Файл: Социально-психологический климат организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целях улучшения социально-психологического климата в ООО «Неотрейд» целесообразно на первоначальном этапе:

  • разработать политику управления персоналом ориентированную на социально-технический подход в управлении предприятием;
  • разработать и использовать методику исследования и оценки социально-психологических процессов, протекающих в трудовых коллективах ООО «Неотрейд».

Первым шагом совершенствования системы управления социально-психологическим климатом в коллективе ООО «Неотрейд», имеет смысл рассматривать разработку и декларирование политики менеджмента в управлении персоналом. Знание работником целей и задач организации, а также отношений и норм в данной организации позволит с одной стороны руководству иметь критерии оценки персонала, с другой - работнику корректировать свои действия, а значит, организации развиваться в заданном направлении.

Предлагаемая модель менеджмента ООО «Неотрейд»:

1. Управление предприятием должно отразиться на стиле поведения всех работников, ориентированном на искренность и открытость в общении, умение радоваться успеху других и готовности внести свой вклад в решение задач и проблем предприятия.

2. Равные возможности. Особое внимание менеджменту ООО «Неотрейд» необходимо уделять обеспечению равных возможностей всем служащим в достижении ими максимально возможных результатов их деятельности. Любая точка зрения должна быть рассмотрена, нестандартные мнения - поощряться, а не преследоваться.

3. Признание заслуг. Руководство ООО «Неотрейд» должно вознаграждать как морально, так и материально работников за их трудовой вклад в деятельность предприятия.

4. Соблюдение этических норм. За основу управления ООО «Неотрейд» должны быть приняты установленные нормы поведения, суть которых - доступность и единый подход для всех: доступ к информации, касающейся деятельности коллектива, доступ к руководителю решающего проблемы сотрудника, единые требования для всех.

5. Информированность. Руководство ООО «Неотрейд» должно разъяснять и информировать сотрудников о целях и задачах предприятия, сотрудники должны четко представлять, что от них требуется. Таким образом, происходит налаживание своевременной «обратной связи».

6. Делегирование полномочий. Данный подход к управлению предприятием предусматривает с одной стороны повышение самостоятельности и ответственности сотрудников, а с другой признание их заслуг руководством. Основой отношений должны быть корпоративные деловые отношения, способствующие реализации творческого потенциала всех кто трудится в ООО «Неотрейд».


Таким образом, ключевыми позициями в улучшении социально-психологического климата являются:

  • признание норм предприятия и готовность действовать для общего успеха;
  • развитие и использование потенциала собственного работника;
  • вознаграждение работника за его заслуги;
  • наличие постоянной «обратной связи» менеджмент - работник (коллектив);
  • знание персоналом целей, задач общей стратегии деятельности предприятия;
  • равенство всех перед нормами предприятия;
  • самостоятельность, ответственность - оценка и спрос.

Главными направлениями в работе руководителя, направленной на формирование социально-психологического климата, должны стать:

  • улучшение условий труда и отдыха;
  • развитие содержания труда;
  • развитие средств труда;
  • развитие мотивации;
  • изменение оплаты труда;
  • система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня.

Опираясь на теоретические подходы к формированию межличностных отношений в коллективе ООО «Неотрейд», а также на основании результатов проведённого исследования, можно предложить следующие рекомендации по управлению и оптимизации благоприятного социально-психологического климата в коллективе:

  1. проанализировать основные причины возникновения конфликтных ситуаций в коллективе. Данная деятельность позволит руководству принять наиболее верное решение для нейтрализации конфликтной ситуации или её развороту в сторону конструктивного конфликта;
  2. проявлять сдержанность в критической оценке деятельности коллектива. Если недовольство вызывает работа конкретного члена коллектива, беседовать с ним лучше один на один, аргументируя свои претензии и предлагая пути решения. В этом случае у сотрудников не возникнет желания идти на открытый протест на глазах всего коллектива, что позволит избежать столкновения сторон;
  3. развивать и поддерживать высокое качество руководства. Для чего необходимо выявить потенциальных и перспективных руководителей. Выявление лидерских качеств можно осуществить путем аттестации или используя многочисленные методики оценки руководителей. После выявления способных лидеров их необходимо оценить как высококачественные ресурсы и обеспечить их дальнейшее развитие;
  4. стимулировать через поощрение лучших, наказание худших, выдвижение знающих и переводы или увольнения некомпетентных;
  5. правильно мотивировать сотрудников на достижение поставленных целей и осуществлять доброжелательный контроль. Это позволит, с одной стороны, сгладить острые углы и улучшить психологический климат в коллективе, с другой стороны – создать предпосылки для профессионального роста членов коллектива.

Представим обозначенные направления в виде необходимых умений и действий руководителей и объединим их в таблицу (таблица 8).

Таблица 8

Составляющие деятельности руководителей по управлению социально-психологическим климатом в коллективе

Необходимые умения, действия

От кого зависит

Комментарии, следствия

1

Четкое определение задач, поставленных перед людьми

Директор ООО «Неотрейд»

Повышение чувства удовлетворения от работы

2

Детальное описание должностных обязанностей

Директор ООО «Неотрейд»

Повышение чувства удовлетворения от работы

3

Умение разбить задачи на более мелкие (ежедневные, еженедельные...)

Администратор-товаровед, старшие продавцы

Повышение чувства удовлетворения от работы

4

Реалистичная оценка своих возможностей в помощи

Менеджер по персоналу, приглашённый психолог

Критичное отношение к себе и своим возможностям позволит работникам избежать эмоциональных и физических перегрузок. Надо понимать, что все знать невозможно, и нет проблемы в том, чтобы ответить «не знаю»

5

Проведения собраний коллектива

Директор ООО «Неотрейд»

Обмен опытом преодоления неприятных ситуаций/ снятия стресса; возможность спросить совета; корректировка плана дальнейших действий, конкретизация целей и задач; выявление потребностей целевой группы для оказания наиболее эффективной помощи, приносящей удовлетворение сотрудникам; проведение тренингов по релаксации, планированию

Продолжение таблицы 8

Необходимые умения, действия

От кого зависит

Комментарии, следствия

6

Умение пользоваться свободным временем, отдыхать

Директор, администратор-товаровед, старшие продавцы, менеджер по персоналу

Необходимо правильно планировать отдых сотрудников, своевременно предоставлять отпуск в полном объёме, не устраивать «авралов» в выходные и праздничные дни, не задерживать сотрудников после работы.

7

Преодоление конфликтов внутри коллектива

Все работники предприятия

Необходимо решать конфликт по мере возникновения наиболее эффективным способом, нужно постараться не заострять конфликт, стараться достичь взаимопонимания, выслушивать обе стороны и принимать объективное решение вне зависимости от симпатий и антипатий

8

Постоянное повышение квалификации

Директор, администратор-товаровед, старшие продавцы, менеджер по персоналу

Выявление потребностей целевой группы для оказания наиболее эффективной помощи, приносящей удовлетворение сотрудникам, приобретение новых знаний

9

Умение справляться со стрессом, повышение стрессоустой-чивости

Менеджер по персоналу, приглашённый специалист – психолог или тренер

Умение справляться с ежедневным стрессом позволяет сотрудникам и самому руководителю испытывать удовлетворение от работы, поддерживать хорошее расположение духа, что влечёт за собой нормализацию межличностных отношений и снижение уровня конфликтности

10

Использование механизмов социальной поддержки

Директор

Группы взаимопомощи, собрания

11

Понимание социально-психологических аспектов взаимоотношений внутри коллектива и с клиентами

Директор, администратор-товаровед, старшие продавцы, менеджер по персоналу

Диагностика существующих взаимоотношений; развитие коммуникативных навыков; понимание механизмов консультирования; развитие навыков эмпатии; работа с границами уровня общения и уровня допуска в личное пространство


Выводы

Опираясь на теоретические подходы к формированию межличностных отношений в коллективе ООО «Неотрейд», а также на основании результатов проведённого исследования, можно предложить следующие рекомендации по управлению и оптимизации благоприятного социально-психологического климата в коллективе:

1) проанализировать основные причины возникновения конфликтных ситуаций в коллективе. Данная деятельность позволит руководству принять наиболее верное решение для нейтрализации конфликтной ситуации или её развороту в сторону конструктивного конфликта;

2) проявлять сдержанность в критической оценке деятельности коллектива. Если недовольство вызывает работа конкретного члена коллектива, беседовать с ним лучше один на один, аргументируя свои претензии и предлагая пути решения. В этом случае у сотрудников не возникнет желания идти на открытый протест на глазах всего коллектива, что позволит избежать столкновения сторон;

3) развивать и поддерживать высокое качество руководства. Для чего необходимо выявить потенциальных и перспективных руководителей. Выявление лидерских качеств можно осуществить путем аттестации или используя многочисленные методики оценки руководителей. После выявления способных лидеров их необходимо оценить как высококачественные ресурсы и обеспечить их дальнейшее развитие;

4) стимулировать через поощрение лучших, наказание худших, выдвижение знающих и переводы или увольнения некомпетентных;

5) правильно мотивировать сотрудников на достижение поставленных целей и осуществлять доброжелательный контроль. Это позволит, с одной стороны, сгладить острые углы и улучшить психологический климат в коллективе, с другой стороны – создать предпосылки для профессионального роста членов коллектива.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-психологический климат в трудовом коллективе представляет собой сложную взаимосвязанную систему, которая складывается из взаимоотношений членов коллектива, их психологического настроя и удовлетворенности друг другом, окружающими событиями, трудом и организацией в целом. Социально-психологический климат оказывает серьезное влияние на психологическое самочувствие членов коллектива, на их отношение к работе и в целом на эффективность деятельности всей организации.

Формирование благоприятного социально-психологического климата – одна их важных задач управленческого аппарата. Реализация этой задачи включает в себя различные мероприятия: контроль за комплектацией коллектива, управление настроением в группе, применение социально-психологических методов. Выбор правильной стратегии в управлении социально-психологическим климатом – залог успешной деятельности коллектива.


Анализ социально-психологического климата в коллективе ООО «Неотрейд» выявил, что в целом психологический климат в коллективе может трактоваться как благоприятный. Однако, достаточно высокий процент опрошенных не удовлетворены психологической атмосферой в своем трудовом коллективе.

Исследование эффективности взаимодействия руководителя и подчиненных показало, что профессиональные способности руководителя как менеджера являются недостаточно высокими. Большая часть работников считают отношения с данным руководителем хорошими. Оценка руководителя с точки зрения его эмоциональных качеств показало, что большая часть работников считают отношения с данным руководителем хорошими; большая часть работников считают возможным делиться с руководителем своими переживаниями, мыслями и заботами. Оценка же требовательности руководителя показала низкие показатели этой стороны его деятельности. Руководитель не владеет навыками эффективного контроля, оценки персонала, не выдвигает по отношению к работникам обоснованных требований.

Результаты проведённого анализа свидетельствуют о необходимости организации целенаправленной управленческой деятельности по формированию социально-психологического климата в коллективе.

Полученные данные обозначили основные направления работы руководителя, необходимые для оптимизации благоприятного социально-психологического климата в коллективе ООО «Неотрейд»:

  • улучшение взаимоотношений в коллективе,
  • развитие системы повышения квалификации,
  • снижение интенсивности нагрузок в трудовой деятельности,
  • развитие уровня контактности и открытости внутри коллектива;
  • развитие системы стимулирования и мотивации.

В целях улучшения социально-психологического климата в ООО «Неотрейд» целесообразно на первоначальном этапе:

  • разработать политику управления персоналом ориентированную на социально-технический подход в управлении предприятием;
  • разработать и использовать методику исследования и оценки социально-психологических процессов, протекающих в трудовых коллективах ООО «Неотрейд».

Опираясь на теоретические подходы к формированию межличностных отношений в коллективе ООО «Неотрейд», а также на основании результатов проведённого исследования, можно предложить следующие рекомендации по управлению и оптимизации благоприятного социально-психологического климата в коллективе:

1) проанализировать основные причины возникновения конфликтных ситуаций в коллективе. Данная деятельность позволит руководству принять наиболее верное решение для нейтрализации конфликтной ситуации или её развороту в сторону конструктивного конфликта;