ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.05.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Обоснование выбора литературного материала
2.3. Тема литературного материала
2.4. Идея литературного материала
2.5. Анализ жанра литературного материала
2.6. Анализ композиции литературного материала
2.7. Характеристика персонажей
3.1. Ведущее предлагаемое обстоятельство
3.3. Основной конфликт, конфликтные лагеря, предмет борьбы
2.3. Тема литературного материала
Если анализировать все творчество Тургенева, то можно заметить, что часто он акцентирует свое внимание на том, как важно не пройти мимо своего счастья. Тургенев показывает, как зарождается прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновение. Ася сомневается, за что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Ася стремится подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше, чем человека, которого и видела-то всего один раз. Причину несостоявшегося счастья Тургенев объясняет безволие дворянина, который в решительный момент пасует в любви.
Просто этот молодой человек, только недавно окончивший учебу, решил «посмотреть мир Божий» и видимо себя показать, оказался не готовым к принятию серьезных решений и изменений в своей жизни. Он не знал более забот, чем вести пустые разговоры, за которыми проходили сутки напролет. Говорили они очень красиво, и получалось у них все так складно с Гагиным. Но на самом деле Н.Н. (главный герой повести, здесь и далее обозначим его как Н.Н.) оказался неспособным на геройский поступок, который требовала от него Любовь. Говорить всегда легче, чем делать.
А любовь обладает действенной природой. Порой она бывает разрушительна, она словно злой рок играет судьбами людей и разрушает их, она вносит беспорядок в мир, выбивает и привычного течения жизни. Любовь для человека всегда предстает как испытание, играет роль проверки. Именно в любви герой показывает свою истинную натуру. В любви как на войне проявляется истинное лицо человека.
Для Н.Н. возникающая любовь, прежде всего, означает эстетическое наслаждение, он вначале наблюдает Асю как художник, любуется « как стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на уступе средневековой стены», «как она сидит в саду, облитая ярким светом». Он умиляется ее детской непосредственности. С каждым разом Ася все больше привлекает его внимание, но он беспечно наслаждается своим положение, ему хорошо и это главное, и он не стремится понять, что происходит в их сердцах. Его любовь созерцательна, но не действенна. Он лишь наслаждается отношениями с Асей и эгоистически мечтает о бесконечном «счастье».
Для Аси же любовь это первое ответственное испытание в жизни, попытка познать себя и мир. Если жажда бесконечного счастья Н.Н. эгоистична по своей природе, то стремление Аси к «трудному подвигу», честолюбивое желание «след за собой оставить» предполагает жизнь с другими и для других, ведь подвиг почти всегда совершается ради кого-то. Чувство любви открывает в ней личностное начало. Неслучайно появляется в повести символика птицы, полета. Любовь словно утверждение человеком права на счастье. Но также образ-символ птицы, полета вводит в повествование тему призрачности, неуловимости и в итоге, невозможности человеческого счастья. Он раскрывается в разговоре Аси и героя на горе: «Если б мы с вами были птицами, - как бы мы взвились, как бы полетели… Так бы и утонули в этой синеве… Но мы не птицы». Птица – символ свободы и возможности, преодолев жизненные преграды и условности, вырваться на волю. У человека есть возможность «обрести крылья» - полюбить, и Асе это удается, н тут же появляется ощущение безысходности, так как нельзя сохранить это счастье – «лететь некуда».
Любовь понимается Тургеневым как стихийная природная сила, которая движет мироздание. Поэтому ее осмысление неотделимо от понимания природы. Тургенев рассматривает природу как единый организм, в котором все жизни сливаются воедино в одну мировую жизнь из чего «выходит общая, бесконечная гармония», «одна из тех «открытых» тайн, которые мы все и видим и не видим». Хотя в ней, «кажется, всё живет только для себя», в то же время все «существует для другого, в другом только достигает своего примирения или разрешения» - это и есть формула любви как сущности и внутреннего закона природы.
Человек же наивно считает себя центром вселенной, тем более что он единственный из всех природных существ обладает разумом и самосознанием. Он очаровывается красотой мира, и игрой природных сил, но он боится, осознавая свою обреченность, смерти. Т.о. рядом с любовью звучит у Тургенева тема смерти. Так в этой повести герой перед лицом близкой кончины размышляет о том, что «…рука, давшая мне его (цветок) <…>, быть может, давно уже тлеет в могиле. И я сам – что сталось со мною? Что осталось <…> от тех блаженных тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?» Человеческая жизнь быстро подходит к концу. Природа вечна. В «Асе» эта заветная мысль писателя выражена так: «…Легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека – переживает самого человека».
Главным героем повести является г-н Н.Н., молодой человек, который «только что вырвался на волю и уехал за границу, не для того, чтобы «окончить мое воспитание», как говаривалось тогда, а просто мне захотелось посмотреть на мир божий». Он молод, жизнерадостен и беспечен. У него нет особых проблем, он богат, ничем не озабочен – живет «без оглядки», делает, что хочется, наслаждается одним словом. Перед ним «все пути открыты».
Молодость это как раз то время когда человек становиться самостоятельным, готовым нести ответственность за свои поступки. Молодость дает нам уверенность в своих силах, уверенность в том, что все еще впереди – «завтра все будет», и мы продолжаем жить в свое удовольствие. Мы наивно полагаем, что «завтра» будет еще лучше, чем сейчас. Ведь мы думаем, что если сейчас нам так хорошо, то завтра будет еще лучше. Т.о. мы перестаем обращать внимание на то, что есть, на тех, кто сейчас рядом. Слепо веря в «счастье бесконечного завтра» мы перестаем ценить настоящее.
Но такое восприятия жизни является иллюзией молодости, которая возникает в результате наивности, свойственной всякому молодому человеку из-за недостатка жизненного опыта.
“Наивность” юношеского мировосприятия, которая не позволяет оценить «счастье настоящего», и является темой повести.
2.4. Идея литературного материала
«Ася» - повесть о свершившемся и не свершившемся, о настоящем и прошлом, об иллюзиях и надеждах, именно в этом раздвоении мира и кроется авторская идея «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновение».
Счастье в древней мифологии представлялось как женщина с длинной косой, развеваемой впереди ее ветром, несущим эту женщину; легко поймать ее, ока она подлетает к вам, но пропустите один миг — она пролетит, и напрасно погнались бы вы ловить ее: нельзя схватить ее, оставшись позади. Невозвратен счастливый миг. Не дождаться вам будет, пока повторится благоприятное сочетание обстоятельств, как не повторится то соединение небесных светил, которое совпадает с настоящим часом. Не пропустить благоприятную минуту — вот высочайшее условие житейского благоразумия. Счастливые обстоятельства бывают для каждого из нас, но не каждый умеет их увидеть и ими пользоваться, и в этом искусстве почти единственно состоит различие между людьми, жизнь которых устраивается хорошо или плохо. Именно от нашей воли зависит наша судьба. Сумеем ли мы понять требование времени, сумеете ли воспользоваться тем положением, в которое вы поставлены теперь, — вот в чем для вас вопрос о счастии или несчастии навеки. Мы сами несем ответственность за свое счастье, за свое будущее. И если мы не сумеем оценить настоящее, то что нас сейчас окружает, то что сейчас с нами происходит, мы можем пропустить свое счастье.
Ведь если присмотреться, то мы увидим, что для Н.Н. обстоятельства складывались очень удачно: Ася любила его, Гагин был готов отдать ее ему в жены, да и сам Н.Н. испытывал к Асе чувства, но герой тогда из-за своей наивности не смог этого понять, не предал тогда этому особого значения: «Впрочем, я должен сознаться, что я не слишком долго грустил по ней; я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой. Я был тогда молод – и будущее, это короткое, быстрое будущее, казалось мне беспредельным. Разве не может повториться то, что было, думал я, и еще лучше, еще прекраснее?...»
И только в конце жизни герой понял, что эта встреча и была самым счастливым моментов в его жизни: «Я знавал других женщин – но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!». Да, теперь Н.Н. это понимает, и он бы рад вернуться назад и все исправит, но теперь уже поздно, время ушло и уже ничего нельзя изменить, и герою только и остается, что сожалеть об утраченной возможности стать счастливым.
Наивность молодости, слепая вера в «бесконечно счастливое завтра», неумение ценить настоящее привела героя к тому, что он упустил свое счастье и в итоге остался одинок: «Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издает слабый запах, а рука, мне давшая его, та рука, которую мне только раз пришлось прижать к губам моим, быть может, давно уже тлеет в могиле… И я сам – что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?»
Идея звучит так:
Надо уметь ценить то, что есть, тех, кто сейчас рядом, ведь возможно то, что происходит сейчас это и есть наше счастье! Надо жить так, чтобы в будущем не хотелось возвращаться в прошлое. Надо жить настоящим!