Файл: 1 Анализ предметной области 7 1 Краткая характеристика предприятия 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Анализ предметной области

1.1 Краткая характеристика предприятия

1.2 Особенности системы защиты информации в банковских системах

1.3 Анализ состояния информационной безопасности

2 Разработка комплекса мер по обеспечению защиты информации

2.2 Обоснование методов и средств обеспечения информационной безопасности

2.3 Определение мест размещения средств обеспечения информационной безопасности

2.4 Комплекс программно–аппаратных средств обеспечения информационной безопасности

3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий В настоящее время стало необходимым наличие в каждом банке «Политики информационной безопасности банка», главного документа при формировании системы его информационной безопасности. В данном документе выделяются серьезные угрозы безопасности информации в банке, представляется описание объектов защиты, устанавливаются ключевые задачи информационной безопасности, а также меры по обеспечению информационной безопасности банковской системы. Главными элементами системы информационной безопасности банка являются: авторизация и аутентификация; защита от несанкционированного доступа к системам, в том числе и внутренняя защита от незаконного доступа сотрудников банка; защита каналов передачи данных, обеспечение целостности и актуальности данных при обмене информацией с клиентами; обеспечение юридической значимости электронных документов;  управление инцидентами информационной безопасности; управление непрерывностью ведения бизнеса; внутренний и внешний аудит системы информационной безопасности. При формировании системы информационной безопасности банка следует учесть и такие функциональные требования к системе: получение от должностных лиц в зависимости от их иерархической подчиненности той информации, которая необходима им для решения поставленных задач; возможность использования должностными лицами всего арсенала средств математического и программного обеспечения в интересах принятия решений; обеспечение диалогового взаимодействия участников при работе с системой; соответствие процессов функционирования и применения системы методам и логике деятельности должностных лиц; соответствие особенностей хранения информации свойствам ее источников и потребителей, обеспечение требуемой срочности, периодичности и очередности ее представления; возможность объективного контроля и проверки промежуточных данных и результатов на основе протоколирования. Долгосрочное адекватное функционирование системы информационной безопасности способно обеспечить только систематическое поддержание баланса между всеми составляющими системы и элементами ее окружения. Такое соответствие является основной задачей поддержания информационной безопасности в банковской деятельности. Одним из крупнейших банков Европы и России является российский публичный акционерный банк «Сбербанк России». Он контролируется Центральным банком Российской Федерации и оказывает широкий спектр банковских услуг. С целью обеспечения безопасности информации в ПАО «Сбербанк России» создана система защиты информации, представляющая собой совокупность направлений, требований, средств и мероприятий, сокращающих уязвимость информации и противодействующих незаконному доступу к информации и её утечке. Для увеличения экономической безопасности ПАО «Сбербанк России» концентрируется на выборе персонала, периодически организовывает инструктажи по безопасности. В контрактах ПАО «Сбербанк России» отчетливо выделены персональные требования, функции к персоналу, а также ответственность за различные нарушения, так как в большинстве случаев именно он существенно влияет на информационную безопасность банка. Также, в деятельности Сбербанка широкое распространение получает введение в служебных документах грифа секретности и назначение увеличения суммы оклада для соответствующих категорий персонала. 3.1 Оценка эффективности существующей системы безопасности информации Настройка политик DLP–системы осуществляется вручную, по результатам обследования бизнес–процессов. По сути, политики представляют собой статичный срез информационной картины бизнеса, склонный к постепенному старению и утрате актуальности.По опыту внедрения и экспертным оценкам специалистов Сбербанка, совокупную точность (соотношение ложноположительных и ложноотрицательных срабатываний) классической DLP–системы редко удаётся удержать на уровне выше 70%. Дальнейшее повышение точности ведёт к значительному росту затрат на управление и актуализацию политик.Невысокие показатели точности не позволяют переводить DLP–систему в режим предотвращения утечек (в режим блокировки, «в разрыв») из–за рисков прерывания бизнес–процессов, а служба кибербезопасности сталкивается с целой лавиной ложных срабатываний политик DLP и необходимостью применять разветвлённый набор фильтров для того, чтобы сузить воронку срабатываний до приемлемого уровня. Таким образом, DLP–система, являясь ядром технологического стека процесса защиты от утечек, становится его слабым звеном именно с точки зрения конечного результата: к моменту разбора инцидента по факту утечки сама утечка уже состоялась, а информация покинула периметр.Радикально поднять точность DLP–систем можно, лишь выполнив два условия: принципиально повысить качество политик; обеспечить актуальность политик – резко сократить скорость реагирования на изменения, в том числе за счёт пересмотра процесса формирования политик. Решение этих задач традиционными способами, например, наращиванием вычислительных мощностей или персонала, выглядит неудачной идеей в силу существования принципиально неустранимых проблем ручного труда с его субъективными суждениями, неполнотой и трудностями получения информации. Для реализации подхода и обучения детектирующих моделей были выбраны типы данных, на которых чаще всего происходят сбои в детекции утечки системой DLP. Массив таких данных был размечен и обогащён набором, который точно относится к анализируемому типу (например, номера паспортов, счетов и т. д.), при этом символьная информация и неструктурированные данные также преобразовываются в цифровой структурированный вид при помощи ещё одних моделей, работающих перед основной. Ансамбль таких моделей помогает обнаруживать в потоке информации данные счетов, паспортов и банковских карт, при этом для данных, уже преобразованных в цифровой формат, и для ускорения фильтрации применяются регулярные выражения, алгоритмы определения контрольного разряда и Луна.Ансамбль моделей составляют нейронные сети (в большинстве своём класса NLP– Natural Language Processing) и «классические». Для NLP используются модели CNN и RNN (сверточные и рекуррентные нейронные сети). При обучении использовались различные параметры настройки слоёв нейронных сетей. Не все варианты оказались удачными, но те, что удовлетворяли заданным метрикам по точности, нашли применения в промышленном решении. Модели дополняют друг друга, усиливая точность взаимного результата отнесения анализируемых данных к тому или иному типу и категории защищаемой информации.Подробнее приведено на врезке 1; на врезке 2 представлены подробные данные по основным типам распознаваемых типов данных. Как мы видим, основной упор делается на поиск персональных данных, так как их охрана – одно из важнейших требований различных регуляторов (законы РФ, ЦБ РФ, GDPR).Как результат: обучены четыре модели на рекуррентных и сверточных нейросетях на базе NER (Name Entity Recognition). По результатам сравнения качества моделей на валидационной выгрузке отобраны три лучшие из них. Ансамбль из трёх моделей с анализом контрольных разрядов и проверками на регулярных выражениях показывает среднюю точность 95%, из них

Заключение

Список использованных источников



Содержание



Введение 5

1 Анализ предметной области 7

1.1 Краткая характеристика предприятия 7

1.2 Особенности системы защиты информации в банковских системах 12

1.3 Анализ состояния информационной безопасности 15

2 Разработка комплекса мер по обеспечению защиты информации 25

2.1 Организационные меры обеспечения политики информационной безопасности 31

2.2 Обоснование методов и средств обеспечения информационной безопасности 38

2.3 Определение мест размещения средств обеспечения информационной безопасности 41

2.4 Комплекс программно–аппаратных средств обеспечения информационной безопасности 46

3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 50

3.1 Оценка эффективности существующей системы безопасности информации 53

Заключение 57

Список использованных источников 59


Введение


В настоящее время все большее и большее количество информации окружает нас – все это буквально опутывает человека паутиной информации. Растущие потоки, объемы и скорость поступления, генерирования, хранения и обработки информации обязывают использовать электронные средства – персональные компьютеры. Связанные между собой компьютеры в локальной сети Internet.

Невозможно обеспечить стопроцентный уровень защиты корпоративных информационных систем, при этом корректно расставляя приоритеты в задачах по защите данных в условиях ограниченности доли бюджета, направленной на информационные технологии. Надежная защита вычислительной и сетевой корпоративной инфраструктуры является базовой задачей в области информационной безопасности для любой компании и особенно банковских систем чей уровень доверия состоит из надежности защиты средств и информации клиентов.

Эффективная защита банка в IT сфере и прикладных корпоративных систем сегодня невозможна без внедрения современных технологий контроля сетевого доступа. Участившиеся случаи кражи носителей, содержащих ценную информацию делового характера, все больше заставляют принимать организационные меры, которые будут рассмотрены в дипломной работе на примере ПАО «Сбербанк».

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется возросшим уровнем проблем информационной безопасности даже в условиях стремительного роста технологий и инструментальной базы для защиты данных.


Предметная область, подлежащая изучению – ПАО «Сбербанк», в частности «кредитование». В сферу этой предметной области попадают финансово–кредитные учреждения, производящие разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами. Цель функционирования учреждений этой предметной области – безопасное хранение денег, безналичные переводы от одного клиента к другому, выдача кредитов. Для оказания услуг необходимо наличие квалифицированных специалистов, хранилищ, помещений, удовлетворяющих нормам санитарных и других требований в соответствии с действующим законодательством.

Целью выпускной квалификационной работы это рассмотреть особенности информационной безопасности на предприятии, проанализировать организацию защиты информации в ПАО «Сбербанк».

Поставленная цель обуславливает следующие задачи дипломной работы:

  • изучить теоретические аспекты информационной безопасности банка;

  • анализ особенностей обеспечения информационной безопасности ПАО «Сбербанк»;

  • рассмотреть сущность и содержание информационной безопасности предприятия ПАО «Сбербанк».


1 Анализ предметной области



1.1 Краткая характеристика предприятия


ПАО «Сбербанк» – финансово–кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам. ( АДРЕС И ФИО ДИРЕКТОРА) Действует на основании специального разрешения (лицензии) полномочных государственных органов. Не имеет права осуществлять производственную, торговую, страховую деятельность.

С 1990 года Центробанку РФ (государству) принадлежит 51% акций Сбербанка, который преобразован в коммерческий банк. Сохранность средств вкладчиков гарантирована государством. Сегодня Сбербанк России является публичным акционерным обществом и находится в статусе крупнейшего коммерческого банка нашей страны. Основным акционером и учредителем Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации, который владеет 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы.

Обыкновенные и привилегированные акции банка котируются на российских биржевых площадках с 1996 года. Они включены ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» в котировальный список первого (высшего) уровня.



Целями и предметом деятельности ПАО «Сбербанк» является:

  • привлечение денежных средств от юридических и физических лиц (клиентов) и размещение их на условиях возвратности, платности, срочности;

  • осуществление рассчётно–кассового обслуживания клиентов;

  • осуществление операций с иностранной валютой и ценными бумагами, иных банковских операций;

  • обеспечение сохранности денежных средств, вверенных банку.

ПАО «Сбербанк» выполняет следующие банковские операции и услуги:

  • прием, выдачу вкладов и других видов сбережений; – прием платежей от клиентов;

  • долгосрочное и краткосрочное кредитование физических и юридических лиц;

  • продажу, покупку и управление государственными ценными бумагами;

  • реализация лотерейных билетов;

  • предоставление клиентам индивидуальных сейфов во временное пользование для хранения документов и ценностей;

  • оказание брокерских и консультационных услуг, осуществление лизинговых и трастовых операций;

  • приобретение прав требования, вытекающих из поставки товаров и оказания услуг, принятие риска исполнения таких требований и инкассация этих требований (форфейтинг);

  • представление интересов предприятий, организаций в финансовых и хозяйственных органах;

  • осуществление расчетов по поручениям клиентов, их кассовое обслуживание, а также услуги по инкассации и перевозке денег и ценностей;

  • ведение счетов клиентов;

  • выдача и оплата, покупка и продажа, хранение платежных документов и ценных бумаг (облигации, чеки, аккредитивы, векселя, акции и т.д.) и иные операции с ними;

  • проведение операций по обмену валюты и других валютных операций в установленном Сбербанком порядке;

  • выдача гарантий в обеспечение обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме, в установленном Сбербанком России порядке;

  • другие операции по банковскому обслуживанию клиентов в соответствии с лицензией ЦБ РФ и с разрешения Сбербанка.


Управление Сбербанком основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года. Все органы управления банком формируются на основании Устава Сбербанка и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные направления деятельности Банка:

  • кредитование российских предприятий;

  • кредитование частных клиентов;

  • вложение в государственные ценные бумаги и облигации Банка;

  • осуществление операций на комиссионной основе.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления ПАО «Сбербанк». На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка: утверждаются годовые отчеты, принимаются решения о распределении прибыли и выплате дивидендов, утверждается аудитор, избираются члены Наблюдательного совета и Ревизионной комиссии, избирается Президент, Председатель Правления, утверждается новая редакция Устава Банка.


Схема 1.1 – Иерархическая структура банка


В соответствии с Уставом общее руководство деятельностью ПАО «Сбербанк» осуществляет Наблюдательный совет. К компетенции Наблюдательного совета относятся вопросы определения приоритетных направлений деятельности банка, образование коллегиального исполнительного органа – Правления, вопросы созыва и подготовки общих собраний акционеров. В ПАО «Сбербанк» функционирует постоянно действующий коллегиальный рабочий орган – Коллегия Банка, в состав которой входят члены Правления Банка, руководители территориальных и дочерних банков. Коллегия является площадкой для активного обсуждения стратегических вопросов развития банка и выработки оптимальных решений, учитывающих региональные особенности деятельности Банка.

1.2 Особенности системы защиты информации в банковских системах


Особенность системы защиты ПАО «Сбербанк» состоит в оpгaнизaции и функциoниpoвaнии cиcтeмы бeзoпacнocти которая cooтвeтcтвoвует cлeдующим пpинципaм:

1. Кoмплeкcнocть:

  • oбecпeчeниe бeзoпacнocти пepcoнaлa, мaтepиaльных и финaнcoвых pecуpcoв oт вoзмoжных угpoз вceми дocтупными зaкoнными cpeдcтвaми, мeтoдaми и мepoпpиятиями;

  • oбecпeчeниe бeзoпacнocти инфopмaциoнных pecуpcoв в тeчeниe вceгo их жизнeннoгo циклa, нa вceх тeхнoлoгичecких этaпaх их oбpaбoтки (пpeoбpaзoвaния) и иcпoльзoвaния, вo вceх peжимaх функциoниpoвaния;

  • cпocoбнocть cиcтeмы к paзвитию и coвepшeнcтвoвaнию в cooтвeтcтвии c измeнeниями уcлoвий функциoниpoвaния бaнкa.

Кoмплeкcнocть дocтигaeтcя:

  • oбecпeчeниeм cooтвeтcтвующeгo peжимa и oхpaны кoммepчecкoгo бaнкa;

  • opгaнизaциeй cпeциaльнoгo дeлoпpoизвoдcтвa c opиeнтaциeй нa зaщиту кoммepчecких ceкpeтoв и бaнкoвcкoй тaйны;

  • мepoпpиятиями пo пoдбopу и paccтaнoвкe кaдpoв;

  • шиpoким иcпoльзoвaниeм тeхничecких cpeдcтв бeзoпacнocти и зaщиты инфopмaции;

  • paзвepнутoй инфopмaциoннo–aнaлитичecкoй и дeтeктивнoй дeятeльнocтью.

Кoмплeкcнocть peaлизуeтcя coвoкупнocтью пpaвoвых, opгaнизaциoнных и инжeнepнo–тeхничecких мepoпpиятий.

2. Cвoeвpeмeннocть – упpeждaющий хapaктep мep oбecпeчeния бeзoпacнocти. Cвoeвpeмeннocть пpeдпoлaгaeт пocтaнoвку зaдaч пo инфopмaциoннoй бeзoпacнocти нa paнних cтaдиях paзpaбoтки cиcтeмы бeзoпacнocти нa ocнoвe aнaлизa и пpoгнoзиpoвaниe финaнcoвoй oбcтaнoвки, угpoз бeзoпacнocти бaнкa, a тaкжe paзpaбoтку эффeктивных мep пpeдупpeждeния пocягaтeльcтв нa зaкoнныe интepecы.

3. Нeпpepывнocть – cчитaeтcя, чтo злoумышлeнники тoлькo и ищут вoзмoжнocть, кaк бы oбoйти зaщитныe мepы, пpибeгaя для этoгo к лeгaльным и нeлeгaльным мeтoдaм.

  • активнocть. Зaщищaть интepecы бaнкa нeoбхoдимo c дocтaтoчнoй cтeпeнью нacтoйчивocти, шиpoкo иcпoльзуя мaнeвp cилaми и cpeдcтвaми oбecпeчeния бeзoпacнocти и нecтaндapтныe мepы зaщиты.

  • зaкoннocть. Пpeдпoлaгaeт paзpaбoтку кoмплeкcнoй cиcтeмы инфopмaциoннoй бeзoпacнocти нa ocнoвe фeдepaльнoгo зaкoнoдaтeльcтвa в oблacти бaнкoвcкoй дeятeльнocти, инфopмaтизaции и зaщиты инфopмaции, чacтнoй oхpaннoй дeятeльнocти и дpугих нopмaтивных aктoв пo инфopмaциoннoй бeзoпacнocти, утвepждeнных opгaнaми гocудapcтвeннoгo упpaвлeния в пpeдeлaх их кoмпeтeнции, c пpимeнeниeм вceх дoзвoлeнных мeтoдoв oбнapужeния и пpeceчeния пpaвoнapушeний.

  • обocнoвaннocть. Иcпoльзуeмыe вoзмoжнocти и cpeдcтвa зaщиты дoлжны быть peaлизoвaны нa coвpeмeннoм уpoвнe paзвития нaуки и тeхники, oбocнoвaны c тoчки зpeния зaдaннoгo уpoвня инфopмaциoннoй бeзoпacнocти и cooтвeтcтвoвaть уcтaнoвлeнным тpeбoвaниям и нopмaм.

  • экoнoмичecкaя цeлecooбpaзнocть и coпocтaвимocть вoзмoжнoгo ущepбa и зaтpaт нa oбecпeчeниe инфopмaциoннoй бeзoпacнocти (кpитepий "эффeктивнocть – cтoимocть"). Вo вceх cлучaях cтoимocть cиcтeмы инфopмaциoннoй бeзoпacнocти дoлжнa быть мeньшe paзмepa вoзмoжнoгo ущepбa oт любых видoв pиcкa.

  • спeциaлизaция. Пpeдпoлaгaeтcя пpивлeчeниe к paзpaбoткe и внeдpeнию мep и cpeдcтв зaщиты cпeциaлизиpoвaнных opгaнизaций, нaибoлee пoдгoтoвлeнных к кoнкpeтнoму виду дeятeльнocти пo oбecпeчeнию инфopмaциoннoй бeзoпacнocти, имeющих oпыт пpaктичecкoй paбoты и гocудapcтвeнную лицeнзию нa пpaвo oкaзaния уcлуг в этoй oблacти. Экcплуaтaция тeхничecких cpeдcтв и peaлизaция мep инфopмaциoннoй бeзoпacнocти дoлжны ocущecтвлятьcя пpoфeccиoнaльнo пoдгoтoвлeнными cпeциaлиcтaми cлужбы бeзoпacнocти бaнкa, eгo функциoнaльных и oбcлуживaющих пoдpaздeлeний.