Файл: Философия и методология научного познания план лекции.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

План лекции:

План лекции:

1. Специфика науки и её место в системе культуры

2. Структура и уровни научного знания

ПРИЗНАКИ НАУКИ КАК ЗНАНИЯ:

ПРИЗНАКИ НАУКИ КАК ЗНАНИЯ:

1.Является систематизированным знанием;

2.Научные утверждения есть логически организованная система.

3.Научное знание является общественным достоянием, оно объективировано в материальной форме в виде знаков, фиксировано в языке естественном и искусственном.

4.Наука как знание является теоретическим знанием, она представляет собою систему или системы теорий.

5. Научные теории непосредственно или опосредованно служат практике и опираются на прочный фундамент фактов, установленных в производственной, социально исторической или научной практике.

6. Будучи системой теорий, наука способна объяснять многочисленные явления и связи в настоящем и предсказывать ход развития в будущем.

КЛАССИФИКАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ: «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ» И «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВРЕМЕННÓЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПО ФАЗАМ:

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Р. Мертон фиксирует девять типов амбивалентностей научного этоса.

1). Ученый должен как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но он не должен торопиться с публикациями.

2). Ученый должен быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом, ибо это идет в ущерб содержанию.

3) быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной моде;

4) стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других;

5) защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения;

6) прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество;

7) всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено;

8) воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много времени и внимания;

9) учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него.

Р (Proprietary) - на науку распространяется право собственности, патента взамен всеобщего владения научным знанием;

L,A (Local, Authoritarism) - исследовательская работа решает локальные конкретные задачи, которые определяются авторитарным начальством и более не выбирается учеными автономно;

C (Commissioned) - научно-исследовательская работа делается на заказ, а не ради «чистой науки»;

Е (Expert Work) - научная работа осуществляется ограниченным кругом экспертов, а не всем компетентным в данной теме научным сообществом.

Системы антинорм были предложены и другими авторами, например Р. Богуславом, И. Митроффом, С. Фуллером. Эти системы антинорм подробно анализируются и являются предметом научных дискуссий.

НОРМЫ НАУЧНОЙ ЭТИКИ

Дисциплинарная матрица включает в себя такие науки, как: физика, химия, биология, социология, история и т. д.

Развитие этой матрицы происходит на основе двух взаимосвязанных тенденций: дифференциации и интеграции наук.

Функции науки как социального института:

Тенденции осмысления науки:

Тенденции осмысления науки:

– внимание к взаимоотношению «наука и общество»;

– ответственность за судьбу развития науки и современной культуры;

– толерантность в отношении к инакомыслию как стилю современного рационального познания и философствования;

– стремление к достижению договоренности на основе междисциплинарного диалога, обращения к языку, учитывая неполноту взаимных интерпретации и перевода дисциплинарных дискурсов;

– установки на междисциплинарность, предполагающую, что полнота ответа на вопрос «что значит знать?» зависит от доверительности совместного коммуникативного усилия;

– внимание к проблеме этоса современной науки.

Научное знание характеризуется:

Цели:

Цели:

Эмпирический уровень: добыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности.

Теоретический уровень: провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой.

Основные критерии, по которым различают эти уровни:

1) характер предмета исследования;

2) тип применяемых средств исследования;

3) особенности метода.

Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же объективную реальность, но её видение, её представление в знаниях будут даваться по-разному.

Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними.

На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде.

Эмпирическое и теоретическое имеет дело с разными срезами одной и той же действительности.

Основные методы ЭУ:

Основные методы ЭУ:

1. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для анализа которого она выдвигается.

2. Принципиальная проверяемостьгипотезы.

3. Приложимость гипотезы к возможно более широкому кругу явлений.

4. Максимально возможная принципиальная простота гипотезы.

Гипотеза является моделью будущего научного знания (возможного научного знания).

1. Результат теоретического исследования – теория, концепция или какие-либо теоретические построения – конструкции должны отвечать следующим критериям для любых отраслей научного знания:

1. предметностью; 2. полнотой; 3. непротиворечивостью;

4. интерпретируемостью; 5. проверяемостью; 6. достоверностью.

2. Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования:

1. Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно в данной научной области).

2. Критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что исследователь хочет оценить.

3. Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлением.

4. Совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса.

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ:

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ:

а) Анализ и синтез

Анализ - это приём мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития.

Синтез - прямо противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое.

Некоторые виды абстракций:

Под индукцией понимается движение мысли от частного к общему. Индуктивные умозаключения делятся на следующие основные группы: полная индукция и неполная индукция.

ИМ - история изучаемого объекта воспроизводится во всей своей многогранности, с учётом всех зигзагов и случайностей.

Например, в медицине создаётся история болезни и собирается анамнез (совокупность сведений) при обследовании больного для того, чтобы картина была целостной.

Этот метод имеет универсальное применение, т.к. позволяет получить представление об эмпирической истории объекта изучения.

Логический метод - это воспроизведение в мышлении сложного развивающегося (или развившегося) объекта в форме исторической теории.

Задача логического метода противоположна историческому методу. Он - тот же исторический, только взятый как бы в "чистом виде", т.е. очищенный от случайностей.

Логически воспроизведённая история, но освобождённая от всего случайного, несущественного. В ней сохраняется только то, что закономерно, необходимо.

а) Наблюдение - целенаправленное и организованное восприятие объекта. Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств.

К структурным компонентам наблюдения относятся: сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения и средства наблюдения - установки, приборы и измерительные инструменты.

б) Сравнение — метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.

Достоинства эксперимента:

I) возможно изучение того или другого объекта в чистом виде;

2) он позволяет изучать объекты в искусственно создаваемых условиях (сверхнизкие или сверхвысокие температуры и т.д.);

3) основным достоинством эксперимента является его повторяемость.

а) Восхождение от абстрактного к конкретному

в) Аксиматический метод

г) Гипотетико-дедуктивный метод

Критикует метод верификации, так как он строится на убеждение, что знание может быть абсолютно истинным.

Рост знания достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания.

Основным критерием научной рациональности является не доказуемость, а его опровергаемость.

Научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений.

Научная революция — это смена научным сообществом объясняющих парадигм.

Сравнивать следует не теории, а научно-исследовательские программы, каждая из которых содержит несколько теорий.

Абсолютная модели рациональности нет

Наука представляет собой по сути анархистское предприятие: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок.

(Пол Фейерабенд. «Против метода. Очерк анархистской теории познания»).

1) исследуется особый объект - социальная действительность. Познающему субъекту приходится постоянно сталкиваться со сложным миром субъективной реальности.

2) человек познает и свою собственную деятельность, воплощенную в различных формах культуры.

3) в познании социальной действительности нельзя не учитывать многообразие различных ситуаций общественной жизни людей.

4) социальное познание ориентировано на человека, группу людей, историческую ситуацию, которые всегда индивидуальны, особенны и уникальны.

5) Аксиологический компонент. (интересы и потребности людей, ценностные ориентациями). Обществознание обязательно учитывать ценностные ориентации людей.

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

План лекции:

План лекции:

1. Специфика науки и её место в системе культуры

2. Структура и уровни научного знания

  • НАУКА – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
  • Зародилась в древности, но сложилась к ХVI-ХVII вв. и именно в Новое время наука становится важнейшим фактором жизни.
  • Наука ставит своей целью выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности.
  • Объектами исследования науки могут являться фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п.

ПРИЗНАКИ НАУКИ КАК ЗНАНИЯ:

ПРИЗНАКИ НАУКИ КАК ЗНАНИЯ:

  • предметность и объективность научного знания;
  • эффективность использования знания на практике;
  • 2) критический характер научного знания, его динамичность, системность и обоснованность научного знания;

    3) наличие особого рода противоречий (между новыми фактами и старыми теориями, между конкурирующими теориями и гипотезами и т. д.), разрешение которых является одной из движущих сил развития науки;

    4) абстрактность и ненаглядность научного, особенно современного, знания от преимущественно конкретного и наглядного характера обыденного знания;

    5) необычность и парадоксальность многих особенно новых, научных теорий, положений и выводов, а отличие от точки зрения здравого смысла, который часто довольствуется привычными, поверхностными и даже рутинными представлениями об окружающих нас явлениях природы и общественной жизни;

    6) выход науки за рамки обыденного опыта и изучение объектов независимо от сегодняшних возможностей их практического освоения;

  • специальный язык для описания объектов, необычных с точки зрения здравого смысла,
  • системе специальных орудий, которые непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом.
  • Наука формирует специфические способы обоснования ценности знания, а также система ценностных ориентаций ученых.

1.Является систематизированным знанием;


2.Научные утверждения есть логически организованная система.

3.Научное знание является общественным достоянием, оно объективировано в материальной форме в виде знаков, фиксировано в языке естественном и искусственном.

4.Наука как знание является теоретическим знанием, она представляет собою систему или системы теорий.

5. Научные теории непосредственно или опосредованно служат практике и опираются на прочный фундамент фактов, установленных в производственной, социально исторической или научной практике.

6. Будучи системой теорий, наука способна объяснять многочисленные явления и связи в настоящем и предсказывать ход развития в будущем.

КЛАССИФИКАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

  • Наука, оставаясь важнейшим фактором современной культурной жизни, вместе с тем теряет традиционную для себя центральную позицию. Становится более умеренной в претензиях на истинное познание мира в целом.
  • Наука не только система развивающегося знания, нацеленного на объективированное и обоснованное знание о мире, но и сфера деятельности профессионального сообщества и один из социальных институтов общества.
  • 1. Социальная, общественная природа деятельности, не только обмен научной информацией, но и в характере научных исследований, ведущихся большими коллективами, в которых часто объединяются ученые разных специальностей и решаются комплексные задачи.

    2. Целенаправленный характер; открытие законов мира позволяет управлять природой и обществом.

    3. Использование накопленных знаний и опыта, приемов и методов для достижения нового знания.

    4. Единство теоретической и практической деятельности.

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ: «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ» И «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВРЕМЕННÓЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПО ФАЗАМ:


Научный

(научно-исследовательский)

проект

имеет целью создание системы

нового научного знания

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Этос науки – это аффективно окрашенный комплекс ценностей и норм, считающийся обязательным для человека науки. Нормы выражаются в форме предписаний, запрещений, предпочтений и разрешений. Они легитимируются в терминах институциональных ценностей. Эти императивы, передаваемые наставлением и примером и поддерживаемые санкциями, в различных степенях интернализируются ученым, формируя тем самым его научную совесть.
  • Р. Мертон сформулировал четыре основные нормы, которые обычно записываются как аббревиатура CUDOS по первым буквам каждой из них:
  • С — Communism (communalism) — Коммунизм (коммунализм, всеобщность, коллективизм): результат исследования является общественной собственностью. Исследователи должны рассматривать себя как люди, вносящие вклад в общую базу данных научного сообщества. Результаты не должны утаиваться от других исследователей, их необходимо публиковать в полном объеме как можно быстрее. То есть незамедлительно передавать результаты своих исследований в пользование научному сообществу, ибо научная деятельность – это совместный труд и доля индивидуального производителя весьма ограничена. Право собственности в науке фактически существует лишь в виде признания авторитета автора.

  • U — Universalism — Универсализм: оценка научного результата должна основываться всецело на внеперсональном критерии, без каких-либо предрассудков по отношению к этнической или расовой принадлежности исследователя, его полу, научной репутации, отнесенности к научной школе. Универсализм, убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует.
  • D — Disinterestedness — Внезаинтересованность (бескорыстие): исследователи должны быть эмоционально отстранены от своей области изучения и заниматься поиском истины без каких-либо изначальных предубеждений. На результаты исследования не должны влиять вненаучные интересы религиозного, политического, экономического, личного характера. Этот императив предписывает ученому строить свою деятельность так, будто кроме постижения истины у него нет никаких других интересов.
  • OS — Organized Skepticism — Организованный скептицизм: исследователи обязаны быть критичными не только по отношению к работе других, но и к собственной работе.
  • Позднее Б. Барбер включил в этот перечень «рационализм» и «эмоциональную нейтральность»[
  • Императив рациональности запрещает ученым использовать в качестве доказательств вненаучные аргументы. Согласно этому императиву, каждый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами и за то, чтобы оценка стала достоянием гласности.
  • Эмоциональная нейтральность. Этот императив запрещает ученым в процессе решения научных задач использовать эмоции, личные симпатии и антипатии. Ученый должен руководствоваться чистой логикой, элиминируя чувства и эмоции. Ученому запрещено бросать обидные реплики оппоненту. Необходимо всегда помнить, что обсуждается решение научной проблемы, а не личность ученого.

Р. Мертон фиксирует девять типов амбивалентностей научного этоса.

1). Ученый должен как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но он не должен торопиться с публикациями.

2). Ученый должен быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом, ибо это идет в ущерб содержанию.

3) быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной моде;

4) стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других;


5) защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения;

6) прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество;

7) всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено;

8) воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много времени и внимания;

9) учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него.

Р (Proprietary) - на науку распространяется право собственности, патента взамен всеобщего владения научным знанием;

L,A (Local, Authoritarism) - исследовательская работа решает локальные конкретные задачи, которые определяются авторитарным начальством и более не выбирается учеными автономно;

C (Commissioned) - научно-исследовательская работа делается на заказ, а не ради «чистой науки»;

Е (Expert Work) - научная работа осуществляется ограниченным кругом экспертов, а не всем компетентным в данной теме научным сообществом.

Системы антинорм были предложены и другими авторами, например Р. Богуславом, И. Митроффом, С. Фуллером. Эти системы антинорм подробно анализируются и являются предметом научных дискуссий.

НОРМЫ НАУЧНОЙ ЭТИКИ

  • Каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук.
  • На рубеже ХIХ–ХХ вв. достижения науки начинают применяться в материальном производстве. Наука начинает оказывать влияние на социальную жизнь общества.
  • Во второй половине ХХ века наука постепенно превращается в непосредственную производительную силу общества.
  • Достижения науки привели к возникновению НТР, которая определила современную технологию производства с его механизацией и автоматизацией, компьютеризацией и т. д.

Дисциплинарная матрица включает в себя такие науки, как: физика, химия, биология, социология, история и т. д.

Развитие этой матрицы происходит на основе двух взаимосвязанных тенденций: дифференциации и интеграции наук.

Функции науки как социального института:

  • культурно-мировоззренческие,
  • непосредственной производительной силы,
  • - социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы все шире используются при решении самых разных проблем.


Тенденции осмысления науки:

Тенденции осмысления науки:

– внимание к взаимоотношению «наука и общество»;

– ответственность за судьбу развития науки и современной культуры;

– толерантность в отношении к инакомыслию как стилю современного рационального познания и философствования;

– стремление к достижению договоренности на основе междисциплинарного диалога, обращения к языку, учитывая неполноту взаимных интерпретации и перевода дисциплинарных дискурсов;

– установки на междисциплинарность, предполагающую, что полнота ответа на вопрос «что значит знать?» зависит от доверительности совместного коммуникативного усилия;

– внимание к проблеме этоса современной науки.

Научное знание характеризуется:

  • Объективным отражением объекта;
  • Подчиненностью закону достаточного основания;
  • воспроизводит сущность объект;
  • упорядочено в форме теории или развёрнутого теоретического понятия;
  • в значительной мере проверяемо.
  • В структуре научного знания 2 уровня:

    Эмпирический - это знание, полученное из опыта, с рациональной обработкой изучаемого объекта.

    Теоретический уровень - это знание, связанное с опытом опосредованно. Теория в широком значении - это наука, знание вообще, имеющее строго определённую форму.

Цели:

Цели:

Эмпирический уровень: добыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности.

Теоретический уровень: провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой.

Основные критерии, по которым различают эти уровни:

1) характер предмета исследования;

2) тип применяемых средств исследования;

3) особенности метода.

Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же объективную реальность, но её видение, её представление в знаниях будут даваться по-разному.

Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними.

На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде.

Эмпирическое и теоретическое имеет дело с разными срезами одной и той же действительности.