Файл: Оценка стоимости бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сравнительный (рыночный) подход - совокупность ме­тодов оценки стоимости бизнеса, основанных на сравнении оцениваемого бизнеса с ценами сделок купли-продажи ана­логичных сопоставимых предприятий, в отношении кото­рых имеется соответствующая информация [7].

Применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объек­тов-аналогов.

Преимущества: простота и быстрота расчетов.

Недостатки:

В настоящее время большая часть сделок с «гото­вым» бизнесом совершаются за пределами фондового рын­ка, следовательно, информация о цене сделки является не­доступной или недостоверной. Сравнение же российского бизнеса с зарубежными объектами-аналогами, проданными на зарубежных фондовых рынках не совсем некорректно в силу существования специфических страновых рисков, по тем же причинам затруднено и сравнение сопоставимых бизнесов, действующих в разных российских регионах [14].

Для многих секторов российской экономики доста­точно сложно найти релевантную информацию по совер­шаемым в них сделкам, поскольку очень часто имеющая­ся информация не адекватна реальной действительности и приводит к принятию неверных решений из-за того, что сумма сделки практически всегда остаётся неизвестной [14].

В экономических условиях современной России исполь­зование затратного и сравнительного подходов дает наиме­нее объективные результаты, поскольку первый отображает сделанные в прошлом затраты, а значит имеет не такую уж большую пользу для инвестора; а ограничением для второго является наличие «теневого рынка» и закрытость информа­ции. Наиболее объективным является использование доход­ного подхода, который, несмотря на сложность прогнози­рования будущих доходов, дает наиболее точный результат оценки. [14]

На практике следует использовать методы всех вышео­писанных подходов, учитывая при этом специфику бизне­са, состав и ликвидность активов предприятия, количество и качество доступной информации, цели потенциального инвестора. Очень часто итоговая оценка бизнеса является результатом применения всех трех подходов, каждый из ко­торых к тому же может иметь свой вес. Несмотря на тру­доемкость процесса, рассчитанная оценщиком стоимость бизнеса является только лишь ориентиром для участников сделки. На окончательную цену сделки влияет большое ко­личество факторов, и некоторые из них не всегда могут быть отражены в отчете, например, переговорная сила сторон и их мотивация. Поэтому на практике рассчитанная оценщи­ком стоимость бизнеса, может не совпадать с реальной це­ной совершаемой сделки.


1.4 Оценка стоимости бизнеса на примере салона красоты

Анализ исходной информации для оценки стоимости малого бизнеса на примере салонов красоты.

Оценка малого бизнеса является распро­страненной, но в тоже время недостаточно освещаемой в среде оценщиков и консуль­тантов темой.

Покажем применение алгоритма оценки бизнеса на примере салонов красоты.

В последние годы достаточно высока по­пулярность попыток заключить сделки по­купки или продажи (в основном, конечно, продажи) салонов красоты. При вниматель­ном рассмотрении рынка выясняется сле­дующее:

- подавляющее большинство салонов продается в арендованных помещениях с краткосрочным договором аренды. Отсюда следует, что высоким значением яв­ляется роль клиентеллы в стоимости биз­неса;

- рынок не является консолидирован­ным, следовательно, едва ли можно гово­рить о таких категориях, как бренд, доля рынка и даже ноу-хау.

В связи с этим задача оценки интеллек­туальной составляющей бизнеса весьма специфична, что и побудило авторов к на­писанию настоящей статьи.

По состоянию на начало 2015 года рынок салонов красоты не имеет явных признаков консолидации. Так, по оценкам делового аналитического издания «Эксперт», объем столичного рынка салонов красоты - при­мерно 10 миллиардов рублей в год, на долю сетевых игроков, таких как «Персона», «Моне», Tony&Guy, Jacques Dessange, Jean Louis David, приходится около 5 процентов от рынка [20]. На наш взгляд, действительно трудно идентифицировать игрока, который консолидировал бы более 1 процента рын­ка, хотя в перспективе не исключен приход такого игрока из-за рубежа.

Структура услуг, которые оказывают са­лоны красоты, как правило, следующая:

- парикмахерские услуги;

- косметологические услуги (могут быть представлены без медицинской составляю­щей и называться косметическими);

- маникюр, педикюр;

- прочие услуги и продажа сопутствую­щей продукции (зачастую неразвиты и по­зволяют салону генерировать не более 5-7 процентов выручки, хотя есть отдельные примеры с генерацией 20 процентов и бо­лее выручки от продажи сопутствующей продукции).

В настоящее время основными в салонах красоты являются парикмахерские услуги (как правило, 40-50 процентов от выручки среднего салона красоты с тенденцией к ро­сту) [24].


Второй по значимости вид услуг - косметологические услуги (для лица и тела). Однако доля этих услуг в выручке среднего салона не увеличивается, а снижается из-за растущей конкуренции со стороны косметологических клиник и ужесточения законода­тельства (требование получения медицин­ской лицензии). В выручке доля этих услуг может составлять 25-40 процентов.

Третьими по значимости услугами (или вторым, если косметологические услуги салон не оказывает) являются маникюр и педикюр. Тенденции к развитию этого на­правления в салонах также не наблюдается из-за значительного количества профиль­ных предприятий (студии маникюра, нейлбары) и высокой миграции специалистов (их переход на условия аренды рабочих мест, надомная работа и т. п.). Если салон оказывает косметологические услуги, то доля маникюра-педикюра может составлять 15-20 процентов, если не оказывает - до 30 процентов.

Общепризнанные границы цен на услу­ги, оказываемые салонами красоты, не установлены, однако известна стоимость услуг, установленная наиболее крупными игроками этого рынка. Уровень цен, задан­ный «Городом красоты» (около 150-400 ру­блей за мужскую стрижку), можно считать верхним пределом для сегмента «эконом», а уровень, заданный сетью «Персона» (1 200-2 500 рублей за мужскую стриж­ку), - верхним уровнем для так называе­мого сегмента «бизнес». Двух- или трех­кратный разброс значений обусловлен тем, что в салонах могут работать специалисты разных квалификаций и ценность их услуг салон позиционирует по-разному. В сег­ментах «премиум» и «люкс» влияние сете­вых игроков на ценообразование меньше, и верхние значения цен определяются только уровнем стилиста, достигая 30-35 тысяч рублей за стрижку, однако в большинстве случаев цена не превышает 5-6 тысяч ру­блей.

Структура цены услуги в салоне красо­ты основана на стоимости использован­ных косметики и одноразовых материалов (обычно 5-15 процентов от цены услуги) и сдельной оплате труда специалистов (обыч­но 30-40 процентов от выручки). Таким об­разом, маржинальность услуг в салоне со­ставляет 50-55 процентов.

Фундаментально для управления стои­мостью салона красоты, кроме финансовых и численных параметров, можно выделить следующие факторы.

Доходы салона красоты напрямую зави­сят от его клиентов. Как и в других сервис­ных видах бизнеса, для прогноза доходов салона следует учитывать:

- возвращаемость клиентов (эффектив­ность записи);

- средний чек (в том числе у каждого специалиста).

Наиболее типичными условно-постоян­ными расходами для салона красоты явля­ются:


- аренда (включая аренду оборудова­ния, программных средств и виртуальных ресурсов);

- административные расходы: заработ­ная платы директора (управляющего) и дежурных-администраторов, на бухгалтер­ское обслуживание и связь;

- хозяйственные расходы (коммуналь­ные платежи, уборка, выполнение прочих санитарных норм);

- маркетинговые расходы (регулярные затраты на рекламу, сервис);

- налоги и отчисления (как правило, в салонах даже высокого уровня используют­ся «серые» схемы оплаты труда);

- прочие расходы и отчисления (в том числе фонды обучения персонала, аморти­зационный фонд).

Рентабельность продаж салона красоты в случае удачного входа в рынок и грамот­ного управления составляет 25-30 процен­тов при выручке от 1,5 миллиона рублей и выше, хотя при более низкой выручке у салонов обычно наблюдается снижение рентабельности до 10-12 процентов (при выручке 500-600 тысяч рублей). Следует отметить, что некоторые расходы салоны обычно не отслеживают.

Сбор и нормализация информации для конкретного салона красоты может проис­ходить по следующему сценарию.

Основными первичными документами для последующей консолидации и анализа можно считать ведомости для начисления заработной платы персонала (иногда со­ставляются ежедневно), прейскурант са­лона. С их помощью можно смоделировать поступления в салон за последние 3-4 ме­сяца.

Смоделировать расходную часть можно, прежде всего опираясь на данные о зара­ботной плате и отношения с контрагентами. Чтобы определить стоимость расходных материалов, желательно воспользоваться такими первичными документами, как тех­нологические карты (карта составляется для каждой услуги и включает основные ее этапы и расход материалов в натуральном и стоимостном выражениях).

Говоря о тенденциях, необходимо от­метить такой важнейший риск салона, как высокая ротация персонала. Найти специ­алистов и удержать их на приемлемых для салона условиях - всегда было трудной за­дачей для салонов красоты. Но сегодня спе­циалисты достаточно массово стараются выстроить отношения с салоном по принци­пу аренды рабочего места (в зависимости от класса салона в парикмахерском зале аренда кресла на месяц может составлять 20-80 тысяч рублей).


1.5 Оценка стоимости бизнеса при помощи различных подходов на примере салона красоты

Процесс оценки салона красоты включа­ет следующие этапы:

- сбор и нормализация информации;

- определение прогнозной величины прибыли на следующий год с учетом наи­более эффективного использования;

- определение возможности примене­ния доходного подхода (традиционный для малого бизнеса метод капитализации до­хода учитывает ожидание и риски возврата инвестиций покупателя бизнеса);

- определение возможности примене­ния затратного и сравнительного подходов;

- обоснование весов для каждого из вариантов оценки (вес может быть равен нулю);

- выводы [27].

Затратный подход.

Применение затратного подхода к оцен­ке затрудняется тем, что значительная часть инвестиций в открытие и развитие салона расходуется на ремонт помещения. Как из­вестно, эти затраты могут не найти отраже­ние в балансе предприятия, которое арен­дует помещение. Тем не менее состояние помещения имеет значение для стоимости бизнеса. Оценка имеющегося в салоне обо­рудования тоже может иметь значение при применении затратного подхода к оценке, однако следует учитывать его ликвидность, которая зависит от стоимости оборудова­ния. Если его стоимость относительно не­высокая, то оно вполне ликвидно. Но доро­гое оборудование, бывшее в употреблении, естественно, реализовать по остаточной стоимости не так легко - рынок достаточ­но сужен. Дистрибьюторы смогут добавить оборудованию ликвидность, но при этом цена продажи будет ниже.

Применение доходного подхода также вызывает сложности. Интересным момен­том является, например, то, что расположе­ние салона в более привлекательном месте очевидно повышает стоимость арендной платы, которая снижает потенциальную прибыль. Но место расположения салона играет большую роль для его доходности, и определить, в каком помещении салон действительно прибыльный, а в каком убы­точный, - вопрос бизнес-интуиции, а не классической оценки. Определение раз­мера прибыли в салоне красоты - также вопрос весьма спорный. У салонов прак­тически не бывает классической бухгал­терской отчетности (особенно в регионах и даже за МКАД, где действует единый на­лог на вмененный доход; далее - ЕНВД), и обычно весьма слабо развита управленче­ская отчетность. Специфику также имеет сфера налогов и отчислений. Практически воссоздать и проанализировать ситуацию с денежными потоками в салоне можно лишь с помощью первичных документов (зарплатные ведомости, ежедневные отче­ты), все сводные документы, как правило, малоинформативны.