ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.05.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Обоснование выбора литературного материала
2.3. Тема литературного материала
2.4. Идея литературного материала
2.5. Анализ жанра литературного материала
2.6. Анализ композиции литературного материала
2.7. Характеристика персонажей
3.1. Ведущее предлагаемое обстоятельство
3.3. Основной конфликт, конфликтные лагеря, предмет борьбы
3.1. Ведущее предлагаемое обстоятельство
Т.к. наша история про Н.Н, и именно через него мы проводим главную мысль, поэтому его драматическая перипетия выстраивается в спектакле.
В начале спектакля со слов героя мы узнаем, что основное действие происходит за границей, в Германии, в курортном городке З., куда он приезжает чтобы «уединиться», «отвлечься», «заглушить обиду» после истории с молодой вдовой, в которую он был влюблен, и которая его жестоко уязвила, променяв его на другого мужчину. Исходя из этого мы можем сказать, что герой как бы бежит оттуда, где оскорбили его чувства, уязвили его самолюбие, нанесли обиду, бежит оттуда, где ему «плохо», бежит от проблемы. И он решает отправиться отдыхать, «посмотреть мир божий». Кстати, необходимо отметить, что данный случай наложил отпечаток на дальнейшее поведение героя, после того как его чувства были оскорблены, герой решает как бы «закрыться», «заблокироваться», относиться ко всему легче, жить только для себя, получать удовольствие, чтобы никто больше не смог нанести ему обиду.
Путешествие, отдых за границей как раз располагает к беззаботности, легкости, ни к чему не обязывающим отношениям, где можно жить, так как хочется, в свое удовольствие, где доля ответственности значительно снижается. Он приезжает в этот маленький городок залечить свои любовные раны, и здесь он предполагает вылечиться легкими романтическими настроениями.
Ведущим предлагаемым обстоятельством является то, что Н.Н. приезжает маленький курортный городок, прежде всего, развеяться, отдохнуть, развлечься!
3.2. Сквозное действие
Сквозное действие ведет Н.Н.
Контр-сквозное ведет Ася.
Исходное событие:
На отдыхе Н.Н случайно знакомиться с русскими, братом и сестрой.
Основное событие:
Девушка, которую зовут Ася, привлекает его и он выбирает ее для легкого курортного романа.
Центральное событие:
Н.Н. понимает, что легкий флирт перерастает в серьезные отношения, к которым он не готов.
Финальное событие:
Н.Н. прекращает отношения с Асей.
Главное событие:
Н.Н. осознал, что по своей «глупости» он потерял Асю, упустил самый главный случай в его жизни.
3.3. Основной конфликт, конфликтные лагеря, предмет борьбы
Основная история развивается между двумя конфликтными лагерями: в одном лагере находится сам Н.Н., а в другом Ася и Гагин.
История начинается с того, что случай сводит их вместе. Герои приезжают за границу.
Как нам уже известно Н.Н. приезжает сюда отвлечься, отдыхать.
Гагин и Ася тоже покидают родину и уезжают за границу потому как Ася уже достигла того возраста, когда девушке уже стоит задуматься о замужестве, ведь не может же она всю жизнь жить с братом, да и самому Гагину необходимо обустраивать свою судьбу. Но он дал обещание отцу, что позаботиться об Асе, о ее судьбе, он взял на себя ответственность за нее, и поэтому сначала он должен обустроить ее судьбу, и только потом заняться своей. Но ситуация усложняется происхождением Аси, она незаконнорожденная дочь отца Гагина от крепостной женщины, и она не принадлежит дворянскому сословию, поэтому найти достойную партию для нее не так то просто, а скрывать ее происхождение от общества, где всем друг про друга все известно, невозможно. И поэтому Гагин принимает решение поехать за границу, где возможность найти для Аси достойную партию куда более вероятна, так как их там никто не знает.
Обстоятельство отъезда героев за границу объединяет их, именно решение героев уехать за границу «сталкивает» их, приводит к встрече друг с другом, но также стоит обратить внимание на мотивацию их решения. Если Н.Н. решил «избавиться от проблем», стремиться к беззаботной жизни, к наслаждению, то Гагин едет с Асей за границу чтобы наоборот - решить свои «проблемы». Т.е. мотивация героев совершенно противоположна, и такая разнонаправленность героев является одним из определяющих факторов в складывании их отношений и в содержании основного конфликта.
Острота конфликта определяется именно тем, что мотивации у героев разные.
Да, героев объединяет случай, они случайно познакомились путешествуя за границей, но отметим насколько по-разному они оценивают сложившуюся ситуацию.
Гагин видит в Н.Н. потенциального «жениха» для Аси, и ему важно не упустить такой шанс, и он старается сблизиться с Н.Н., узнать его. Ася тоже видит в нем воплощение своей мечты, героя, она влюбляется в него. Для Аси и Гагина Н.Н. оказывается значимым, и им важно не упустить его, не упустить шанс, судьбу, их отношение серьезно.
А для Н.Н. этот случай лишь приятное, ни к чему не обязывающее, время препровождения, ему просто приятно, он не придает этому серьезного значения. Итак ситуация одна – отношение разное. Гагин и Ася – ценят, для них это важно и значимо, а для Н.Н. – нет. В данном отношении и выражается основной конфликт, который проявляет идею спектакля.
Происходит столкновение позиций Н.Н – «я отдыхающий» и Ася и Гагин – Я живущий».
Ася воспринимает все по большому счету, для нее это не просто увлечение, она видит в нем свою судьбу, она всецело отдается этим отношениям, для нее это жизненно важно, судьба дает ей такой случай и ей важно его не упустить. А для Н.Н это всего лишь мимолетное увлечение, проходящая ситуация, он совершенно не воспринимает это всерьез.
Она борется за него, за его любовь, а он борется за себя, за свое удовольствие.
Борьба заключается в том изменит ли его Ася или нет. Что победит? любовь или стремление к личному удовольствию.
Несмотря на разность мотивации, герои как разнонаправленные векторы сталкиваются в одной точке (курортном городке), где происходит встреча.
Они сознательно выбирают этот город, как место решения проблем и воплощения желаний. Поэтому герои, несмотря на разность мотиваций сначала сближаются, место объединяет их, но когда происходит столкновение, когда обнаруживается разность намерений они расходятся каждый их них продолжает движение в своем направление, отдаляясь друг от друга все больше.
Схематически это можно изобразить так:
- курортный городок (встреча)
- движение Аси и Гагина
- движение Н.Н.
Так же из схемы мы можем предположить, что «трагедия» героев как бы заранее предопределена, они уже изначально «разнонаправленны», случай лишь на время объединяет их. Точка пересечения как «остановка» их движения, как возможность изменить свою судьбу, но чтобы это произошло героям необходимо изменить себя, свои желания, пересмотреть свои убеждения.
Предмет борьбы: В спектакле герои борятся за счастье. Но для каждого из них счастье имеет разное значение.
Гагин – за счастье для Аси, тогда и он будет счастлив.
Ася видит счастье в любви, в Н.Н.
В понимании Аси и Гагина достичь собственного счастья можно только через «служение» другим, через счастье другого человека.
Счастье же для Н.Н. это прежде всего личный комфорт, личное удовольствие, его мало заботят переживания и чувства других, он только о себе думает, и даже в любви он счастлив не потому что он Любит Асю, а потому что он в - первую очередь сам испытывает наслаждение от этого счастье. Все его мысли, чувства и стремления направлены прежде всего на себя. Он счастлив, когда ему хорошо.
Борьба заключается в том изменит ли его Ася или нет. Что победит любовь или стремление к личному удовольствию
Я бы еще хотела обратить внимание на внутренний конфликт героя, который важен для меня в построении основного конфликта.
Композиция построена таким образом, что содержит как бы рассказ в рассказе.
Герой вспоминает историю, но не просто вспоминает, а как бы заново проживает ее, с позиции настоящего он оценивает события прошлого, в результате чего к нему приходит осознание, теперь он другими глазами видит ситуацию.
Исходя из этого мы можем увидеть внутренний конфликт героя, если внимательно присмотреться к ситуации, то мы заметим, что герой сам себе все портит, ведь все обстоятельства, по сути, благоволят ему: Ася любит его, Гагин благосклонен к их союзу и даже готов отдать ему ее в жены, да и самому Н.Н. она нравится, но он сам все портит, пытаясь контролировать ситуации и быть хозяином положения, ради собственного комфорта. Внутренний конфликт между чувством и разумом/рациональностью.
Н.Н. понимает, что влюблен в Асю, а влюбленность делает его зависимым от объекта любви( именно этого герой хотел избежать), в таком случае он перестает контролировать ситуацию, перестает быть хозяином положения, что герою явно не нравится, и он постоянно пытается восстановить контроль. В этом проявляется внутренний конфликт героя – конфликт между разумом и чувством.
В сцене когда между Н.Н. и Асей происходит решающее объяснение, где и происходит кульминация истории. Когда герой видит Асю, любовь к ней снова овладевает им, но герой пугается нахлынувшего на него большого чувства, не хочет идти у него на поводу, хочет быть хозяином положения, и он останавливает себя, «берет себя в руки», он «отталкивает ее», отказывается, испугавшись ответственности.
Таким образом, в спектакле существуют две перипетии.
Также необходимо отметить, что судьба всех героев зависела от Н.Н., он своим страхом перед ответственностью разрушает не только свою судьбу, но и судьбы Аси и Гагина.
3.4. Сверхзадача
Спектакль ориентирован на молодых зрителей, находящихся как раз в том возрасте когда кажется, что вся жизнь впереди, что все еще повториться, с легкость и беззаботностью относящихся к настоящему, к происходящим событиям и окружающим людям, не умеющим ценить, то что есть.
Своим спектаклем я хочу сказать зрителю, что молодость не вечна и такое беспечное отношение к настоящему, к тому, что есть, может привести к тому, что мы можем пройти мимо своего счастья сами того не сознавая, а потом уже ничего нельзя будет вернуть.
Сверхзадача моего спектакля звучит так: цените то, что рядом с вами именно сейчас. Просто потому что даже несколько мгновений спустя этого уже может не оказаться рядом с тобой. Цените настоящее!
4.1. Жанр спектакля
Спектакль литературный, данная форма уже диктует способ существования актеров в спектакле, определяет каким образом осуществляется общение, взаимодействие между героями.
Данная форма предполагает отстранение от ситуации, общение со зрителем, как бы рассказывая зрителям историю, актеры часто общаются друг с другом «через зрителя».
Жанр спектакля я определила как – воспоминание о любви. Герой смотрит на ситуацию с позиции сегодняшнего дня. Оглядывается на прожитую жизнь с позиции прожитого опыта, полученного за время, прошедшее после тех событий.
Особенностью воспоминания, каким бы оно не было, является – невозможность его вернуть, как бы этого не хотелось. Можно только вспоминать, то что было, тосковать по этому поводу. Это рождает интонацию в спектакле – воспоминание о том, что был когда-то счастлив.
4.2. Композиция спектакля
Композиция спектакля продиктована жанром – воспоминание о любви, именно жанр определил композицию спектакля.
В спектакле существует два времени: прошлое – воспоминание и настоящее.
Итак, исходя из того, что жанр спектакля мы определили как «воспоминание о любви» следует постоянное чередование прошлого и настоящего, два времени постоянно пересекаются друг с другом. Возникает как бы такое воспоминание-проживание. Герой, вспоминая, погружается в прошлое и проживает ту ситуацию, после чего отстраняется, как бы выходит из ситуации прошлого, анализирует ее, делает выводы. После каждой сцены - воспоминания, следует сцена - осмысления прошлого. Каждый раз, вспоминая, герой все больше погружается в прошлое, и при каждом потом последующем отстранении понимание и осмысление событий прошлого все больше, что приближает его к осознанию.