Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЫРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В КОМАНДЕ
1.3 Процедура выработки управленческих решений в команде
Глава 2. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ВЫРАБОТКУ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
2.1. Сущность стиля руководства и классификация стилей руководства в организации
2.2.Факторы, влияющие на формирование стиля руководства
2.3. Стиль руководства и выработка управленческого решения
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА И ВЫРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЗАО «ВНЕШТОРГСИБ – М»
3.1. Основные характеристики ЗАО «Внешторгсиб-М»
3.2. Выработка управленческих решений в ЗАО «Внешторгсиб-М»
В зависимости от масштабности управленческие решения подразделяют на комплексные – предназначенные для решения многофакторных проблем, имеющих сложную внутреннюю структуру, и частные, которые применяются в решении частных вопросов деятельности организации.
По направленности управленческих решений на объекты внешней или внутренней среды они подразделяются на внешние и внутренние решения. При этом следует исходить из того, что управленческое решение не может изменить факторы внешней среды. Внешнее управленческое решение призвано корректировать связи организации с окружающим миром в интересах осуществления миссии или достижения целей организации.
По методу формализации и представления управленческие решения могут иметь вид текстового документа, графической или математической модели. Наиболее часто используются комбинированные способы формализации управленческих решений. Например, решение об объемах производства продукции может быть принято на основе графического метода определения порога рентабельности и порогового количества производимой продукции. Графические построения при этом, как правило, сопровождают пояснительной запиской.
Каждое управленческое решение облекается в конкретную форму. Наиболее распространенны следующие формы: план, программа, приказ, распоряжение, указание и просьба. Форма отражения имеет большое значение в сложных организационных системах, имеющих как вертикальные, так и горизонтальные управленческие связи.
Разработанные управленческие решения для их реализации необходимо довести до соответствующих исполнителей и заинтересованных лиц. В этой связи по способу передачи различают вербальные, письменные и электронные управленческие решения.
Процесс принятия управленческих решений в зависимости от стиля руководства, выбранного руководителем, может быть авторитарным, демократическим и попустительским. [6]
Выделяют четыре основных элемента, наличие которых необходимо для
принятия решений. Во-первых, признаком решения является наличие выбора, когда есть несколько вариантов возможного решения. Во-вторых, выбор должен быть сознательным, т.е. основанным на мыслительном процессе. В-третьих, выбор должен быть ориентирован на определенную цель. В-четвертых, выбор должен завершаться действием.[9]
-
- Значение и функции управленческих решений
Деятельность любого руководителя связана с выполнением управленческих функций, которые реализуются в форме распоряжений, инструкций, приказов, заседаний, утверждения плана стратегии развития предприятия и др. В конечном итоге эта деятельность связана с поиском, выработкой и принятием решений.
Процесс принятия решений отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а непрерывная последовательность выработки решений характеризует постоянный процесс управления. Более того, изучение только процесса поиска, выработки и реализации решений дает возможность оценить содержательную сторону управления, так как сущность управления раскрывается в умении принятия решений.
По своей сути решения являются связующим звеном между управляющей и управляемой подсистемами. Если в организации не принимаются никакие решения, то система управления не может функционировать. Это обстоятельство подчеркивает определяющую роль управленческого решения в системе управления. [4]
Организационный подход выделяет следующие функции управленческих решений:
- Направляющая (стратегическая)
- Координирующая
- Мотивирующая (побуждающая)
Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления - планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются посредством решений.
Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.
Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение личности, творческая самореализация).
Управленческое решение оказывает влияние на достижение целей и стратегий, разработку и реализацию программ и планов деятельности, функционирование системы управления, осуществление инновационных, инвестиционных, производственных и маркетинговых процессов. Проблема принятия решений носит фундаментальный характер, что определяется ролью, которую играют решения в сфере управленческой деятельности. Управленческое решение как категория менеджмента выражает сущность процесса воздействия управляющей системы (субъекта) на управляемую систему (объект), что в конечном итоге приводит к достижению поставленной цели. [17]
1.3 Процедура выработки управленческих решений в команде
Подготовка и принятие решений в процессе управления представляет набор процедур, объединяемых в отдельные этапы. При всем разнообразии таких процедур этапы выработки и принятия решений довольно типичны. Благодаря этому возможно построить общую схему выработки научно обоснованных управленческих решений, опирающуюся на принципы системного подхода и методы системного анализа.
Общая процедурно-технологическая схема выработки управленческих решений:
- Выявление, анализ, диагностика проблемы.
- Формирование целей и задач решения проблемы с учетом ограничений.
- Анализ способов решения проблемы и адекватных им управленческих решений.
- Моделирование вариантов сценариев, оценка результатов и последствий реализации разных вариантов.
- Выбор предпочтительного варианта, обоснование выбора.
- Принятие управленческого решения.
- Доведение принятого решения до исполнения.
- Управление реализацией решения.
Разработка и принятие управленческого решения обычно инициируются возникновением проблемы, относящейся прямо или косвенно к объекту управления. Ощущение проблемы, возникшее в результате наблюдения за процессом управления, — сигнал для руководителя, руководства о необходимости приступить к поиску путей, способов действий, позволяющих в полной мере или частично решить данную проблему. Под проблемой в самом общем случае понимается несоответствие между реальным, наблюдаемым состоянием управляемой системы и желаемым, нормативным состоянием. Специалисты в области управления справедливо отмечают, что своевременно и верно определить проблему — значит наполовину решить ее. Поэтому обнаружение проблем, проникновение в их сущность и верное толкование — неотъемлемая часть процесса принятия решений.
С учетом того факта, что управленческие решения теснейшим образом связаны с проникновением в сущность проблем, наличие которых инициирует сам процесс решения, очевидна необходимость не только выявления наличия проблемы, но и ее диагностики. Диагностика призвана установить природу проблемы, ее содержание, степень настоятельности, связь с другими проблемами, виды и масштабы опасностей, проистекающих из проблемы.
Заметную роль в выявлении и анализе проблем, требующих решения, играет используемая информация, получаемая внутри анализируемой системы или вне ее. Общеизвестно, что избыточность информации столь же вредна, как и ее недостаточность. Еще более важно обладать нужной информацией, непосредственно относящейся к делу, к исследуемой проблеме, такую информацию в теории управления называют релевантной. Для получения релевантной информации приходится прибегать к процессам фильтрации всех полученных данных на предмет отбора только тех, которые напрямую связаны с возникновением и сутью анализируемой проблемы.
На втором этапе процесса выработки и принятия решений необходимо сформировать и сформулировать цели и задачи подготавливаемого решения. Из четко поставленной цели более явным образом прорисовываются и задачи. Одновременно на формулировании целей и задач поневоле сказываются психология и интересы лиц, участвующих в анализе, подготовке, выработке решения и, тем более, его принятии.
Совокупность ограничений, которые должны быть соблюдены при постановке целей и задач, выборе и принятии решений, образует область допустимых решений. В пределах этой области должен производиться поиск вариантов, альтернатив, рассматриваемых на последующих этапах процесса принятия решений.
К числу самых творческих операций и процедур процесса выработки и принятия управленческих решений относятся поиск и формирование набора альтернатив (способов, вариантов) решения рассматриваемой проблемы и соответствующих им управляющих воздействий. Чем обширнее спектр альтернатив решения проблемы, тем больше шансов отыскать самое рациональное, в пределе — оптимальное решение. В то же время практически невозможно и нецелесообразно отыскивать и сравнивать все возможные альтернативы. Поиск и анализ многих вариантов требуют значительных затрат денежных средств, труда, времени, что способно само по себе снизить эффективность отыскиваемых лучших решений. Как всегда в подобных ситуациях, существует некоторая «золотая середина». В процессах поиска альтернатив макроэкономических решений ограничиваются 3-4 вариантами, а микроэкономических — 4-5.
Ключевым этапом принятия управленческого решения служит операция выбора предпочтительной альтернативы из перечня рассмотренных, анализируемых. Осуществляя выбор предпочтительного варианта, обосновывая свой выбор, принимая завершающее решение, все участники этого процесса вынуждены рассматривать и учитывать ряд показателей результатов: затрат ресурсов и времени, риска, последствий принимаемого решения.
Для достижения успеха чрезвычайно важно не только принять разумное, целесообразное, обоснованное, эффективное решение, но и принять меры для обеспечения его практической реализации. Необходимо довести решение до исполнителей, сообщить о нем всему кругу участников исполнения. Требуется также организовать управление реализацией принятого решения на всех этапах его выполнения в соответствии со специально разработанным планом-графиком. [11]
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Управленческое решение – это комплексный акт выбора оптимальной альтернативы, который осуществляется руководителем и является связующим звеном между управляющей и управляемой подсистемами и играет определяющую роль в достижении конкретных целей организации.
2. При изучении управленческого решения рассматриваются 4 его основных аспекта: психологический, информационный, юридический, организационный.
3. Типология управленческих решений основывается на разнообразных классификационных признаках.
4. Управленческие решения играют определяющую роль в системе управления, выражают сущность процесса воздействия управляющей системы (субъекта) на управляемую систему (объект).
5. Можно выделить 3 основные функции управленческого решения: направляющая, координирующая, мотивирующая.
6. Процедура выработки управленческого решения осуществляется в несколько этапов, которые, несмотря на разнообразие, являются типичными и включают в себя:
- выявление, анализ, диагностику проблемы;
- формирование целей и задач решения проблемы с учетом ограничений;
- анализ способов решения проблемы и адекватных им управленческих решений;
- моделирование вариантов сценариев, оценку результатов и последствий реализации разных вариантов;
- выбор предпочтительного варианта, обоснование выбора;
- принятие управленческого решения;
- доведение принятого решения до исполнения;
- управление реализацией решения.