Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты интегрированных маркетинговых коммуникаций на современном предприятии
1.1 Сущность и значение интегрированных маркетинговых коммуникаций
1.2. Инструменты интегрированных маркетинговых коммуникаций: преимущества и недостатки
1.3 Особенности маркетинговых коммуникаций в строительной отрасли
2.1. Общая характеристика организации ООО «Еврострой»
1.4 Оценка использования маркетинговых коммуникаций и каналов распределения
3.1. Совершенствование планирования маркетинговых коммуникаций
3.2 Совершенствование структуры маркетинговых коммуникаций
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий в ООО «Еврострой»
Введение
Развитие рыночных процессов в России, создание предпосылок для ее успешной интеграции в мировое экономическое сообщество требуют существенных преобразований в определении приоритетных форм, методов и направлений хозяйственной деятельности[1].
Актуальность темы исследования. В современной ситуации значительный интерес для отечественных ученых и предпринимателей отрасли составляют современная маркетинговая концепция, передовые методы и формы маркетингового влияния на формирование рыночного спроса, конкурентной позиции предприятия[2]. При таких условиях ключевым фактором обеспечения конкурентоспособности предприятий становится действенная система интегрированных маркетинговых коммуникаций[3].
Целью работы является анализ преимуществ и недостатков интегрированных маркетинговых коммуникаций на предприятии и пути их совершенствования.
Согласно цели целесообразно выделить задачи:
- Раскрыть сущность и значение интегрированных маркетинговых коммуникаций;
- Рассмотреть современные инструменты интегрированных маркетинговых коммуникаций;
- Проанализировать организационно-экономическую деятельность ООО «Еврострой»;
- Проанализировать маркетинговые коммуникации ООО «Еврострой», использующие в маркетинговой деятельности;
- Предложить путей совершенствования формирования и использования маркетинговых коммуникаций в деятельности организации ООО «Еврострой»;
- Оценить эффективность предложенных мероприятий для ООО «Еврострой».
Объектом работы выступает коммерческая организация ООО «Еврострой», предметом работы является деятельность в сфере маркетинговых коммуникаций строительной организации ООО «Еврострой».
В современных изданиях по маркетингу и рекламе рассмотрены общие подходы к определению этапов маркетинговой коммуникационной кампании, указаны последовательность рекламной кампании, мероприятия по стимулированию сбыта, связям с общественностью и других форм маркетинговых коммуникаций, определены закономерности, эффекты, принципы, правила[4]. Интегрированные маркетинговые коммуникации изучали многие отечественные авторы, среди которых Н. Бородина, А. Войчак, В. Евдокименко, Т. Лукьянец, А. Павленко, В. Сахаров, Т. Примак и др. Одновременно в научной литературе нет четкой методики по последовательности разработки комплекса маркетинговых коммуникаций предприятия[5].
Для достижения поставленных задач будут рассмотрены соответствующие законодательные и нормативные акты и проанализирован ряд научных источников, включающих учебники, учебные пособия, специализированные монографические работы, внутренние документы ООО «Еврострой».
На основании проведенного финансового, маркетингового и управленческого анализа, даны практические рекомендации по улучшению и совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Еврострой».
Глава 1. Теоретические аспекты интегрированных маркетинговых коммуникаций на современном предприятии
1.1 Сущность и значение интегрированных маркетинговых коммуникаций
Необходимость повышения эффективности деятельности российских предприятий требует скорейшей адаптации их к работе в условиях рынка. Нестабильность экономического состояния большинства из них в основном связана с проблемами продвижения продукции, последствиями которых, являются убытки, отсутствие оборотных средств, задолженность перед бюджетом и тому подобное. В таких условиях теоретической и практической основой деятельности предприятий должен стать маркетинговый подход, одним из инструментов которого является система маркетинговых коммуникаций[6].
Развитие маркетинговых коммуникаций в России повышает интерес отечественного покупателя к современному рынку, постепенно формирует культуру потребления[7].
Коммуникации в маркетинговой деятельности выполняют особенно важную роль, так как в современных условиях выступают ключевым фактором конкурентоспособности способности организации, создавая положительный образ предприятия среди потребителей и распространяя информацию о товарах и услугах предприятия[8]. Однако для того, чтобы эффективно проектировать и управлять маркетинговыми коммуникациями на предприятиях, выполнять практические задачи, связанные с организацией коммуникационного взаимодействия предприятия с внешней средой, необходимо глубоко осознать природу этого явления, определиться с сущностью базовых категорий и основных проблем теории коммуникаций[9].
Рассмотрим основные теоретические аспекты интегрированных маркетинговых коммуникаций, изложенные в работах специалистов в области маркетинга.
Изучением маркетинговых коммуникаций и их применением занималось много ученых. Так, Щепилов К.В., Щепилова Г.Г считали, что целью таких мероприятий является помощь покупателю в выборе товара предприятия, предоставление информации о преимуществах, недостатках предлагаемой продукции[10].
Соловьев Б.А., Мешков А.А., Мусатов Б.В сошлись во мнении, что маркетинговое продвижение товара предполагает создание и поддержание постоянных связей между организацией и рынком с целью активизации продажи товаров и формирования положительного имиджа путем информирования, убеждения и напоминания о деятельности организации[11].
Портер М. насчитал около 130 определений слова «коммуникация». По их мнению, эти определения рассматривают коммуникацию как «процесс взаимодействия» или, например, обобщают под коммуникацией «все процессы, с помощью которых люди влияют друг на друга. В конечном смысле, все коммуникационные процессы подразделяются на вербальные и невербальные»[12].
Таким образом, интегрированные маркетинговые коммуникации («коммуникация» - лат. «соmmunicatio», от «соmmunicо» - связываюсь, общаюсь) следует рассматривать как управление процессом продвижения товара на всех этапах - перед продажей, в момент продажи, при потреблении, после потребления.
Эффективное стратегическое управление предприятием, которое работает в условиях рыночных отношений и конкуренции, приоритетности потребностей потребителя, может быть реализовано только с помощью хорошо организованной коммуникационной системы[13].
Можно выделить пять основных элементов, имеющиеся во всех маркетинговых коммуникациях[14]:
- убеждение потребителей;
- цели;
- места контактов;
- участники маркетингового процесса;
- различные типы маркетинговой коммуникационной деятельности.
Для того чтобы определить место, которое интегрированные маркетинговые коммуникации традиционно занимают в процессе управления маркетингом[15], и их значимость в новых условиях, необходимо провести сравнительный анализ различных концепций маркетинга, которые описаны в зарубежной и отечественной литературе с точки зрения той роли, которая в них отводится маркетинговым коммуникациям (табл. 1.1.)
Таблица 1.1.
Сравнительный анализ различных концепций маркетинга и соответственно маркетинговых коммуникаций[16]
Концепции маркетинга |
Основные принципы |
Роль маркетинговых коммуникаций |
---|---|---|
Производственная |
Данная концепция утверждает, что потребители отдают предпочтение доступным и дешевым продуктам |
Ограничивается простым информированием о цене и месте, где можно товар приобрести |
Продолжение таблицы 1.1.
Товарная |
Исходит из того, что потребители отдают предпочтение товарам, которые предлагают высочайшее качество, обладают лучшими эксплуатационными свойствами [17] |
Ограничивается доказательством того, что данный товар имеет лучшие технические характеристики |
Сбытовая |
Исходит из того, что потребителям присуща некая покупательная инертность и даже сопротивление, организация должна вести агрессивную политику продаж и интенсивно продвигать свою продукцию на рынок |
Ориентирована на получение эффекта в виде продажи |
Классическая |
Залог достижения целей организации - определение нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами |
Коммуникация ориентирована на потребителя и имеет целью убедить потребителя в том, что данный товар наилучшим удовлетворит его потребности |
Социально-этическая |
Основная идея - необходимость удовлетворения нужд и потребностей потребителя более эффективными, чем у конкурентов, способами при сохранении и укреплении благополучия потребителя и общества в целом[18] |
Коммуникация ориентирована на необходимость объяснения потребителю пользы, которую он извлекает из товара, а также раскрытия социальной роли деятельности организации |
Новая коммуникативная |
Основная идея - необходимо любой маркетинговое решение, касающееся любого "P" маркетинга анализировать, в первую очередь, с точки зрения той коммуникации, которая будет порождена данным решением[19] |
Коммуникация становится основным фактором успеха в управлении маркетингом. Взгляд на анализ и управление коммуникациями является комплексным и именно коммуникативная стратегия является ключевым элементом стратегии маркетинга[20] |
Таким образом, в информационном обществе назревает необходимость нового подхода к вопросу управления маркетингом в целом и маркетинговыми коммуникациями в частности. Его разработка предполагает появление новой концепции управления маркетинга - коммуникационной[21].
Таким образом, роль системы интегрированных маркетинговых коммуникаций состоит, в первую очередь, в обеспечении комплексного развития предприятия, а именно – его узнаваемости, закреплении его торговой марки в сознании потребителей, что в свою очередь, способствует увеличению продаж предприятия.
1.2. Инструменты интегрированных маркетинговых коммуникаций: преимущества и недостатки
Современное предприятие имеет в своем распоряжении различные инструменты коммуникаций, а именно[22]:
- реклама в средствах массовой информации[23],
- стимулирование сбыта,
- проведения массовых мероприятий (выставок, конференций, презентаций и т.д.),
- персональная продажа,
- прямой маркетинг,
- связи с общественностью[24].
Разные авторы дают разные наборы средств маркетинговых коммуникаций, однако большинство из них сходятся во мнении, что в выборе предприятием набора маркетинговых коммуникаций решающую роль играет макросреда, окружающая предприятие.
Большинство теоретиков и практиков маркетинга выделяют четыре категории способов передачи коммерческих сообщений: реклама стимулирование сбыта, личные продажи и связи с общественностью.
В учебнике «Маркетинг от потребителя» под редакцией Берта Р[25] к маркетинговым коммуникациям относят: рекламу, личные продажи, PR и стимулирования сбыта, кроме того, в последнее время наблюдается повышение интереса к стимулированию продаж.
По мнению Сагиновой О.В., между составляющими системы продвижения товаров - прямым маркетингом и стимулированием продаж достаточно трудно провести четкую грань[26].
Система маркетинговых коммуникаций выполняет ряд функций в маркетинговой деятельности предприятий.