Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты оценки стоимости бизнеса
1.1 Сущность оценки стоимости бизнеса
1.2 Информация в оценке бизнеса и ее виды
1.3 Характеристика основных подходов к оценке стоимости бизнеса
1.4 Оценка стоимости бизнеса на примере салона красоты
1.5 Оценка стоимости бизнеса при помощи различных подходов на примере салона красоты
2. Совершенствование подходов к оценке бизнеса в современных условиях
2.1 Проблемы оценки стоимости бизнеса
2.2 Предложения по совершенствованию методического обеспечения оценки бизнеса
Совершенствование методического обеспечения оценки бизнеса является приоритетным направлением в оценочной области, поскольку процедура оценки бизнеса обладает долей субъективности в силу ряда причин. Во-первых, рынок обладает высокой изменчивостью конъюнктуры, характеризуется сложностью прогнозирования экономической ситуации, то есть даже высококвалифицированные специалисты могут столкнуться с тем, что результаты их оценки окажутся далеки от реальной стоимости продажи бизнеса. Во-вторых, статистические данные являются противоречивыми, в частности уровень инфляции согласно официальной статистики очень часто не совпадает с данными об уровне инфляции, опубликованными частными крупными российскими статистическими компаниями или зарубежными информационными агентствами. В-третьих, доля экспертных оценок в каждом из подходов является значительной, что говорит о субъективности результатов оценки бизнеса.
В виду сложившейся мировой и российской практики выделяют три подхода к оценке бизнеса: затратный, рыночный и доходный подход.
Затратный подход нацелен на оценку непосредственно активов, стоимость которых должна быть скорректирована так, чтобы сделать ее наиболее приближенной к рыночной, то есть необходимо осуществить нормализацию финансовой отчетности. На наш взгляд, традиционная корректировка может быть неполной, поскольку она не учитывает искажения, возникающие в российских условиях.
Российские и зарубежные экономисты сходятся на мнении, что существует три направления нормализации [16]. Корректировка метода учета операций и начисления амортизации имеет место, если используется рыночный подход к оценке стоимости предприятия. Методы учета операций и начисления амортизации исследуемого предприятия сопоставляются с предприятиями-аналогами, затем корректируются. Корректировка активов в соответствии с их рыночной стоимостью используется при оценке контрольного пакета акций, нематериальных активов, холдинговых и инвестиционных компаний и т.п. Сначала производится оценка каждого актива баланса по рыночной стоимости, после корректируется пассив баланса. Разовые, нетипичные и неоперационные доходы и расходы - это те доходы и расходы, которые не относятся к основной деятельности компании, не формируют ее стоимость и не входят в себестоимость производимой продукции.
Таким образом, приведенный доход можно посчитать так:
Дпривед = Д + НР – НД, (1)
где Дпривед – приведенный доход;
Д – доход согласно отчетности;
НР – разовые, нетипичные и неоперационные расходы;
НД – разовые, нетипичные и неоперационные доходы.
Кроме существующих направлений нормализации оценщик должен обратить внимание на возможное преднамеренное искажение операционных доходов и расходов. Собственники искусно пытаются увеличить показатели выручки, прибыли и совокупных активов, так как внешние пользователи, как правило, при анализе деятельности фирмы обращают внимание именно на эти три основных показателя. Один из способов - фиктивные сделки с подставными компаниями, когда происходит только движение денежных средств, например, фирма заключает договор с некой подставной компанией о продажи ей товара (товара или не существует, либо он остается на складе), в результате документально выручка увеличивается, а фактически нет.
При выполнении долгосрочных контрактов в соответствии с ПБУ 2/94 и МСФО 11 фирма должна отражать выручку в течение длительного периода времени. Компания может показать выручку либо по завершению контракта, либо по частям, пропорционально сделанным работам. Чтобы увеличить финансовый результат, при поэтапном отражении выручки процент выполненного объема работ завышают, что приводит к отражению большей выручки в отчетном периоде.
Для покрытия кассовых разрывов фирмы вынуждены использовать краткосрочные кредиты и займы, но с целью получения выгоды от неизбежных расходов предприятия представляют их как издержки, связанные с приобретением или капитальным ремонтом основных средств. Стоимость основных средств фирма можно завысить, купив поддержанный объект, а документально отразить его как новый, находящийся у нее в собственности. В некоторых случаях учитываются фиктивные активы (которые на самом деле не существуют), а на период аудиторской проверки компания заключает договор аренды необходимого актива у другой организации. Завышение стоимости активов приводит к увеличению валюты баланса и собственного капитала [31].
Стоимость предприятия может быть не только искажена в сторону завышения, но и в сторону занижения. Компании занижают свою стоимость как преднамеренно (для уменьшения налогооблагаемой базы), так и по причине неэффективного менеджмента. Таким образом, стоимость бизнеса может оказаться низкой в силу развития корпоративной коррупции. Самой распространенной формой корпоративной коррупции является так называемый «откат», за счет которого «наживаются» менеджеры фирмы, а компания несет необоснованные расходы. На втором месте идет присвоение денежных средств компании: как обычное воровство денег и товарно¬материальных ценностей, так и кража денежных потоков через подставные фирмы. Такой разрушаемый изнутри бизнес будет оценен дешево, но инвестор, оценив затраты на искоренение корпоративной коррупции и будущую прибыльность «здорового» бизнеса можно выиграть от покупки такого предприятия.
Учет латентных факторов, в рамках затратного подхода, поможет сделать результаты оценки бизнеса более объективными, тем не менее, количественная оценка влияния данных факторов затруднена, и может быть определена на основе экспертных суждений.
В рамках доходного подхода наибольшим субъективизмом обладает учет рисков, поскольку в большинстве случаев они рассчитываются экспертным путем, если же риски рассчитываются посредством учета изменения цен акций, то возникает проблема ограниченности использования данного подхода. В силу этого, необходимо повысить объективность оценки рисковой составляющей, сохранив широту обхвата объектов оценки. Таким образом, предлагаем несколько модернизировать учет рисков с применением кумулятивного метода расчета ставки дисконтирования.
Кумулятивный метод подразумевает оценку определенных факторов, порождающих риск недополучения запланированных доходов. Для того чтобы рассчитать риски, необходимо для каждого вида рисков определить процент, или премию за риск, которая затем добавляется к безрисковой ставке доходности, таким образом, увеличивая норму отдачи капитала с учетом факторов риска. Факторы могут быть следующими: качество управления, размер компании, финансовая структура, товарная и территориальная диверсификация, диверсификация клиентуры, норма и ретроспективная прогнозируемость прибыли. [16]
Методику экономической состоятельности также, на наш взгляд, можно использовать при оценки бизнеса рыночным подходом. При рыночном подходе наиболее важным является подбор компаний-аналогов, что является не всегда тривиальным. Немало статей написано о том, как правильно подобрать факторы, влияющие на возможность сравнивать компании в целях оценки бизнеса. Но методики выбора аналогичных оцениваемой компании не всегда обоснованы и доступны для понимания. Более того, большинство подходов ориентированы на оценку только тех компаний, чьи акции котируются на фондовой бирже, что также ограничивает применяемость рыночного подхода.
На наш взгляд, поиск аналогичных оцениваемому предприятию компаний можно осуществлять посредством сравнения уровня экономической состоятельности по каждой составляющим и критериям важно, так как:
1) уровень рыночной состоятельности показывает, насколько совпадает уровень рыночной устойчивости, обеспеченности факторами производства оцениваемого предприятия и его аналога;
2) уровень производственной состоятельности показывает насколько оба предприятия одинаково эффективно (или не эффективно) используются средства труда, обеспечены способами использования факторов производства и эффективностью их использования;
3) уровень финансовой состоятельности помогает сравнить, насколько оба предприятия финансово (не)устойчивы.
Таким образом, если у предприятий одинаковый уровень состоятельности по каждым из приведенных выше составляющих, то их можно считать аналогичными, при условии, что предприятия функционируют в одинаковой отрасли и имеют равные масштабы деятельности.
Заключение
Как правило, современное предприятие – это весьма сложная структура, объединяющая в себе большое количество активов совершенно разной природы – от недвижимого имущества до деловой репутации предприятия. Поэтому, оценку бизнеса необходимо осуществлять с позиций всех трех существующих оценочных подходов: затратного, доходного и сравнительного. Эти подходы не используются изолированно, а взаимно дополняют друг друга, то есть для оценки бизнеса стараются одновременно использовать методы из разных подходов. При этом, каждый подход основан на использовании определенных свойств предприятия, так или иначе влияющих на величину его стоимости.
Так, при определении стоимости с позиции затратного подхода во главу угла ставится стоимость имущества (совокупности материальных и нематериальных активов) предприятия. Затратный подход базируется на типичной мотивации и представлениях расчетливого покупателя, который не заплатит за предприятие больше, чем стоят все его активы.
При оценке бизнеса с позиции доходного подхода основой для расчетов служит доход, который, как предполагается, может принести предприятие в будущем. Этот подход основан на ожиданиях инвесторов, которые определяют текущую стоимость предприятия, руководствуясь, в основном, прогнозной величиной будущих доходов от предприятия, а не наличием у предприятия тех или иных активов (принцип ожидания).
При использовании сравнительного подхода в оценке бизнеса, основой для определения стоимости предприятия является мнение свободного рынка, выраженное в ценах совершенных сделок купли – продажи аналогичных предприятий или их акций (долей). Сравнительный подход основан на принципе замещения, который говорит о том, что стоимость предприятия не может сильно отличаться от стоимости другого предприятия, обладающего эквивалентной для потенциального покупателя полезностью.
Все эти три подхода имеют свои преимущества и недостатки, свои предпочтительные области применения и объединяют в себе достаточно большое количество различных методов, из многообразия которых оценщик выбирает наиболее подходящие для конкретного оцениваемого объекта.
Проведенная во второй главе оценка стоимости бизнеса на основе доходного, затратного и сравнительного подходов показала сильные и слабые стороны каждой методики. Все возможные проблемы и трудности, которые могут возникнуть в процессе оценки стоимости компании, относящейся к сфере малого бизнеса, сводятся к следующему:
- Зависимость малых компаний от узкого круга лиц, связанных дружескими или родственными отношениями. Как следствие, закрытость и непрозрачность информации о компании и ее реальных доходах.
- Неустойчивость малого бизнеса и, как следствие, невозможность точного прогнозирования на длительную перспективу.
- Ошибка некорректного сравнения (доходы малых предприятий зависят от уникальных их характеристик и не могут быть точно спрогнозированы по другим аналогичным компаниям).
- Ошибка коэффициентов (неприменимость зарубежных коэффициентов в российских условиях).
- Ошибка сложения (не уделяется внимания нематериальным активам при определении стоимости компании как сумме стоимостей ее активов).
- Ошибка субъективности (завышение стоимости компании при попытке ее владельца самостоятельно оценить ее стоимость).
Также в работе были предложены основные направления по совершенствованию методического обеспечения оценки бизнеса, позволяющие значительно повысить эффективность, точность и снизить трудоемкость оценки стоимости бизнеса.
Список использованной литературы
- Об оценочной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (с изм. и доп.).
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (с изм. и доп.).
- О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 года № 101.
- Общие понятия оценки, подходы и требования к оценке : Федеральный стандарт оценки (ФСО № 1): приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 256.
- Об утверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» : приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 254.
- Кацман В. Е., Косорукова И. В., Родин А. Ю., Харитонов С. В. Основы оценочной деятельности : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : МФПУ «Университет», 2012.
- Федеральные стандарты оценки: ФСО №1, №2, №3. Информационный портал консалтинговой группы эксперт [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www. expertgroup.ru/ru/fso_1_2_3.html
- Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М., Финансы и статистика, 2011. 192 с.
- Алексеев В.С., Макарченко М.А. Управление инновационной деятельностью в малом бизнесе // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2014. №1.
- Асаул А.Н., Старинский В.Н., Старовойтов М.К. Оценка организации (предприятия, бизнеса). Учеб. - СПБ, АНО «ИПЭВ», 2014. 476 с.
- Балашевич М.И. Экономика и организация малого бизнеса. - Минск, изд-во БГЭУ, 2012. 335 с./http://mstitutюnes.com/download/books/2286-ekonomika-i-organizaciya-malogo-biznesa.html
- Брюханов, М. Искажения в финансовой отчетности: как выявить мошенничество / М. Брюханов // Финансовый директор. - 2006. - №6. - С. 44-57.
- Верхозина А.В., Федотова В.А. Сравнительный анализ международного и российского законодательства в области оценочной деятельности, М. «Интерреклама» 2003. 368с.
- Волкова А.Ю. Проблемы оценки бизнеса средних компаний. Информационный портал юридической фирмы «Частное право» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://rupravo.ru/stati/83-problemy-ocenki-biznesa-srednih- kompanij
- Газалиев М.М., Осипов В.А. «Особенности налогообложения малого бизнеса». Уч.пос. - М., Дашков и К., 2014. - 115 с./ http://www.knigafund.ru/books/174220
- Оценка бизнеса: Учебник/Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. - М.: Финансы и статистика, 2001. 504с.
- Конотопов М.Н., Ананьев А.А. Анализ проблем эффективности деятельности производственных предпринимательских структур малого и среднего бизнеса // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2014. № 1.
- Косорукова И. В., Секачев С. А, Шу- клина М. А. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса : учебное пособие / под ред. И. В. Косоруковой. М. : Московская финансовопромышленная академия, 2011.
- Ларченко А.П. Оценка бизнеса. Подходы и методы. СПб.: "PRTeam", 2008. 59с.
- Москаленко Л. Сервис - это дать человеку то, в чем он нуждается // Эксперт. 2012. № 33 (815).
- Мухина Т.Н., Минайченкова Е.И., Филатов В.В. Актуальные проблемы осуществления управленческих нововведений на предприятиях малого бизнеса // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. № 1.
- Назарова В.В., Бирюкова Д.С. Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2014. № 3.
- Негреева В.В., Алексашкина Е.И., Алексашкин Ю.Н. Централизованные и децентрализованные стратегии и методы управления малым бизнесом // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2015. № 2.
- Нефедов Ю. В. Секреты прибыли салона красоты: руководство для практикующих директоров. М. : Издательство «ФОРУМ», 2013.
- Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.
- Родин А. Ю. Оценка малого бизнеса: проблемы и методы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 2 (149).
- Рутгайзер В. М. Оценка стоимости бизнеса : учебное пособие. М. : Маросейка, 2007. С. 122.
- Синицкая Н.Я. Финансовый менеджмент в рисунках и схемах: учебное пособие: Тема 15. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). - М.: Издательство «Академия Естествознания», 2011 [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/140-4620
- Хныкина Т.С., Фомиченко И.А. Динамика развития малого предпринимательства: проблемы и перспективы // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2014. № 3.
- Хохлова, С.В. Нормализация финансовой отчётности в целях оценки бизнеса / В.Ф. Трунина, С.В. Хохлова // Известия ВолгГТУ. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)». Вып. 14 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2012. - № 16 (103). - C. 151-155.Экономический словарь /Отв. ред. А.И. Архипов. - М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 486 с.
- Дивидендная доходность российских акций [Электронный ресурс]: Эксперт Online. - Москва, 2015. - Режим доступа: http://expert.ru/ratings/dividendnaya-dohodnost-rossijskih- aktsij/ (дата обращения: 12.01.2016).
- Информационное агентство Финмаркет RusBonds [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения о размещение государственных облигациях. - Москва, 2015. - Режим доступа: http://www.rusbonds.ru/tooldistrib.asp?tool=87462 (дата обращения: 12.01.2016).