Файл: Оценка стоимости бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большое значение точности полученных результатов приобретает на по­следнем этапе оценки - этапе согласования промежуточных результатов, полу­ченных разными методами, и вынесения окончательного решения о рыночной стоимости как наиболее вероятной цены продажи или аренды объекта оценки.

Точность предполагает соблюдение требований достоверности, но еще 3 дополнительно характеризует объективно возможную степень приближения оцененной стоимости объекта к ее истинному значению. Мерой точности слу­жит ошибка (погрешность, отклонение), которая представляет собой разность между оцененной и истинной величинами стоимости.

В связи с тем, что информационные ресурсы включается вся информа­ция, в том числе и недостоверная, накапливается значительно количество не­достоверной, искаженной информации. Появился даже термин «экология ин­формационных ресурсов».

Остается актуальной в условиях современной российской экономики ведения двойной бухгалтерии, которая формирует два информационных масси­ва:

- данные для внешней среды (потребителей, конкурентов, государствен­ных органов);

- данные для внутренних оценок действительного положения (как пра­вило строго конфиденциальная информация, распространяемая между регла­ментированными пользователями).

Так при анализе бухгалтерской отчетности, оценщик может столкнуться с очень распространенным на сегодняшний день явлением, когда предприятие показывает прибыль близкую к нулю, что может быть проявлением уклонения от уплаты налога на прибыль.

Достоверность и точность результирующей оценки не может быть обес­печена без адекватной рыночной информации. Этот бесспорный факт неодно­кратно отмечался в литературе по оценке и в международных стандартах. В от­личие от западного оценщика, к услугам которого имеются множество инфор­мационных и аналитических служб, поставляющих ему требуемую информа­цию, российский оценщик не обеспечен информацией в требуемом объеме.

Информацию, используемую для оценки бизнеса, можно разделить на две категории: внешняя информация и внутренняя информация.

Внешняя информация отражает условия функционирования предприятия в отрасли и в экономике в целом. Эта информация является универсальной, так как накопленные данные могут быть использованы оценщиками при определе­нии стоимости любых объектов оценки.

Внешнюю информацию можно условно разделить на следующие блоки:

- тенденции макроэкономического развития;


- уровень развития региональной экономики;

- демографическая ситуация;

- налоговая и таможенная политика государства;

- покупательская способность населения;

- динамика цен;

- инвестиционные программы;

- система кредитования экономики.

Источниками внешней информации являют:

- программы правительства РФ;

- статистические данные, публикуемые Государственным комитетом по статистике РФ;

- аналитические обзоры, публикуемые Министерством финансов РФ, Центробанком РФ, фондовыми организациями;

- аналитические обзоры информационных агентств;

- научные журналы.

- информационные отраслевые бюллетени.

К внешней информации относится взаимодействие объекта оценки:

- с производственно-хозяйственными структурами (с поставщиками, подрядчиками и покупателями);

- с органами государственного управления;

- со структурами финансово-кредитной системы.

Внутренняя информация представляет собой описание характеристик оцениваемого объекта, его окружения и типичности для конкретного сегмента рынка. Как правило, собранная оценщиком внутренняя информация имеет мак­симальную степень достоверности.

Внутренняя информация, собираемая оценщиком для оценки бизнеса, но­сит следующий характер:

- организационно-правовая форма предприятия;

- размер уставного капитала, сведения о владельцах;

- основные показатели текущего финансово-хозяйственного состояния предприятия.

Важным для экономического анализа являются ретроспективные данные об истории предприятия. При анализе необходимо описать стратегии предприя­тия, в том числе описывается процесс производства продукции по каждому ви­ду продукции, объемы продаж за прошлый период. Оценщик анализирует дан­ные о наличии производственных мощностей, сопоставляя их с данными о спросе на продукцию компании, капиталовложениями предприятия.

Источниками внутренней информации для проведения работ по оценке бизнеса являются:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о финансовых результатах.

Сбор и анализ информации для оценки бизнеса можно разбить на следу­ющие этапы: сбор и систематизация общих данных; сбор и анализ специальных данных, анализ наилучшего и наиболее эффективного их использования.

В настоящее время в России рынок оценочной деятельности слабо раз­вит, поэтому сбор информации для оценки бизнеса является наиболее трудоем­кой частью процесса оценки бизнеса.


1.3 Характеристика основных подходов к оценке стоимости бизнеса

Итак, определению стоимость бизнеса - это расчетная де­нежная мера производственной, коммерческой и социальной ценности его имущественного комплекса, установленная с учетом специфики деятельности и перспектив дальнейшего экономического развития этого бизнеса на момент проведе­ния оценки его стоимости [1].

Основными документами регламентирующим опреде­ление стоимости бизнеса в нашей стране являются Феде­ральные стандарты оценки: ФСО№1 - «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оцен­ки», ФСО№2 - «Цель оценки и виды стоимости», ФСО№3 - «Цель оценки и виды стоимости», утвержденные Приказами Минэкономразвития и торговли РФ от 20 июля 2007 года № 254, 255, 256. В стандартах определены следующие виды стоимости объекта оценки: рыночная, инвестиционная, ликвидационная и кадастровая [2]. Основные виды стоимости бизнеса и их характеристика представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные виды стоимости бизнеса

Определение

Особенности

Рыночная стоимость бизнеса

Наиболее вероятная цена, по которой объект может быть отчужден на дату оценки на рынке в условиях совершенной конкуренции, стороны сделки действуют разумно, распола­гая всей необходимой информацией, и на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Является объективной и независимой от желания от­дельных участников рынка ценой, отражает реальные эко­номические условия, складывающиеся в данный момент на рынке недвижимости.

Инвестиционная стоимость бизнеса

Стоимость объекта, определяемая исходя из его потен­циальной доходности для конкретного лица или группы лиц при установленных инвестиционных целях его исполь­зования.

Отражает ценность бизнеса для конкретного инвестора, который собирается купить оцениваемый бизнес или вло­жить в него финансовые средства, при этом для инвестора важны такие факторы, как риск, масштабы и объемы фи­нансирования, будущее повышение или снижение стоимо­сти бизнеса и т.д.

Ликвидационная стоимость бизнеса

Расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой объект может быть отчужден за срок экс­позиции, меньший типичного срока экспозиции для рыноч­ных условий, в ситуации, когда продавец вынужден совер­шить сделку по отчуждению бизнеса.

Учитывает влияние чрезвычайных обстоятельств, выну­ждающих продавца продавать бизнес на условиях, не соот­ветствующих рыночным.

Кадастровая стоимость бизнеса

Установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта, определённая мето­дами массовой оценки, или, рыночная стоимость, опреде­лённая индивидуально для конкретного объекта недвижи­мости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Определяется, для целей налогообложения, а также для установления ограничений по использованию объекта, а именно: выкупа, аренды и других операций, которые не противоречат законодательству РФ.


При определении стоимости бизнеса необходимо учиты­вать влияние широкого спектра как макро-, так и микроэко­номических факторов. Существенное значение имеют отра­слевая принадлежность, специфика деятельности, масштаб и структура объекта оценки. Например, для предприятий торговли и сферы услуг во главу угла при проведении оцен­ки ставится получаемый ими доход, а для промышленных предприятий, прежде всего, важна стоимость имуществен­ного комплекса: земли, зданий, сооружений, применяемых технологий и оборудования, и т.п. активов. Оценка стоимо­сти бизнеса предполагает довольно обширную аналитиче­скую работу и требует применения профессиональных зна­ний от соответствующих специалистов.

Оценка стоимости бизнеса представляет собой процесс, который направлен на определение цены бизнеса с учетом его реальной или потенциальной доходности по состоянию на данный момент, и включает организационный, техноло­гический и финансовый анализ текущей деятельности биз­неса, а также перспектив его развития в дальнейшем.

Необходимость в оценке бизнеса может возникнуть в случаях: акционирования бизнеса или поиска путей его развития; инвестирования денежных средств; изменения организационно-правовой формы предприятия или его ре­организации; оценки качества менеджмента; оформления банковского кредита; введения антикризисного управления; купли-продажи предприятия (бизнеса); реструктуризации предприятия; реструктуризации задолженности предприя­тия; осуществления операций на фондовом рынке; расчета страховой стоимости бизнеса; ведения предприятием дея­тельности, связанной с ипотечным кредитованием; отраже­ния активов в финансовой отчетности в соответствии с тре­бованиями международных стандартов; оценки объектов залога для привлечения финансирования со стороны кре­дитных организаций; оценки целесообразности реализации инвестиционных проектов для потенциальных инвесторов, как отечественных, так и зарубежных.

Оценка стоимости бизнеса предусматривает [28]:

- оценку стоимости права собственности, иных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении ценных бумаг, паев, долей (вкладов) в уставных (складочных) капи­талах;

- оценку предприятий как имущественных комплек­сов.

Оценка должна соответствовать виду определяемой стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки.

В соответствии с утвержденными Правительством Стан­дартами оценки, оценщик обязан использовать доходный, затратный, и сравнительный подходы к оценке или обосно­вать отказ от использования того или иного подхода. Оцен­щик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.


Доходный подход - совокупность методов оценки стои­мости бизнеса, направленных на определение ожидаемых доходов от его использования [7].

Применяется для приносящего доход действующего биз­неса, как правило, используется чаще других подходов.

Преимущества: позволяет прогнозировать различные варианты развития бизнеса и, соответственно, его будущей стоимости, в зависимости от объемов финансирования и структуры доходов и расходов.

Недостатки: трудоемкость расчетов, поскольку высокая точность результатов оценки возможна только в случае по­стоянного мониторинга имеющихся на рынке тенденций и использования корректно рассчитанной ставки дисконтиро­вания. Расчет ставки дисконтирования должен включать [14]:

- определение риска, ассоциируемого с данным бизнесом;

- нахождение информации о проданных на рынке предпри­ятиях-аналогах с сопоставимыми рисками;

- определение для них средней ставки капитализации;

- корректировку расчётной ставки дисконтирования (капитализации) с уче­том дополнительных рисков оцениваемого бизнеса.

Затратный подход - совокупность методов оценки стои­мости бизнеса, определяющих сумму затрат, необходимых для его восстановления либо замещения с учетом физиче­ского и морального износа [7]. Используя этот подход ин­вестор может сравнить затраты на приобретение уже суще­ствующего бизнеса с затратами на создание аналогичного бизнеса «с нуля».

В качестве рыночной стоимости бизнеса принимается стоимость собственного капитала предприятия, определяе­мого, как рыночная стоимость совокупности активов за вы­четом текущей стоимости всех его обязательств [14].

Применяется, когда оцениваемый бизнес не приносит стабильный доход, но имеет значительные материальные ликвидные активы. В результате определяется цена, по ко­торой может быть продан бизнес как имущественный ком­плекс.

Преимущества: покупатель получает некоторую уверен­ность в том, что он не заплатит за бизнес больше, чем стоят его активы.

Недостатки:

Как правило, не проводится детальная оценка ры­ночной стоимости активов предприятия [14], поскольку это требует больших затрат времени и средств, поэтому для рас­чета стоимости активов обычно ограничиваются информа­цией, представленной в бухгалтерской отчетности, которая в действительности не всегда отражает их реальную рыноч­ную стоимость.

Трудность адекватной оценки стоимости нематери­альных активов, а также команды предприятия с наработан­ными связями и опытом совместной работы [14].