Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты оценки стоимости бизнеса
1.1 Сущность оценки стоимости бизнеса
1.2 Информация в оценке бизнеса и ее виды
1.3 Характеристика основных подходов к оценке стоимости бизнеса
1.4 Оценка стоимости бизнеса на примере салона красоты
1.5 Оценка стоимости бизнеса при помощи различных подходов на примере салона красоты
2. Совершенствование подходов к оценке бизнеса в современных условиях
2.1 Проблемы оценки стоимости бизнеса
2.2 Предложения по совершенствованию методического обеспечения оценки бизнеса
Также могут быть рассчитаны другие мультипликаторы:
- «цена/площадь» салона - этот мультипликатор не является показательным (его разброс - от 9 до 33 тысяч рублей за один квадратный метр при среднем значении 20 тысяч рублей);
- «стоимость одного клиента» (по нашей выборке - 13,5 тысячи рублей, однако информацию о величине клиентской базы предоставили только дорогие салоны красоты);
- «цена/рабочее место» (по нашей выборке - от 200 до 600 тысяч рублей в зависимости от класса салона, в среднем - 310 тысяч рублей за рабочее место).
Представляется, что в любом случае доходный подход требует нормализации данных о доходах салона красоты.
Помимо уже рассмотренных факторов текучести персонала, снижения спроса и законодательного регулирования, салон может оказаться вовлеченным в тяжбу, иметь задолженность или напряженные отношения с собственником помещения. На выяснение этого желательно выделить время, чтобы сделать необходимые запросы.
Несмотря на кажущуюся простоту ведения такого бизнеса, как салон красоты, фактический успех его деятельности зависит от множества факторов. Для эффективной работы салона требуются ответственный подход к делу и изучение внутренних и внешних факторов, влияющих на его положение на рынке и цену, по которой можно продать этот вид бизнеса.
Оценка малого бизнеса - сложная и интересная задача. Для ее адекватного решения необходима адаптация существующих методик, глубокое знание бизнеса и отрасли, гибкий подход к применению оценочных методов.
Для повышения эффективности деятельности малого бизнеса необходимы высокая квалификация менеджмента и сотрудников, а также знание управленческой и оценочной наук.
2. Совершенствование подходов к оценке бизнеса в современных условиях
2.1 Проблемы оценки стоимости бизнеса
Значение малого бизнеса для развития экономики любой страны трудно переоценить. Не секрет, что малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, качество и структуру ВВП, вносит колоссальный вклад в формирование конкурентной среды.
На сегодняшний день в нашей стране оценка малого бизнеса представляется одним из дискуссионных вопросов оценочной деятельности. Дело в том, что сегодня в России большое количество малых фирм в своей работе применяют упрощенную систему налогообложения. Поскольку у таких хозяйствующих субъектов, как правило, отсутствует перечень основных средств, не имеется документального подтверждения наличия основных средств в собственности, а также данных о кредиторской и дебиторской задолженности, система бухгалтерского учета не развита, то естественно, что это существенно усложняет работу оценщика бизнеса в процессе оценки стоимости таких предприятий. В таких условиях рыночная оценка бизнеса возможна в рамках только доходного подхода. Но и тут возникают проблемы.
В том случае, если в качестве объекта оценки выбран объект малого бизнеса с фондоемким характером предоставляемых услуг (например, магазин или гостиница), то процедура прогнозирования будущих денежных потоков и определения стоимости такого бизнеса доходным подходом не представляется трудоемкой. Но если мы определяем стоимость бизнеса, основанного на предоставлении услуг, таких, как, например, консалтинг, оптовая торговля и т.д., то тогда возникает проблема клиентской базы или оценки личного вклада руководителя в формирование денежных потоков (т.е. так называемая предпринимательская способность). В крупном городе зарегистрировано множество предприятий и организаций, которые на 100 % завязаны либо на одного крупного клиента, либо на них завязаны другие компании, имеющие личные (деловые, семейные, рабочие) связи с топ- менеджерами. При уходе такого менеджера из данного бизнеса часть клиентов автоматически уходит вслед за ним. Оценить стоимость такого предприятия неимоверно сложно, а получение в будущем спрогнозированных денежных потоков будет иметь очень низкую степень достоверности. Вероятность же перехода или переманивания таких менеджеров в другую компанию в связи со сменой собственника данного бизнеса или его продажей весьма высока. Это может произойти в связи с реструктуризацией компании, которую может инициировать новый ее владелец.
В общем случае, стоимость предприятия равна сумме его активов за вычетом обязательств. В нашей ситуации придется оценивать основные фонды предприятия по весьма скудной информации, добавлять деньги в кассе и на счету, прибавлять дебиторскую задолженность и отнимать кредиторскую. Именно в ходе подобных расчетов может возникнуть проблема "серых доходов", "черной кассы", "второй бухгалтерии".
Зачастую для принятия срочных управленческих решений требуется сделать экспресс-оценку бизнеса компании. Для проведения такой экспресс-оценки бизнеса действующего предприятия необходимо будет ознакомиться с бухгалтерской отчетностью. Если компания динамично развивается или находится в стабильном положении, то в принципе ее стоимость равна стоимости чистых активов на дату оценки. Это все справедливо, если активы предприятия учтены на балансе по рыночной стоимости. Если же нет, то будет необходимо провести оценку активов предприятия или оценку основных средств предприятия. В результате получится приблизительная оценка рыночной стоимости предприятия.
Сложности оценки при применении доходного подхода.
Доходный подход - это общий способ определения стоимости предприятия и/или её собственного капитала, в рамках которого используется один или более методов, основанных на пересчете ожидаемых доходов. Иными словами, оценка заключается в прогнозировании результатов деятельности компании в некоем будущем периоде времени и калькуляции суммы доходов, которые возможно получить за счет использования собственного капитала. Исходные данные о текущих доходах берутся из финансовой отчетности фирмы, а перспективы получения будущих доходов определяются на базе собственных прогнозов фирмы, а также общих перспектив данного бизнеса.
Основная трудность применения этого подхода состоит в том, что предприятия малого бизнеса применяют различные схемы минимизации налоговых обязательств, вследствие чего отчётность предприятия не отражает её действительного финансового положения. Практически каждое малое предприятие имеет те или иные способы ухода от налогов, которые сложно учесть при оценке. При анализе доходов предприятия, прежде всего, необходимо выяснить реальную цену реализации продукции, не проходящей по балансу, а при анализе расходов учесть реальную стоимость приобретения сырья и материалов, а также реальную заработную плату. В данном случае точность оценки будет зависеть от того, насколько хорошо оценщик поймёт реальное положение дел. Поэтому собственникам предприятия необходимо предоставить оценщику информацию, выходящую за рамки официальной. Иначе стоимость компании будет существенно занижена.
В процессе оценки часто возникают трудности еще из-за того, что, как уже отмечалось выше, малые компании находятся в собственности весьма ограниченного круга лиц, которых связывают либо родственные, либо дружеские отношения. Данное обстоятельство бывает решающим при построении системы управления бизнесом, формировании его отчетности. У таких предприятий отсутствует множество документов, дающих представление об их реальной прибыли, они не составляют стратегические планы развития, предприниматели не имеют желания и возможности планировать такие показатели, как объемы сбыта, себестоимость, управление запасами и др.
Сложности оценки при применении сравнительного дохода.
Сравнительный (рыночный) подход - общий способ определения стоимости компании и/или её собственного капитала, который предполагает применение одного или более методов, основанных на сравнении выбранной компании с аналогичными фирмами. К данному подходу относятся три метода: метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевой специфики (отраслевых коэффициентов). Этот подход представляет собой процесс сопоставления фактически уже состоявшихся продаж аналогичных объектов. Сравнительный подход к оценке основан на принципе замещения, в соответствии с которым в условиях существования нескольких товаров или услуг с сопоставимой по величине потребительской стоимостью (полезностью), наиболее популярным и пользующимся спросом становится товар, реализуемый по наименьшей цене. Основным инструментом реализации подхода выступает сбор информации об аналогичных предложениях и продажах для последующего сравнения, которое дает возможность выбрать те корректировки, которые необходимо осуществить по несовпадающим у сопоставляемых компаний критериям.
Специфика применения этого подхода к малым предприятиям заключается в том, что в процессе купли- продажи компании покупатель располагает весьма скудной информацией о сделке. Поэтому даже если стоимость проданного предприятия - аналога известна, трудно сказать, какие именно факторы ее сформировали, не было ли при этом каких-нибудь тайных и не подлежащих разглашению сделок продавца и покупателя.
Сравнительный подход не всегда применим еще и по причине уникальности и специфики предприятий малого бизнеса. Дело в том, что такие предприятия в большинстве своем не могут быть подвергнуты точному сравнению - их доходы зависят от уникальных характеристик компании, и лишь немногие фирмы обладают достаточным количеством общих экономических черт. Подбор адекватного аналога для малой непубличной фирмы представляет немалую трудность даже на развитых рынках. Достаточно точно оценить на базе рассчитанного ценового мультипликатора стоимость компании удается лишь с большой натяжкой.
Таким образом, поиск информации в целях оценки стоимости малых предприятий - это весьма трудоемкий процесс. Прикидывая стоимость своего бизнеса по цене продажи схожего предприятия-аналога, достаточно просто можно переоценить, либо наоборот, недооценить свое предприятие. Даже если есть информация о цене сделки и общем объеме продаж, то других необходимых для оценки данных - например, об уровне рентабельности бизнеса - часто нет. А даже незначительные отклонения этого показателя способны существенно изменить итоговую цену.
Сложности оценки при применении затратного подхода.
Затратный (имущественный) подход (на основе использования активов) - способ определения стоимости предприятия и/или её собственного капитала, в котором задействуются один или более методов, основанных непосредственно на расчете стоимости имущественных активов компании за вычетом ее обязательств.
Главная особенность использования этого подхода для оценки малых предприятий состоит в том, что, как правило, бухгалтерская и фактическая рыночная стоимость активов компании существенно различаются. Как показывает практика, оценка активов по рыночной стоимости значительно повышает их стоимость, указанную в бухгалтерской отчетности. Прежде всего это касается машин и оборудования, т.е. так называемых основных фондов. Во многих малых фирмах значительная часть вполне работоспособного оборудования имеет нулевую остаточную стоимость, при том, что рыночная стоимость такого оборудования может составлять весьма значительную величину. При анализе запасов рекомендуется отбросить их неликвидную часть, а при оценке дебиторской задолженности вычесть безнадёжную.
Таким образом, все возможные проблемы и трудности, которые могут возникнуть в процессе оценки стоимости компании, относящейся к сфере малого бизнеса, сводятся к следующему:
- Зависимость малых компаний от узкого круга лиц, связанных дружескими или родственными отношениями. Как следствие, закрытость и непрозрачность информации о компании и ее реальных доходах.
- Неустойчивость малого бизнеса и, как следствие, невозможность точного прогнозирования на длительную перспективу.
- Ошибка некорректного сравнения (доходы малых предприятий зависят от уникальных их характеристик и не могут быть точно спрогнозированы по другим аналогичным компаниям).
- Ошибка коэффициентов (неприменимость зарубежных коэффициентов в российских условиях).
- Ошибка сложения (не уделяется внимания нематериальным активам при определении стоимости компании как сумме стоимостей ее активов).
- Ошибка субъективности (завышение стоимости компании при попытке ее владельца самостоятельно оценить ее стоимость).