Файл: Философия и методология научного познания план лекции.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1. Специфика науки и её место в системе культуры
2. Структура и уровни научного знания
1.Является систематизированным знанием;
2.Научные утверждения есть логически организованная система.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ: «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ» И «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»
ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВРЕМЕННÓЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПО ФАЗАМ:
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Р. Мертон фиксирует девять типов амбивалентностей научного этоса.
3) быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной моде;
5) защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения;
8) воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много времени и внимания;
9) учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него.
C (Commissioned) - научно-исследовательская работа делается на заказ, а не ради «чистой науки»;
Функции науки как социального института:
– внимание к взаимоотношению «наука и общество»;
– ответственность за судьбу развития науки и современной культуры;
– внимание к проблеме этоса современной науки.
Научное знание характеризуется:
Основные критерии, по которым различают эти уровни:
1) характер предмета исследования;
2) тип применяемых средств исследования;
Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними.
На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде.
Эмпирическое и теоретическое имеет дело с разными срезами одной и той же действительности.
1. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для анализа которого она выдвигается.
2. Принципиальная проверяемостьгипотезы.
3. Приложимость гипотезы к возможно более широкому кругу явлений.
4. Максимально возможная принципиальная простота гипотезы.
Гипотеза является моделью будущего научного знания (возможного научного знания).
1. предметностью; 2. полнотой; 3. непротиворечивостью;
4. интерпретируемостью; 5. проверяемостью; 6. достоверностью.
2. Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования:
1. Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно в данной научной области).
3. Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлением.
I) возможно изучение того или другого объекта в чистом виде;
3) основным достоинством эксперимента является его повторяемость.
а) Восхождение от абстрактного к конкретному
г) Гипотетико-дедуктивный метод
Основным критерием научной рациональности является не доказуемость, а его опровергаемость.
Научная революция — это смена научным сообществом объясняющих парадигм.
Абсолютная модели рациональности нет
(Пол Фейерабенд. «Против метода. Очерк анархистской теории познания»).
2) человек познает и свою собственную деятельность, воплощенную в различных формах культуры.
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
План лекции:
План лекции:
1. Специфика науки и её место в системе культуры
2. Структура и уровни научного знания
- НАУКА – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
- Зародилась в древности, но сложилась к ХVI-ХVII вв. и именно в Новое время наука становится важнейшим фактором жизни.
- Наука ставит своей целью выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности.
- Объектами исследования науки могут являться фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п.
ПРИЗНАКИ НАУКИ КАК ЗНАНИЯ:
ПРИЗНАКИ НАУКИ КАК ЗНАНИЯ:
- предметность и объективность научного знания;
- эффективность использования знания на практике;
- специальный язык для описания объектов, необычных с точки зрения здравого смысла,
- системе специальных орудий, которые непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом.
- Наука формирует специфические способы обоснования ценности знания, а также система ценностных ориентаций ученых.
2) критический характер научного знания, его динамичность, системность и обоснованность научного знания;
3) наличие особого рода противоречий (между новыми фактами и старыми теориями, между конкурирующими теориями и гипотезами и т. д.), разрешение которых является одной из движущих сил развития науки;
4) абстрактность и ненаглядность научного, особенно современного, знания от преимущественно конкретного и наглядного характера обыденного знания;
5) необычность и парадоксальность многих особенно новых, научных теорий, положений и выводов, а отличие от точки зрения здравого смысла, который часто довольствуется привычными, поверхностными и даже рутинными представлениями об окружающих нас явлениях природы и общественной жизни;6) выход науки за рамки обыденного опыта и изучение объектов независимо от сегодняшних возможностей их практического освоения;
1.Является систематизированным знанием;
2.Научные утверждения есть логически организованная система.
3.Научное знание является общественным достоянием, оно объективировано в материальной форме в виде знаков, фиксировано в языке естественном и искусственном.
4.Наука как знание является теоретическим знанием, она представляет собою систему или системы теорий.
5. Научные теории непосредственно или опосредованно служат практике и опираются на прочный фундамент фактов, установленных в производственной, социально исторической или научной практике.
6. Будучи системой теорий, наука способна объяснять многочисленные явления и связи в настоящем и предсказывать ход развития в будущем.
КЛАССИФИКАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
- Наука, оставаясь важнейшим фактором современной культурной жизни, вместе с тем теряет традиционную для себя центральную позицию. Становится более умеренной в претензиях на истинное познание мира в целом.
- Наука не только система развивающегося знания, нацеленного на объективированное и обоснованное знание о мире, но и сфера деятельности профессионального сообщества и один из социальных институтов общества. 1. Социальная, общественная природа деятельности, не только обмен научной информацией, но и в характере научных исследований, ведущихся большими коллективами, в которых часто объединяются ученые разных специальностей и решаются комплексные задачи.
2. Целенаправленный характер; открытие законов мира позволяет управлять природой и обществом.
3. Использование накопленных знаний и опыта, приемов и методов для достижения нового знания.
4. Единство теоретической и практической деятельности.
СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ: «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ» И «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»
ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВРЕМЕННÓЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПО ФАЗАМ:
Научный
(научно-исследовательский)
проект
имеет целью создание системы
нового научного знания
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Этос науки – это аффективно окрашенный комплекс ценностей и норм, считающийся обязательным для человека науки. Нормы выражаются в форме предписаний, запрещений, предпочтений и разрешений. Они легитимируются в терминах институциональных ценностей. Эти императивы, передаваемые наставлением и примером и поддерживаемые санкциями, в различных степенях интернализируются ученым, формируя тем самым его научную совесть.
- Р. Мертон сформулировал четыре основные нормы, которые обычно записываются как аббревиатура CUDOS по первым буквам каждой из них:
- С — Communism (communalism) — Коммунизм (коммунализм, всеобщность, коллективизм): результат исследования является общественной собственностью. Исследователи должны рассматривать себя как люди, вносящие вклад в общую базу данных научного сообщества. Результаты не должны утаиваться от других исследователей, их необходимо публиковать в полном объеме как можно быстрее. То есть незамедлительно передавать результаты своих исследований в пользование научному сообществу, ибо научная деятельность – это совместный труд и доля индивидуального производителя весьма ограничена. Право собственности в науке фактически существует лишь в виде признания авторитета автора.
- U — Universalism — Универсализм: оценка научного результата должна основываться всецело на внеперсональном критерии, без каких-либо предрассудков по отношению к этнической или расовой принадлежности исследователя, его полу, научной репутации, отнесенности к научной школе. Универсализм, убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует.
- D — Disinterestedness — Внезаинтересованность (бескорыстие): исследователи должны быть эмоционально отстранены от своей области изучения и заниматься поиском истины без каких-либо изначальных предубеждений. На результаты исследования не должны влиять вненаучные интересы религиозного, политического, экономического, личного характера. Этот императив предписывает ученому строить свою деятельность так, будто кроме постижения истины у него нет никаких других интересов.
- OS — Organized Skepticism — Организованный скептицизм: исследователи обязаны быть критичными не только по отношению к работе других, но и к собственной работе.
- Позднее Б. Барбер включил в этот перечень «рационализм» и «эмоциональную нейтральность»[
- Императив рациональности запрещает ученым использовать в качестве доказательств вненаучные аргументы. Согласно этому императиву, каждый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами и за то, чтобы оценка стала достоянием гласности.
- Эмоциональная нейтральность. Этот императив запрещает ученым в процессе решения научных задач использовать эмоции, личные симпатии и антипатии. Ученый должен руководствоваться чистой логикой, элиминируя чувства и эмоции. Ученому запрещено бросать обидные реплики оппоненту. Необходимо всегда помнить, что обсуждается решение научной проблемы, а не личность ученого.
Р. Мертон фиксирует девять типов амбивалентностей научного этоса.
1). Ученый должен как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но он не должен торопиться с публикациями.
2). Ученый должен быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом, ибо это идет в ущерб содержанию.
3) быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной моде;
4) стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других;
5) защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения;
6) прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество;
7) всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено;
8) воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много времени и внимания;
9) учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него.
Р (Proprietary) - на науку распространяется право собственности, патента взамен всеобщего владения научным знанием;
L,A (Local, Authoritarism) - исследовательская работа решает локальные конкретные задачи, которые определяются авторитарным начальством и более не выбирается учеными автономно;
C (Commissioned) - научно-исследовательская работа делается на заказ, а не ради «чистой науки»;
Е (Expert Work) - научная работа осуществляется ограниченным кругом экспертов, а не всем компетентным в данной теме научным сообществом.
Системы антинорм были предложены и другими авторами, например Р. Богуславом, И. Митроффом, С. Фуллером. Эти системы антинорм подробно анализируются и являются предметом научных дискуссий.
НОРМЫ НАУЧНОЙ ЭТИКИ
- Каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук.
- На рубеже ХIХ–ХХ вв. достижения науки начинают применяться в материальном производстве. Наука начинает оказывать влияние на социальную жизнь общества.
- Во второй половине ХХ века наука постепенно превращается в непосредственную производительную силу общества.
- Достижения науки привели к возникновению НТР, которая определила современную технологию производства с его механизацией и автоматизацией, компьютеризацией и т. д.
Дисциплинарная матрица включает в себя такие науки, как: физика, химия, биология, социология, история и т. д.
Развитие этой матрицы происходит на основе двух взаимосвязанных тенденций: дифференциации и интеграции наук.
Функции науки как социального института:
- культурно-мировоззренческие,
- непосредственной производительной силы,
- социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы все шире используются при решении самых разных проблем.
Тенденции осмысления науки:
Тенденции осмысления науки:
– внимание к взаимоотношению «наука и общество»;
– ответственность за судьбу развития науки и современной культуры;
– толерантность в отношении к инакомыслию как стилю современного рационального познания и философствования;
– стремление к достижению договоренности на основе междисциплинарного диалога, обращения к языку, учитывая неполноту взаимных интерпретации и перевода дисциплинарных дискурсов;
– установки на междисциплинарность, предполагающую, что полнота ответа на вопрос «что значит знать?» зависит от доверительности совместного коммуникативного усилия;
– внимание к проблеме этоса современной науки.
Научное знание характеризуется:
- Объективным отражением объекта;
- Подчиненностью закону достаточного основания;
- воспроизводит сущность объект;
- упорядочено в форме теории или развёрнутого теоретического понятия;
- в значительной мере проверяемо.