Файл: Социально-психологический климат организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Сплоченность определяется силой притяжения к коллективу его членов, взаимопривязанностью. Она обусловлена тяготением людей друг к другу в поисках помощи и поддержки, взаимными эмоциональными предпочтениями, пониманием роли коллективного начала. В крепко сплоченной группе меньше проблем в общении и межличностных отношениях[40].

Таким образом, межличностные отношения, которые зависят от совместимости, срабатываемости и сплоченности людей, являются одним из основных факторов, обусловливающих социально-психологического климата коллектива[41].

Также огромное влияние на социально-психологический климат оказывают неформальные лидеры, которые есть в любом коллективе. Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, он бессознательно вызывает у людей чувство восхищения, любви, обожания. В своей деятельности он делает главную ставку на людей и взаимоотношения между ними. Именно он может наиболее благотворно повлиять на климат в коллективе[42].

Могут повлиять на социально-психологический климат и некоторые факторы непсихологического характера: характер и содержание деятельности; отношение людей к деятельности (любовь, нелюбовь); престижность, размер вознаграждения; перспективы роста; наличие сопутствующих возможностей (решить какие-то собственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с интересными людьми, прославиться) [43].

Выводы

Социально-психологический климат в трудовом коллективе представляет собой сложную взаимосвязанную систему, которая складывается из взаимоотношений членов коллектива, их психологического настроя и удовлетворенности друг другом, окружающими событиями, трудом и организацией в целом. Социально-психологический климат оказывает серьезное влияние на психологическое самочувствие членов коллектива, на их отношение к работе и в целом на эффективность деятельности всей организации.

Формирование благоприятного социально-психологического климата – одна их важных задач управленческого аппарата. Реализация этой задачи включает в себя различные мероприятия: контроль за комплектацией коллектива, управление настроением в группе, применение социально-психологических методов. Выбор правильной стратегии в управлении социально-психологическим климатом – залог успешной деятельности коллектива.


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ООО «НЕОТРЕЙД»

2.1. Краткая характеристика ООО «Неотрейд»

Общество с ограниченной ответственностью «Неотрейд», создано в декабре 2005 г. ООО «Неотрейд» - коммерческая организация, цель которой состоит в осуществлении хозяйственной деятельности и извлечении прибыли. Предметом деятельности организации является розничная торговля продуктами питания в специализированных магазинах.

Структура управления ООО «Неотрейд» представлена на рис. 1. Руководство магазином осуществляет директор. Директор также осуществляет планирование деятельности магазина на каждый календарный месяц, составляет перспективные ежеквартальные и годовые планы; заключает договоры на приобретение и поставку товаров и товарных групп; утверждает ежемесячные планы денежных поступлений по каждой из секций, предоставляемых товароведами; осуществляет контроль за выполнением товароведами, заведующими секциями своих обязательств, утвержденных ежемесячными планами и должностными инструкциями; осуществляет премирование товароведов по итогам деятельности за отчетный период.

Директор

Администратор-товаровед

Главный бухгалтер

Менеджер по персоналу

Старший кассир

Менеджеры

Водитель

Грузчик

Уборщица

Продавцы

Кассиры

Рисунок 1 - Структура управления ООО «Неотрейд»

Администратор-товаровед ведет учет движения товаров и товарных групп; расчет прибыльности планируемых к заключению договоров; постоянный контроль над оборачиваемостью товаров соответствующей товарной группы; сбор и обработка информации от продавцов и заведующих секциями о конкретных товарах и товарных группах; планирование и осуществление ассортиментной и ценовой политики по закрепленным за ними товарам и товарным группам; работы по расширению и поддержанию ассортимента; налаживают и поддерживают контакты с поставщиками продукции; осуществляют контроль за качеством поступающих на реализацию товаров.


Кадровая работа на предприятии проводится менеджером по работе с персоналом.

Менеджеры осуществляют контроль за работой вверенных им секций; осуществляют распределение вознаграждения среди заведующих вверенных им секций торгового зала; другие функции в соответствии с должностной инструкцией. В подчинении менеджеров находятся продавцы, которые осуществляют продажу товаров.

Старший кассир отвечает за организацию расчетов с покупателями, осуществляет контроль за соблюдением кассовой дисциплины. На кассиров возложена обязанность проведения расчетов с покупателями.

Бухгалтер ведет учет и составляет отчетность.

Вспомогательные рабочие представлены грузчиком, водителем и уборщицей.

В таблице 1 представлены основные показатели деятельности предприятия в 2014-2015 гг.

Данные таблицы 1 позволяют сделать вывод, что товарооборот в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличился на 14 870 тыс. руб. (57 220 – 42 350). Валовая прибыль от продаж в 2015 г. увеличилась относительно 2014 г. на 19,66 %, однако, она на 0,20 % ниже, чем по плану. Рентабельность продаж в 2015 г. составила 24,6 %, что на 0,1 пункт выше показателя 2014 г., однако, на 0,4 пункта ниже, чем по плану.

Таблица 1

Основные технико-экономические показатели деятельности

ООО «Неотрейд»

Показатели

2014

2015

2015 год в % к

факту 2014

года

План

Факт

Процент

выполнения

плана

Розничный товарооборот, тыс.руб.

52120

61240

62110

101,4

119,2

Валовая прибыль от продажи товаров, тыс.руб.

12770

15310

15280

99,80

119,66

Рентабельность продаж, %

24,5

25,0

24,6

98,40

119,66

Среднегодовая численность персонала, чел.

В том числе торгово-оперативный персонал, чел.

14

8

15

9

15

9

100,00

100,00

107,14

112,50

Товарооборот в расчете на одного работника, тыс.руб.

В том числе на одного торгово-оперативного работника, тыс.руб.

3722,9

6515,0

4082,7

6804,4

4140,7

6901,1

101,42

101,42

111,22

105,93


В 2015 г. численность работников возросла на одного человека за счет приема еще одного продавца. Товарооборот на одного работника в 2015 г. выше, чем в 2014 г. и чем по плану. По торгово-оперативным работникам также отмечается рост товарооборота: на 1,42 % относительно плана и на 5,93 % относительно 2014 г.

2.2. Исследование социально-психологического климата в коллективе

Для изучения социально-психологического климата в коллективе было использовано анкетирования на основе методики, предложенной в работе Крыловой А. А. и Маничевой С. А. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в подразделении. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности – на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный – неприятный». При измерении поведенческого компонента используется критерий «желание – нежелание работать в данном коллективе», «желание – нежелание общаться с членами подразделений в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание – незнание особенностей членов подразделений».

Особенности сложившихся в коллективе эмоциональных отношений, выявленные в результате анкетирования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Анализ эмоциональных межличностных отношений в коллективе (% от общей выборки)

Содержание вопроса анкеты

Оценка

Нет

Скорее нет, чем да

Не знаю

Скорее да, чем нет

Да, конечно

Большинство членов Вашего коллектива – хорошие, симпатичные люди

8,5

18,9

1,5

65,5

5,6

Нравится ли Вам Ваш коллектив

7,5

22,5

2,1

58,7

9,2

Атмосферу в Вашем коллективе можно назвать товарищеской

9,6

33,8

4,5

43,3

8,8


Анализ полученных данных позволяет заключить, что большинство членов коллектива удовлетворены эмоциональными отношениями в коллективе, 67,9 % членам работникам коллектив нравится, 52,1 % всех опрошенных считают, что в их коллективе преобладает атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения. Вместе с тем, 30-ти процентам опрошенных не нравится коллектив, в котором они работают, при этом 43,4 % считают, что атмосфера, царящая в коллективе, характеризуется как нездоровая и нетоварищеская. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о достаточно противоречивых оценках работников эмоционального климата в своем трудовом коллективе.

Оценки поведенческого компонента сложившихся отношений в коллективе, полученные в результате обработки анкет представлены в таблице 3.

Таблица 3

Оценка поведенческой компоненты отношений в трудовом коллективе (% к общей выборке)

Содержание вопроса анкеты

Оценка

Нет

Скорее нет, чем да

Не знаю

Скорее да, чем нет

Да, конечно

Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?

3,5

7,5

4,1

55,7

29,2

Хотели бы Вы провести отпуск вместе с членами своего коллектива?

23,9

31,9

8,9

23,2

12,1

Если бы Вы вышли на пенсию, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?

3,5

6,7

3,2

45,9

40,7

Анализ результатов исследования поведенческого компонента межличностных отношений в коллективе позволяет заключить, что сложившиеся отношения в коллективе таковы, что большинство коллег охотно общаются между собой не только в производственной обстановке, но и вне ее (более 50 % опрошенных). Межличностные связи между членами коллектива достаточно устойчивы и являются сложившимися, что проявляется в желании поддерживать отношения и после прекращения трудовой деятельности (положительную оценку дали 86,6 % опрошенных).

Оценки когнитивной компоненты сложившихся отношений в коллективе, полученные в результате обработки анкет представлены в таблице 4.