ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дикционный ансамбль

Дикционный ансамбль требует от исполнителей чёткости и одновременности вступлений и снятий всех партий или каждой в отдельности.

Литературный текст удобен для исполнения: сонорные согласные l, m, n облегчают исполнение встречающихся в конце произведения распевных слогов.

В этом случае распевающиеся гласная «о» должна звучать ясно, благородно, при единой манере звукообразования.

Особое внимание следует обратить на чёткое произношение слов на р и рр.

При работе над отдельными музыкальными фразами следует помнить, что согласная в конце слога при пении всегда присоединяется к началу следующего слога.

Особо нужно следить за чётким произношением окончаний слов, особенно:

mortem. Sustinete

debitus turbam

Аккуратность внутрислоговых распевов во многом зависит от звукообразования и вокальной подготовленности исполнителей.

Тембровый ансамбль

В условиях смешанной фактуры, которая включает в себя гармонический и полифонический склады, необходимо стремиться к слитности, единству тембровых красок, а не их выделению. Можно определить преобладающий тембр: темный, глубокий, полный.

Единство звучания должно достигаться в результате ансамблевой чуткости певцов. Умения каждого из них вкрапливать свою краску в общую звуковую палитру.

В работе над тембровым ансамблем необходимо воспитывать у певцов вкус к выразительному, сочному. насыщенному, тёплому, красивому звучанию. Выработке единого тембрового колорита способствует правильное звукообразование с одинаковой степенью округлённости гласных звуков. Для данного произведения свойственно чередование различных гласных (е, а, о, у, и). Чтобы удержать в исполнении одну позицию на этих звуках, полезно петь их, начиная с наиболее красиво звучащего, постепенно приравнивая к нему другие (фонические упражнения: лю-ле-ля-ле-ли; ли-ле-ля-лё-лю).

Следует иметь в виду, что опора на гласные o, u создаёт мрачное и тяжёлое звучание.

Динамический ансамбль

Динамический ансамбль предполагает уравновешенность по силе звучания хоровых партий.

Трудные места в работе над динамическим ансамблем представляют переходы общехорового звучания с р на f.

В связи с этим необходимо вырабатывать у исполнителей гибкую и естественную подачу нюансов.


Следует добиваться хорошей слитности мелодии при сохранении компактности звучания всей хоровой фактуры.

  1. Исполнительский план

Поскольку все партии звучат в одинаково удобных тесситурных условиях, то между исполнителями в хоре образуется естественный ансамбль.

Начинается произведение с одновременного звучания всех трёх голосов.

Музыка звучит как бы издалека, протяжно и задушевно. Тесситура здесь довольно высокая, но тембр сопрано придает мелодии особую тонкость и нежность.

Во втором куплете вторые сопрано и альты призваны уплотнить мелодию, придать ей звучности и сочности.

В третьем куплете первые сопрано срываются «на крик», это связано с художественными задачами.

Партии вторых сопрано и альтов делают фактуру насыщенной, плотной. Во втором и третьем куплете нужно обратить внимание на рельефное проведение темы во всех голосах. Важно, чтобы присоединение новых голосов проходило естественно (в общем характере, в динамике). Это способствует обогащению тембра и звучности.

Определив функции голосов и «уравновесив» их, мы достигаем хорошего ансамблевого звучания.

При общем ансамбле приёмы над слитностью звучания хоровых партий могут варьироваться с учётом разнообразия в соотношении вариантов динамического, дикционного и тембрального исполнения. Каждому участнику хора необходимо научиться слушать звучание своей партии и всего хора в целом, уметь подстраивать свой голос под общехоровое звучание.

Исполнительский план произведения определяется эмоционально-образным и ясным композиционным построением литературного текста.

В связи с жанром произведения можно определить и главный его исполнительский принцип: непрерывность развития настроения от состояния глубокой грусти и сосредоточенности, внутренней сдержанности к взволнованному порыву.

Возможность хорошего исполнения этого произведения будет зависеть и от степени выученности партий.

Скачки встречаются в альтовой партии, они довольно большие – на кварту, квинту. Очень важно отработать чёткую, чистую интонацию в скачках. Также нужно уделить внимание хорошему чистому звучанию параллельных терций у первых и вторых сопрано.

Мелодия каждой партии кажется простой, но в партитуре есть над чем поработать. Со стороны дирижёра требуется не статичное, а выразительное исполнение.


Чтобы исполнители подчинились точным указанием дирижёра, требуется точное, безукоризненное выполнение всех штрихов, дослушивание каждой длительности, а также чёткие ауфтакты каждой партии.

В партитуре есть паузы, но движение мелодии не прерывается, оно как бы замирает на длинных нотах. Важно с одной стороны не прервать музыкальный рассказ, а, с другой стороны, ясно отделить один эпизод от другого.

Профессиональная культура падре Миртини, отличное знание певческого голоса, специфики звучания хора a cappella – все это заставляет исполнителей с вниманием и доверием относиться к авторским указаниям.


V.1. Темповые отклонения

Темп – Sostenuto (сдержанно). Медленный темп передаёт задумчивость, сдержанность.

Равномерный ритм, то есть, движение половинными длительностями, четвертными, восьмыми представляет определённую трудность в исполнении. Он требует соблюдения внутридолевой ритмической пульсации. Можно использовать пение с дроблением по «восьмым».

В случаях пунктирного ритма важно допеть восьмую с точкой, а затем коротко - шестнадцатую.

После долгих длительностей необходимо очень точно выдерживать паузы.

V.2 Динамика

Динамика в произведении идёт от гармонии, мелодия то нарастает на крещендо, то постепенно затихает на диминуэндо. Данное хоровое произведение контрастно по динамике: от р до f, применение crescendo и diminuendo должно быть ограниченно. Эпизоды звучащие на р сменяюся эпизодами звучащими на f.

V.3. Тембр

Звук хора должен соответствовать академической манере.

Единство звучания должно достигаться в результате ансамблевой чуткости певцов. Умения каждого из них вкрапливать свою краску в общую звуковую палитру.

С1: звук светлый, легкий, имеет инструментальное звучание подобно скрипке.

С2: тембр более плотный, более насыщенный звук, способствуют созданию ансамбля. С2 способствуют окрашиванию партии.

А: острое, звучание подобно виолончелям. Особенное внимание интонирование скачков в интонировании тембра. Важно посылание звука в голову.

В гармонических эпизодах: плотное, компактное, с некоторым преобладание звучанием партии альтов.

В третьем эпизоде при приближении к трагической развязке звучание более насыщенное.

В работе над тембровым ансамблем необходимо воспитывать у певцов вкус к выразительному, сочному. насыщенному, тёплому, красивому звучанию.

V.4. Дирижерский жест

Музыка определяет выразительность жеста. Жест конкретизирует сущность музыки, помогает раскрыть её смысл. Жест должен вызывать к жизни то или иное звучание, а не иллюстрировать музыку.

Дирижирование этого хора требует глубокого проникновения в суть произведения, его настроения и характер. Дирижёр должен досконально изучить каждый штрих, каждый оттенок. При этом его жесты должны быть понятными и простыми для исполнителей. Дирижирование призвано помогать хористам выстроить гармонию, унисон, чисто интонировать и т.д.


Дирижёрский жест подсказывает качество исполнения. Он не должен быть большим, размашистым, однако он должен быть наполнен внутренним смыслом. Тогда и звук не будет открытым, кричащим или манерным.

С характером хора связана амплитуда жеста, поэтому в каждом эпизоде она будет разная. В первом эпизоде характер спокойный, соответственно жест будет экономным, небольшим. Во втором эпизоде идёт небольшое развитие, с которым будет связано увеличение амплитуды, а так же находится кульминация произведения. Жест будет более масштабным, эмоционально-насыщенным, плотным. Кисть будет упругая и требовательная.

На выдержанных нотах необходимо использовать пульсацию для того, чтобы не терялось движение.

Особое внимание нужно уделить исполнению синкоп. Они не должны исполняться толчком, потому что это может привести к акцентированию слабой доли.