Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты оценки стоимости бизнеса
1.1 Сущность оценки стоимости бизнеса
1.2 Информация в оценке бизнеса и ее виды
1.3 Характеристика основных подходов к оценке стоимости бизнеса
1.4 Оценка стоимости бизнеса на примере салона красоты
1.5 Оценка стоимости бизнеса при помощи различных подходов на примере салона красоты
2. Совершенствование подходов к оценке бизнеса в современных условиях
2.1 Проблемы оценки стоимости бизнеса
2.2 Предложения по совершенствованию методического обеспечения оценки бизнеса
Введение
Развитие рыночных отношений в российской экономике увеличивает потребность в оценке бизнеса.
Бизнес всегда обладает стоимостью, которую необходимо знать для того, чтобы иметь возможность принимать обоснованные решения в процессе совершения сделок с ним.
Оценка бизнеса – сложный процесс. Бизнес – это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Главная ее цель – получение прибыли.
Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами. Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего, он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, он теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видит новые способы его использования, иные возможности получения дохода, то бизнес становится товаром.
Оценка предприятия означает определение в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной ценой и должна отражать оба свойства предприятия как товара, т.е. его полезность и затраты, необходимые для реализации этой полезности.
Обоснованность и достоверность оценки стоимости предприятия во многом зависит от того, насколько правильно определена задача и цель оценки, что в свою очередь позволяет оценщику выбрать нужный методический инструментарий для расчетов.
Актуальность данной темы обусловлена пониманием того, что концепция управления предприятием основанная на максимизации его стоимости (стоимости его имущества), как показала жизнь, является одной из самых эффективных, поскольку изменение стоимости предприятия за период, будучи критерием эффективности хозяйственной деятельности, учитывает практически всю информацию, связанную с его деятельностью. Принимая то или иное управленческое решение, руководство предприятия должно соотносить последствия реализации этого решения на деятельность предприятия, итоговым критерием которой является стоимость.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы является оценка стоимости имущественного комплекса на примере салона красоты.
Поставленная цель определила следующие основные задачи:
- раскрыть общие вопросы оценки стоимости предприятия (бизнеса);
- рассмотреть методики проведения оценки стоимости предприятия;
- провести оценку стоимости предприятия на примере салона красоты.
Предметом исследования является стоимость салона красоты.
Теоретической и методологической базой дипломной работы послужили труды Косоруковой И.В.; Егерева П.А.; Чеботарева Н.Ф.; Щербакова В.А.; Грязновой А.Г; Федотовой М.А и др.
Информационную основу работы составили законодательные и нормативные акты, работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам стоимостной оценки компаний, данные Госкомстата.
Структура и объем работы определились с учетом цели и задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические аспекты оценки стоимости бизнеса
1.1 Сущность оценки стоимости бизнеса
В процессе развития рыночных отношений в России появилась потребность в оценке стоимости бизнеса, которая, по сути, представляет собой анализ его текущей деятельности и перспектив развития. «Оценка стоимости любого объекта собственности представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости объекта с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка» [16].
Впервые с проблемой оценки столкнулись в связи с проведением приватизации, которая осуществлялась в России с начала 1990-х годов после распада СССР. В работе «Оценка бизнеса. Подходы и методы» А.П. Ларченко подчеркивает, что недостаточные знания и различные подходы в части оценки в период первичного распределения собственности привели к тому, что «огромная масса государственных предприятий была переведена в частную собственность, по намерено заниженным ценам. Государство, продавая экономические объекты по минимальным ценам, потеряло право на присвоение будущих доходов от их деятельности» [19].
Оценка стоимости бизнеса носит рыночный характер, она не просто учитывает затраты, связанные с объектом оценки, но также учитывает влияние совокупности рыночных факторов на процедуру оценки. На оценку бизнеса могут влиять факторы времени и риска, рыночная конъюнктура, экономические особенности объекта оценки, его деловая репутация, а также внутренняя и внешняя экономическая среда.
Оценка включает в себя расчет стоимости всех активов компании, а именно: финансовых вложений, материальных активов (земля, недвижимость, оборудование, готовые товары и сырье и т.п.), нематериальных активов (интеллектуальная собственность, бренд, гуд-вилл и пр.). Кроме того оцениваются рентабельность компании, ее доходы в прошлом, настоящем и будущем, перспективы ее развития, внутриотраслевая конкуренция. Результаты такого комплексного анализа позволяют сравнить оцениваемую компанию с ее аналогами и дать объективную оценку бизнеса, как имущественного комплекса, способного приносить прибыль.
Регулирование оценочной деятельности — «система мер и процедур, направленных на повышение качества услуг оценщиков и соответствия их определенным критериям, устанавливаемым профессиональным сообществом оценщиков (саморегулирование) или государственными органами (государственное регулирование), либо совместно» [13].
Вопросы теории и практики оценки бизнеса получили отражение в современной экономической литературе. Первый и один из лучших в России учебник выпущен под редакцией профессоров, докторов экономических наук А.Г. Грязновой и М.А. Федотовой в 2001 году. В нем заложена база оценочной деятельности в России, сформированы теоретические, методические и практические подходы к оценке бизнеса; даны определения основных терминов, используемых в оценке, приведены основные методы, а также особенности оценки бизнеса для различных целей.
Другие учебники таких авторов как В.Е. Есипов («Оценка бизнеса»), В.А. Щербаков («Оценка стоимости предприятия (бизнеса)») представляют более конкретизированные материалы по оценке стоимости, например оценка стоимости предприятия, где учитываются все особенности предприятия, как объекта оценки.
Из большого количества учебно-методической литературы выделяются книга А.П. Ларченко «Оценка бизнеса. Подходы и методы», где проведен обзор правовой базы оценочной деятельности в Российской Федерации и обобщены подходы и методы оценки стоимости предприятия (бизнеса), а также учебные пособия «Основы оценочной деятельности» под редакцией Косоруковой И.В., «Оценка стоимости предприятия» Роновой Г.Н., Королева П.Ю.
В качестве прикладного пособия, где показаны концепции и методики, которые использовались в мировой практике оценки стоимости бизнеса с учетом метаморфоз мировой экономики, произошедших в начале тысячелетия, автором использовалась книга Т. Коупленда «Стоимость компаний. Оценка и управление».
Вместе с тем, авторы большинства учебников по оценке бизнеса не дают обоснования видов оценки с фундаментальных политико-экономических позиций. Содержание категорий, применяемых при оценке, не раскрывается, они только служат названием экономических явлений. В описательных определениях категорий оценки, как правило, одно определяется через другое. Так, ключевая категория оценки - «рыночная стоимость» определяется как «наиболее вероятная цена»: «Оценка стоимости любого предприятия (объекта) выражает целенаправленный процесс определения в денежном выражении рыночной стоимости с учетом потенциального и реального дохода, приносимого ею в каждый момент времени. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства...» [19].
Оценка стоимости бизнеса необходима для многих целей, например:
- для заключения сделок купли - продажи, так как рыночная стоимость, полученная по результатам оценки, учитывает не только отдельно взятые интересы продавца или покупателя, но и ситуацию на рынке;
- для выработки стратегии предприятия в целях усовершенствования процесса производства и повышения эффективности управления, что должно способствовать увеличению рыночной стоимости бизнеса и снижению риска банкротства и разорения;
- для принятия правильных инвестиционных решений, как для собственника бизнеса, так и для внешнего инвестора, так как оценка стоимости бизнеса позволяет определить ожидаемые доходы от бизнеса.
- кроме того, оценка стоимости государственной и муниципальной собственности способствует усилению контроля со стороны государства.
Таким образом, возникновение таких процессов как приватизация, купля - продажа недвижимости, предприятий или акций акционерных обществ, банкротство или слияние компаний, развитие системы выдачи кредитов коммерческими банками под залог имущества, и многое другое формируют потребность в проведении работ по оценке стоимости бизнеса.
1.2 Информация в оценке бизнеса и ее виды
В Федеральном законе от 27 июня 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дано следующее определение: «информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».
Информационное обеспечение оценщика играет важную роль в определении стоимости предприятия. Информационное обеспечение процесса оценки - это система сбора и анализа объемов необходимой информации. Без правильно организованного информационного обеспечения нельзя правильно составить график проведения оценки, определить методику проведения работ и бюджет работ.
К информации, применяемой в процессе оценки бизнеса, предъявляются следующие требования:
- достоверность;
- точность.
Применяемая информация должна достоверно отражать ситуацию на дату оценки, точно соответствовать целям оценки и учитывать весь комплекс внешних условий функционирования оцениваемого объекта.
Оценка достоверности информации - это процесс установления степени соответствия нашего знания об объекте (в рамках принятых решений задач информационных моделей) реальному состоянию объекта, т.е. определение 2 степени адекватности представлений реальному состоянию оригинала объекта (предмета, явления) [19].
Оперативный доступ оценщика к достоверным базам данных по сделкам с аналогичными объектами оценки, позволяет свести погрешность в определении стоимости к минимальной величине.
Обязательный осмотр оценщиком объекта оценки в целях получения достоверной информации является неотъемлемым этапом процесса оценки. Существующие стандарты оценки, а также Кодекс профессиональной этики обязывает оценщика лично произвести осмотр оцениваемого объекта оценки.
Вторым параметром, задающим качество информации и оценочной деятельности, является точность. Оценщики называют точность оценки «главным качеством оценочной деятельности». Уровень квалификации оценщика проявляется именно в точности получаемых им результатов.
В оценочной деятельности рыночная стоимость объекта оценки рассматривается как наиболее вероятные цена, а значит, обязана иметь статистическую природу. Любая статистическая оценка некоторой величины всегда сопровождается оценкой ее точности. Поэтому оценка точности стоимостных показателей, полученных при любом виде оценки в рамках каждого из известных подходов (доходный, затратный, сравнительный), должна быть непременным атрибутом каждой оценки.
Под точностью статистической информации понимается уровень соответствия величины изучаемого показателя показателю, получаемого посредством статического наблюдения. Чем ближе величина изучаемых показателей, полученных в результате статистического наблюдения, к фактическим их значениям, тем выше точность статического наблюдения.