Файл: Философия и методология научного познания план лекции.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1. Специфика науки и её место в системе культуры
2. Структура и уровни научного знания
1.Является систематизированным знанием;
2.Научные утверждения есть логически организованная система.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ: «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ» И «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»
ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВРЕМЕННÓЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПО ФАЗАМ:
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Р. Мертон фиксирует девять типов амбивалентностей научного этоса.
3) быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной моде;
5) защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения;
8) воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много времени и внимания;
9) учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него.
C (Commissioned) - научно-исследовательская работа делается на заказ, а не ради «чистой науки»;
Функции науки как социального института:
– внимание к взаимоотношению «наука и общество»;
– ответственность за судьбу развития науки и современной культуры;
– внимание к проблеме этоса современной науки.
Научное знание характеризуется:
Основные критерии, по которым различают эти уровни:
1) характер предмета исследования;
2) тип применяемых средств исследования;
Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними.
На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде.
Эмпирическое и теоретическое имеет дело с разными срезами одной и той же действительности.
1. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для анализа которого она выдвигается.
2. Принципиальная проверяемостьгипотезы.
3. Приложимость гипотезы к возможно более широкому кругу явлений.
4. Максимально возможная принципиальная простота гипотезы.
Гипотеза является моделью будущего научного знания (возможного научного знания).
1. предметностью; 2. полнотой; 3. непротиворечивостью;
4. интерпретируемостью; 5. проверяемостью; 6. достоверностью.
2. Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования:
1. Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно в данной научной области).
3. Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлением.
I) возможно изучение того или другого объекта в чистом виде;
3) основным достоинством эксперимента является его повторяемость.
а) Восхождение от абстрактного к конкретному
г) Гипотетико-дедуктивный метод
Основным критерием научной рациональности является не доказуемость, а его опровергаемость.
Научная революция — это смена научным сообществом объясняющих парадигм.
Абсолютная модели рациональности нет
(Пол Фейерабенд. «Против метода. Очерк анархистской теории познания»).
2) человек познает и свою собственную деятельность, воплощенную в различных формах культуры.
- Классическая концепция истины в социальных науках утверждала принцип объективности и следовала формуле отражения общества как объекта познания в сознании познающего субъекта: О — S.
- В рамках классического понимания истина — одна, а заблуждений много. Монополия на истину — в значительной мере продукт убеждения в ее единственности и следующих за этим притязаний на владение ею.
- Неклассическая концепция истины вынуждена признать присутствие субъекта познания в таком объекте познания, как общество, и перейти от формулы О — S к формуле O/S — S.
- Неклассическое знание, ярко проявляясь в квантовой физике или гуманитарных науках, соседствует с классическими представлениями в других. Тенденция к появлению новых постнеклассических парадигм обнаруживается в различных науках в неодинаковой мере. Так, в социологии влияние этих парадигм обнаруживается в направлениях, применяющих «гибкие», «мягкие» методы — в этнометодологии, феноменологии, в постмодернистских подходах.
- Постнеклассическая трактовка истины признает уже не только наличие субъекта в социальной реальности, но и его практическую роль, в том числе в социальном конструировании самой этой реальности, усложняя процесс получения истины до 0/S/P — S, где О — объект, S-практический или познающий субъект и Р — практика.
- При этом субъектом познания в таких концепциях чаще всего выступает общество, являясь вместе с тем объектом познания.
- Объективность знания во всех трех моделях научности и рациональности — классической, неклассической и постнеклассической — достигается стремлением субъекта познания к адекватному воспроизведению изучаемой реальности, сколь бы сложной она ни была.
№ | Классическая наука | Постклассическая наука |
1. | Вынесение субъекта за рамки объекта. | Признание субъектности знания и познания. |
2. | Установка на рациональность. | Учет внерациональных способов познания. |
3. | Господство динамических закономерностей. | Учет роли и значения вероятностно-статистических закономерностей. |
4. | Объект изучения – макромир. | Объект изучения - микро-, макро- и мегамир. |
5. | Ведущий метод познания – эксперимент. | Моделирование (в том числе математическое). |
6. | Безусловная наглядность. | Условная наглядность. |
7. | Четкая грань между естественными и гуманитарными науками. | Стирание этой грани. |
8. | Отчетливая дисциплинарность. Преобладание дифференциации наук. | Дифференциация и интеграция (теория систем, синергетика, структурный метод). |
СПАСИБО!