Файл: Коммерческие банки, их виды и основные направления деятельности (Общая характеристика ОАО «Сбербанк России»).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие и основные виды деятельности коммерческих банков в Российской Федерации
1.2 Направления деятельности коммерческих банков
Глава 2 Кредитование в коммерческих банках – как одно из основных направлений их деятельности
2.1 Содержание понятий банковского кредитования
2.2 Стадии и этапы кредитного процесса
Глава 3 Особенности кредитования в деятельности коммерческого банка ОАО «Сбербанк России»
3.1 Общая характеристика ОАО «Сбербанк России»
3.2 Оценка кредитоспособности заемщика в ОАО «Сбербанк России»
Система управления банком постоянно меняется, поскольку вынуждена реагировать на изменения внешней и внутренней среды, новые требования регулятивного и надзорного органа - Банка России, усложнение задач, которые ставят акционеры банка перед его ключевым управленческим персоналом.
Указанные выше изменения обусловлены, в частности, продолжающимся финансовым кризисом, сохраняющейся нестабильностью финансовых рынков, ростом рисков, проблемами с ликвидностью, необходимостью увеличения капитала в связи с планами Банка России по осуществлению перехода с Базеля-1 на Базель-2, -3. Соответственно должна меняться и методология кредитного процесса.
Методология кредитного процесса и бизнес-процессы в многофилиальном банке часто различаются, несмотря на многочисленные итерации к сближению. Причины этих различий многообразны. Например, быстрое развитие банка, порождающее конфликты интересов, собственное понимание менеджерами разных уровней поставленных задач по достижению ключевых показателей, результаты внедрений автоматизированных систем и др. Различия в теории и практике кредитного процесса подтверждаются, в частности, выявляемыми многочисленными нарушениями в кредитной работе в ходе внешних и внутренних проверок.
Таким образом, для крупных банков, наращивающих объёмы кредитования, возникает насущная потребность в совершенствовании кредитного процесса, в том числе совершенствовании его методологии. Результатом этой работы должна являться разработка и внедрение обновлённой (целевой) модели кредитного процесса.
Совершенствование кредитного процесса в многофилиальном банке должно являться постоянным, взаимоувязанным и многоэтапным процессом. Этот процесс должен основываться на чётком понимании стоящих перед банком задач, модели развития системы управления, глубоком понимании существующих бизнес-процессов, умении идентифицировать и оценивать риски, неразрывно связанные с банковской деятельностью, а также умении выполнять поставленные задачи и оценивать эффективность результатов.
Глава 3 Особенности кредитования в деятельности коммерческого банка ОАО «Сбербанк России»
3.1 Общая характеристика ОАО «Сбербанк России»
Сберегательный банк Российской Федерации является одним из крупнейших банков страны и по ряду экономических показателей занимает ведущие позиции в кредитной системе. Ему нет равных среди коммерческих банков по числу территориальных банков, филиалов и агентств.
На долю лидера российского банковского сектора по общему объему активов приходится 28,6% совокупных банковских активов (по состоянию на 1 ноября 2015 года).
Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. На его долю в конце 2015 г. приходится 43,3% вкладов населения, 32,7% кредитов физическим лицам и 32,1% кредитов юридическим лицам.
Сбербанк сегодня — это 17 территориальных банков и более 19 тысяч отделений по всей стране, во всех 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов.
Только в России у Сбербанка более 106 миллионов клиентов – больше половины населения страны, а за рубежом услугами Сбербанка пользуются около 11 миллионов человек (по состоянию на конец 2015 г.).
Спектр услуг Сбербанка для розничных клиентов максимально широк: от традиционных депозитов и различных видов кредитования до банковских карт, денежных переводов, банковского страхования и брокерских услуг.
Все розничные кредиты в Сбербанке выдаются по технологии «Кредитная фабрика», созданной для эффективной оценки кредитных рисков и обеспечения высокого качества кредитного портфеля.
Стремясь сделать обслуживание более удобным, современным и технологичным, Сбербанк с каждым годом все более совершенствует возможности дистанционного управления счетами клиентов.
В банке создана система удаленных каналов обслуживания, в которую входят:
— онлайн-банкинг «Сбербанк Онлайн» (более 7 млн активных пользователей);
— мобильные приложения «Сбербанк Онлайн» для смартфонов (более 1 млн активных пользователей)
— SMS-сервис «Мобильный банк» (более 13 млн активных пользователей).
— одна из крупнейших в мире сетей банкоматов и терминалов самообслуживания (более 83 тыс. устройств).
ОАО «Сбербанк» является крупнейшим эмитентом дебетовых и кредитных карт. Совместный банк, созданный Сбербанком и BNP Paribas, занимается POS-кредитованием под брендом Cetelem, используя концепцию «ответственного кредитования».
В рейтинге топ-1000 крупнейших банков мира по капиталу (Top 1000 World Banks), опубликованном журналом The Banker, Сбербанк занял 34 место, поднявшись на 15 позиций по сравнению с предыдущим годом. Немаловажно, что Сбербанку принадлежит в этом рейтинге 1 место в мире по рентабельности активов (ROA), 1 место по рентабельности собственного капитала (ROE) и 5 место в мире по соотношению «капитал к активам».
В 2015 году Сбербанк занял 63 место в рейтинге самых дорогих мировых брендов, опубликованном консалтинговой компанией Brand Finance. Стоимость бренда Сбербанка оценена в $14,16 млрд: за год она выросла почти на $3,4 млрд. Тем самым Сбербанк признан самым дорогим брендом России.
Сбербанк России является юридическим лицом и со своими филиалами (территориальные банки и отделения) и их внутренними структурными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России.
Филиальная сеть Сбербанка России расположена на всей территории страны. По состоянию на 24 января 2015г. сеть Сбербанка России состояла из 18 территориальных банков, 1511 отделений, 20250 внутренних структурных подразделений.
Филиалы Сбербанка России не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Сбербанка России, имеют баланс, который входит в баланс Сбербанка России, имеют символику Сбербанка России.
Изменения в Устав, связанные с открытием, закрытием филиалов и изменением их статуса, вносятся по решению Наблюдательного совета Банка не реже 1 раза в год.
Филиалы Банка (территориальные банки) возглавляются Председателями, назначаемыми Президентом, Председателем Правления Банка, филиалы (отделения) — управляющими, назначаемыми по установленной номенклатуре.
Органами управления Банка являются:
1) Общее собрание акционеров — высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.
Проводится один раз в год. Общее собрание акционеров решает следующие вопросы: утверждение годового отчета, рассматривает отчет ревизионной комиссии, отчет руководства, порядок распределения прибыли и ее использования (размер и порядок выплаты дивидендов), план развития на следующий год, определяет стратегию развития банка, избирает Совет банка;
2) Наблюдательный совет. Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора.
3) Правление Банка. Правление Банка состоит из 14 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка.
Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организационная структура ОАО «Сбербанк России» представлена на рисунке 1
Рисунок 1 – Организационная структура ОАО «Сбербанк России»
Среди клиентов Сбербанка — более 1 млн предприятий (из 4,5 млн зарегистрированных юридических лиц в России).
Банк обслуживает все группы корпоративных клиентов, причем на долю малых и средних компаний приходится более 20% корпоративного кредитного портфеля банка.
Оставшаяся часть — это кредитование крупных и крупнейших корпоративных клиентов.
Основное направление в деятельности Сберегательного банка состоит в оказании разнообразных услуг.
Сбербанк осуществляет: прием и выдачу вкладов; кредитно-расчетное обслуживание клиентов; выдачу поручительств, гарантий; покупку-продажу иностранной валюты.
На развитие операций Сбербанка существенное влияние оказали факторы, связанные с изменением экономических условий в обществе. Наиболее важными из них являются: ликвидация монополии Сбербанка и возрастание конкуренции между коммерческими банками за привлечение средств населения; динамика структуры цен, предложения товаров и соответствующих расходов населения; увеличение спроса на кредит; дифференциация населения по уровню доходов; процентная политика банков, открытие приватизационных счетов граждан для приобретения у государства и муниципалитетов государственных и муниципальных предприятий.
Банк стремится максимально соблюдать интересы вкладчиков и заботится об удовлетворении собственных интересов, добиваясь получения наибольшей прибыли от кредитной и прочей деятельности.
Сбербанк выполняет активные и пассивные операции. Масштабы и характер пассивных операций обусловлен уровнем товарно-денежных отношений, характером сети банковских учреждений и системы безналичных расчетов.
Эти операции должны строиться таким образом, чтобы доходы банка по ним превышали затраты на их обеспечение, то есть были рентабельными.
На рентабельность банковских операций существенно влияет конкуренция между банками, которая приводит, с одной стороны, к выравниванию уровня доходности в разных банках, а с другой - к обеспечению необходимого уровня обслуживания клиентов при меньшей плате.
Для того чтобы оценить, насколько эффективно ОАО «Сбербанк» России управляет активами и пассивами, проведем вертикальный и горизонтальный анализ бухгалтерских балансов.
Согласно данным бухгалтерского баланса, можно сделать вывод, что наибольшие доли на протяжении всего анализируемого периода составляют чистая ссудная задолженность (2009 г. – 79,36%, 2010 г. – 72,68%, 2013 г. – 67,04%, 2014 г. – 73,29%, 2015 г. – 71,95%) и чистые вложения в ценные бумаги (2009 г. – 7,61%, 2010 г. – 15,37%, 2013 г. – 21,72%, 2014 г. – 15,41%, 2015 г. – 14,77%).
Ссудная задолженность представляет собой основу формирования активов. Это одна из наиболее значимых статей баланса, на которую банк должен в наибольшей степени акцентировать свое внимание в процессе деятельности.
Что касаемо чистых вложений в ценные бумаги, то мы видим, что наименьшее значение данной статьи баланса было в 2009 году, когда по всему миру была самая острая фаза мирового финансового кризиса.
Этим объясняются такие низкие значения данной статьи баланса по сравнению с остальными годами. «Сбербанку» России пришлось пересмотреть свою стратегию поведения на данном сегменте рынка, активно избавляясь от рисковых ценных бумаг путем их продажи.
Однако после прохождения наиболее острой фазы кризиса ситуация начала нормализоваться, банк снова стал наращивать обороты по приобретению ценных бумаг.
Остальные статьи баланса имеют незначительный удельный вес в общей валюте баланса, однако они все равно принимают участие в формировании совокупных активов «Сбербанка».
За анализируемый период (01.2010-01.2015г) совокупные активы увеличились на 42.3 % и достигли 10 трлн.руб. Основой роста являлись кредиты клиентам и вложения в ценные бумаги.
Доля средств находящаяся в Центральном Банке РФ постепенно увеличивалась в среднем на 33% и на 01.2015 составила 151197млн.руб.(01.2013- 112238 млн.руб., 01.2014- 128925млн.руб.).
Чистые вложения в ценные бумаги за 2014 год возросли на 69,7% и составили на 01.2015 - 1851423млн.руб..После реализации портфеля ОБР объем ценных бумаг сократился на 14,6% и на 01.2014 составил 1580627млн.руб..
Денежные средства увеличились с 270 396 млн. руб. за 2010 год на 19,2% и составили на 01.2013 - 322 303 млн.руб.. В период до 01.2014 продолжился их рост и на 01.2014 данное значение равно 492 881 млн. руб. , что почти на 53% больше показателя предыдущего года.
Исходя из имеющихся данных видно, что совокупные активы по итогам 2015 года увеличились по отношению к 2014 году на 29,98% (в абсолютном значении – 13581754 млн. рублей), в 2014 году они выросли по сравнению с 2013 годом на 22,60% и составили в абсолютном значении 10449419 млн. рублей. Совокупные активы росли в первую очередь за счет увеличения чистой ссудной задолженности, рост которой по отношению к 2014 году составил 27,60%, а также за счет денежных средств и средств в ЦБ РФ, их рост в 2015 году по отношению к 2014 году составил 47,10% и 152,13% соответственно.