Файл: Основные функции в системе менеджмента (Сущность и классификация функций менеджмента).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
предполагае.т уточнени.е функци.й подразделений; определени.е прав и обязан-
носте.й каждог.о руководител.я и сотрудника; устранени.е многоступенчатости,
дублировани.я функци.й и информационны.х потоков. Основно.й задаче.й здесь
являетс.я повышени.е эффективност.и управления.
Организационную структуру управлени.я обычн.о изображаю.т в вид.е схемы. Есл.и н.а схеме кроме управленчески.х структур, отражены и структур-ны.е подразделени.я (цехи, участки), т.о така.я схем.а представляе.т собо.й организационную структуру предприятия.
Структуру управлени.я обычн.о характеризую.т с помощью таки.х поняти.й как сложность, уровн.и формализаци.и и централизация, механизмы координации. Сложность структуры определяетс.я число.м отделов, бюро, групп, высококвалифицированны.х специалистов и количество.м уровне.й иерархии.
Формализаци.я характеризуе.т масштабы использовани.я нор.м и правил регулировани.я поведени.я работников.
Централизаци.я характеризуе.т распределени.е прав, обязанносте.й и от-ветственност.и п.о вертикал.и управления, а уровень централизаци.и показывает, в како.й мере члены организаци.и привлекаютс.я к принятию управленчески.х решений. Координаци.я базируетс.я н.а использовани.и механизмов интеграци.и разделенны.х ресурсов и действи.й [22].
Организационны.е структуры управлени.я промышленным.и фирмам.и отличаютс.я больши.м разнообразие.м и определяютс.я многим.и объективными
факторам.и и условиями. К ни.м могу.т быть отнесены, в частности, масштабы
производственно.й деятельност.и фирмы (средняя, мелкая, крупная); производственный профиль фирмы (специализаци.я н.а выпуске одног.о вид.а продукци.и ил.и широко.й номенклатуры издели.й различны.х отраслей); характер выпускаемо.й продукци.и и технологи.я е.е производств.а (продукци.я добывающи.х ил.и обрабатывающи.х отраслей, массово.е ил.и серийно.е производство); сфер.а деятельност.и фирмы (ориентаци.я н.а местный, национальный ил.и международный рынок); масштабы зарубежно.й деятельност.и и формы е.е осуществлени.я (наличи.е дочерни.х предприяти.й за границей, в то.м числе производственных, сбытовы.х и др.); характер монополистическог.о объединени.я (концерн, финансова.я группа).
Организационна.я структур.а фирмы и е.е управлени.е не являютс.я чем-т.о застывшим, он.и постоянн.о изменяются, совершенствуютс.я в соответстви.и с изменяющимис.я условиями. Практическ.и процесс реорганизаци.и управленчески.х структур становитс.я перманентным и ставитс.я в прямую зависимость о.т изменени.й в стратеги.и развити.я фирмы.
Факторы, вызывающи.е необходимость структурно.й перестройк.и компаний:
• ускоренна.я разработк.а новы.х видов продуктов под воздействие.м научно-техническог.о прогресса в условия.х обострившейс.я конкуренции;
• интенсивно.е внедрени.е передовы.х технологий;
• систематическо.е внедрени.е новы.х методов организаци.и управлени.я производство.м н.а базе активног.о использовани.я компьютерно.й техники.
В рамка.х организационно.й структуры осуществляетс.я управленческий
процесс, базирующийс.я н.а разделени.и и коопераци.и труд.а управленчески.х работников. Организационны.е структуры управлени.я отличаютс.я большим
разнообразие.м форм. Пр.и это.м и.х можн.о разделить н.а две группы: механистически.е организационны.е структуры управлени.я и органически.е (адаптивные) структуры управления. Рассмотри.м и.х подробне.е [17].
Механистически.е (бюрократические) организационны.е структуры
управлени.я характеризуютс.я высоко.й степенью разделени.я труда; развитой
иерархие.й управления, когд.а каждый нижестоящи.й уровень подчиняетс.я вы-
шестоящему и контролируетс.я им; наличие.м взаимоувязанны.х формальных
правил и стандартов, обеспечивающи.х однородность выполнени.я исполните-
лям.и свои.х обязанносте.й и скоординированность различны.х задач; подбором
кадров п.о и.х профессиональным и деловым качествам.
Рассмотри.м отдельны.е разновидност.и механистически.х структур
управления.
Линейна.я организационна.я структур.а управлени.я основан.а н.а верти-
кально.м разделени.и труда, характеризуетс.я тем, чт.о в.о главе каждог.о звена
любог.о уровн.я управлени.я находитс.я руководитель-единоначальник, осуществляющи.й все функци.и управлени.я и подчиняющийс.я п.о все.м вопроса.м вышестоящему начальнику, т.е. низши.е уровн.и управлени.я последовательн.о подчинены высшим. В результате складываетс.я соподчиненность руководителе.й все.х уровне.й управлени.я п.о вертикали. Пр.и это.м он.и одновременн.о осуществляю.т административно.е и функционально.е управление. Така.я структур.а являетс.я само.й оптимально.й дл.я небольши.х подразделений, гд.е не.т необходимост.и в быстроте приняти.я важны.х решений, внешни.е связи минимальны, а основна.я задача – поддержани.е стабильности.
Основны.е преимуществ.а линейны.х структур – простота, единств.о и четкость распорядительства, согласованность действи.й исполнителей, быстра.я реакци.я н.а указания, полна.я персональна.я ответственность за результаты работы. Недостатк.и – эффективн.а тольк.о дл.я малы.х предприятий; отсутствие
функционально.й специализации; слаба.я информированность сотрудников от-
дельны.х звеньев; подразделени.й в решени.и сложны.х задач; перегрузк.а менеджеров верхнег.о уровня; приоритетность текущи.х дел, инертность, сдержанно.е восприяти.е новог.о [1].
Функциональна.я структур.а управлени.я основан.а н.а горизонтальном
разделени.и труд.а п.о функциям, т.е. предполагае.т специализацию каждог.о орган.а управлени.я н.а выполнени.и отдельны.х функци.й н.а все.х уровня.х управления. Пр.и это.м производственны.е подразделени.я обязаны выполнять все указани.я функциональны.х органов, иначе применени.е тако.й структуры теряе.т смысл. Функциональна.я специализаци.я аппарат.а управлени.я значительн.о повышае.т ег.о эффективность, так как вмест.о универсальны.х менеджеров, которы.е должны быть компетентны в выполнени.и все.х функций, появляетс.я группа высококвалифицированны.х специалистов. Така.я структур.а ориентирован.а н.а выполнени.е повторяющихс.я рутинны.х задач.
Основны.е преимуществ.а функциональны.х структур – высока.я компе-
тентность специалистов, отвечающи.х за осуществлени.е конкретны.х функций; освобождени.е линейны.х руководителе.й о.т решени.я многи.х специальны.х вопросов;
Основны.е недостатк.и функциональны.х структур – трудност.и поддержани.я взаимосвязе.й между различным.и функциональным.и службами; длительна.я процедур.а приняти.я решений; несогласованность распоряжени.й руководителе.й различны.х функциональны.х служб.
Линейно-функциональна.я структур.а управлени.я основан.а н.а комбина-
ци.и вертикальног.о и горизонтальног.о разделени.я труда. В это.м случае производств.о разделен.о п.о функциональному принципу, а в составе функциональны.х подразделени.й созданы линейны.е структуры. Така.я структур.а хорошо работае.т в условия.х устойчивог.о производства.
Основны.е преимуществ.а линейно-функционально.й структуры – объединени.е достоинств линейно.й и функционально.й структур.
Основны.е недостатк.и линейно-функционально.й структуры – различны.е цел.и структурны.х единиц; сложна.я координаци.я взаимодействи.я элементов структуры; возможность преобладани.я местны.х интересов над общими; ограниченна.я адаптивность структуры к изменению среды.
Линейно-штабна.я структур.а управлени.я создаетс.я н.а основе линейно.й структуры управления, н.о в каждо.м звене управлени.я создаютс.я штабы (т.е.функциональны.е службы, в которы.х работаю.т специалисты). Штабы готовя.т квалифицированны.е решени.я в сфере компетенци.и соответствующег.о руководителя, н.о он.и не наделяютс.я распорядительно.й функцией.
Преимуществ.а линейно-штабно.й структуры – освобождени.е высшего
звен.а руководителе.й о.т вспомогательных, второстепенны.х функци.й в процессе управления; более осмысленная и компетентная подготовка управленческих решений
Недостатки линейно-штабной структуры – недостаточно четкая от- ветственность, т. е., готовящий решение не принимает участия в его реализа- ции; велика вероятность несогласованно.й деятельност.и штабны.х подразделе- ний; возможн.о удлинени.е в.о времен.и процесса приняти.я решения.
Дивизиональна.я структур.а управлени.я создаетс.я путе.м выделени.я самостоятельны.х производственны.х отделений, ведущи.х полный цикл производственно-хозяйственно.й и управленческо.й деятельности. Эт.о разделени.е организаци.и н.а блок.и п.о вида.м товаров (услуг), группа.м покупателе.й ил.и географически.м регионам. Така.я структур.а используетс.я дл.я построени.я крупны.х организаций, состоящи.х из относительн.о самостоятельны.х блоков, имеющи.х в основе линейно-функциональную структуру. Применени.е тако.й структуры целесообразн.о пр.и обширно.й и быстро меняющейс.я номенклатуре продукци.и ил.и услуг, а такж.е пр.и существенны.х различия.х в запроса.х потребителей, условия.х и технологи.и и.х обслуживания. Дивизиональна.я структур.а используетс.я в объединения.х с крупным.и производственным.и и слабосвязанным.и цехам.и (заводами). Достоинств.а дивизионально.й структуры – обеспечени.е боле.е тесно.й связи с потребителями; существенно.е ускорени.е реакци.и н.а изменени.я в.о внешне.й среде.
Недостатк.и дивизионально.й структуры – рост затра.т н.а содержани.е ап-
парат.а управления; снижени.е контролируемост.и выполнени.я приняты.х управленчески.х решений; обострени.е проблемы сочетани.я самостоятельност.и «дивизионов» и и.х ответственност.и за общи.е дл.я все.й организаци.и конечны.е результаты; дублировани.е многи.х управленчески.х функций; потенциальна.я возможность противоречи.я интересов производственны.х единиц [10].
Органически.е (адаптивные) структуры управления
Органически.е (адаптивные) структуры целесообразны, когд.а имеетс.я сложно.е и динамично.е внешне.е окружение.
Программно-целева.я структур.а (проектна.я организация) – эт.о времен- на.я структура, создаваема.я дл.я решени.я конкретно.й задачи. Обычн.о формируетс.я в рамка.х действующи.х линейно-функциональны.х структур. Смысл е.е в том, чтобы собрать в одну команду наиболе.е квалифицированны.х сотрудников предприяти.я дл.я осуществлени.я проект.а в установленны.е сок.и с заданным уровне.м качества. П.о завершени.и проект.а команд.а расформировывается. Проектны.е структуры обычн.о используютс.я в организациях, разрабатывающи.х новы.е продукты (услуги)и технологии.
Осново.й проектно.й организаци.и являетс.я специальный орган управления, предназначенный формировать, координировать и регулировать меж-функциональны.е связи, относящиес.я к конкретно.й программе. Функции, полномочи.я и ответственность орган.а управлени.я в проектны.х организация.х оп ределяетс.я статусо.м руководителя.
Основно.е преимуществ.о проектно.й организаци.и состои.т в том, чт.о она
концентрируе.т все усили.я н.а решени.и одно.й задачи. В т.о врем.я как руководитель обычног.о отдела должен концентрировать внимани.е н.а нескольки.х проекта.х одновременно, руководитель проект.а занимаетс.я исключительн.о руководимым проектом. Матричны.е структуры управлени.я являютс.я одни.м из наиболе.е широк.о распространенны.х видов программно-целевы.х структур. Он.и применяютс.я обычн.о в организациях, ведущи.х одновременн.о работу п.о нескольки.м программа.м (направлениям).
Матрична.я структур.а управлени.я построен.а н.а принципе двойног.о подчинени.я исполнителей: с одно.й стороны непосредственному руководителю функционально.й службы, котора.я предоставляе.т персонал и техническую помощь, с друго.й – руководителю проект.а (целево.й программы), который наделен необходимым.и полномочиям.и дл.я осуществлени.я процесса управлени.я в соответстви.и с запланированным.и сроками, ресурсам.и и качеством. Он.а обеспечивае.т четко.е разделени.е управленческо.й и профессионально.й ответственност.и за проект.
Достоинств.а матрично.й структуры - гибко.е использовани.е ограниченны.х ресурсов; оперативность пр.и адаптаци.и к внешни.м условиям; высоки.й уровень квалификаци.и менеджеров; высока.я гибкость управлени.я п.о отношению к решению конкретно.й задачи, проекта; высока.я целева.я ориентация; повышени.е уровн.я контрол.я за разрабатываемым.и программами; возможность проверк.и и отбор.а руководителей; возможность меж профессиональног.о общения. Недостатк.и матрично.й структуры – возможность возникновени.я проблем, связанны.х с двойно.й подчиненностью исполнителе.й и необходимостью установлени.я приоритетов в выполнени.и задани.й различны.х руководителей.
Проектировани.е организационны.х структур управления
Проектируя новую организационную структуру управления, следуе.т иметь в виду требования, предъявляемы.е к структурами, и принципы и.х по-
строения.
Основны.е требования, предъявляемы.е к организационным структурам
управления:
- оптимальность (минимум ступене.й управления);