ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
Оглавление
Общие сведения о произведении
I.1. Общие сведения об эпохе……………………………………………….3
I.2. Сведения о композиторе……………………………………………….6
Литературный текст. ………………………………………………….9
Музыкально - выразительные средства
III.1. Жанр. Хоровой жанр……………………………………………... 12
III.2. Музыкальная форма ……………………………………………..13
III.3. Характеристика тематического материала…………………...14
III.4. Тональный план и гармонический язык……………………....16
III.5. Хоровая фактура………………………………………………….18
Вокально - хоровой анализ
IV.1. Тип и вид хора...................................................................................19
IV.2. Диапазоны и тесситурныео собенности.........................................19
IV.3. Хоровой строй......................................................................................21
IV.4. Хоровой ансамбль ...............................................................................23
V. Исполнительский план............................................................................ 27
V.1. Темповыеотклонения...........................................................................29
V.2. Динамика................................................................................................29
V.3 Тембр.........................................................................................................29
V.4. Дирижерский жест................................................................................30
Заключение...........................................................................................................32
Литература...........................................................................................................33
Приложение
I. Общие сведения о произведении
I.1. Общие сведения об эпохе
На исходе XVII столетия в основных европейских странах возникло новое, широкое и прогрессивное движение Просвещения, оно оказало громадное влияние на музыку и музыкантов. К тому времени ее приобретения были велики. Народы, все шире формировавшиеся в нации, создали огромное множество новых прекрасных песен самобытно-национальных стилей и жанров. Старые средневековые лады уже не отвечали новым идеалам выразительности, красоты, логики развития. Их оттеснила мажоро-минорная система. Утвердился гомофонно-гармонический склад с длящимся басом (basso continuo), в то время как в полифонии совершился переход от строгого к свободному стилю и образовалась его высшая форма - фуга. Возникла и с огромной быстротой распространились опера, а рядом с нею - оратория, кантата, пассион и светские камерно-вокальные жанры - ария, дуэт. Наконец, в чисто инструментальной сфере наряду с усовершенствованием уже бытовавших жанров и форм - вариаций, партиты, канцоны и других - народились новые: соната, симфония (увертюра), концерт. Пробудились и поднялись новые великие таланты - создатели этих форм, смело пролагавшие музыке пути в будущее, - Монтеверди и Скарлатти, Корелли и Вивальди, Фр. Куперен и Рамо, Шютц и Пёрселл, наконец, Гендель и Бах.
Сама жизнь общества требовала более глубокого и разностороннего воплощения ее явлений в музыке - выразительнице его идей, и, подчиняясь законам общественного развития, музыка все громче и шире откликалась на это требование.
В западном искусстве XVIII века едва ли не самые блестящие музыкальные достижения вновь связаны с Италией - колыбелью европейской оперы и родоначальницей выдающейся скрипичной школы. Между тем в истории итальянского народа это время было переломным, полным противоречий, национальных и социальных невзгод, острой борьбы взглядов и направлений в идейной жизни, культуре. На итальянских землях хозяйничали австрийские, французские, испанские завоеватели. Страна задыхалась посреди изуверского разгула контрреформации. Католическая церковь и ее инквизиция беспощадно подавляли всякое свободомыслие, влечение ума к научному познанию, искусства - к реализму. В роли то щедрого мецената, то свирепого диктатора - папство, окрепшее особенно после союза с католической Францией, властно вторгалось в культуру и искусство, стремясь подчинить их своей идеологии.
Возникнув на многосоставной социальной почве, барокко в различных своих местных школах, оттенках, в различных видах искусств отразило миросозерцание и вкусы различных общественных слоев - аристократии, церковного клира, интеллигенции; отчасти, возможно, проникли в него и элементы крестьянского миросозерцания и эстетики той эпохи. Отсюда дифференциация барочного искусства на реалистическую школу, во главе которой стоял великий демократический художник Микеланджело Караваджо, и роскошно-красочное, фантазийно-религиозное, академическое крыло - Каррачи, позже Бернини, Гварини, Борромини - живописцы и зодчие, которых фаворировали церковь и богатая знать.
Ни одно искусство не было тогда столь новаторским, пытливым и дерзновенным, как музыка. Казалось бы, времена и нравы не благоприятствовали ей. И все же могучее стремление пылкого душой, вольнолюбивого итальянского народа к утверждению национальные основ своей музыкальной культуры повсюду неудержимо прокладывало себе дорогу.
Княжеские, герцогские, патрицианские дворы – Медичи во Флоренции, Сфорца в Милане, д'Эсте в Ферраре, Гонзага в Мантуе – были не только центрами деспотической тирании, междоусобной вражды. При всем разгуле
эгоизма, роскоши, социальной демагогии, они логикою вещей становились также очагами рациональной культуры, творчества.
Не случайно именно Италия стала родиной европейского оперного искусства. Ее народ обладал огромным певческим дарованием; уже тогда итальянцы славились своими голосами и песнями, а представления с музыкой и пением, особенно в связи с так называемыми «майскими праздниками» (тосканские maggi), и широко бытовавшие во Флоренции «священные представления» (театрализация библейских легенд с песнями), были старой народной традицией.
Как обычно в народном творчестве, многие итальянские напевы того времени связаны были с танцами, в разнообразии которых сказались богатство, пестрота местных традиций и жанровых черт. С развитием национальной культуры все более широкий круг плясок с сопровождавшей их музыкой и песнями приобретал общеитальянское художественное значение. Ритмы сицилианы, венецианской форланы, тарантеллы, ломбарды проникали в инструментальные жанры, в оперные арии, канцоны, хоры.
Наибольшей славы достигло вокальное искусство, связанное с неаполитанской школой. Его стиль получил название bel canto, что значит красивое пение.
I.2. Сведения о композиторе
Мартини Джованни Баттиста (1706-1784) - итальянский композитор, капельмейстер, педагог, певец, скрипач и клавесинист, музыкальный теоретик и историк. Один из авторитетнейших музыкантов своего времени, воспитавший многих известных композиторов. Его произведения являются существенным этапом в становлении и развитии симфонического, камерно-инструментального и вокально-симфонического жанров.
В истории музыки было несколько композиторов по фамилии Мартини. И далеко не все итальянцы. В XV веке был фламандский композитор Иоганнес Мартини. В XVI был еще один фламандский композитор Франческо Мартини. В XVII - Джованни Марко Мартини, родом из Венеции. В Европе, во второй половине восемнадцатого века было три Мартини - один итальянец, второй немец, третий испанец.
Падре Мартини был плодотворным композитором и самым великим музыковедом того времени. К нему музыканты ходили за советами, у него учились Иоганн Кристиан Бах, Никколо Йоммелли, Вольфганг Амадеус Моцарт, Джузеппе Сарти, Дмитрий Бортнянский, С.Маттеи, Ф. Бертони и многие другие.
Вот что писал двадцатилетний Моцарт своему учителю из Болоньи:
«Я не перестаю сожалеть о том, что нахожусь далеко от единственного человека в мире, которого я люблю и уважаю превыше всего».
У Мартини учился и украинский композитор Максим Березовский, которого называли «Моцартом в хоре». Он родился в городе Глухов Черниговской губернии, в казацкой семье Созонта и Агриппины
Березовских. После уроков у падре Джамбаттиста Мартини 15 мая 1771 года в свои 26 Максим Березовский выдержал экзамен в Болонской филармонической академии на звание академика-композитора. Ещё несколько итальянских академий избрали Березовского своим почетным членом. Подобный успех до него в Италии имел только Моцарт - их имена рядом выбиты золотом на мраморной доске на стене Болонской академии.
Луиджи Керубини учился у знаменитого оперного композитора и контрапунктиста Дж. Сарти (бывшего, в свою очередь, учеником великого Падре Мартини). Большой талант и великолепная композиторская школа позволили Керубини стать разносторонним композитором.
Мартини родился 24 апреля 1706 года в Болонье. Его первым учителем был отец, скрипач и виолончелист Антонио Мария Мартини. Помимо скрипки, Мартини овладел игрой на чембало и вокальным искусством под руководством А. Предьери. В дальнейшем он занимался у Ф.А. Пестокки (вокал), Дж. А. Риччери (контрапункт) и Дж. Перти (композиция).
С 1721 года Мартини был монахом ордена францисканцев.
В 1725 году он занял пост капельмейстера церкви Сан-Франческо в Болонье, уделял много времени педагогической и творческой деятельности.
В 1729 году Мартини принял сан священника (его называли падре Мартини). Он был членом Филармонической академии в Болонье и академии «Аркадия» в Риме.
В 1761, 1770 и 1781 годах были опубликованы три тома «Истории музыки» Мартини - первый опыт фундаментального труда в этой области (охватывает только античность; 1757-1781).
Он вел активную переписку с выдающимися представителями музыкальной культуры - Ж.Ф. Рамо, Дж. Тартини, Ф.В. Марпургом, Й.Мысливечеком, Ч. Бёрни, И. Кванцем, П. Метастазио.
В 1774 году появился его «Фундаментальный трактат о контрапункте».
Мартини является автором опер, ораторий, симфоний, духовных произведений (мессы, мотеты), клавирных и органных сонат. Он внес неоценимый вклад в деле сохранения ценнейших памятников музыкального искусства (собранная им библиотека насчитывает более 17000 томов). Скончался Мартини 3 августа 1784 года в Болонье.
Именем Мартини названы консерватория и городская библиотека в Болонье.