ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ

Хорового произведения

«IL BIANCO E DOLCE CIGNO»

Сл. B.Guidiccioni муз. J. Arcadelt

I. Общие сведения о произведении и его авторах

Произведеие Якоба Аркадельта «il bianco e dolce cigno» написано в 16 веке для мужского ансамбля.

Якоб Аркрдельт ( 1505 – 14 октября 1568), был франко-фламандский композитор Ренессанса и известный как композитор светской вокальной музыки. Хотя он также сочинил священную вокальную музыку, он был одним из самых известных из ранних композиторов мадригалов; его первая книга мадригалов, изданных в течение десятилетия после появления самых ранних примеров формы, была наиболее широко печатной коллекцией мадригалов всей эры.

Аркадельт был самым влиятельным членом ранней фазы состава мадригала, "классической" фазы; именно через публикации Аркадельта, больше, чем те из любого другого композитора, мадригал стал известным за пределами Италии. Более поздние композиторы полагали, что стиль Аркаделя представлял идеал; более поздняя перепечатка его первой книги мадригала часто использовалась для того, чтобы преподавать с перепечаткой, появляющейся более чем через столетие после ее оригинальной публикации.

Он переехал в Италию и жил во Флоренции до конца 1520-ых, поэтому имел возможность встретиться и работать с Филиппом Вердело, который написал самые ранние мадригалы. До 1538 - он в Риме, где он получил назначение в папском хоре, в Соборе Святого Петра. Все еще в Риме, в январе 1539, он удостоился стать членом Юлианской Часовни. После нескольких месяцев там он стал членом Сикстинской Часовни, где он был назначен “магистром puerorum”. Тот же самый год видел публикацию не менее чем четырех книг его мадригалов. Первая из этих коллекций, prima Il libro di madrigali, прошла 45 выпусков, становясь наиболее широко переизданной коллекцией мадригалов времени.

Аркадель остался в Риме как певец и композитор в Сикстинской Часовне до 1551, за исключением одного отпуска, посетив Францию в 1547. Во время этого периода, вероятно в начале 1542, он завел знакомство с Микеланджело, но мадригалы Якоба были ему безразличны. Действительно, из писем Микеланджело становится известно, что он считал себя немузыкальным и неспособным к пониманию работы Аркадельта.


Аркадель переписал 200 мадригалов прежде, чем он уехал из Италии в 1551, чтобы возвратиться во Францию, где он потратил остаток всей своей жизни. В 1557 он издал массу книг, посвященных его новому работодателю, Шарлю де Гизу, Кардинал Лотарингии. В Париже он нанял издательство Ле-Роя и Баллард, которое напечатало его песни, мессы и церковные песнопения.

Музыка

Во время долгой и производительной карьеры Аркадельт сочинял музыку: и духовную, и светскую. Он оставил в общей сложности 24 церковных песнопения, 125 французских песен, приблизительно 250 мадригалов, три мессы. Влияния на его музыку оказывали песни полифонического стиля его северной родины, родной светской музыки Италии, такой как фроттола и музыка, которую он слышал, в то время как он служил в Сикстинском хоре Часовни.

Светская музыка

Мадригалы

Несколько сотен мадригалов Аркадельта, составленных в промежутке, по крайней мере, двух десятилетий, обычно были для четырех голосов, хотя он писал для трёх, пяти и шести голосов. Стилистически его мадригалы мелодичны и просты в структуре. Аркадель чередует гомофонную и полифоническую структуры. Его мадригалы лучше всего представляют "классическую" фазу развития формы, с их ясной схемой, письмом с четырьмя частями, обработкой и балансом;

Его музыка стала очень популярной в Италии и Франции больше ста лет. Дополнительные намеки к его популярности - частота, с которой анонимные составы были приписаны ему и появлению его музыки в нескольких музыкальных картинах со временем. Вероятно, его популярность происходила из-за его дара того, чтобы захватить итальянский дух и жениться на нем с техническим совершенством франко-фламандского гармонического и полифонического стиля; кроме того, он написал броские мелодии, которые было легко спеть. В отличие от более поздних поколений композиторов мадригала, Аркадельт не ожидал, что профессиональные певцы будут единственными потребителями его работы; любой, кто мог прочитать примечания, мог спеть его мадригалы.

Для своих текстов Аркадельт выбрал поэтов в пределах от Петрарки до Пьетро Бембо, Санназаро. Большая часть поэзии мадригалов Аркадельта осталась анонимной, так же, как часть музыки. Другим поэтом, которого он установил, был Маркиз Альфонсо д'Авало, который написал слова к его, большей части единственного известного состава, и один из самых устойчивых из всего 16-ого столетия, мадригал с четырьмя голосами Il bianco e dolce cigno (Белый и нежный лебедь).

Согласно Альфреду Эйнштейну, пишущему в итальянском Мадригале, "... он доволен простым, нежным выступлением текста, в зависимости от элементарной и волшебной власти музыки, гармонии, которая скрывает это стихотворение в покрове возвышенной и отдаленной сентиментальности. Здесь достигнут идеал того, что время ожидало dolcezza [сладость] и suavità [учтивость] музыки. Аркадельт присудил этому составу качество, которое очень редко в шестнадцатом столетии выражала светская музыка, а именно - длительность...";


Духовная музыка

В дополнение к его обильной продукции мадригалов и песен, Аркадельт написал три мессы, 24 церковных песнопения. Мессы он писал под влиянием предыдущего поколения франко-фламандских композиторов, особенно Джин Мутон и Жоскена Депре; церковные песнопения более декламационные и ясные в структуре и в манере, подобной его светской музыке. Большая часть его религиозной музыки, за исключением священных песен, он, вероятно, написал в течение своих лет в папской часовне в Риме. Документы из Сикстинских архивов Часовни указывают, что хор спел его музыку во время его места жительства там.

Издатели

Антуан Гардано стал основным итальянским издателем для Аркадельта, хотя конкурирующее венецианское издательство Scotto произвело одну из его книг мадригала также. «Il bianco e dolce cigno» открыл одну из книг Гардано; поскольку часть уже достигла огромной известности, это был главный коммерческий аргумент. В Париже, некоторые песни Аркадельта появились уже в 1540 в публикациях Пьера Аттенняна и Жака Модерна. После того, как Аркадельт возвратился во Францию, его песни, мессы и церковные песнопения появились в выпусках фирмы печати Ле-Роя и Ballard в течение 1550-ых и 1560-ых, в то время как его музыка все еще печаталась в отдаленной Венеции.

Джовани Гвидичиони (Giovanni Guidiccioni, 1500—1541; г. Лукка) — итальянский поэт, произведения которого составляют робкое подражание Петрарке, но отличаются совершенством стиля. В творчестве встречаются патриотические пьесы. Кроме лирических стихов — «Rime», Гвидиччиони оставил после себя много речей и писем.


II. Анализ Литературного текста

Il bianco e dolce cigno cantando more,

Ed io piangendo giungo al fin del viver mio.

Strana e diversa sorte. Ch’ei more sconsolato ed io moro beato.

Morte che nel morire m’empie di gioia tutto e di desire,

Se nel morir altro dolor non sento, di mille morti il di sarei contento.

Перевод:

При переводе М. Павловой внесены незначительные изменения, такие как: “Лебедь в минуту смерти”, вместо “Белый и нежный лебедь”, в остальном же М. Павлова написала текст, близкий переводу оригинального текста:

Лебедь, в минуту смерти, прощаясь,

Я ж горько плачу, со смертью своей встречаясь.

Он гибнет безутешным, а я, в слезах страдая, так счастлив умирая.

Смерть мне дарит желанья, и гибну я забыв мои страданья,

Согласен смерть без ропота принять я, и каждый день готов так умирать я.

Тема: лирико-философское осмысление человеком смерти.

Идея: «Смерть человеку дарит желанья, и гибнет он, забыв свои страданья».

Визуально произведение можно разделить на 3 части.

Композитор полностью воплотил идею текста в музыке. Все 3 части соответствуют содержанию текста.

I часть (1-15 т.) написана в темпе Mosso – повествовательном, т.е. композитор знакомит нас с темой произведения. Здесь он делает контраст зачёт повторения одной строки на разной динамике, тем самым зарождая драматизм произведения.

II часть (16-24 т.) отличается уже от первой фактурой, здесь появляются полифонические моменты; появляется, своего рода, развитие.

III часть (25-46 т.) – темп poco a poco (постепенно), указан и характер – a animando (одушевлённо). В этой части Аркадельт повторяет строку “di mille morti il di” (“ и каждый день готов так умирать я”) тем самым усиливая, убеждая и утверждая мысль и идею не только этой части, но и всего произведения.

III. Музыкально-теоретический анализ.

Произведение написано в эпоху Возрождения, но есть одна особенность: написав это произведение, Якоб Аркадельт опередил своих современников на 50 лет. Жанр произведения – мадригал – главный светский жанр Высокого Возрождения, наиболее яркий выразитель гуманистического мышления эпохи. Он создавался и звучал в аристократической среде, исполнялся небольшими ансамблями певцов и музыкально образованных любителей чаще всего на 5, 6, 4 голоса. Его темы – любовные темы молодых людей, образы весны, цветущей природы, стиль выражения – изящный, изысканный и в то же время аффектированный и раскованный. Слово «madrigale» имеет много различных объяснений, в частности как «пастушья песня» от ит. «mandra» - отара овец; наиболее близкое этимологическое значение – от ит. «cantus matricalis», «cantus materialis», что означает свободную «неорганизованную форму». Особенностью жанра мадригала был выбор только высокохудожественных текстов, использование стихов выдающихся поэтов эпохи Возрождения – Ф. Петрарки, Ж. Бокаччо, Т. Тассо, Л. Ариосто, Б. Микеланджело и др.


В произведении Я. Аркадельта прослеживаются незначительные черты аккордово-гомофонной фактуры (I часть) и вокально-стиховой (строчной) формы (II часть), из этого следует, что это произведение связано со светской фроттолой.

В музыкальном языке мадригалов произошло историческое становление тематизма как самостоятельного параметра музыкального языка. Основной тематической единицей предстала «тема» в понимании XVI в. (по-итальянски «soggetto»), соответствующая одной строке текста. В данном произведении мы видим, что, действительно, каждой строке соответствует своя мелодия, тема. В гармонии мадригалов действовала модальная система.

В музыке XVI в. Применялись многочисленные музыкально-риторические фигуры – особые музыкальные обороты, изображавшие содержание наиболее аффектных слов поэтического текста. В произведении также присутствуют такого рода обороты. Они классифицировались следующим образом:

  1. Изобразительные – например: 6 т. На слог – “пла” - (gen) мелодия в партии S, A, T движется вверх, и, более того, стоит акцент у всех партий;

  2. Мелодические - в 8-10 т. на словах “со смертью своей, встречаясь” мелодическая линия движется вниз, что чётко и ясно передаёт смысл слов; такая же мелодическая фигура встречается и в 13-15 т. на словах “я плачу, горько плачу я”.

  3. Фигуры пауз – 5, 7, 10, 12, 15… т. – выполняют определённую функцию: ярче выражается драматизм.

  4. Фигуры предложений – предложение с 5 по 10 т. повторяется, только за вторым разом (предложение с11 по 15 т.) она исполняется с другой нюансировкой в динамике, видоизменёнными мелодическими линиями в голосах.

  5. Фигуры повторения – текст “я ж горько плачу” повторяется несколько раз в 11-15 т.; в тактах 36-46 мелодическая линия с текстом “и каждый день готов я” проходит в партии несколько раз, тем самым усиливая, убеждая и утверждая мысль.

  6. Фигуры фуги – в 34-43 т. – одна и та же тема проходит во всех голосах поочерёдно.

  7. Фигуры синкопы – на протяжении всего произведения встречаются синкопы; можно привести пример: 4 т. – в партии А; 8 т. – во всех партиях; так же в 13-14 т.; 17-18 т. – внутритактовая и межтактовая синкопы; 26-27 т. – межтактовая синкопа, так же и в 31-32 т.

  8. Украшения – 3 т. – в партии А, 23 т. – в партии А.

К наиболее известным изобразительным фигурам, которые встречаются в произведении, относятся:

  1. anabasis (анабасис – от греч. - восхождение) – 20-21 т. – мелодическая линия Soprano восходит вверх на слове “умирая”. Фигура анабисис возникает как движение вверх на такие слова как “небо”, “воскрес”, но в данном произведении она возникает на слове “смерть” – потому что в данном случае смерть – это как просветление и избавление от мук.

  2. Catabasis (катабасис – от греч. - нихождение) – 4-5 т. – в партии Т., 8-9 т. – в партии Т., 13-15 т. – в партии А., 16-17 т. – в партии Т. и т.д. – мелодическая линия нисходит вниз. Катабасис содержит движение вниз на такие слова как “земля”, “погребен”, “умираю”, что мы и видим, исходя из примеров, приведённых выше: 4-5 т. мелодия нисходит на слове “прощаясь”, 8-9 т. – на слове “встречаясь”, но, встречаясь со смертью, 13-15 т. – на словах “я горько плачу”, 16-17 т. – на слове “безутешным”.

  3. Passus duriusculus (на словах “смерть”, “умираю”, “муки”) – 3 т. – в партях S, A, T, 4 т. – в партии S и T, 6 т. – звучит во всех партиях, 11 т. – во всех партиях, 26 т. – во всех партиях, 27 т. – во всех партиях – движение по полутонам вверх или вниз.