Файл: Философия и методология научного познания план лекции.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1. Специфика науки и её место в системе культуры
2. Структура и уровни научного знания
1.Является систематизированным знанием;
2.Научные утверждения есть логически организованная система.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ: «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ» И «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»
ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВРЕМЕННÓЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПО ФАЗАМ:
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Р. Мертон фиксирует девять типов амбивалентностей научного этоса.
3) быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной моде;
5) защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения;
8) воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много времени и внимания;
9) учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него.
C (Commissioned) - научно-исследовательская работа делается на заказ, а не ради «чистой науки»;
Функции науки как социального института:
– внимание к взаимоотношению «наука и общество»;
– ответственность за судьбу развития науки и современной культуры;
– внимание к проблеме этоса современной науки.
Научное знание характеризуется:
Основные критерии, по которым различают эти уровни:
1) характер предмета исследования;
2) тип применяемых средств исследования;
Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними.
На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде.
Эмпирическое и теоретическое имеет дело с разными срезами одной и той же действительности.
1. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для анализа которого она выдвигается.
2. Принципиальная проверяемостьгипотезы.
3. Приложимость гипотезы к возможно более широкому кругу явлений.
4. Максимально возможная принципиальная простота гипотезы.
Гипотеза является моделью будущего научного знания (возможного научного знания).
1. предметностью; 2. полнотой; 3. непротиворечивостью;
4. интерпретируемостью; 5. проверяемостью; 6. достоверностью.
2. Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования:
1. Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно в данной научной области).
3. Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлением.
I) возможно изучение того или другого объекта в чистом виде;
3) основным достоинством эксперимента является его повторяемость.
а) Восхождение от абстрактного к конкретному
г) Гипотетико-дедуктивный метод
Основным критерием научной рациональности является не доказуемость, а его опровергаемость.
Научная революция — это смена научным сообществом объясняющих парадигм.
Абсолютная модели рациональности нет
(Пол Фейерабенд. «Против метода. Очерк анархистской теории познания»).
2) человек познает и свою собственную деятельность, воплощенную в различных формах культуры.
- Средства эмпирического исследования включают приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.
- В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектом. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.
- Эмпирические объекты - это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей.
- Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающим фиксированным набором признаков.
- Язык теоретического исследования отличается от языка эмпирических описаний.
- В качестве основного средства теоретического исследования выступают теоретические идеальные объекты.
- Их также называют идеализированными объектами, абстрактными объектами или теоретическими конструктами. Их примерами может служить материальная точка, абсолютно твёрдое тело
Основные методы ЭУ:
Основные методы ЭУ:
- эксперимент,
- наблюдение,
- методы эмпирического описания.
Эмпирический уровень разделяется на стадии:
1)взаимодействие с объектом исследования, где ведущими являются такие методы, как наблюдение и эксперимент;
2)систематизация и классификация полученных эмпирических данных при помощи графиков и таблиц;
3)стадия эмпирического обобщения;
4) получение эмпирических фактов.
Основными методами ТУ:
- идеализация (метод построения идеализированного объекта),
- мысленный эксперимент,
- методы построения теории (восхождения от абстрактного к конкретному,
- аксиоматический,
- гипотетико-дедуктивный методы),
- методы логического и исторического исследования и др.
Теоретический уровень:
1) начинается с поиска интеллектуальной интуиции).
2) построение научной теории как содержательной, так и формальной.
3) сопоставление теории с действительностью, построение соответствующей модели, которая бы связывала положения теории с эмпирическими фактами.
а исходных принципов построения теории. (Поиск принципов осуществляется путём
Эмпирический и теоретический уровни знания неразрывно связаны между собой.
Их взаимодействие осуществляется на основе практики, которая пронизывает все стороны и уровни познавательной деятельности.
Теория всегда исходит из фактов, но обнаружение факта, в свою очередь, зависит от теоретических установок.
1. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для анализа которого она выдвигается.
2. Принципиальная проверяемостьгипотезы.
3. Приложимость гипотезы к возможно более широкому кругу явлений.
4. Максимально возможная принципиальная простота гипотезы.
Гипотеза является моделью будущего научного знания (возможного научного знания).
Научная гипотеза выступает в двоякой роли: либо как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями и процессами, либо как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями, процессами и внутренней их основой. Гипотезы первого рода называются описательными, а второго – объяснительными.Под научной проблемой понимается такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом научном знании.
Проблема – это специфическая форма организации знания, объектом которого является не непосредственная предметная реальность, а состояние научного знания об этой реальности.
1. Постановка проблемы - постановка вопросов. Вычленение центрального проблемного вопроса.
2. Оценка проблемы - определение необходимых условий, ресурсного обеспечения, методов исследования.
3. Обоснование проблемы - доказательство необходимости ее решения, научной и/или практической ценности ожидаемых результатов.
4. Структурирование проблемы - декомпозиция – поиск дополнительных вопросов (подвопросов), без которых невозможно получить ответ на центральный – проблемный – вопрос.
Объект исследования – это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности - т. е. это та часть окружающей действительности, с которой исследователь имеет дело.
Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта.
ФАЗЫ | СТАДИИ | ЭТАПЫ |
Фаза проектирования | Концептуальная стадия | Выявление противоречия |
Формулирование проблемы | ||
Определение цели исследования | ||
Выбор критериев | ||
Стадия моделирования (построения гипотезы) | 1. Построение гипотезы; 2. Уточнение (конкретизация) гипотезы. | |
Стадия конструирования исследования | 1. Декомпозиция (определение задач исследования); 2. Исследование условий (ресурсных возможностей); 3. Построение программы исследования. | |
Стадия технологической подготовки исследования | ||
Технологическая фаза | Стадия проведения исследования | Теоретический этап |
Эмпирический этап | ||
Стадия оформления результатов | 1. Апробация результатов; 2. Оформление результатов. | |
Рефлексивная фаза |
1. Результат теоретического исследования – теория, концепция или какие-либо теоретические построения – конструкции должны отвечать следующим критериям для любых отраслей научного знания:
1. предметностью; 2. полнотой; 3. непротиворечивостью;
4. интерпретируемостью; 5. проверяемостью; 6. достоверностью.
2. Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования:
1. Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно в данной научной области).
2. Критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что исследователь хочет оценить.
3. Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлением.
4. Совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса.
Теория — это внутренне непротиворечивая система представлений, идей или принципов, в обобщённой форме раскрывающая существенные свойства и закономерные связи определённой области действительности, на основе которых достигается её объяснение.- движение от оснований науки к гипотетической модели, к ее конструктивному обоснованию, а затем вновь к анализу и развитию оснований науки.
- Теоретические схемы насыщаются новым содержанием и затем вновь сопоставляются с картиной мира, оказывая на нее активное обратное воздействие.
- Развитие научных понятий и представлений осуществляется благодаря многократному повторению описанного цикла.
- В этом процессе происходит взаимодействие "логики открытия" и "логики оправдания гипотезы", которые выступают как взаимосвязанные аспекты развития теории.