Файл: Философия и методология научного познания план лекции.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1. Специфика науки и её место в системе культуры
2. Структура и уровни научного знания
1.Является систематизированным знанием;
2.Научные утверждения есть логически организованная система.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ: «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ» И «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»
ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВРЕМЕННÓЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПО ФАЗАМ:
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Р. Мертон фиксирует девять типов амбивалентностей научного этоса.
3) быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной моде;
5) защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения;
8) воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много времени и внимания;
9) учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него.
C (Commissioned) - научно-исследовательская работа делается на заказ, а не ради «чистой науки»;
Функции науки как социального института:
– внимание к взаимоотношению «наука и общество»;
– ответственность за судьбу развития науки и современной культуры;
– внимание к проблеме этоса современной науки.
Научное знание характеризуется:
Основные критерии, по которым различают эти уровни:
1) характер предмета исследования;
2) тип применяемых средств исследования;
Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними.
На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде.
Эмпирическое и теоретическое имеет дело с разными срезами одной и той же действительности.
1. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для анализа которого она выдвигается.
2. Принципиальная проверяемостьгипотезы.
3. Приложимость гипотезы к возможно более широкому кругу явлений.
4. Максимально возможная принципиальная простота гипотезы.
Гипотеза является моделью будущего научного знания (возможного научного знания).
1. предметностью; 2. полнотой; 3. непротиворечивостью;
4. интерпретируемостью; 5. проверяемостью; 6. достоверностью.
2. Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования:
1. Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно в данной научной области).
3. Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлением.
I) возможно изучение того или другого объекта в чистом виде;
3) основным достоинством эксперимента является его повторяемость.
а) Восхождение от абстрактного к конкретному
г) Гипотетико-дедуктивный метод
Основным критерием научной рациональности является не доказуемость, а его опровергаемость.
Научная революция — это смена научным сообществом объясняющих парадигм.
Абсолютная модели рациональности нет
(Пол Фейерабенд. «Против метода. Очерк анархистской теории познания»).
2) человек познает и свою собственную деятельность, воплощенную в различных формах культуры.
3) основным достоинством эксперимента является его повторяемость.
Эксперимент можно производить как непосредственно с изучаемым явлением, так и с его заместителем, т.е. моделью. Кроме действительного эксперимента с материальными объектами существует и мысленный эксперимент, т.е. эксперимент с их идеальными копиями. г) Измерение — количественный метод исследования, целью которого является отражение в научном знании объективных количественных отношений, выраженные в числе и величине. Наличие необходимых приборов, позволяющих дать объекту количественную и качественную оценку.а) Восхождение от абстрактного к конкретному
Под абстрактным понимается одностороннее, неполное знание, которое не раскрывает сущности предмета в целом. Объективным содержанием абстрактного являются отдельные стороны, свойства и связи вещей. Под конкретным понимается:- сама действительность, различные объекты, взятые во всём многообразии их свойств, связей, отношений;
- полное, всестороннее знание об объекте.
2 этапа: переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям.
Второй этап и есть собственно восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного в познании, к всестороннему, многообразному знанию об объекте, к конкретному в познаниив) Аксиматический метод
Суть его состоит в том, что в основу теории кладутся так называемые аксиомы, под которыми понимаются такие принципы, истинность которых не требует никакого подтверждения. Они считаются истинами самоочевидными. А затем из этих аксиом методом дедукции выводятся всевозможные следствия, которые и составляют суть построенной теории.г) Гипотетико-дедуктивный метод
В отличие от аксиоматического в основу теории кладутся не аксиомы, а гипотезы, т.е. некие предположения, которые ещё требуют доказательства. Из гипотез дедуктивным путём выводятся все возможные следствия. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации.- В процессе выработки новых картин реальности может идти конкурентная борьба между различными картинами исследуемой реальности, каждая из которых вводит различное видение изучаемых наукой объектов и взаимодействий
- Развитие теоретического знания на уровне частных теоретических схем и законов подготавливает переход к построению развитой теории. Становление этой формы теоретического знания можно выделить как динамику научного познания.
- Проблема истинности и рациональности — центральная проблема науки. Ее решение исторически изменчиво, но при всех изменениях цель научной деятельности остается направленной на получение истины, на формирование стандартов научной рациональности, неразрывно связанных с рациональностью во всех ее проявлениях и во всем объеме.
- Рациональность классической философии состояла в вере в способность разума к освоению действительности, в тождество разума и бытия. Неклассическая рациональность подменила эту формулу верой в способность науки к постижению и преобразованию мира.
- В постнеклассический период возникло представление о типах рациональности и тем самым ее плюрализме.
- С античности господствовала дедуктивистская модель научной рациональности. Знание представлялось в виде дедуктивно упорядоченной системы положений, в основании которой лежали общие предпосылки, истинность которых устанавливалась внелогическим и внеопытным путём (метафизика Аристотеля, физика Декарта и наиболее яркое своё воплощение она получила в "Началах геометрии" Эвклида). 2. С зарождением экспериментальных наук в ХVII-ХVIII вв. индуктивистская модель научного знания (Ф.Бэкон, Д.С.Милль), в ней определяющим фактором доказанности или обоснованности научного знания выступает опыт, факты, полученные в ходе наблюдения и эксперимента, а функции логики сводятся к установлению логической зависимости положений различной общности от фактов.
Во второй половине XIX века обнаружилось, что индуктивная логика не имеет надёжного логического обоснования и поэтому выводы, полученные на её основе, не имеют доказательного значения.
Ещё раньше в ХVIII веке Д.Юм сделал вывод о том, что всё наше опытное знание является разновидностью "животной веры". Тем самым неявно признавалось, что опытное познание является в своей основе иррациональным.Критикует метод верификации, так как он строится на убеждение, что знание может быть абсолютно истинным.
Рост знания достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания.
Учёные делают открытия, восходя не от фактов к теориям, а переходя от гипотез к единичным высказываниям. Если относительно теории и протокольных предложений учёные пришли к согласию, то теория считается временно подтверждённой.Основным критерием научной рациональности является не доказуемость, а его опровергаемость.
Революции в науке происходят постоянно, каждое опровержение принятой и выдвижение новой «смелой» (т.е. еще более подверженной опровержениям) гипотезы можно в принципе считать научной революцией. Поэтому научная революция в критико-рационалистической интерпретации – это факт смены научных (прежде всего фундаментальных) теорий, рассматриваемый сквозь призму его логико-методологической (рациональной) реконструкции, но не событие реальной истории науки и культуры.Научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений.
Научная революция — это смена научным сообществом объясняющих парадигм.
- Ход научной революции по Куну:
- нормальная наука — каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории;
- экстраординарная наука. Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ;
- научная революция — формирование новой парадигмы.
американский историк и философ науки, его книга «Структура научных революций» является одной из самых цитируемых научных книг
Научная парадигма (от греч. παράδειγμα, «изображение, образец, пример, модель») — безоговорочно принятая научным сообществом модель научной деятельности.
В философию науки термин ввёл Т. Кун в 1958—1959 годах. Смена парадигм происходит во время научной революции. Одним из примеров такой революции является переход к ньютоновской динамике: смена научных воззрений при этом включила осознание того, что наука не обязана объяснять причину гравитации (как было принято со времён Аристотеля), достаточно просто учесть её существование.
Сравнивать следует не теории, а научно-исследовательские программы, каждая из которых содержит несколько теорий.
"Твёрдое ядро" программы переходит от одной данной программы к другой, а защитный пояс, состоящий из вспомогательных гипотез, может частично разрушаться. Только тогда, когда будет разрушено "твёрдое ядро" программы, необходимым окажется переход от старой научно-исследовательской программы к новой. Лакатос трактует принятие исследовательской программы как конвенцию (соглашение), в основе которой лежат рациональные соображения логико-методологического и эмпирического характера (конвенция является актом свободного выбора, то здесь неизбежно содержится иррациональный момент).Абсолютная модели рациональности нет
- Это исторически эволюционирующий идеал.
- при всём определяющем влиянии в научном мышлении доводов разума и доводов опыта, в нём остаётся место интуиции, ошибочным суждениям, конвенциональных решений.
- наука, как и другие виды духовной деятельности человека, является человеческим предприятием и несёт на себе печать его исторической ограниченности и несовершенства.
Наука представляет собой по сути анархистское предприятие: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок.
(Пол Фейерабенд. «Против метода. Очерк анархистской теории познания»).
1924 — 1994
- Индустриальное развитие приводит к относительно быстрым трансформациям социальных структур, разрушению традиционных общинных связей, вытесняемых отношениями «вещной зависимости» (К.Маркс).
- Создаются новые типы социальных общностей, становящиеся объектами социального управления.
- Возникают условия и потребности в выяснении способов рациональной регуляции действий индивидов, включаемых в те или иные социальные группы.
- В контексте этих социальных потребностей и возникают первые программы построения наук об обществе (К.А.Сен-Симон, О.Конт, К.Маркс).
5. Особенности современного этапа развития науки
В начале ХХ века появилась постановка вопроса о методологии философии, истории, филологии, психологии, ведь в рамках этих дисциплин изучают не объективную реальность «как она есть сама по себе», а реальность, связанную с деятельностью людей, с их духовной жизнью.
- Неокантианцы разделили науки на две группы.
- Первая — номотетические науки, направленные на выявление общих закономерностей существования природных объектов.
- Вторая — идеографические науки, в задачу которых входило описание уникально-индивидуальных событий и явлений. Идеографические науки и составляли совокупность наук о духе, важнейшими среди которых считались философия и история.
ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ:
ПРИЧИННАЯ (КАУЗАЛЬНАЯ) образ природы как механизма, где все связано.
ЦЕЛЕВАЯ: у человека есть свободная воля, в отличие от других существ. В отношении общества научная рациональность признает целевую причинность, то есть действия, обусловленные свободной волей, возможность разрыва причинно-следственных цепей. Главный объект социально-гуманитарного познания – общество и человек во взаимосвязи с ним.1) исследуется особый объект - социальная действительность. Познающему субъекту приходится постоянно сталкиваться со сложным миром субъективной реальности.
2) человек познает и свою собственную деятельность, воплощенную в различных формах культуры.
3) в познании социальной действительности нельзя не учитывать многообразие различных ситуаций общественной жизни людей.
4) социальное познание ориентировано на человека, группу людей, историческую ситуацию, которые всегда индивидуальны, особенны и уникальны.
5) Аксиологический компонент. (интересы и потребности людей, ценностные ориентациями). Обществознание обязательно учитывать ценностные ориентации людей.
- В современной науке демаркация между естественными и гуманитарными науками уже не носит жесткого характера.
- Доминирующее положение науки в системе ценностей культуры во многом было связано с ее технологической проекцией.
- Сегодня важно органическое соединение ценностей научно-технологического мышления с теми социальными ценностями, которые представлены нравственностью, искусством, религиозным и философским постижением мира.
- Такое соединение представляет собой новый тип научной рациональности.
В современной постнеклассической науке все большее место занимает особый тип исторически развивающихся систем – т.н. человекоразмерные системы, включающие человека и его деятельность в качестве составного компонента.
К ним относятся объекты современных биотехнологий, в первую очередь генной инженерии, медико-биологические объекты, крупные экосистемы и биосфера в целом, человеко-машинные системы и сложные информационные комплексы (включая системы искусственного интеллекта), социальные объекты и т.д.
- При изучении «человекоразмерных» объектов поиск истины оказывается связанным с преобразованием объекта. С системами такого типа нельзя свободно экспериментировать.
- В процессе их исследования и практического освоения особую роль начинает играть знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия для человека.
- В этой связи трансформируется идеал ценностно-нейтрального исследования. Применительно к «человекоразмерным» объектам НИР предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений Возникает необходимость взаимодополнения фундаментальных внутринаучных ценностей (поиск истины, рост знаний) с вненаучными ценностями общесоциального характера.
- Вместе с тем в ходе самой исследовательской деятельности с человекоразмерными объектами исследователю приходится решать ряд проблем этического характера, определяя границы возможного вмешательства в объект. Внутренняя этика науки постоянно соотносится в этих условиях с общегуманистическими принципами и ценностями.
- Методология исследования исторически развивающихся человекоразмерных систем сближает естественнонаучное и гуманитарное познание, составляя основу для их глубокой интеграции.