Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты оценки стоимости бизнеса
1.1 Сущность оценки стоимости бизнеса
1.2 Информация в оценке бизнеса и ее виды
1.3 Характеристика основных подходов к оценке стоимости бизнеса
1.4 Оценка стоимости бизнеса на примере салона красоты
1.5 Оценка стоимости бизнеса при помощи различных подходов на примере салона красоты
2. Совершенствование подходов к оценке бизнеса в современных условиях
2.1 Проблемы оценки стоимости бизнеса
2.2 Предложения по совершенствованию методического обеспечения оценки бизнеса
Большое значение точности полученных результатов приобретает на последнем этапе оценки - этапе согласования промежуточных результатов, полученных разными методами, и вынесения окончательного решения о рыночной стоимости как наиболее вероятной цены продажи или аренды объекта оценки.
Точность предполагает соблюдение требований достоверности, но еще 3 дополнительно характеризует объективно возможную степень приближения оцененной стоимости объекта к ее истинному значению. Мерой точности служит ошибка (погрешность, отклонение), которая представляет собой разность между оцененной и истинной величинами стоимости.
В связи с тем, что информационные ресурсы включается вся информация, в том числе и недостоверная, накапливается значительно количество недостоверной, искаженной информации. Появился даже термин «экология информационных ресурсов».
Остается актуальной в условиях современной российской экономики ведения двойной бухгалтерии, которая формирует два информационных массива:
- данные для внешней среды (потребителей, конкурентов, государственных органов);
- данные для внутренних оценок действительного положения (как правило строго конфиденциальная информация, распространяемая между регламентированными пользователями).
Так при анализе бухгалтерской отчетности, оценщик может столкнуться с очень распространенным на сегодняшний день явлением, когда предприятие показывает прибыль близкую к нулю, что может быть проявлением уклонения от уплаты налога на прибыль.
Достоверность и точность результирующей оценки не может быть обеспечена без адекватной рыночной информации. Этот бесспорный факт неоднократно отмечался в литературе по оценке и в международных стандартах. В отличие от западного оценщика, к услугам которого имеются множество информационных и аналитических служб, поставляющих ему требуемую информацию, российский оценщик не обеспечен информацией в требуемом объеме.
Информацию, используемую для оценки бизнеса, можно разделить на две категории: внешняя информация и внутренняя информация.
Внешняя информация отражает условия функционирования предприятия в отрасли и в экономике в целом. Эта информация является универсальной, так как накопленные данные могут быть использованы оценщиками при определении стоимости любых объектов оценки.
Внешнюю информацию можно условно разделить на следующие блоки:
- тенденции макроэкономического развития;
- уровень развития региональной экономики;
- демографическая ситуация;
- налоговая и таможенная политика государства;
- покупательская способность населения;
- динамика цен;
- инвестиционные программы;
- система кредитования экономики.
Источниками внешней информации являют:
- программы правительства РФ;
- статистические данные, публикуемые Государственным комитетом по статистике РФ;
- аналитические обзоры, публикуемые Министерством финансов РФ, Центробанком РФ, фондовыми организациями;
- аналитические обзоры информационных агентств;
- научные журналы.
- информационные отраслевые бюллетени.
К внешней информации относится взаимодействие объекта оценки:
- с производственно-хозяйственными структурами (с поставщиками, подрядчиками и покупателями);
- с органами государственного управления;
- со структурами финансово-кредитной системы.
Внутренняя информация представляет собой описание характеристик оцениваемого объекта, его окружения и типичности для конкретного сегмента рынка. Как правило, собранная оценщиком внутренняя информация имеет максимальную степень достоверности.
Внутренняя информация, собираемая оценщиком для оценки бизнеса, носит следующий характер:
- организационно-правовая форма предприятия;
- размер уставного капитала, сведения о владельцах;
- основные показатели текущего финансово-хозяйственного состояния предприятия.
Важным для экономического анализа являются ретроспективные данные об истории предприятия. При анализе необходимо описать стратегии предприятия, в том числе описывается процесс производства продукции по каждому виду продукции, объемы продаж за прошлый период. Оценщик анализирует данные о наличии производственных мощностей, сопоставляя их с данными о спросе на продукцию компании, капиталовложениями предприятия.
Источниками внутренней информации для проведения работ по оценке бизнеса являются:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах.
Сбор и анализ информации для оценки бизнеса можно разбить на следующие этапы: сбор и систематизация общих данных; сбор и анализ специальных данных, анализ наилучшего и наиболее эффективного их использования.
В настоящее время в России рынок оценочной деятельности слабо развит, поэтому сбор информации для оценки бизнеса является наиболее трудоемкой частью процесса оценки бизнеса.
1.3 Характеристика основных подходов к оценке стоимости бизнеса
Итак, определению стоимость бизнеса - это расчетная денежная мера производственной, коммерческой и социальной ценности его имущественного комплекса, установленная с учетом специфики деятельности и перспектив дальнейшего экономического развития этого бизнеса на момент проведения оценки его стоимости [1].
Основными документами регламентирующим определение стоимости бизнеса в нашей стране являются Федеральные стандарты оценки: ФСО№1 - «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», ФСО№2 - «Цель оценки и виды стоимости», ФСО№3 - «Цель оценки и виды стоимости», утвержденные Приказами Минэкономразвития и торговли РФ от 20 июля 2007 года № 254, 255, 256. В стандартах определены следующие виды стоимости объекта оценки: рыночная, инвестиционная, ликвидационная и кадастровая [2]. Основные виды стоимости бизнеса и их характеристика представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные виды стоимости бизнеса
Определение |
Особенности |
Рыночная стоимость бизнеса |
|
Наиболее вероятная цена, по которой объект может быть отчужден на дату оценки на рынке в условиях совершенной конкуренции, стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. |
Является объективной и независимой от желания отдельных участников рынка ценой, отражает реальные экономические условия, складывающиеся в данный момент на рынке недвижимости. |
Инвестиционная стоимость бизнеса |
|
Стоимость объекта, определяемая исходя из его потенциальной доходности для конкретного лица или группы лиц при установленных инвестиционных целях его использования. |
Отражает ценность бизнеса для конкретного инвестора, который собирается купить оцениваемый бизнес или вложить в него финансовые средства, при этом для инвестора важны такие факторы, как риск, масштабы и объемы финансирования, будущее повышение или снижение стоимости бизнеса и т.д. |
Ликвидационная стоимость бизнеса |
|
Расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой объект может быть отчужден за срок экспозиции, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в ситуации, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению бизнеса. |
Учитывает влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать бизнес на условиях, не соответствующих рыночным. |
Кадастровая стоимость бизнеса |
|
Установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта, определённая методами массовой оценки, или, рыночная стоимость, определённая индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. |
Определяется, для целей налогообложения, а также для установления ограничений по использованию объекта, а именно: выкупа, аренды и других операций, которые не противоречат законодательству РФ. |
При определении стоимости бизнеса необходимо учитывать влияние широкого спектра как макро-, так и микроэкономических факторов. Существенное значение имеют отраслевая принадлежность, специфика деятельности, масштаб и структура объекта оценки. Например, для предприятий торговли и сферы услуг во главу угла при проведении оценки ставится получаемый ими доход, а для промышленных предприятий, прежде всего, важна стоимость имущественного комплекса: земли, зданий, сооружений, применяемых технологий и оборудования, и т.п. активов. Оценка стоимости бизнеса предполагает довольно обширную аналитическую работу и требует применения профессиональных знаний от соответствующих специалистов.
Оценка стоимости бизнеса представляет собой процесс, который направлен на определение цены бизнеса с учетом его реальной или потенциальной доходности по состоянию на данный момент, и включает организационный, технологический и финансовый анализ текущей деятельности бизнеса, а также перспектив его развития в дальнейшем.
Необходимость в оценке бизнеса может возникнуть в случаях: акционирования бизнеса или поиска путей его развития; инвестирования денежных средств; изменения организационно-правовой формы предприятия или его реорганизации; оценки качества менеджмента; оформления банковского кредита; введения антикризисного управления; купли-продажи предприятия (бизнеса); реструктуризации предприятия; реструктуризации задолженности предприятия; осуществления операций на фондовом рынке; расчета страховой стоимости бизнеса; ведения предприятием деятельности, связанной с ипотечным кредитованием; отражения активов в финансовой отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов; оценки объектов залога для привлечения финансирования со стороны кредитных организаций; оценки целесообразности реализации инвестиционных проектов для потенциальных инвесторов, как отечественных, так и зарубежных.
Оценка стоимости бизнеса предусматривает [28]:
- оценку стоимости права собственности, иных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении ценных бумаг, паев, долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах;
- оценку предприятий как имущественных комплексов.
Оценка должна соответствовать виду определяемой стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки.
В соответствии с утвержденными Правительством Стандартами оценки, оценщик обязан использовать доходный, затратный, и сравнительный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.
Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости бизнеса, направленных на определение ожидаемых доходов от его использования [7].
Применяется для приносящего доход действующего бизнеса, как правило, используется чаще других подходов.
Преимущества: позволяет прогнозировать различные варианты развития бизнеса и, соответственно, его будущей стоимости, в зависимости от объемов финансирования и структуры доходов и расходов.
Недостатки: трудоемкость расчетов, поскольку высокая точность результатов оценки возможна только в случае постоянного мониторинга имеющихся на рынке тенденций и использования корректно рассчитанной ставки дисконтирования. Расчет ставки дисконтирования должен включать [14]:
- определение риска, ассоциируемого с данным бизнесом;
- нахождение информации о проданных на рынке предприятиях-аналогах с сопоставимыми рисками;
- определение для них средней ставки капитализации;
- корректировку расчётной ставки дисконтирования (капитализации) с учетом дополнительных рисков оцениваемого бизнеса.
Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости бизнеса, определяющих сумму затрат, необходимых для его восстановления либо замещения с учетом физического и морального износа [7]. Используя этот подход инвестор может сравнить затраты на приобретение уже существующего бизнеса с затратами на создание аналогичного бизнеса «с нуля».
В качестве рыночной стоимости бизнеса принимается стоимость собственного капитала предприятия, определяемого, как рыночная стоимость совокупности активов за вычетом текущей стоимости всех его обязательств [14].
Применяется, когда оцениваемый бизнес не приносит стабильный доход, но имеет значительные материальные ликвидные активы. В результате определяется цена, по которой может быть продан бизнес как имущественный комплекс.
Преимущества: покупатель получает некоторую уверенность в том, что он не заплатит за бизнес больше, чем стоят его активы.
Недостатки:
Как правило, не проводится детальная оценка рыночной стоимости активов предприятия [14], поскольку это требует больших затрат времени и средств, поэтому для расчета стоимости активов обычно ограничиваются информацией, представленной в бухгалтерской отчетности, которая в действительности не всегда отражает их реальную рыночную стоимость.
Трудность адекватной оценки стоимости нематериальных активов, а также команды предприятия с наработанными связями и опытом совместной работы [14].