Файл: Философия и методология научного познания план лекции.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

План лекции:

План лекции:

1. Специфика науки и её место в системе культуры

2. Структура и уровни научного знания

ПРИЗНАКИ НАУКИ КАК ЗНАНИЯ:

ПРИЗНАКИ НАУКИ КАК ЗНАНИЯ:

1.Является систематизированным знанием;

2.Научные утверждения есть логически организованная система.

3.Научное знание является общественным достоянием, оно объективировано в материальной форме в виде знаков, фиксировано в языке естественном и искусственном.

4.Наука как знание является теоретическим знанием, она представляет собою систему или системы теорий.

5. Научные теории непосредственно или опосредованно служат практике и опираются на прочный фундамент фактов, установленных в производственной, социально исторической или научной практике.

6. Будучи системой теорий, наука способна объяснять многочисленные явления и связи в настоящем и предсказывать ход развития в будущем.

КЛАССИФИКАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ: «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ» И «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВРЕМЕННÓЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПО ФАЗАМ:

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Р. Мертон фиксирует девять типов амбивалентностей научного этоса.

1). Ученый должен как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но он не должен торопиться с публикациями.

2). Ученый должен быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом, ибо это идет в ущерб содержанию.

3) быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной моде;

4) стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других;

5) защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения;

6) прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество;

7) всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено;

8) воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много времени и внимания;

9) учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него.

Р (Proprietary) - на науку распространяется право собственности, патента взамен всеобщего владения научным знанием;

L,A (Local, Authoritarism) - исследовательская работа решает локальные конкретные задачи, которые определяются авторитарным начальством и более не выбирается учеными автономно;

C (Commissioned) - научно-исследовательская работа делается на заказ, а не ради «чистой науки»;

Е (Expert Work) - научная работа осуществляется ограниченным кругом экспертов, а не всем компетентным в данной теме научным сообществом.

Системы антинорм были предложены и другими авторами, например Р. Богуславом, И. Митроффом, С. Фуллером. Эти системы антинорм подробно анализируются и являются предметом научных дискуссий.

НОРМЫ НАУЧНОЙ ЭТИКИ

Дисциплинарная матрица включает в себя такие науки, как: физика, химия, биология, социология, история и т. д.

Развитие этой матрицы происходит на основе двух взаимосвязанных тенденций: дифференциации и интеграции наук.

Функции науки как социального института:

Тенденции осмысления науки:

Тенденции осмысления науки:

– внимание к взаимоотношению «наука и общество»;

– ответственность за судьбу развития науки и современной культуры;

– толерантность в отношении к инакомыслию как стилю современного рационального познания и философствования;

– стремление к достижению договоренности на основе междисциплинарного диалога, обращения к языку, учитывая неполноту взаимных интерпретации и перевода дисциплинарных дискурсов;

– установки на междисциплинарность, предполагающую, что полнота ответа на вопрос «что значит знать?» зависит от доверительности совместного коммуникативного усилия;

– внимание к проблеме этоса современной науки.

Научное знание характеризуется:

Цели:

Цели:

Эмпирический уровень: добыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности.

Теоретический уровень: провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой.

Основные критерии, по которым различают эти уровни:

1) характер предмета исследования;

2) тип применяемых средств исследования;

3) особенности метода.

Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же объективную реальность, но её видение, её представление в знаниях будут даваться по-разному.

Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними.

На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде.

Эмпирическое и теоретическое имеет дело с разными срезами одной и той же действительности.

Основные методы ЭУ:

Основные методы ЭУ:

1. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для анализа которого она выдвигается.

2. Принципиальная проверяемостьгипотезы.

3. Приложимость гипотезы к возможно более широкому кругу явлений.

4. Максимально возможная принципиальная простота гипотезы.

Гипотеза является моделью будущего научного знания (возможного научного знания).

1. Результат теоретического исследования – теория, концепция или какие-либо теоретические построения – конструкции должны отвечать следующим критериям для любых отраслей научного знания:

1. предметностью; 2. полнотой; 3. непротиворечивостью;

4. интерпретируемостью; 5. проверяемостью; 6. достоверностью.

2. Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования:

1. Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно в данной научной области).

2. Критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что исследователь хочет оценить.

3. Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлением.

4. Совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса.

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ:

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ:

а) Анализ и синтез

Анализ - это приём мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития.

Синтез - прямо противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое.

Некоторые виды абстракций:

Под индукцией понимается движение мысли от частного к общему. Индуктивные умозаключения делятся на следующие основные группы: полная индукция и неполная индукция.

ИМ - история изучаемого объекта воспроизводится во всей своей многогранности, с учётом всех зигзагов и случайностей.

Например, в медицине создаётся история болезни и собирается анамнез (совокупность сведений) при обследовании больного для того, чтобы картина была целостной.

Этот метод имеет универсальное применение, т.к. позволяет получить представление об эмпирической истории объекта изучения.

Логический метод - это воспроизведение в мышлении сложного развивающегося (или развившегося) объекта в форме исторической теории.

Задача логического метода противоположна историческому методу. Он - тот же исторический, только взятый как бы в "чистом виде", т.е. очищенный от случайностей.

Логически воспроизведённая история, но освобождённая от всего случайного, несущественного. В ней сохраняется только то, что закономерно, необходимо.

а) Наблюдение - целенаправленное и организованное восприятие объекта. Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств.

К структурным компонентам наблюдения относятся: сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения и средства наблюдения - установки, приборы и измерительные инструменты.

б) Сравнение — метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.

Достоинства эксперимента:

I) возможно изучение того или другого объекта в чистом виде;

2) он позволяет изучать объекты в искусственно создаваемых условиях (сверхнизкие или сверхвысокие температуры и т.д.);

3) основным достоинством эксперимента является его повторяемость.

а) Восхождение от абстрактного к конкретному

в) Аксиматический метод

г) Гипотетико-дедуктивный метод

Критикует метод верификации, так как он строится на убеждение, что знание может быть абсолютно истинным.

Рост знания достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания.

Основным критерием научной рациональности является не доказуемость, а его опровергаемость.

Научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений.

Научная революция — это смена научным сообществом объясняющих парадигм.

Сравнивать следует не теории, а научно-исследовательские программы, каждая из которых содержит несколько теорий.

Абсолютная модели рациональности нет

Наука представляет собой по сути анархистское предприятие: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок.

(Пол Фейерабенд. «Против метода. Очерк анархистской теории познания»).

1) исследуется особый объект - социальная действительность. Познающему субъекту приходится постоянно сталкиваться со сложным миром субъективной реальности.

2) человек познает и свою собственную деятельность, воплощенную в различных формах культуры.

3) в познании социальной действительности нельзя не учитывать многообразие различных ситуаций общественной жизни людей.

4) социальное познание ориентировано на человека, группу людей, историческую ситуацию, которые всегда индивидуальны, особенны и уникальны.

5) Аксиологический компонент. (интересы и потребности людей, ценностные ориентациями). Обществознание обязательно учитывать ценностные ориентации людей.

  • Средства эмпирического исследования включают приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.
  • В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектом. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.
  • Эмпирические объекты - это абстракции, выделяющие в действительности некоторый набор свойств и отношений вещей.
  • Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающим фиксированным набором признаков.
  • Язык теоретического исследования отличается от языка эмпирических описаний.
  • В качестве основного средства теоретического исследования выступают теоретические идеальные объекты.
  • Их также называют идеализированными объектами, абстрактными объектами или теоретическими конструктами. Их примерами может служить материальная точка, абсолютно твёрдое тело

Основные методы ЭУ:

Основные методы ЭУ:

  • эксперимент,
  • наблюдение,
  • методы эмпирического описания.
  • Эмпирический уровень разделяется на стадии:

    1)взаимодействие с объектом исследования, где ведущими являются такие методы, как наблюдение и эксперимент;

    2)систематизация и классификация полученных эмпирических данных при помощи графиков и таблиц;

    3)стадия эмпирического обобщения;

    4) получение эмпирических фактов.


Основными методами ТУ:
  • идеализация (метод построения идеализированного объекта),
  • мысленный эксперимент,
  • методы построения теории (восхождения от абстрактного к конкретному,
  • аксиоматический,
  • гипотетико-дедуктивный методы),
  • методы логического и исторического исследования и др.

  • Теоретический уровень:

    1) начинается с поиска интеллектуальной интуиции).

    2) построение научной теории как содержательной, так и формальной.

    3) сопоставление теории с действительностью, построение соответствующей модели, которая бы связывала положения теории с эмпирическими фактами.

    а исходных принципов построения теории. (Поиск принципов осуществляется путём

Эмпирический и теоретический уровни знания неразрывно связаны между собой.

Их взаимодействие осуществляется на основе практики, которая пронизывает все стороны и уровни познавательной деятельности.


Теория всегда исходит из фактов, но обнаружение факта, в свою очередь, зависит от теоретических установок.

1. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и процессов, для анализа которого она выдвигается.

2. Принципиальная проверяемостьгипотезы.

3. Приложимость гипотезы к возможно более широкому кругу явлений.

4. Максимально возможная принципиальная простота гипотезы.

Гипотеза является моделью будущего научного знания (возможного научного знания).

Научная гипотеза выступает в двоякой роли: либо как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями и процессами, либо как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями, процессами и внутренней их основой. Гипотезы первого рода называются описательными, а второго – объяснительными.
Под научной проблемой понимается такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом научном знании.

Проблема – это специфическая форма организации знания, объектом которого является не непосредственная предметная реальность, а состояние научного знания об этой реальности.

1. Постановка проблемы - постановка вопросов. Вычленение центрального проблемного вопроса.

2. Оценка проблемы - определение необходимых условий, ресурсного обеспечения, методов исследования.

3. Обоснование проблемы - доказательство необходимости ее решения, научной и/или практической ценности ожидаемых результатов.

4. Структурирование проблемы - декомпозиция – поиск дополнительных вопросов (подвопросов), без которых невозможно получить ответ на центральный – проблемный – вопрос.

Объект исследования – это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности - т. е. это та часть окружающей действительности, с которой исследователь имеет дело.



Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта.

ФАЗЫ

СТАДИИ

ЭТАПЫ

Фаза проектирования

Концептуальная стадия

Выявление противоречия

Формулирование проблемы

Определение цели исследования

Выбор критериев

Стадия моделирования

(построения гипотезы)

1. Построение гипотезы; 2. Уточнение (конкретизация) гипотезы.

Стадия конструирования исследования

1. Декомпозиция (определение задач исследования);

2. Исследование условий (ресурсных возможностей);

3. Построение программы исследования.

Стадия технологической подготовки исследования

Технологическая фаза

Стадия проведения исследования

Теоретический этап

Эмпирический этап

Стадия оформления результатов

1. Апробация результатов;

2. Оформление результатов.

Рефлексивная фаза

1. Результат теоретического исследования – теория, концепция или какие-либо теоретические построения – конструкции должны отвечать следующим критериям для любых отраслей научного знания:

1. предметностью; 2. полнотой; 3. непротиворечивостью;

4. интерпретируемостью; 5. проверяемостью; 6. достоверностью.

2. Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования:

1. Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно в данной научной области).

2. Критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что исследователь хочет оценить.

3. Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлением.

4. Совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса.

Теория — это внутренне непротиворечивая система представлений, идей или принципов, в обобщённой форме раскрывающая существенные свойства и закономерные связи определённой области действительности, на основе которых достигается её объяснение.
  • движение от оснований науки  к гипотетической модели, к ее конструктивному обоснованию, а затем вновь к анализу и развитию оснований науки.
  • Теоретические схемы насыщаются новым содержанием и затем вновь сопоставляются с картиной мира, оказывая на нее активное обратное воздействие.
  • Развитие научных понятий и представлений осуществляется благодаря многократному повторению описанного цикла.
  • В этом процессе происходит взаимодействие "логики открытия" и "логики оправдания гипотезы", которые выступают как взаимосвязанные аспекты развития теории.

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

3. Понятие научного метода. Классификация научных методов Метод научного познания — способ деятельности, совокупность приемов, применяемых исследователем для получения определенного результата. Наука о методах обычно называется методологией. 3 группы методов научного познания: Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук (например, методы качественного анализа в химии). Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ:

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ:

а) Анализ и синтез

Анализ - это приём мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития.

Синтез - прямо противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое.

Например, при установлении диагноза необходимо знать виды болезней, симптоматику, соответствующему каждому заболеванию, знать теорию диагноза, т.е. иметь целостное синтетическое представление о болезнях. При приёме больного необходимо выявить отдельные признаки болезни как путём опроса, так и путём лабораторных исследований. Если при сравнении имеющихся признаков с каким-то шаблоном (шаблоном служит теория болезни) это сравнение совпало во всех или почти во всех деталях, то диагноз считается обоснованным. Кроме общей диагностики во врачебной практике применяется дифференциальная диагностика, основу которой составляет анализ признаков. Основанием для этого метода служит тот факт, что многие болезни имеют сходные признаки, поэтому врач, действуя путём перебора и исключения останавливается на единственном, наиболее вероятном диагнозе болезни

Некоторые виды абстракций:

Абстракцией отождествления называется абстракция, в результате которой выделяются свойства и отношения предметов и образуются соответствующие им классы на основе установления тождества предметов в данных свойствах или отношениях. Например, обнаружив, что некоторым животным присуще одно и то же общее свойство "иметь сложный желудок", можно образовать класс травоядных животных. В процессе изолирующей абстракции выделяют некоторые свойства, неразрывно связанные с предметами и обозначают их определёнными именами, что придаёт таким абстракциям статус самостоятельных предметов. Примерами таких абстрактных предметов могут служить понятия "радиоактивность", "белизна", "шершавость", "дряхлость" и т.д. Сущность абстракции конструктивизации состоит в отвлечении от неопределённости, зыбкости, границ объектов, в их огрублении. Это позволяет сформулировать по отношению к этой огрубленной действительности некоторые законы, понять её "в первом приближении" с тем, чтобы двинуться в познании дальше, глубже. в) Индукция и дедукция. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором вывод идёт от общего к частному. Роль дедукции неуклонно возрастает. Это связано с тем, что наука всё чаще сталкивается с такими объектами, которые недоступны человеческому чувственному восприятию.

Под индукцией понимается движение мысли от частного к общему. Индуктивные умозаключения делятся на следующие основные группы: полная индукция и неполная индукция.

г) Моделирование. Моделирование - это такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту или описывается с ним одинаковым формализмом (знаковые, кибернетические модели). Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднительно и связано с большими расходами и риском. Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, логическим, знаковым.

ИМ - история изучаемого объекта воспроизводится во всей своей многогранности, с учётом всех зигзагов и случайностей.

Например, в медицине создаётся история болезни и собирается анамнез (совокупность сведений) при обследовании больного для того, чтобы картина была целостной.

Этот метод имеет универсальное применение, т.к. позволяет получить представление об эмпирической истории объекта изучения.

Логический метод - это воспроизведение в мышлении сложного развивающегося (или развившегося) объекта в форме исторической теории.

Задача логического метода противоположна историческому методу. Он - тот же исторический, только взятый как бы в "чистом виде", т.е. очищенный от случайностей.

Логически воспроизведённая история, но освобождённая от всего случайного, несущественного. В ней сохраняется только то, что закономерно, необходимо.

а) Наблюдение - целенаправленное и организованное восприятие объекта. Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств.

К структурным компонентам наблюдения относятся: сам наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения и средства наблюдения - установки, приборы и измерительные инструменты.

б) Сравнение — метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.

Достоинства эксперимента:

I) возможно изучение того или другого объекта в чистом виде;

2) он позволяет изучать объекты в искусственно создаваемых условиях (сверхнизкие или сверхвысокие температуры и т.д.);