Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты оценки стоимости бизнеса
1.1 Сущность оценки стоимости бизнеса
1.2 Информация в оценке бизнеса и ее виды
1.3 Характеристика основных подходов к оценке стоимости бизнеса
1.4 Оценка стоимости бизнеса на примере салона красоты
1.5 Оценка стоимости бизнеса при помощи различных подходов на примере салона красоты
2. Совершенствование подходов к оценке бизнеса в современных условиях
2.1 Проблемы оценки стоимости бизнеса
2.2 Предложения по совершенствованию методического обеспечения оценки бизнеса
Сравнительный (рыночный) подход - совокупность методов оценки стоимости бизнеса, основанных на сравнении оцениваемого бизнеса с ценами сделок купли-продажи аналогичных сопоставимых предприятий, в отношении которых имеется соответствующая информация [7].
Применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Преимущества: простота и быстрота расчетов.
Недостатки:
В настоящее время большая часть сделок с «готовым» бизнесом совершаются за пределами фондового рынка, следовательно, информация о цене сделки является недоступной или недостоверной. Сравнение же российского бизнеса с зарубежными объектами-аналогами, проданными на зарубежных фондовых рынках не совсем некорректно в силу существования специфических страновых рисков, по тем же причинам затруднено и сравнение сопоставимых бизнесов, действующих в разных российских регионах [14].
Для многих секторов российской экономики достаточно сложно найти релевантную информацию по совершаемым в них сделкам, поскольку очень часто имеющаяся информация не адекватна реальной действительности и приводит к принятию неверных решений из-за того, что сумма сделки практически всегда остаётся неизвестной [14].
В экономических условиях современной России использование затратного и сравнительного подходов дает наименее объективные результаты, поскольку первый отображает сделанные в прошлом затраты, а значит имеет не такую уж большую пользу для инвестора; а ограничением для второго является наличие «теневого рынка» и закрытость информации. Наиболее объективным является использование доходного подхода, который, несмотря на сложность прогнозирования будущих доходов, дает наиболее точный результат оценки. [14]
На практике следует использовать методы всех вышеописанных подходов, учитывая при этом специфику бизнеса, состав и ликвидность активов предприятия, количество и качество доступной информации, цели потенциального инвестора. Очень часто итоговая оценка бизнеса является результатом применения всех трех подходов, каждый из которых к тому же может иметь свой вес. Несмотря на трудоемкость процесса, рассчитанная оценщиком стоимость бизнеса является только лишь ориентиром для участников сделки. На окончательную цену сделки влияет большое количество факторов, и некоторые из них не всегда могут быть отражены в отчете, например, переговорная сила сторон и их мотивация. Поэтому на практике рассчитанная оценщиком стоимость бизнеса, может не совпадать с реальной ценой совершаемой сделки.
1.4 Оценка стоимости бизнеса на примере салона красоты
Анализ исходной информации для оценки стоимости малого бизнеса на примере салонов красоты.
Оценка малого бизнеса является распространенной, но в тоже время недостаточно освещаемой в среде оценщиков и консультантов темой.
Покажем применение алгоритма оценки бизнеса на примере салонов красоты.
В последние годы достаточно высока популярность попыток заключить сделки покупки или продажи (в основном, конечно, продажи) салонов красоты. При внимательном рассмотрении рынка выясняется следующее:
- подавляющее большинство салонов продается в арендованных помещениях с краткосрочным договором аренды. Отсюда следует, что высоким значением является роль клиентеллы в стоимости бизнеса;
- рынок не является консолидированным, следовательно, едва ли можно говорить о таких категориях, как бренд, доля рынка и даже ноу-хау.
В связи с этим задача оценки интеллектуальной составляющей бизнеса весьма специфична, что и побудило авторов к написанию настоящей статьи.
По состоянию на начало 2015 года рынок салонов красоты не имеет явных признаков консолидации. Так, по оценкам делового аналитического издания «Эксперт», объем столичного рынка салонов красоты - примерно 10 миллиардов рублей в год, на долю сетевых игроков, таких как «Персона», «Моне», Tony&Guy, Jacques Dessange, Jean Louis David, приходится около 5 процентов от рынка [20]. На наш взгляд, действительно трудно идентифицировать игрока, который консолидировал бы более 1 процента рынка, хотя в перспективе не исключен приход такого игрока из-за рубежа.
Структура услуг, которые оказывают салоны красоты, как правило, следующая:
- парикмахерские услуги;
- косметологические услуги (могут быть представлены без медицинской составляющей и называться косметическими);
- маникюр, педикюр;
- прочие услуги и продажа сопутствующей продукции (зачастую неразвиты и позволяют салону генерировать не более 5-7 процентов выручки, хотя есть отдельные примеры с генерацией 20 процентов и более выручки от продажи сопутствующей продукции).
В настоящее время основными в салонах красоты являются парикмахерские услуги (как правило, 40-50 процентов от выручки среднего салона красоты с тенденцией к росту) [24].
Второй по значимости вид услуг - косметологические услуги (для лица и тела). Однако доля этих услуг в выручке среднего салона не увеличивается, а снижается из-за растущей конкуренции со стороны косметологических клиник и ужесточения законодательства (требование получения медицинской лицензии). В выручке доля этих услуг может составлять 25-40 процентов.
Третьими по значимости услугами (или вторым, если косметологические услуги салон не оказывает) являются маникюр и педикюр. Тенденции к развитию этого направления в салонах также не наблюдается из-за значительного количества профильных предприятий (студии маникюра, нейлбары) и высокой миграции специалистов (их переход на условия аренды рабочих мест, надомная работа и т. п.). Если салон оказывает косметологические услуги, то доля маникюра-педикюра может составлять 15-20 процентов, если не оказывает - до 30 процентов.
Общепризнанные границы цен на услуги, оказываемые салонами красоты, не установлены, однако известна стоимость услуг, установленная наиболее крупными игроками этого рынка. Уровень цен, заданный «Городом красоты» (около 150-400 рублей за мужскую стрижку), можно считать верхним пределом для сегмента «эконом», а уровень, заданный сетью «Персона» (1 200-2 500 рублей за мужскую стрижку), - верхним уровнем для так называемого сегмента «бизнес». Двух- или трехкратный разброс значений обусловлен тем, что в салонах могут работать специалисты разных квалификаций и ценность их услуг салон позиционирует по-разному. В сегментах «премиум» и «люкс» влияние сетевых игроков на ценообразование меньше, и верхние значения цен определяются только уровнем стилиста, достигая 30-35 тысяч рублей за стрижку, однако в большинстве случаев цена не превышает 5-6 тысяч рублей.
Структура цены услуги в салоне красоты основана на стоимости использованных косметики и одноразовых материалов (обычно 5-15 процентов от цены услуги) и сдельной оплате труда специалистов (обычно 30-40 процентов от выручки). Таким образом, маржинальность услуг в салоне составляет 50-55 процентов.
Фундаментально для управления стоимостью салона красоты, кроме финансовых и численных параметров, можно выделить следующие факторы.
Доходы салона красоты напрямую зависят от его клиентов. Как и в других сервисных видах бизнеса, для прогноза доходов салона следует учитывать:
- возвращаемость клиентов (эффективность записи);
- средний чек (в том числе у каждого специалиста).
Наиболее типичными условно-постоянными расходами для салона красоты являются:
- аренда (включая аренду оборудования, программных средств и виртуальных ресурсов);
- административные расходы: заработная платы директора (управляющего) и дежурных-администраторов, на бухгалтерское обслуживание и связь;
- хозяйственные расходы (коммунальные платежи, уборка, выполнение прочих санитарных норм);
- маркетинговые расходы (регулярные затраты на рекламу, сервис);
- налоги и отчисления (как правило, в салонах даже высокого уровня используются «серые» схемы оплаты труда);
- прочие расходы и отчисления (в том числе фонды обучения персонала, амортизационный фонд).
Рентабельность продаж салона красоты в случае удачного входа в рынок и грамотного управления составляет 25-30 процентов при выручке от 1,5 миллиона рублей и выше, хотя при более низкой выручке у салонов обычно наблюдается снижение рентабельности до 10-12 процентов (при выручке 500-600 тысяч рублей). Следует отметить, что некоторые расходы салоны обычно не отслеживают.
Сбор и нормализация информации для конкретного салона красоты может происходить по следующему сценарию.
Основными первичными документами для последующей консолидации и анализа можно считать ведомости для начисления заработной платы персонала (иногда составляются ежедневно), прейскурант салона. С их помощью можно смоделировать поступления в салон за последние 3-4 месяца.
Смоделировать расходную часть можно, прежде всего опираясь на данные о заработной плате и отношения с контрагентами. Чтобы определить стоимость расходных материалов, желательно воспользоваться такими первичными документами, как технологические карты (карта составляется для каждой услуги и включает основные ее этапы и расход материалов в натуральном и стоимостном выражениях).
Говоря о тенденциях, необходимо отметить такой важнейший риск салона, как высокая ротация персонала. Найти специалистов и удержать их на приемлемых для салона условиях - всегда было трудной задачей для салонов красоты. Но сегодня специалисты достаточно массово стараются выстроить отношения с салоном по принципу аренды рабочего места (в зависимости от класса салона в парикмахерском зале аренда кресла на месяц может составлять 20-80 тысяч рублей).
1.5 Оценка стоимости бизнеса при помощи различных подходов на примере салона красоты
Процесс оценки салона красоты включает следующие этапы:
- сбор и нормализация информации;
- определение прогнозной величины прибыли на следующий год с учетом наиболее эффективного использования;
- определение возможности применения доходного подхода (традиционный для малого бизнеса метод капитализации дохода учитывает ожидание и риски возврата инвестиций покупателя бизнеса);
- определение возможности применения затратного и сравнительного подходов;
- обоснование весов для каждого из вариантов оценки (вес может быть равен нулю);
- выводы [27].
Затратный подход.
Применение затратного подхода к оценке затрудняется тем, что значительная часть инвестиций в открытие и развитие салона расходуется на ремонт помещения. Как известно, эти затраты могут не найти отражение в балансе предприятия, которое арендует помещение. Тем не менее состояние помещения имеет значение для стоимости бизнеса. Оценка имеющегося в салоне оборудования тоже может иметь значение при применении затратного подхода к оценке, однако следует учитывать его ликвидность, которая зависит от стоимости оборудования. Если его стоимость относительно невысокая, то оно вполне ликвидно. Но дорогое оборудование, бывшее в употреблении, естественно, реализовать по остаточной стоимости не так легко - рынок достаточно сужен. Дистрибьюторы смогут добавить оборудованию ликвидность, но при этом цена продажи будет ниже.
Применение доходного подхода также вызывает сложности. Интересным моментом является, например, то, что расположение салона в более привлекательном месте очевидно повышает стоимость арендной платы, которая снижает потенциальную прибыль. Но место расположения салона играет большую роль для его доходности, и определить, в каком помещении салон действительно прибыльный, а в каком убыточный, - вопрос бизнес-интуиции, а не классической оценки. Определение размера прибыли в салоне красоты - также вопрос весьма спорный. У салонов практически не бывает классической бухгалтерской отчетности (особенно в регионах и даже за МКАД, где действует единый налог на вмененный доход; далее - ЕНВД), и обычно весьма слабо развита управленческая отчетность. Специфику также имеет сфера налогов и отчислений. Практически воссоздать и проанализировать ситуацию с денежными потоками в салоне можно лишь с помощью первичных документов (зарплатные ведомости, ежедневные отчеты), все сводные документы, как правило, малоинформативны.