Файл: Организация социальной работы с неблагополучной семьей опыт и пути повышения эффективности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 346
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конвенция о правах ребёнка призвана изменить, обновить, усовершенствовать национального законодательства в соответствии с её принципами и нормами. На данной момент к Конвенции о правах ребенка обращено пристальное внимание всех мировых сообществ, в том числе законодательных и исполнительных органов власти России. Об этом свидетельствуют многочисленные принятые нормативные акты последних лет, в которых содержится главная цель Конвенции – защита прав ребенка.
Включению норм Конвенции о правах ребёнка в национальное законодательство России способствовало принятие Федеральных законов:
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»1, «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»2,«Об образовании»3. Перечень мер по защите прав детей значительно расширился в связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации.
На территории Российской Федерации основным документом, регулирующим жизнедеятельность неблагополучных семей и их
1 Федеральный законот 19.05.1995 N 81 ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государс твенных пособиях гражданам, имеющим детей».Ст. 17.3//URL:http://www.consultant.r u/document/cons_doc_LAW_6659/ (дата обращения:11.05.2019)
2 Федеральныйзаконот 08.02.1998 N 17–ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся б ез попечения
родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996
, N 52, ст. 5880 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/
(дата обращения:21.05.2019)
3 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273–ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598 // URL: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_law_140174/ (дата обращения 28.05.2019)
социальную поддержку на федеральном уровне, в большинстве своем, определяются Конституцией РФ, а также рядом законодательных и нормативно–правовых документов. Конституция РФ определяет государственную политику РФ. Она направленная на обеспечение жизненно-необходимых функций семей, подразумевает поддержание уровня финансового благополучия и социальной удовлетворенности. При этом, стоит отметить, что на практике семейная политика в РФ носит лишь кратковременный характер социальной защиты в условиях массового неблагополучия семей. В первую очередь они подразумевают социальную помощь и социальное обслуживание неблагополучных семей.
Необходимо добавить, что Конституция Российской Федерации провозглашает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права (ст.17,ч.1). Материнство и детство, семья согласно Конституции находятся под защитой государства (ст.38), которое создаёт социально–экономические и правовые предпосылки для нормального воспитания, развития и образования детей. Государственная политика в данной области, закреплённая в Конституции Российской Федерации, соответствует положениям международно–правовых актов, в частности Конвенции о правах ребёнка.
В период с 1993 года принято около двухсот нормативных правовых актов, главной целью которых является защита прав и интересов детей, включая законы, указы Президента Российской Федерации. Значительно расширилась деятельность структур, которые занимаются проблемами семьи и детства в органах государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Значительный вклад в реализацию новых подходов к решению различных проблем жизнедеятельности детей внесли различные целевые программы федерального, регионального и местного значения.
Важное значение для обеспечения прав ребёнка с учётом положений Конвенции о правах ребёнка имело принятие в 1995г. Семейного кодекса Российской Федерации 1.
Кодекс содержит специальную главу «Права несовершеннолетних детей», которая устанавливает право ребёнка жить и воспитываться в семье, право ребёнка на защиту, выражение своего мнения, охрану имущественных прав, защиту интересов ребёнка в случае ненадлежащего с ним обращения, а также на защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Кодекс устанавливает формы воспитания детей, которые остались без попечения родителей, также устанавливает процедуры выявления и устройства таких детей, включающие в себя, в том числе, судебные процессы, вводит новый институт семейного воспитания для этой категории детей – приёмную семью.
Так же был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка»2. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребёнка, вводит понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «социальная
адаптация ребёнка», «социальные службы для детей», «социальная инфраструктура для детей» (ст.1). Закон определяет цели государственной политики в интересах детей, в том числе, формирование правовых основ гарантий прав ребёнка, их содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному развитию детей, реализации личности ребёнка в интересах общества, а также принципы государственной политики в интересах детей (ст.4).
1 СемейныйКодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019). Ст.54 // URL : https://base.garant.ru/10105807/ (дата обращения: 28.05.2019)
2 Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях прав ребёнка». Ст.1 // URL: https://base.garant.ru/179146/ (дата обращения: 20.05.2019)
Чтобы обеспечить органы государственной власти Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей в Российской Федерации и тенденциях его изменения, ежегодно создается и представляется Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации Государственной доклад о положении детей в Российской Федерации (ст.22).
В основе данной правовой базы всей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению ситуации с детской безнадзорностью и беспризорностью лежит установка на неприемлемость, непродуктивность административно–карательного подхода к детям, социализация которых оказалась под угрозой либо же деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребёнку реального права на достойную форму существования в
окружающей их здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, незамедлительное выявление и решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.
На современном этапе развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведущую роль играет Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1. Законом определены органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основные направления их деятельности в данной сфере, установлена ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в сфере организации профилактики детской безнадзорности и беспризорности.
1 Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Ст.3 // URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения:20.05.2019)
На данном этапе реализации эффективной социальной политики необходимо создание централизованной системы учёта детей, которые остались без попечения родителей, и граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи. Также данная процедура необходима для эффективного взаимодействия всех структур в устройстве детей на воспитание в семье граждан, которые постоянно проживают в Российской Федерации, и в соответствии с требованиями Семейного кодекса Российской Федерации принят Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
Включению норм Конвенции о правах ребёнка в национальное законодательство России способствовало принятие Федеральных законов:
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»1, «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»2,«Об образовании»3. Перечень мер по защите прав детей значительно расширился в связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации.
На территории Российской Федерации основным документом, регулирующим жизнедеятельность неблагополучных семей и их
1 Федеральный законот 19.05.1995 N 81 ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О государс твенных пособиях гражданам, имеющим детей».Ст. 17.3//URL:http://www.consultant.r u/document/cons_doc_LAW_6659/ (дата обращения:11.05.2019)
2 Федеральныйзаконот 08.02.1998 N 17–ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся б ез попечения
родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996
, N 52, ст. 5880 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/
(дата обращения:21.05.2019)
3 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273–ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598 // URL: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_law_140174/ (дата обращения 28.05.2019)
социальную поддержку на федеральном уровне, в большинстве своем, определяются Конституцией РФ, а также рядом законодательных и нормативно–правовых документов. Конституция РФ определяет государственную политику РФ. Она направленная на обеспечение жизненно-необходимых функций семей, подразумевает поддержание уровня финансового благополучия и социальной удовлетворенности. При этом, стоит отметить, что на практике семейная политика в РФ носит лишь кратковременный характер социальной защиты в условиях массового неблагополучия семей. В первую очередь они подразумевают социальную помощь и социальное обслуживание неблагополучных семей.
Необходимо добавить, что Конституция Российской Федерации провозглашает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права (ст.17,ч.1). Материнство и детство, семья согласно Конституции находятся под защитой государства (ст.38), которое создаёт социально–экономические и правовые предпосылки для нормального воспитания, развития и образования детей. Государственная политика в данной области, закреплённая в Конституции Российской Федерации, соответствует положениям международно–правовых актов, в частности Конвенции о правах ребёнка.
В период с 1993 года принято около двухсот нормативных правовых актов, главной целью которых является защита прав и интересов детей, включая законы, указы Президента Российской Федерации. Значительно расширилась деятельность структур, которые занимаются проблемами семьи и детства в органах государственной власти на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Значительный вклад в реализацию новых подходов к решению различных проблем жизнедеятельности детей внесли различные целевые программы федерального, регионального и местного значения.
Важное значение для обеспечения прав ребёнка с учётом положений Конвенции о правах ребёнка имело принятие в 1995г. Семейного кодекса Российской Федерации 1.
Кодекс содержит специальную главу «Права несовершеннолетних детей», которая устанавливает право ребёнка жить и воспитываться в семье, право ребёнка на защиту, выражение своего мнения, охрану имущественных прав, защиту интересов ребёнка в случае ненадлежащего с ним обращения, а также на защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Кодекс устанавливает формы воспитания детей, которые остались без попечения родителей, также устанавливает процедуры выявления и устройства таких детей, включающие в себя, в том числе, судебные процессы, вводит новый институт семейного воспитания для этой категории детей – приёмную семью.
Так же был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка»2. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребёнка, вводит понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «социальная
адаптация ребёнка», «социальные службы для детей», «социальная инфраструктура для детей» (ст.1). Закон определяет цели государственной политики в интересах детей, в том числе, формирование правовых основ гарантий прав ребёнка, их содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному развитию детей, реализации личности ребёнка в интересах общества, а также принципы государственной политики в интересах детей (ст.4).
1 СемейныйКодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019). Ст.54 // URL : https://base.garant.ru/10105807/ (дата обращения: 28.05.2019)
2 Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях прав ребёнка». Ст.1 // URL: https://base.garant.ru/179146/ (дата обращения: 20.05.2019)
Чтобы обеспечить органы государственной власти Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей в Российской Федерации и тенденциях его изменения, ежегодно создается и представляется Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации Государственной доклад о положении детей в Российской Федерации (ст.22).
В основе данной правовой базы всей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению ситуации с детской безнадзорностью и беспризорностью лежит установка на неприемлемость, непродуктивность административно–карательного подхода к детям, социализация которых оказалась под угрозой либо же деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребёнку реального права на достойную форму существования в
окружающей их здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, незамедлительное выявление и решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.
На современном этапе развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведущую роль играет Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1. Законом определены органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основные направления их деятельности в данной сфере, установлена ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в сфере организации профилактики детской безнадзорности и беспризорности.
1 Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Ст.3 // URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения:20.05.2019)
На данном этапе реализации эффективной социальной политики необходимо создание централизованной системы учёта детей, которые остались без попечения родителей, и граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи. Также данная процедура необходима для эффективного взаимодействия всех структур в устройстве детей на воспитание в семье граждан, которые постоянно проживают в Российской Федерации, и в соответствии с требованиями Семейного кодекса Российской Федерации принят Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»