Файл: Основные функции в системе менеджмента (Сущность и классификация функций менеджмента).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность управления – это сложный и целенаправленный процесс. В постиндустриальном обществе становится важным, как работает руководитель, как он гибок и мобилен в своих действиях в отношении организации, команды в связи с осуществлением своих функций. Достижение эффективности в деятельности руководства организации, касающихся взаимодействия и динамической функции менеджера в постоянно меняющихся условиях.
Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика – определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы организации. Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления. Таким образом, выявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность структуры и функций управления. Распределение функций управления способствует совершенствованию процесса управления, обобщение и передача управленческого опыта, а также изучение функций управления, понимание природы деятельности и управления.
Исследование функций управления отражены в трудах Р. Акоффа, И. Ансоффа, А. Аккера, М. Альберта, Ф. Хедоури, В. Базилевича, Д. Лужи, А. Вакульчика, С. Варналия, А. Гальчинского, В. Гейца, Р. Герасименко, В. Евтушевского, П. Ещенко, Ю. Касимова, Г. Козаченко, В. Кузьмина, Ю. Лупенко, А. Мазараки, И. Малого, М. Мескона, В. Мищенко, Б. Нила, Р. Пайка, Е. Панченко, Ю. Петруни, А. Рыбалкина, С. Румянцева, М. Рупняк, А. Сера, Ф. Хмиля, А. Шегды, А. Яковлева и др. Однако теоретико-методологические и практические аспекты функционального подхода к международному, глобальному менеджменту еще недостаточно исследованы и разработаны.
Целью данной работы является раскрытие основных функций менеджмента и их место и роль в системе.
В рамках поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
– изучить сущность и классификация функций менеджмента;
– рассмотреть планирование и прогнозирование в системе менеджмента;
– охарактеризовать организация как функция менеджмента;
– проанализировать суть мотивации как функции управления;
– изучить координацию и контроль в системе менеджмента;
– охарактеризовать контроль как функция менеджмента;
– проанализировать эффективности функций менеджмента на предприятии.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Сущность и классификация функций менеджмента
В литературе разделение труда трактуется как дифференциация и специализация трудовой деятельности, приводящая к выделению и сосуществованию различных ее видов, более мелких и конкретных. Выделяют несколько видов разделения труда [5]:
- первоначальное разделение труда, основанное на половозрастных факторах (предполагает естественный характер);
- общественное разделение труда, предусматривающее выделение социальных групп и выполняемых ими функций;
- техническое разделение труда, понимаемое как расчленение производственной деятельности на конкретные функции, операции и приемы.
Процесс управления раскрывается в его функциях, которые возникли в
результате разделения труда и специализации в сфере управления. Первым теоретиком профессионального разделения труда был Ф.У. Тейлор, сторонник узкой специализации для стабильного и массового производства продукции конвейеров [20].
Функции менеджмента – это специализированные виды управленческой деятельности, представляющие различные направления воздействия на управляемый объект. Таким образом, функция менеджмента – это вид управленческой _____деятельности, направленной на решение конкретной задачи управления, который осуществляется специальными приемами и методами.
Общие функции, отражающие содержание менеджмента были сформулированы в 1916 г. А. Файолем., который разделил их на организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство. В дальнейшем Е. Дейл (50-е гг. XX века), Дж. Обер-Крие (Франция, 60-е гг. XX века) также высказывали мысль о целесообразности выделения таких функций управления, как предвидение, руководство, контроль и производство, которые получили дальнейшее развитие и применение в современном менеджменте.
Характерной особенностью общих функций менеджмента является их
взаимосвязь и взаимопроникновение.
Главная целевая функция организации (предприятия) заключается в удовлетворении спроса на конкретные виды товаров и услуг путем их постоянного производства и реализации. На осуществление этой центральной функции и направлены все классификационные группы функций.
За основу классификации группы общих функций был взят перечень
А.Файоля, но трансформированный и насыщенный новым содержанием.
Общепринятыми считаются следующие группы функций (таблица 1) [14]:
Таблица 1– Функции в системе менеджмента
Общие функции |
Внутренние функции |
Специфические (конкретные) функции |
прогнозирование планирование организация регулирование мотивация координация контроль учет |
сбор (поиск) хранение обработка анализ передача нформации |
линейное руководство оперативные планировки организация и оплата труда финансирование маркетинг и материально-техническое снабжение подбор кадров делопроизводство многие другие |
Основные функции являются неотъемлемым элементом любой систем управления в любой организации, независимо от ее размеров, формы собственности и специализации.
Специфическая группа функций раскрывает содержание конкретных видов деятельности и организации управления.
Группа внутренних функций представляет собой конкретные виды операций, связанных с обработкой информации как предмета труда и процесса управления [8].
1.2 Планирование и прогнозирование в системе менеджмента
Начальным элементом планирования является прогнозирование, т.е. составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития объекта, рассматриваемого в тесном взаимодействии с окружающей средой [2].
Прогнозирование представляет собой определенную систему вероятно-стной оценки характера изменения целей и путей развития объекта управлния в сопряжении с материальными ресурсами предприятия.
Основами прогноза являются специальные обследования, другие прогнозы, математическое моделирование, мнения экспертов. Комплексный прогноз включает в себя краткую характеристику объекта, механизма его функционирования, ограничений, подробное описание возможных направлений и способов развития объекта, оптимальные стратегии. Составление прогноза следует начинать с анализа экономических, социальных, технических и других процессов, протекающих в организации и в ее окружении, связей между ними, оценки сложившейся ситуации и выявлении узловых проблем.
На практике применяется несколько методов прогнозирования. Наиболее простой – экстраполяция, или проекция в будущее. Суть экстраполяции в
автоматическом перенесении на будущее прошлых тенденций, например, темпов роста, рентабельности, численности сотрудников предприятия. Следует отметить, что этот метод пригоден для стабильных, контролируемых условий, которые в обозримом будущем не должны измениться. При этом требуется изучение ситуации за достаточно длительный промежуток времени (не менеедесятилетия) [25].
При ожидании не очень стабильной будущей ситуации, но при этом причинно-следственные связи все же просматриваются достаточно явно, для
целей прогнозирования могут использоваться математические модели. Указанные разновидности прогнозирования составляют суть генетического подхода к прогнозированию, с помощью которого, исходя из знания прошлых событий и понимания современной ситуации, можно шаг за шагом проследить направления и темпы ее изменения и как итог нарисовать картину
будущего.
В условиях неопределенности использование генетического подхода на
практике не дает надежных результатов. В этом случае применяется метод экспертных оценок. Обобщение высказываний специалистов в соответствую-
щих областях позволяет ориентировочно описать будущую ситуацию, которая служит исходным пунктом для поиска возможных стратегий ее достижения.
Этот метод составляет основу нормативногоподхода к прогнозированию. Подробное описание событий, с определенной степенью вероятности
ведущих к желанному состоянию объекта управления, или возможных последствий сделанного выбора получил название прогнозного сценария. Неопределенность будущего предполагает составление нескольких сценариев: оптимистичного (благоприятные условия), реалистичного (нормальные, средние условия) и пессимистичного (дела у организации могут пойти совсем плохо).
Прогнозы могут быть точечными (предполагают однозначную характеристику будущего события) и интервальными (представляют собой диапазон характеристик, ширина которого прямо пропорциональна вероятности их достижения).
В самом простом случае прогноз представляет собой утверждение о возможности или невозможности того или иного события (альтернативный прогноз).
Кроме того, существует следующая классификация прогнозов:
- общий (да – нет);
- качественный (описание будущей ситуации);
- количественный (числовые характеристики будущей ситуации).
Количественные прогнозы, в свою очередь, подразделяются на точечные и интервальные.
Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального развития и
функционирования организации. Планирование предусматривает разраб отку
комплекса мероприятий, определяющих последовательность достиженияконкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой [10].
Планирование – функция управления, с помощью которой определяются цели деятельности организации, необходимые средства, а также наиболее эффективные методы достижения этих целей.
Планирование является центральной функцией управления. Оно направлено на постановку реальных целей и задач системы управления и предприятия в целом в строгом соответствии с методом и средствами их достижения. Планирование как общая функция управления пронизывает все виды управленческой деятельности и стадии производственных процессов структурных звеньев любого предприятия. В новых экономических условиях планирование становится непрерывным процессом поиска эффективных путей и методов совершенствования деятельности предприятия.
Планирование предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развития различных частей организации, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования ее потенциала и оптимизации конечного результата. В частности, если говорить о планировании в широком смысле, речь идет:
- о постановке целей и задач, выработке стратегий, (в том числе и чрезвычайных), стандартов деятельности организации в целом и ее подразделений на предстоящий период;
- о распределении и перераспределении ресурсов в соответствии со складывающейся внешней и внутренней ситуацией;
- об определении последовательности действий по переводу организации в новое желаемое состояние;
- о создании координационных механизмов [7].
В узком смысле планированием является составление специальных документов – планов, опирающихся на прогнозы развития организации создающих основу для конкретных действий на всех ее уровнях.
По срокам планы принято делить на три категории:
- долгосрочные (5 и более лет) – планы- цели, программы;
- среднесрочные ((от 1 года до 5 лет) – бюджеты, программы;
- краткосрочные (до 1 года) – бюджеты, сетевые графики, программы.
Вид планирования и соответствующий тип плана зависят от уровня ор-
ганизационной иерархии, на котором они осуществляются.
Стратегическое планирование предусматривает выдвижение таких целей в стратегии развития организации, реализация которых обеспечит ее эффективное функционирование в долгосрочной перспективе. Стратегическое планирование осуществляется на верхнем уровне иерархии управления.