Файл: Организация социальной работы с неблагополучной семьей опыт и пути повышения эффективности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 349

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ

    1. Организация социальной работы с неблагополучной семьей в РФ




Несмотря на многочисленность социальных институтов, трудно среди них выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия как на личность, так и на многие процессы общественной жизни.

Семья – это малая социальная группа, состоящая из мужчины и женщины, которые находятся в браке, детей (собственных и приемных) и других лиц, объединенных родственными связями с супругами, кровных родственников и осуществляет свою жизнедеятельность на основе общего экономического, бытового, морально–психологического уклада, взаимной ответственности, воспитание детей 1.

Семейное благополучие можно определить по наличию таких факторов, как высокий уровень внутрисемейной нравственности, духовности, удовлетворенность эмоционально психологических потребностей всех членов семьи. Благополучие семьи зависит не столько от материально–экономической обеспеченности семьи, ее доходов, сколько от гуманизма взаимоотношений, умение любить и уважать друг друга 2.






1Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 – 2015 годы"// URL:
https://base.garant.ru/57423346/#friends (дата обращения:09.06.2019)

2 ЦелуйкоВ.М., Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов родителей / В.М. Целуйко. – М. : Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2006.С. –23.

Признаками семей, находящихся в социально-опасном положении, являются:

      1. неисполнение родителями (законными представителями) своих обязанностей по жизнеобеспечению несовершеннолетних (отсутствие у несовершеннолетних необходимой одежды по сезону, регулярного питания в соответствии с возрастом, условий для воспитания, в том числе санитарно- гигиенических, для ухода за несовершеннолетними; отказ от лечения несовершеннолетних; оставление несовершеннолетних по месту проживания (пребывания) или на улице в возрасте или состоянии, при котором они не могут самостоятельно ориентироваться, если вышеуказанное создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних вследствие виновного противоправного поведения родителей);

      2. наличие установок, которые отрицательно влияют на воспитание несовершеннолетних со стороны родителей (законных представителей). К данным установкам можно отнести: злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребление наркотическими средствами без назначения врача, попрошайничество, проституция и другие;

      3. привлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и противоправных и антиобщественных действий. К таким действиям можно отнести: попрошайничество, проституция, употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств без назначения врача, одурманивающих веществ и другие; 4)неприемлемое жестокое обращение с несовершеннолетними со стороны родителей (законных представителей): нанесение физического, психического и морального вреда несовершеннолетним;


  1. отсутствие контроля, либо ненадлежащий контроль за воспитанием и обучением несовершеннолетних, которое может привести к нарушению прав несовершеннолетних на образование и воспитание или к совершению несовершеннолетними противоправных деяний (за исключением

малозначительных) вследствие виновного противоправного поведения родителей (законных представителей) 1.

Существует множество определений термина «семейное неблагополучие», но за основу будет взято данное определение. М.А. Галагузова характеризует неблагополучную семью как семью с низким социальным статусом, в какой либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на нее функциями, её адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно 2.

Организация социальной работы с неблагополучной семьей в РФ основана на принципах:

    1. Принцип центрального положения ребенка в семье. В основе планирование и реализация всех мероприятий, проводимых с семьей, всегда стоят интересы семьи и ребенка;

    2. Принцип системности. Ребенок, как и любой член семьи, является неотъемлемой частью семейной системы. Он подчиняется правилам и требованиям функционирования данной системы. Чтобы добиться изменений в поведении одного члена семьи, необходима перестройка всей семейной системы;


    3. Принцип направленности в будущее. Рассматривая ситуацию, в которой оказался несовершеннолетний, направлять усилия на поиск


1 УказГубернатора Оренбургской области от 18.08.2014 N 514–ук "Об утверждении порядков взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Оренбургской области" // URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc &base=RLAW390&n=56215 (дата обращения: 11.06.2019)

2 Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.С.–15.

возможных путей выхода из данной ситуации, а не обсуждения, кто виноват в случившемся. Необходимо выяснять причины семейного неблагополучия, также нужно выявлять всевозможные причины неблагополучия детей через призму семейных отношений.

Выяснить причины семейного или детского неблагополучия необходимо для того, чтобы определить адекватную и эффективную помощь;

    1. Принцип добровольности. Любое мероприятие и событие, которое может позволить семье выйти из статуса «неблагополучной», должно включаться в план и реализовываться только с согласия того, кто будет участвовать в мероприятиях. Это касается и членов семьи и всех других людей, которых необходимо привлечь в разрешении конкретных ситуаций. Если специалист, педагог или другой значимый взрослый не согласен или не готов по каким-либо причинам взаимодействовать с социальным педагогом, соблюдать принцип работы с семьей, не надо ни настаивать, ни уговаривать, ни призывать к долгу;

    2. Принцип конфиденциальности. Специалисты, работающие с семьей, должны сохраняться конфиденциальность информации, полученной в результате взаимодействия с семьей;

    3. Принцип безопасности. Семья должна быть уверена во всесторонней безопасности общения со специалистом о безопасности своих личностных границ в процессе взаимодействия;

    4. Принцип толерантности. Заключается в безоценочном отношении к членам семьи и семейной ситуации и принятии их всеми специалистами, взаимодействующими с семьей.


Данные принципы реализуются на всех этапах работы с семьей 1.






1Технологии работы с неблагополучной семьей // URL: https://studfiles.net/previ ew/3601006/page:11/ (дата обращения: 02.06.2019)

В Российской Федерации организацию социальной работы с населением, в том числе и с неблагополучными семьями, осуществляет Министерство труда и социальной защиты.

Основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации взаимодействует с различными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и другими объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно–правовой формы.

В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации выстраивает свою деятельность по различным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: выявление и решение проблем в социальной сфере; повышение уровня жизни и увеличение