Файл: Оценка стоимости бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Указанные нюансы свидетельствуют о том, что использование сравнительного подхода также не будет продуктивным.

Чем руководствуются владельцы сало­нов красоты, назначая цену на свои объек­ты? Оказывается, более популярными для обращений потенциальных покупателей яв­ляются более дорогие предложения. Если потенциальный покупатель видит два пред­ложения с примерно одинаковыми характе­ристиками, но с разной ценой, он сначала обратится туда, где цена выше. Вероятно, более высокая цена ассоциируется у него с более привлекательными возможностями для бизнеса. Лишь через какое-то время (но всегда разное) продавец, отчаявшись продать салон по высокой цене, может снизить ее, причем делается это также по- разному - кто-то снижает цену медленно и постепенно, кто-то быстро и намного.

Кроме того, очень трудно подобрать два действительно аналогичных друг дру­гу продаваемых объекта. Простой пример: возможность парковки в непосредственной близости от салона значительно влияет на его привлекательность, но часто не отраже­на в описании.

Таким образом, разброс цен на действу­ющие салоны красоты велик даже при схо­жих характеристиках - до 50 процентов и более. Естественно, это происходит при от­носительно невысоком количестве сделок на рынке. У нас нет на этот счет точных дан­ных, но известны игроки, которые пример­но до 2009-2010 годов вели деятельность по открытию салонов и их продаже сразу после запуска. Теперь игроки свернули эту деятельность из-за снизившегося спроса. В целом же, по нашим оценкам, в настоя­щее время в Москве продается не более 20-30 салонов красоты в месяц и то лишь в активные периоды (весной и осенью).

Исходя из нашей практики можно пред­ложить следующий алгоритм оценки сто­имости действующего салона красоты. Правда, следует оговориться, что чаще все­го этот алгоритм использовался нами для обоснования объективной рыночной стои­мости. Составление полноценного отчета об оценке в соответствии с законодатель­ством об оценочной деятельности требует соблюдения формальностей, снижающих эффективность работы и часто искажаю­щих реальное положение дел на рынке в связи с невозможностью выведения экс­пертных оценок, не подтвержденных доку­ментально.

Сегодня на продажу выставлено доволь­но много салонов красоты, однако пред­ставляется сложным найти достоверные данные об их финансовых результатах. В сравнительном подходе принята методи­ка расчета на основе оценочных мультипли­каторов [18]. Наиболее эффективные для рас­четов мультипликаторы - «цена/прибыль», «цена/выручка». Однако также возможно рассчитывать мультипликаторы с помощью натуральных показателей «цена/рабочее место» (количество сотрудников), «пло­щадь помещения». В объявлении о про­даже прибыль салона красоты, также как выручка, может быть завышена. Помимо проблем с управленческим учетом, данные налоговой отчетности часто искажены как недобросовестным отражением операций, так и различными налоговыми режимами, не предусматривающими ведение учета финансовых результатов (ЕНВД или 6 про­центов от выручки). В связи с этим мульти­пликаторы, полученные на рынке предло­жений по продаже готового бизнеса, можно воспринимать с некоторой долей скепти­цизма.


На момент подготовки статьи в Москве на продажу было выставлено несколько со­тен салонов красоты. Диапазон цен предло­жения составляет примерно от 500 тысяч до 15 миллионов рублей. Важным фактором стоимости салона красоты является нали­чие медицинской лицензии с сопутствую­щим перечнем оказываемых услуг. По ре­зультатам анализа сделок можно судить о высокой скидке на уторговывание в про­цессе перехода от предложения к реаль­ной сделке. По нашим оценкам, эта скидка может составлять 15 процентов и более. В период кризиса заявленная рентабель­ность салона красоты снизилась с 27 (нача­ло 2014 года) до 18 процентов (начало 2015 года). Как следует из объявлений, место­положение салона красоты не имеет суще­ственного влияния на его стоимость. Конку­рентоспособность салона складывается из факторов, не зависящих от его удаленности от центра города. Кризис не сильно повли­ял на соотношения «цена/выручка», «цена/ прибыль», и их различие можно считать статистической погрешностью (исследова­но 10 предложений до и после кризиса; см. таблицы 3 и 4). Однако можно сказать, что значения мультипликатора «цена/прибыль» увеличились, что свидетельствует о сниже­нии рисков вложения в салоны красоты.

В таблице 5 представлены результаты сопоставления рыночных мультипликаторов, указанных в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Рыночные данные о салонах красоты до кризиса (2013 год)

Описание салона

Выручка, р

Прибыль, р

Цена, р

Цена/прибыль

Цена/выручка

Рентабельность, %

Парикмахерская рядом с метро

1 440 000

540 000

337 500

0,63

0,23

38

Салон красоты (м. ул. Подбельского)

3 000 000

600 000

4 500 00

0,75

0,15

20

Кабинет прессотерапии в фитнес-клубе бизнес-класса

3 600 000

1 080 000

525 000

0,49

0,15

30

Салон красоты (м. Марьино)

3 600 000

840 000

675 000

0,80

0,19

23

Салон красоты в Юго-восточном административном округе

5 400 000

900 000

750 000

0,83

0,14

17

Салон красоты в Солнцево

4 200 000

1 200 000

1 012 500

0,84

0,24

29

Студия маникюра и педикюра в Сокольниках

4 440 000

1 200 000

1 125 000

0,94

0,25

27

Салон красоты с массажным и косметологическим кабинетами

8 400 000

3 000 000

1 350 000

0,45

0,16

36

Салон красоты площадью 132 квадрат­ных метра с базой постоянных клиентов

6 000 000

1 200 000

1 650 000

1,38

0,28

20

Салон красоты с косметологическим и массажным кабинетами

8 400 000

2 400 000

2 475 000

1,03

0,29

29

Студия красоты lux в центре Москвы

6 000 000

н/д

4 950 000

н/д

0,825

н/д

Салон красоты + ателье элитного уровня

21 600 000

7 560 000

10 275 000

1,36

0,48

35


Таблица 4

Рыночные данные о салонах красоты в период кризиса 2014-2015 годов

Описание салона

Цена

предложения о продаже, р

Средняя прибыль в год, р

Годовая выручка, р

Площадь, м2

Клиентская база, чел

Штат, чел

Элитный салон красоты с медицинской лицензией (м. Белорусская)

9 750 000

4 200 000

26 400 000

300

800

16

Салон красоты бизнес-класса в торговом центре (м. Петровско-Разумовская)

1 237 500

н/д

9 600 000

135

н/д

4

Салон красоты в районе метро Охот­ный ряд

2 475 000

1 800 000

6 600 000

120

н/д

4

Салон красоты (м. Электрозаводская)

1 125 000

н/д

н/д

100

н/д

4

Салон красоты (м. Университет)

1 237 500

2 400 000

8 400 000

55

н/д

6

Салон красоты (м. Таганская)

1 875 000

1 200 000

12 000 000

128

н/д

4

Салон красоты (м. Тимирязевская)

562 500

780 000

н/д

56

н/д

3

Салон красоты (м. Новослободская)

4 125 000

3 000 000

11 400 000

135

н/д

14

Салон красоты (м. Сокол)

5 700 000

1 200 000

10 800 000

200

380

13

Салон красоты (м. Профсоюзная)

1 875 000

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

Таблица 5

Значения мультипликаторов сравнительного подхода при оценке салонов красоты до кризиса (табл. 3) и в кризисный период (табл. 4)

Мультипликатор

Значение мультипликатора

минимум

максимум

среднее

медианное

Цена/прибыль до кризиса

0,45

1,38

0,86

0,83

Цена/прибыль в кризис

0,52

4,75

1,80

1,38

Цена/выручка до кризиса

0,14

0,83

0,28

0,24

Цена/выручка в кризис

0,15

0,53

0,32

0,37

Также можно сделать оценку стоимо­сти имеющихся у салона активов. Как правило, все ограничивается перечнем имеющегося оборудования и мебели, но возможны корректировки, например, на репутацию, созданную в интернете, или на состояние помещения, о чем уже упоми­налось. Общая стоимость активов - также существенный момент для окончательной оценки. Примерная смета создания сало­на красоты эконом-класса площадью 100 квадратных метров с точки зрения затрат­ного подхода к оценке представлена в та­блице 6.


Таблица 6

Примерная смета создания салона красоты среднего класса, площадью 100 квадратных метров

Элемент затрат

Примерная цена, р.

Количество

Кресло, шт.

25 000

3

Зеркало, шт.

3 000

3

Тумбочка, шт.

15 000

3

Мойка, шт.

15 000

2

Ремонт, кв. м

450 000

100

Маникюрное место, шт

15 000

2

Ресепшн с оргтехникой, шт.

50 000

1

Вывеска, шт.

50 000

1

ИТОГО, р.

739 000

Наибольшие затраты необходимы на ремонт помещения, что требует соблюдения санитарных норм.

Подобные салоны красоты продаются в Москве за 1-1,5 миллиона рублей, в регио­нах России - немногим менее 1 миллиона. Это может свидетельствовать о том, что раскрученный, готовый к продаже салон красоты может быть продан по цене, кото­рая превышает затраты на его оборудова­ние.

Стоит отметить, что салоны с медицин­скими услугами, как правило, арендуют со­ответствующую технику или берут ее в ли­зинг, что также искажает сумму вложений на создание бизнеса. Все эти факторы сви­детельствуют о неприменимости затратно­го подхода к оценке салонов красоты.

Доходный подход.

Применение доходного подхода без условия наиболее эффективного использования.

Используя первичную документацию (журнал записи, ежедневные сводки, прей­скурант) следует смоделировать поступле­ния в оцениваемый салон красоты. Затем моделируется себестоимость услуг. Важ­ным моментом является изучение условий оплаты труда персонала, которые обычно основаны на сдельно-процентном прин­ципе. Если они отличаются от средних по рынку, то необходимо отметить риск, свя­занный с невозможностью оказания услуг на период подбора новых сотрудников. Рассчитанную прибыль за истекший пе­риод можно сравнить с декларированной собственником (как правило, рассчитанная оказывается ниже), обсудить причины рас­хождений.

Применение доходного подхода с учетом наиболее эффективного использования.

Бывают ситуации, когда бизнес-модель в салоне красоты необходимо полностью по­менять, например полностью предоставить помещения под аренду рабочих мест. Это может оказаться компромиссным решени­ем, позволяющим фиксировать прибыль. Так или иначе, но, скорее всего, ситуация с денежным потоком в салоне красоты в недалеком будущем изменится. Причи­ной тому - ужесточение законодательного регулирования, насыщение рынка и на­чинающаяся консолидация, ближайшее окружение салона. Таким образом, в мо­дель будущих доходов обычно вносятся поправки, например, снижающие загрузку некоторых существующих направлений или связанные с ценовой политикой и доходно­стью услуг. Впрочем, в ряде случаев пер­спектива для салона более оптимистична, например, ввиду строительства неподале­ку жилого массива. Важным моментом для анализа являются наработки, за счет кото­рых салон сохранял отношения с клиентами до момента оценки.


Ключевой момент оценки - фиксация средней ежемесячной прибыли на уровне выше нуля. Сам факт того, что салон явля­ется прибыльным и на какое-то время оста­нется таковым, крайне важен.

Также возможно применение метода дис­контированных денежных потоков. В этом случае целесообразно учитывать нормали­зованный доход и объем необходимых на ближайший год-полтора инвестиций.

Представляется, что в нормальных усло­виях внешней среды прогнозный период достаточен в диапазоне от 3 до 4 лет.

При применении доходного подхода не­обходимо учитывать размеры выручки с одного рабочего места, доли прибыли ма­стера, компенсации затрат на материалы. Нормированию также подлежат затраты на аренду, управленческие нужды (бухгалте­рия, связь, уборка помещения, прочие об­щие и административные расходы), мини­мальный маркетинговый бюджет, обучение персонала и непредвиденные расходы. По нашим данным, ежедневная нормальная выручка одного стилиста составляет 8-12 тысяч рублей, медицинские услуги могут давать ежедневную выручку до 20-30 ты­сяч рублей. Как правило, 40-50 процентов от выручки получает стилист, иногда по­купку материалов включают в эту величину компенсации.

Иногда салон передает в аренду рабо­чее место, что облегчает задачу прогно­за прибыли. Аренда помещения является, как правило, самым крупным элементом постоянных затрат, однако зачастую ком­пенсируется в стоимости услуг салона. Декларируемая прибыль салона более 35 процентов, скорее всего, является фикци­ей. Средний салон красоты бизнес-класса зарабатывает 10-20 процентов от своего оборота. Часто месячная прибыль салона опускается ниже психологических барье­ров (50 тысяч рублей в месяц), в этом слу­чае возникает вопрос о целесообразности быть собственником, а не наемным работ­ником салона.

Очевидно, что рассматриваемый бизнес надо считать капитализацией дохода и не усложнять оценку методом дисконтиро­ванных денежных потоков. Данные, полу­ченные на рынке, свидетельствуют о том, что средние и малые по оборотам салоны продаются чуть более чем за одну годо­вую прибыль. Крупные салоны, с больши­ми оборотами и медицинской лицензией, могут потребовать за салон в средним и 3 годовые прибыли. Таким образом, инвести­ции в развитие салона и аренда больших помещений могут быть привлекательными с точки зрения планов выхода из бизне­са с большей премией к мультипликатору «цена/прибыль».

Как правило, продажа салона - это либо продажа юридического лица, либо переу­ступка прав аренды помещения. В связи с этим площадь салона является самым важным критерием отнесения его к малому или среднему ценовому сегменту.