Файл: Организация социальной работы с неблагополучной семьей опыт и пути повышения эффективности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 354

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конвенция о правах ребёнка призвана изменить, обновить, усовершенствовать национального законодательства в соответствии с её принципами и нормами. На данной момент к Конвенции о правах ребенка обращено пристальное внимание всех мировых сообществ, в том числе законодательных и исполнительных органов власти России. Об этом свидетельствуют многочисленные принятые нормативные акты последних лет, в которых содержится главная цель Конвенции защита прав ребенка.

Включению норм Конвенции о правах ребёнка в национальное законодательство России способствовало принятие Федеральных законов:

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»1, «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»2,«Об образовании»3. Перечень мер по защите прав детей значительно расширился в связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации.


На территории Российской Федерации основным документом, регулирующим жизнедеятельность неблагополучных семей и их

1 Федеральный законот 19.05.1995 N 81 ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государс твенных пособиях гражданам, имеющим детей».Ст. 17.3//URL:http://www.consultant.r u/document/cons_doc_LAW_6659/ (дата обращения:11.05.2019)

2 Федеральныйзаконот 08.02.1998 N 17–ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся б ез попечения
родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996

, N 52, ст. 5880 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/

(дата обращения:21.05.2019)

3 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273–ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598 // URL: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_law_140174/ (дата обращения 28.05.2019)

социальную поддержку на федеральном уровне, в большинстве своем, определяются Конституцией РФ, а также рядом законодательных и нормативно–правовых документов. Конституция РФ определяет государственную политику РФ. Она направленная на обеспечение жизненно-необходимых функций семей, подразумевает поддержание уровня финансового благополучия и социальной удовлетворенности. При этом, стоит отметить, что на практике семейная политика в РФ носит лишь кратковременный характер социальной защиты в условиях массового неблагополучия семей. В первую очередь они подразумевают социальную помощь и социальное обслуживание неблагополучных семей.

Необходимо добавить, что Конституция Российской Федерации провозглашает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права (ст.17,ч.1). Материнство и детство, семья согласно Конституции находятся под защитой государства (ст.38), которое создаёт социально–экономические и правовые предпосылки для нормального воспитания, развития и образования детей. Государственная политика в данной области, закреплённая в Конституции Российской Федерации, соответствует положениям международно–правовых актов, в частности Конвенции о правах ребёнка.



В период с 1993 года принято около двухсот нормативных правовых актов, главной целью которых является защита прав и интересов детей, включая законы, указы Президента Российской Федерации. Значительно расширилась деятельность структур, которые занимаются проблемами семьи и детства в органах государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Значительный вклад в реализацию новых подходов к решению различных проблем жизнедеятельности детей внесли различные целевые программы федерального, регионального и местного значения.

Важное значение для обеспечения прав ребёнка с учётом положений Конвенции о правах ребёнка имело принятие в 1995г. Семейного кодекса Российской Федерации 1.

Кодекс содержит специальную главу «Права несовершеннолетних детей», которая устанавливает право ребёнка жить и воспитываться в семье, право ребёнка на защиту, выражение своего мнения, охрану имущественных прав, защиту интересов ребёнка в случае ненадлежащего с ним обращения, а также на защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Кодекс устанавливает формы воспитания детей, которые остались без попечения родителей, также устанавливает процедуры выявления и устройства таких детей, включающие в себя, в том числе, судебные процессы, вводит новый институт семейного воспитания для этой категории детей приёмную семью.

Так же был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка»2. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребёнка, вводит понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «социальная
адаптация ребёнка», «социальные службы для детей», «социальная инфраструктура для детей» (ст.1). Закон определяет цели государственной политики в интересах детей, в том числе, формирование правовых основ гарантий прав ребёнка, их содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному развитию детей, реализации личности ребёнка в интересах общества, а также принципы государственной политики в интересах детей (ст.4).




1 СемейныйКодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019). Ст.54 // URL : https://base.garant.ru/10105807/ (дата обращения: 28.05.2019)

2 Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях прав ребёнка». Ст.1 // URL: https://base.garant.ru/179146/ (дата обращения: 20.05.2019)

Чтобы обеспечить органы государственной власти Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей в Российской Федерации и тенденциях его изменения, ежегодно создается и представляется Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации Государственной доклад о положении детей в Российской Федерации (ст.22).

В основе данной правовой базы всей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению ситуации с детской безнадзорностью и беспризорностью лежит установка на неприемлемость, непродуктивность административно–карательного подхода к детям, социализация которых оказалась под угрозой либо же деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребёнку реального права на достойную форму существования в
окружающей их здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, незамедлительное выявление и решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.

На современном этапе развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведущую роль играет Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1. Законом определены органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основные направления их деятельности в данной сфере, установлена ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в сфере организации профилактики детской безнадзорности и беспризорности.






1 Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Ст.3 // URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения:20.05.2019)

На данном этапе реализации эффективной социальной политики необходимо создание централизованной системы учёта детей, которые остались без попечения родителей, и граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи. Также данная процедура необходима для эффективного взаимодействия всех структур в устройстве детей на воспитание в семье граждан, которые постоянно проживают в Российской Федерации, и в соответствии с требованиями Семейного кодекса Российской Федерации принят Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»