Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЫРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В КОМАНДЕ
1.3 Процедура выработки управленческих решений в команде
Глава 2. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ВЫРАБОТКУ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
2.1. Сущность стиля руководства и классификация стилей руководства в организации
2.2.Факторы, влияющие на формирование стиля руководства
2.3. Стиль руководства и выработка управленческого решения
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА И ВЫРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЗАО «ВНЕШТОРГСИБ – М»
3.1. Основные характеристики ЗАО «Внешторгсиб-М»
3.2. Выработка управленческих решений в ЗАО «Внешторгсиб-М»
2.3. Стиль руководства и выработка управленческого решения
В управленческой литературе в основном выделяют три основных стиля руководства, которые сильно влияют на формы принятия управленческих решений: авторитарный, либеральный и демократический.
Таблица 1. Влияние стиля руководства на процесс принятия управленческих решений
Стиль руководства |
Типы управленческих решений |
Организа-ционные структуры |
Методы разработки решений |
Контроль за исполнением решений |
Авторитарный |
Индивидуаль -ные |
Централи- зованные |
Анализ ситуации, построение сценариев, моделирование |
Регулярный, жесткий контроль |
Демократи- ческий |
Коллективные Колегиальные |
Высоко де- централи- зованные |
Дельфи, экспертное прогнозирование и моделирование, открытое обсуждение проблем |
Мягкие формы контроля, доверие подчиненным |
Либеральный |
Коллегиальные |
Средне децентра-лизованные |
Метод деловых совещаний, прогнозирование и решение проблем в малой группе |
Различные формы контроля (в зависимости от объекта контроля) |
[1]
В соответствии с принятым стилем руководства выделяют следующие типы руководителей и их схемы действий при принятии управленческих решений:
- Дистантный руководитель. Предпочитает не сближаться с подчиненными, стремясь сохранить авторитет и высоту положения. Решение принимает и объявляет самостоятельно.
- Контактный руководитель. Строит тесные взаимоотношения, предпочитает эмоциональные контакты. Предлагает варианты решения своим подчиненным.
- Целеполагающий руководитель. Предпочитает постановку целей деятельности. Предлагает новые идеи и организует обсуждение с подчиненными, а затем выбирает вариант решения.
- Проблемно-ориентированный руководитель. Выбирает постановку проблем и предоставляет свободу при их разрешении. Определяет условия и поручает принять решение персоналу.
- Делегирующий руководитель. Стремится к передаче своих полномочий подчиненным. Делегирует решение проблемы персоналу. [8]
Практика показывает, что в поведении каждого руководителя наблюдаются некоторые общие черты, присущие разным стилям, но при доминирующей роли какого- либо из них. Каждый стиль отражает специфические характеристики личности руководителя, особенности работы с людьми и т.п. Эффективным принятый стиль руководства будет в том случае, когда он, во-первых, будет учитывать все факторы, влияющие на его формирование, и, во-вторых, когда ему будет соответствовать способ и методы выработки управленческих решений в организации.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы по данной главе:
1. Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных, его манера поведения с ними. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.
2. Анализ стилей руководства основывается на разных подходах: личностном, поведенческом, ситуационном.
3. Существуют разные классификации стилей руководства:
1) классификация К.Левина (классическая), которая выделяет авторитарный, демократический и попустительский стили;
2) более детальная классификация, предлагаемая многими специалистами. Согласно ей выделяются 5 стилей: авторитарный, демократический, компромиссный, либеральный и стиль дезорганизации;
3)классификация Р.Лайкерта. Им рассматривались эксплуататорско-авторитарная, благожелательно-авторитарная, консультативная системы и система группового участия.
Существует и другие классификации стиля руководства, однако эти являются наиболее часто встречающимися.
4. На формирование стиля руководства влияет множество факторов, такие как личностные особенности руководителя, его профессиональная подготовка, особенности деятельности организации и т.д.
5. При выборе стиля руководства обязательно должны учитываться такие факторы как ситуация, группа, задачи, уровень квалификации работников и руководителя, характер мотивации сотрудников.
6. В управленческой литературе в основном выделяют три основных стиля руководства, которые сильно влияют на формы принятия управленческих решений: авторитарный, либеральный и демократический.
7. В соответствии с принятым стилем руководства выделяют разные типы руководителей и их схемы действий при принятии управленческих решений.
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА И ВЫРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЗАО «ВНЕШТОРГСИБ – М»
3.1. Основные характеристики ЗАО «Внешторгсиб-М»
ЗАО фирма «Внешторгсиб- M» функционирует на российском рынке с 1993-го года, была основана в Новосибирске. Со дня основания компания ориентируется на поставку и торговлю импортными товарами. Фирма «Внешторгсиб – М» является официальным представителем немецкой торговой марки «PAPSTAR» – единственного в России крупномасштабного проекта товаров для уютного интерьера, праздничного стола, коктейля и фуршета, пикников и праздников, ароматической линии.
Фирма создавалась с целью получения прибыли посредством удовлетворения потребностей физических и юридических лиц в качественной продукции (подарки, товары для проведения праздников, фуршетов и т.д.)
Миссия ЗАО «Внешторгсиб – М» заключается в удовлетворении спроса покупателей путем предоставления им качественных и сопутствующих товаров по доступным ценам.
В ЗАО «Внешторгсиб – М» в данный период времени существуют следующие подразделения: оптовая база, администрация, 2 магазина, точка продажи в торговом центре.
В отношении внутренних ресурсов фирма обладает следующими положительными перимуществами:
- имеет высокий уровень профессионализма, при подборе персонала особое внимание уделяется квалификации кадров
- имеет развитую логистическую инфраструктуру, что позволяет планировать запасы, точно в срок осуществлять поставки.
- в ЗАО «Внешторгсиб – М» реализована частично комплексная автоматизация бизнес - процессов, автоматизация операций управления бизнесом в отделах бухгалтерии и магазинах, что позволяет принимать оперативные управленческие решения и адекватно реагировать на изменения рынка, реализован единый документооборот, который ускоряет бизнес – операции.
Функциональная структура управления состоит из:
- генерального директора
- привлеченных специалистов – юриста, переводчика, технического персонала, службы охраны
- финансового отдела – финансового директора, менеджера по финансам
- бухгалтерии – главного бухгалтера, бухгалтера, старшего кассира
- отдела кадров
- торгового отдела – коммерческого директора, заместителя коммерческого директора, менеджера по работе с оптовиками, менеджера по работе с розничными подразделениями
- магазинов – директоров подразделений, заведующих секциями, старших продавцов, продавцов-консультантов
- оптовой базы – директора, товароведа, водителей, механиков
На данном предприятии существует функциональный принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. Функции головного офиса «Внешторгсиб – М» заключаются в направлении деятельности и контроле, весь процесс принятия решений сосредоточен в головном офисе. В ЗАО «Внешторгсиб – М» конечный результат отходит на второстепенный план, в силу того, что каждая служба работает не на его получение, а на исполнение своих «механических» обязанностей.[19]
3.2. Выработка управленческих решений в ЗАО «Внешторгсиб-М»
Управленческая деятельность в части формирования и реализации решений на предприятии ЗАО «Внешторгсиб – М» состоит из следующих этапов:
- Подготовка управленческого решения
- Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения
- Выполнение управленческого решения
- Планирование управленческого решения
- Контроль за выполнением решения
Распределение полномочий при выработке управленческого решения в фирме происходи следующим образом:
Таблица 1.3. Распределение полномочий при этапах технологии принятия решений в ЗАО «Внешторгсиб – М»
Этапы управленческого решения |
Субъекты управленческого решения |
Подготовка УР |
Генеральный директор |
Обеспечение процедур принятия и принятие УР |
Генеральный директор |
Выполнение УР |
Все отделы и подразделения |
Планирование УР |
Генеральный директор, фин. директор, главный бухгалтер, ком. директор, директора подразделений |
Контроль за выполнением решения |
Генеральный директор |
Видно, что процесс выработки управленческих решений в фирме сильно зависит от личностного фактора, так как решения фактически принимаются одним лицом – генеральным директором.
В ЗАО «Внешторгсиб – М» был проведен опрос на оценку уровня принятия управленческих решений персоналом предприятия (оценка осуществляется по 5-тибалльной системе). Результаты представлены в таблице: [13]
Таблица 2.3 Оценка уровня принятия решений персоналом предприятия
ЛПР |
Оценка качества принятия решений |
Пояснения |
||
Генеральный директор |
3 |
Слишком авторитарные решения, редко использует мнения других специалистов |
||
Главный бухгалтер |
3 |
Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности |
||
Финансовый директор |
4 |
Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора |
||
Коммерческий директор |
4 |
Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора |
||
Начальник отдела кадров |
3 |
Решения шаблонные, опираются на указания генерального директора |
||
Директора подразделений |
3 |
Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности |
||
Торговый персонал |
3 |
|
Итак, как видно из процесса принятия управленческих решений у лиц принимающих решения частично проявляются попытки творческого подхода, но в основном весь процесс реализован на выполнении конкретного решения поставленного генеральным директором. Отсюда можно сделать вывод, что процесс выработки и принятия управленческих решений в ЗАО «Внешторгсиб – М» - авторитарный, а сами решения – индивидуальные.
3.3. Стиль руководства, принятый в ЗАО «Внешторгсиб-М»
Несмотря на то, что управленческие решения, принимаемые в ЗАО «Внешторгсиб-М» являются индивидуальными и принимаются авторитарно, директор в своем поведении и манерах общения с персоналом в большей степени демонстрирует демократический стиль руководства, нежели авторитарный. Он активно общается с персоналом, консультируется с подчиненными, выслушивает их советы, показывает своим поведением, что нуждается в их помощи, однако при выработке и принятии управленческих решений отталкивается исключительно от своих собственных интересов и собственного мнения.
Следующие черты также позволяют говорить о наличии демократического стиля руководства:
- В фирме существует функциональная дифференциация ролей с учетом компетентности членов группы, компетентности и квалификации персонала уделяется большое значение
- Существуют многосторонние информационные и коммуникационные отношения между разными отделами и между отделами и директором
На сновании этих фактов можно сделать вывод о том, что в ЗАО «Внешторгсиб-М» преобладает псевдодемократический стиль руководства – т.е. такой стиль, когда руководитель делает вид, что его интересуют чьи-либо мнения, предложения, а на самом деле он уже принял решение и следует ему. Подобный подход бывает нужным руководителю для манипулирования чувствами и настроением работников.[14]
За таким поведением руководителя могут стоять его личностные черты, например, черты характера, ведь на формирование стиля руководства личностные особенности оказывают очень большое влияние.
Однако, такой стиль недолговечен: если сотрудники поймут, что стали стали жертвой игры в демократический стиль руководства, то результаты их работы могут оказаться даже хуже, чем при авторитарном стиле.[14]
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: