Файл: Использование метода «Дельфи» при принятии управленческих решений ( на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты методической поддержки принятия
1.1 Управленческое решение, как основа управления предприятием: сущность и методы поддержки решения
1.2 Метод Дельфи как технология принятия управленческих решений
2.1. Обще-экономическая характеристика деятельности ООО «DOLCE VITA TRAVEL»
2.2. Применение метода Дельфи для принятия управленческого решения в ООО «DOLCE VITA TRAVEL»
2.3. Предложения по повышению конкурентоспособности ООО «DOLCE VITA TRAVEL»
Субъектами метода являются:
- группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме.
- организационная группа — сводит мнения экспертов воедино[23, с. 125].
Основные средства повышения объективности результатов при применении Дельфи - метода — использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов [16, с. 197].
В конкретных методиках, реализующих процедуру Дельфи, это средство используется в разной степени. Так, в упрощенном виде организуется последовательность итеративных циклов мозговой атаки. В более сложном варианте разрабатывается программа последовательных индивидуальных опросов с помощью анкет-вопросников, исключающих контакты между экспертами, но предусматривающих ознакомление их с мнениями друг друга между турами. Вопросники от тура к туру могут уточняться. Для снижения таких факторов, как внушение или приспособление к мнению большинства иногда требуется, чтобы эксперты обосновали свою точку зрения, но это не всегда приводит к желаемому результату, а напротив, может усилить эффект приспособляемости. В наиболее развитых методиках экспертам присваивают весовые коэффициенты значимости их мнений, вычисляемые на основе предшествующих опросов, уточняемые от тура к туру и учитываемые при получении обобщенных результатов оценок [18, с. 157].
Достоинством метода является относительная формальная объективность решения и возможность её статистической оценки, независимость и анонимность мнений экспертов. К недостаткам следует отнести возможный чрезмерный субъективизм прогнозных оценок и значительные затраты времени на проведение анкетирования. Более того, эксперту не всегда предоставляется достаточное время на обдумывание того или иного ответа в процессе опроса, что приводит к перегибу оценочных суждений.
Вместе с тем, в современной литературе мало внимания уделяется процедуре отбора экспертной группы (третий этап приведённого алгоритма). Как было указано ранее, отбор производится социологами из специалистов соответствующей предметной области, однако формализация данной процедуры недостаточно разработана. Таким образом, остаётся открытым вопрос об оценке процедуры отбора [25, с. 241].
К сожалению, в современной России данный метод не получил такой актуальности и значимости как в других странах. Проблема заключается в том, что в России статистические центры слишком централизованы, нет независимых аналитических структур [27, с. 37]. Такой стратегический анализ мало востребован как таковой. Последняя проблема вытекает из того, что в нашей стране отсутствуют традиции проведения подобных анализов. Хотя для России формулирование целей и отработка методов отбора приоритетов государственной научно-технологической политики имеет особое значение.
В настоящее время попытки развить данный метод безусловно расширились, но также, как и раньше нет согласованности, процедура проведения плохо разработана, отсутствует нормативная база и традиции.
Поэтому для России крайне важен опыт других стран при применении такого метода в своей деятельности.
Подводя итог теоретической главы работы, можно сделать ряд выводов:
Управленческое решение можно определить, как результат анализа, оптимизации, прогнозирования и экономически обоснованного выбора альтернативы из многочисленных вариантов достижения цели системы управления. Это также является творческим и волевым воздействием, направленным субъектом управления на ликвидацию проблемы и приближение действительных параметров объекта к прогнозным, желаемым.
Метод Дельфи представляет собой метод экспертного оценивая, основными его особенностями являются анонимность, многоуровневость и заочность. Базовой предпосылкой служит идея о том, что если должным образом произвести обобщение и обработку индивидуальных оценок экспертов по поводу конкретной ситуации, можно получить общее мнение, которое будет обладать максимальной степенью надёжности и достоверности.
В целом, метод Дельфи является очень интересным инструментом при принятии управленческого решения, особенно для больших компаний и исследовательских организаций.
Данный метод, безусловно, имеет свои сильные и слабые стороны, которые уже были приведены в данной статье. Но все же главная проблема, как и во многих других методах, которые направлены на предвидения той или иной ситуации, состоит в том, что будущее - это такой сложный процесс, который в полной мере нельзя предугадать и предсказать, и оно всегда будет отличаться от того, что ожидает пользователь.
2. Практика применения метода Дельфи в поддержке принятия управленческих решений туристической компании ООО «DOLCE VITA TRAVEL»
2.1. Обще-экономическая характеристика деятельности ООО «DOLCE VITA TRAVEL»
Туристическое агентство осуществляет работу в сфере туризма как общество с ограниченной ответственностью ООО «DOLCE VITA TRAVEL». Место нахождения Общества: Российская Федерация г. Москва, Ленинградский просп., 31, стр. 3.
Основной целью ООО «DOLCE VITA TRAVEL» является обеспечение клиентов профессиональным и качественным обслуживанием.
Организационная структура ООО «DOLCE VITA TRAVEL» построена в соответствии с принятыми корпоративными подходами формирования управленческих структур по линейно-функциональному принципу (рисунок 2).
Рис. 2. Организационная структура ООО «DOLCE VITA TRAVEL»
Из рисунка 2 видно, что компанию возглавляет генеральный директор. Он организует работу всего коллектива, несет полную ответственность за состоянием компании и ее деятельность. Генеральному директору подчиняются его заместитель и главный бухгалтер. Заместителю директора подчиняются менеджеры.
Весь персонал компании имеет высшее образование, поскольку это является обязательным требованием при поступлении на работу.
В компании работает 36 человек. Среди них 15 мужчин и 21 женщина. В результате по половому признаку в компании незначительно преобладают женщины. Структура персонала компании по возрастному признаку показана на рисунке 3.
Рис.3. Возрастная структура персонала ООО «DOLCE VITA TRAVEL»
По данным рисунка видно, что по возрастному составу на предприятии работает:10 человек – от 22 до 25 лет; 12 человек – от 25 до 30 лет; 7 человек – от 30 до 35 лет; 7 человек – от 35 до 45 лет.
Основными видами деятельности предприятия является обслуживание деловых путешествий, а именно:
- деятельность по обеспечению авиаперелетов
- авиабилеты;
- E-ticketing;
- чартерные перевозки.
- деятельность по обеспечению Ж/д переездов
- железнодорожные билеты;
- оформление электронных ж/д билетов
- Наземное обслуживание
- размещение в гостиницах за рубежом, в городах России и СНГ;
- автотранспортные услуги.
- MICE-услуги
- проведение семинаров, конференций;
- организация конгрессов и выставок;
- организация корпоративных мероприятий.
Для удовлетворения потребностей клиентов фирмы и продажи интересующих их туров, у ООО «DOLCE VITA TRAVEL» заключены договора с туроператорами, работающими по различным направлениям:
- «Тез-Тур» - Египет, Таиланд, Куба, Доминиканская республика, Испания, ОАЭ, Россия, Мальдивы и др. Является одной из самых высокотехнологичных компаний на российском туристском рынке.
- Бюро Путешествий «Ориент» - Россия. Является крупным российским оператором по отдыху и лечением на курортах России, а также Украине, Абхазии.
- «Capital Tour» - многопрофильный оператор, который занимается более 40 направлениями. С этим оператором турфирма работает по таким направлениям, как Испания, Италия, Египет, Доминиканская республика, Болгария, Таиланд, ОАЭ, Иордания, Хорватия, Черногория.
- «Нева» - многопрофильный оператор, работает по таким направлениям, как: Франция, Чехия, Болгария, страны Скандинавии.
- «Интаер» - Египет, Таиланд, Греция, Малайзия, Болгария, Сингапур, Иордания, Филиппины, ОАЭ.
- «Конансайс», «Южный Крест» - экзотические страны.
- «Турэнергосервис» - многопрофильный оператор. В основном продается от этого оператора Болгария, Египет, Тунис.
- «Pegas Touristik» - Египет, ОАЭ, Вьетнам, Индия, Таиланд, Тунис.
- «ICS» - Тунис, Кипр, Египет, Италия, Доминиканская республика, Куба, Маврикий, Сейшелы, Австрия, Греция.
Это далеко не полный список туроператоров, с которыми заключены договора, и ведется работа. Есть операторы, с которыми заключены договора, но их турпродукты не продаются.
Рассмотрим основные показатели финансово-экономической деятельности ООО «DOLCE VITA TRAVEL» для того, чтобы проанализировать изменение показателей прибыли и рентабельности (таблица 1).
Таблица 1
Основные показатели финансово-экономической деятельности ООО «DOLCE VITA TRAVEL»
№ пп |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2014 |
2015 |
Изменения |
|
---|---|---|---|---|---|---|
+/- |
% |
|||||
1 |
Выручка (без НДС) |
тыс. руб. |
15784,0 |
21540,0 |
5756,0 |
36,5 |
2 |
Себестоимость |
тыс. руб. |
7820,0 |
12450,0 |
4630,0 |
59,2 |
3 |
Численность персонала |
чел |
36,0 |
36,0 |
0,0 |
0,0 |
4 |
Прибыль от реализации (с.1 – с.2) |
тыс. руб. |
7964,0 |
9090,0 |
1126,0 |
14,1 |
5 |
Текущий налог на прибыль |
тыс. руб. |
1593,0 |
1818,0 |
225,0 |
14,1 |
6 |
Чистая прибыль |
6371,0 |
7272,0 |
901,0 |
14,1 |
|
7 |
Рентабельность производства (с.6/с.2)х100 |
% |
81,5 |
58,4 |
-23,1 |
х |
8 |
Рентабельность продаж (с.6/c.1)х100% |
% |
40,4 |
33,8 |
-6,6 |
х |
9 |
Рентабельность активов |
% |
41,3 |
40,5 |
-0,8 |
х |
10 |
Рентабельность собственного капитала |
% |
138,9 |
117,4 |
-21,4 |
х |
11 |
Рентабельность оборотных активов |
% |
119,7 |
92,6 |
-27,1 |
х |
12 |
Производительность труда (с.1/c.4) |
Руб./чел. |
438,4 |
598,3 |
159,9 |
36,5 |
Согласно данным таблицы 1 видно, что все абсолютные показатели деятельности компании в 2014 году выросли, при этом рост выручки (36,5 %) шел более низкими темпами по сравнению с ростом затрат (59,2 %), что снизило эффективность деятельности в виде недостаточно быстрого роста прибыли на 14,1 %.
При этом снизились все показатели рентабельности:
- рентабельность производства услуг снизилась с 81,5 до 58,4 % (23,1 %%),
- рентабельность продаж до 33,8 % (на 6,6 %%).
Наиболее быстрое снижение показывает рентабельность оборотных активов – 27,1 %% за анализируемый период.
Производительность труда выросла на 159,9 тыс. руб. на человека в год (36,5 %), что обеспечено ростом выручки от реализации услуг при неизменной численности.
Таким образом, у предприятия наблюдаются значительное ухудшение показателе рентабельности, что вместе с низкими показателями финансовой устойчивости и независимости приводит к необходимости разрабатывать мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.
Рассмотрим, как можно применить метод Дельфи для принятия управленческого решения в турфирме.
2.2. Применение метода Дельфи для принятия управленческого решения в ООО «DOLCE VITA TRAVEL»
Цель: получение согласованной информации высокой степени достоверности в процессе анонимного обмена мнениями между участниками группы экспертов для принятия решения.
1 этап. Проблема обсуждается в группе специалистов, строится дерево причинно-следственной связи (дерево проблем) (рисунок 3).
2 этап. Используя метод мозговой атаки определяется 5-8 альтернатив, которые являются способами решения рассматриваемой проблемы.
3 этап. Определяются наиболее весомые альтернативы:
- найти надежного туроператора, зарекомендовавший себя на рынке;
- обучить персонал турагентства и повысить заработную плату;
- изменить внутренний дизайн помещений по приему посетителей – потенциальных туристов;
- использовать современные технологии бронирования и электронные системы продаж.
После оценки альтернатив экспертами, выбираются наиболее весомые.
Рис.3. Дерево причинно-следственной связи для туристической организации ООО «DOLCE VITA TRAVEL»