещения допустимых затрат в связи с предоставленными услугами плюс согласованный процент от затрат в качестве прибыли [10, с. 345].

В контрактах с возмещением затрат поставщик соглашается выполнить условия контракта, но риск берет на себя покупатель.

В свою очередь, покупатель соглашается возместить подрядчику стоимость любой работы и любые потраченные деньги.

Когда контракт выполнен, покупатель выплачивает определенную сумму поставщику за выполненную работу.

Контракты с возмещением затрат используются в случаях, когда вероятны риски и неопределенность проекта, или же необходимо сделать значительные инвестиции, пока не появится возможность получения окончательных результатов проекта.

В некоторых случаях это является экономичным: в проектах с большим риском подрядчик будет оценивать стоимость рисков и делать достаточную наценку для покупателя с целью компенсации взятия на себя риска. В контракте с возмещением затрат оплачиваются только фактические затраты на возникающие риски.

Основной сложностью контрактов с возмещением затрат является определение фактических затрат.

В основном это происходит на основании сверки выполненных работ с произведенными затратами и их обоснованием первичными документами.

Также можно отметить, что контракты различаются по хозяйственному существу сделки.

В качестве примера можно привести следующие типы контрактов (договоров) с указанием наименования и предмета договоров, названия сторон (таблица 1) [10, с. 347].

Таблица 1

Обобщенные примеры часто встречающихся типов контрактов (договоров)

Сущность сделки

Предмет договора

Стороны сделки

Договор купли-продажи

Передача другой стороне в собственность товар

Покупатель

Продавец, поставщик

Договор подряда

По заданию другой стороны выполнение работ, всегда с передачей результата

Заказчик

Подрядчик

Договор НИОКР

По заданию другой стороны разработка образца нового изделия, новой технологии, конструкторской документации

Заказчик

Исполнитель

Договор оказания услуг

По заданию другой стороны оказание услуг, не всегда имеющих законченный результат

Клиент, заказчик

Исполнитель

Договор поручения

Совершение от имени и за счет другой стороны определенных юридических действий

Доверитель

Поверенный


Таким образом, в качестве примеров контрактов проектов можно привести такие контракты (договоры) как: о строительстве, разработку любой новой продукции, проведение ремонтных работ, внедрение информационной системы на предприятии, проведение избирательной кампании, съемки кинофильма и многое другое, что отвечает приведенным ранее в тексте работы определениям.

Глава 2 Методические аспекты управления контрактами

2.1 Общие сведения об администрировании контрактов, используемые инструменты и методы

Юридическая природа контрактных взаимоотношений требует от команды управления проектом четкого осознания юридических последствий действий, предпринимаемых в процессе администрирования любого контракта.

Именно в силу юридической природы контрактных взаимоотношений, многие организации рассматривают администрирование контрактов как административную функцию, отдельную от организации проекта.

Хотя администратор контракта может входить в команду проекта, но обычно его непосредственный начальник находится в другом подразделении. Это обычно применяется в те случаях, когда исполняющая организация одновременно является продавцом проекта стороннему заказчику.

Администрирование контрактов включает в себя приложение соответствующих процессов управления проектами к отношениям с поставщиками и интеграцию выходов этих процессов в общее управление проектом.

В проектах, где принимают участие несколько поставщиков и предметами поставок являются несколько продуктов, услуг или результатов, эта интеграция и координация часто оказывается многоуровневой [8, с. 309-310].

Используемые процессы управления проектами включают в себя, в частности, следующее:

  1. руководство и управление исполнением проекта - для авторизации работы подрядчика в нужный момент времени;
  2. отчетность по исполнению - для мониторинга за соблюдением подрядчиком требований по стоимости, расписанию и техническому исполнению;
  3. процесс контроля качества - для контроля и подтверждения качества продукта, созданного подрядчиком;
  4. общее управление изменениями - для обеспечения надлежащего одобрения изменений и оповещения всех заинтересованных лиц об этих изменениях;
  5. мониторинг и управление рисками - для обеспечения снижения рисков.

Администрирование контрактов содержит в себе также элемент управления финансами - мониторинг платежей продавцу [5, с. 228-230].

Это позволяет гарантировать, что условия платежей, определенные положениями контракта, выполняются надлежащим образом, а выплаты продавцу непосредственно связаны с выполнением последним своих обязательств по контракту.

Администрирование контрактов предусматривает проверку и документальное оформление информации о том, насколько хорошо продавец выполняет или выполнил предусмотренные контрактом корректирующие действия.

Эти документы об исполнении становятся основой для дальнейших взаимоотношений с продавцом.

Оценка деятельности поставщика, выполняемая покупателем, предназначена прежде всего для подтверждения компетентности или некомпетентности поставщика при выполнении подобной работы для данного проекта или для других проектов.

Подобные оценки также проводятся в случае необходимости подтверждения того, что продавец не выполняет свои обязательства по контракту и покупатель намерен предпринять корректирующие действия.

Администрирование контрактов также включает в себя управление в случае преждевременным завершением работ по контракту (по определенным причинам, в силу представившихся благоприятных возможностей или из-за невыполнения обязательств), предусмотренных статьей контракта о завершении работ.

В текст контракта можно при обоюдном согласии вносить изменения в любое время вплоть до закрытия контракта, в соответствии с условиями управления изменениями, предусмотренными контрактом. Эти изменения не обязательно должны быть в равной мере выгодны и покупателю и продавцу.

При администрировании контрактов используются следующие инструменты и методы:

  1. Система управления изменениями контракта.

Система управления изменениями контракта определяет процесс внесения изменений в содержание контракта.

Система включает документы, системы отслеживания, процедуры разрешения конфликтов и уровни иерархии, на которых производится авторизация изменений.

Система управления изменениями контрактов должна быть интегрирована в систему общего управления изменениями.

  1. Подготовленный покупателем обзор выполнения работ.

Обзор выполнения поставок представляет собой структурированный документ, содержащий информацию о том, насколько успешно выполняются продавцом поставки, определенные содержанием проекта, насколько они соответствуют предусмотренным контрактом требованиям по качеству, стоимости и срокам поставок [12, с. 207].