Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность и виды социально-психологического климата
1.2. Факторы, влияющие на социально-психологический климат
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ООО «НЕОТРЕЙД»
2.1. Краткая характеристика ООО «Неотрейд»
2.2. Исследование социально-психологического климата в коллективе
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ООО «НЕОТРЕЙД»
3. Сплоченность определяется силой притяжения к коллективу его членов, взаимопривязанностью. Она обусловлена тяготением людей друг к другу в поисках помощи и поддержки, взаимными эмоциональными предпочтениями, пониманием роли коллективного начала. В крепко сплоченной группе меньше проблем в общении и межличностных отношениях[40].
Таким образом, межличностные отношения, которые зависят от совместимости, срабатываемости и сплоченности людей, являются одним из основных факторов, обусловливающих социально-психологического климата коллектива[41].
Также огромное влияние на социально-психологический климат оказывают неформальные лидеры, которые есть в любом коллективе. Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, он бессознательно вызывает у людей чувство восхищения, любви, обожания. В своей деятельности он делает главную ставку на людей и взаимоотношения между ними. Именно он может наиболее благотворно повлиять на климат в коллективе[42].
Могут повлиять на социально-психологический климат и некоторые факторы непсихологического характера: характер и содержание деятельности; отношение людей к деятельности (любовь, нелюбовь); престижность, размер вознаграждения; перспективы роста; наличие сопутствующих возможностей (решить какие-то собственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с интересными людьми, прославиться) [43].
Выводы
Социально-психологический климат в трудовом коллективе представляет собой сложную взаимосвязанную систему, которая складывается из взаимоотношений членов коллектива, их психологического настроя и удовлетворенности друг другом, окружающими событиями, трудом и организацией в целом. Социально-психологический климат оказывает серьезное влияние на психологическое самочувствие членов коллектива, на их отношение к работе и в целом на эффективность деятельности всей организации.
Формирование благоприятного социально-психологического климата – одна их важных задач управленческого аппарата. Реализация этой задачи включает в себя различные мероприятия: контроль за комплектацией коллектива, управление настроением в группе, применение социально-психологических методов. Выбор правильной стратегии в управлении социально-психологическим климатом – залог успешной деятельности коллектива.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ООО «НЕОТРЕЙД»
2.1. Краткая характеристика ООО «Неотрейд»
Общество с ограниченной ответственностью «Неотрейд», создано в декабре 2005 г. ООО «Неотрейд» - коммерческая организация, цель которой состоит в осуществлении хозяйственной деятельности и извлечении прибыли. Предметом деятельности организации является розничная торговля продуктами питания в специализированных магазинах.
Структура управления ООО «Неотрейд» представлена на рис. 1. Руководство магазином осуществляет директор. Директор также осуществляет планирование деятельности магазина на каждый календарный месяц, составляет перспективные ежеквартальные и годовые планы; заключает договоры на приобретение и поставку товаров и товарных групп; утверждает ежемесячные планы денежных поступлений по каждой из секций, предоставляемых товароведами; осуществляет контроль за выполнением товароведами, заведующими секциями своих обязательств, утвержденных ежемесячными планами и должностными инструкциями; осуществляет премирование товароведов по итогам деятельности за отчетный период.
Директор
Администратор-товаровед
Главный бухгалтер
Менеджер по персоналу
Старший кассир
Менеджеры
Водитель
Грузчик
Уборщица
Продавцы
Кассиры
Рисунок 1 - Структура управления ООО «Неотрейд»
Администратор-товаровед ведет учет движения товаров и товарных групп; расчет прибыльности планируемых к заключению договоров; постоянный контроль над оборачиваемостью товаров соответствующей товарной группы; сбор и обработка информации от продавцов и заведующих секциями о конкретных товарах и товарных группах; планирование и осуществление ассортиментной и ценовой политики по закрепленным за ними товарам и товарным группам; работы по расширению и поддержанию ассортимента; налаживают и поддерживают контакты с поставщиками продукции; осуществляют контроль за качеством поступающих на реализацию товаров.
Кадровая работа на предприятии проводится менеджером по работе с персоналом.
Менеджеры осуществляют контроль за работой вверенных им секций; осуществляют распределение вознаграждения среди заведующих вверенных им секций торгового зала; другие функции в соответствии с должностной инструкцией. В подчинении менеджеров находятся продавцы, которые осуществляют продажу товаров.
Старший кассир отвечает за организацию расчетов с покупателями, осуществляет контроль за соблюдением кассовой дисциплины. На кассиров возложена обязанность проведения расчетов с покупателями.
Бухгалтер ведет учет и составляет отчетность.
Вспомогательные рабочие представлены грузчиком, водителем и уборщицей.
В таблице 1 представлены основные показатели деятельности предприятия в 2014-2015 гг.
Данные таблицы 1 позволяют сделать вывод, что товарооборот в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличился на 14 870 тыс. руб. (57 220 – 42 350). Валовая прибыль от продаж в 2015 г. увеличилась относительно 2014 г. на 19,66 %, однако, она на 0,20 % ниже, чем по плану. Рентабельность продаж в 2015 г. составила 24,6 %, что на 0,1 пункт выше показателя 2014 г., однако, на 0,4 пункта ниже, чем по плану.
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели деятельности
ООО «Неотрейд»
Показатели |
2014 |
2015 |
2015 год в % к факту 2014 года |
||
План |
Факт |
Процент выполнения плана |
|||
Розничный товарооборот, тыс.руб. |
52120 |
61240 |
62110 |
101,4 |
119,2 |
Валовая прибыль от продажи товаров, тыс.руб. |
12770 |
15310 |
15280 |
99,80 |
119,66 |
Рентабельность продаж, % |
24,5 |
25,0 |
24,6 |
98,40 |
119,66 |
Среднегодовая численность персонала, чел. В том числе торгово-оперативный персонал, чел. |
14 8 |
15 9 |
15 9 |
100,00 100,00 |
107,14 112,50 |
Товарооборот в расчете на одного работника, тыс.руб. В том числе на одного торгово-оперативного работника, тыс.руб. |
3722,9 6515,0 |
4082,7 6804,4 |
4140,7 6901,1 |
101,42 101,42 |
111,22 105,93 |
В 2015 г. численность работников возросла на одного человека за счет приема еще одного продавца. Товарооборот на одного работника в 2015 г. выше, чем в 2014 г. и чем по плану. По торгово-оперативным работникам также отмечается рост товарооборота: на 1,42 % относительно плана и на 5,93 % относительно 2014 г.
2.2. Исследование социально-психологического климата в коллективе
Для изучения социально-психологического климата в коллективе было использовано анкетирования на основе методики, предложенной в работе Крыловой А. А. и Маничевой С. А. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в подразделении. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности – на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный – неприятный». При измерении поведенческого компонента используется критерий «желание – нежелание работать в данном коллективе», «желание – нежелание общаться с членами подразделений в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание – незнание особенностей членов подразделений».
Особенности сложившихся в коллективе эмоциональных отношений, выявленные в результате анкетирования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Анализ эмоциональных межличностных отношений в коллективе (% от общей выборки)
Содержание вопроса анкеты |
Оценка |
||||
Нет |
Скорее нет, чем да |
Не знаю |
Скорее да, чем нет |
Да, конечно |
|
Большинство членов Вашего коллектива – хорошие, симпатичные люди |
8,5 |
18,9 |
1,5 |
65,5 |
5,6 |
Нравится ли Вам Ваш коллектив |
7,5 |
22,5 |
2,1 |
58,7 |
9,2 |
Атмосферу в Вашем коллективе можно назвать товарищеской |
9,6 |
33,8 |
4,5 |
43,3 |
8,8 |
Анализ полученных данных позволяет заключить, что большинство членов коллектива удовлетворены эмоциональными отношениями в коллективе, 67,9 % членам работникам коллектив нравится, 52,1 % всех опрошенных считают, что в их коллективе преобладает атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения. Вместе с тем, 30-ти процентам опрошенных не нравится коллектив, в котором они работают, при этом 43,4 % считают, что атмосфера, царящая в коллективе, характеризуется как нездоровая и нетоварищеская. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о достаточно противоречивых оценках работников эмоционального климата в своем трудовом коллективе.
Оценки поведенческого компонента сложившихся отношений в коллективе, полученные в результате обработки анкет представлены в таблице 3.
Таблица 3
Оценка поведенческой компоненты отношений в трудовом коллективе (% к общей выборке)
Содержание вопроса анкеты |
Оценка |
||||
Нет |
Скорее нет, чем да |
Не знаю |
Скорее да, чем нет |
Да, конечно |
|
Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга? |
3,5 |
7,5 |
4,1 |
55,7 |
29,2 |
Хотели бы Вы провести отпуск вместе с членами своего коллектива? |
23,9 |
31,9 |
8,9 |
23,2 |
12,1 |
Если бы Вы вышли на пенсию, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива? |
3,5 |
6,7 |
3,2 |
45,9 |
40,7 |
Анализ результатов исследования поведенческого компонента межличностных отношений в коллективе позволяет заключить, что сложившиеся отношения в коллективе таковы, что большинство коллег охотно общаются между собой не только в производственной обстановке, но и вне ее (более 50 % опрошенных). Межличностные связи между членами коллектива достаточно устойчивы и являются сложившимися, что проявляется в желании поддерживать отношения и после прекращения трудовой деятельности (положительную оценку дали 86,6 % опрошенных).
Оценки когнитивной компоненты сложившихся отношений в коллективе, полученные в результате обработки анкет представлены в таблице 4.