ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2024
Просмотров: 226
Скачиваний: 0
Музыкальный театр Стравинского
«Человек тысячи одного стиля...», «музыкальный Протей»,
«композитор-хамелеон», «законодатель музыкальных мод»,
«изобретатель музыкальных блюд на мировой кухне»
Б. Ярустовский. 1
Музыкальный театр – эта та сфера творчества Стравинского, которой он оставался верен на протяжении всего своего творческого пути. Не зависимо от того куда поворачивал путь его яркой, резко контрастной в своих этапах эволюции, композитор всегда находил в театре возможности для реализации своих творческих взглядов.
Стравинского вообще отличает яркая театральность мышления, которая сказывается в воплощенной средствами музыки зримости жеста и пластических «интонаций», в звуковой характерности, чувстве сценического времени, сменах темпо-ритма действия. Конкретные зрительные образы часто руководили воображением композитора. Стравинский любил видеть играющий оркестр (ему недостаточно было только слышать), при этом он получал удовольствие от своеобразного «инструментального театра».
Стилистические элементы в музыкальном театре
Театр Стравинского демонстрирует:
тенденции, идущие от русского фольклора — разыгрываемой сказки, скоморошьего действа, игры, обряда, кукольного театра,
приемы комедии дель арте,
оперы-сериа и оперы-буффа,
средневековых мистерий,
японского театра Кабуки,
театральную эстетику «Мира искусства», Мейерхольда, Крэга, Рейнхардта, Брехта.
Театр Стравинского по своей природе резко отличается от чеховско-ибсеновского «театра переживания». Его природа иная. Это театр показа, представления, театр условный, лишь временами, как особый прием, допускающий открытое переживание. Вот почему Стравинский резко (до несправедливости) отвергает веристов, равно как и театр Вагнера.
Сюжеты
Стравинский обращается к разным по своим истокам и природе сюжетам: сказке («Жар-птица», «Соловей», «Байка», «Сказка о солдате»), обряду («Весна священная», «Свадебка»), древнегреческому мифу («Царь Эдип», «Орфей», «Персефона», «Аполлон Мусагет»), сюжетам, соединяющим реальность и вымысел («Петрушка», «Похождения повесы», «Поцелуй феи»). Можно обозначить темы, проходящие через его музыкальный театр: человек в круговороте сил природы, человек и рок, человек и искушения.
Сюжет и его трактовка Стравинским.В театральном содержании «Петрушки» исследователи отмечают реалистические черты, соединяющиеся с символистской многозначностью, — как свойства, доминирующие в балете. Для последующего развития творчества Стравинского особенно важен мотив балагана, условного действия марионеток. Конечно, он не является изобретением Стравинского (он так же стар, как и сами персонажи кукольной драмы), но именно в его творчестве развивается особенно плодотворно.
Периодизация
Основные этапы творчества:
начальный период (1882—1902),
годы учебы и общения с Н. А. Римским-Корсаковым (1902—1908)
-
три периода зрелого творчества:
так называемый «русский» (1908—1923)2, \15 лет\;
неоклассицистский (1923—1953), \30 лет\;
поздний (1953—1968), \15 лет\.
Стиль композитора Единство стиля
Говорить о единстве стиля Стравинского, как об явлении, не требующем доказательств, можно только применительно к сочинениям в пределах отдельных этапов его творчества. Его произведения, которые оказываются родственными по стилю, объединяются в целые стилистические группы и периоды: «русский», неоклассический, додекафонный,→творчество Стравинского можно назвать настоящей энциклопедией стилей.
Однако, к какому произведению Стравинского мы бы ни обратились, везде ясна принадлежность музыки именно этому автору — индивидуальность Стравинского всегда угадывается безошибочно. И здесь речь идет не просто об отдельных технических приемах — метроритмической организации, ладовых особенностях музыки. В случае с этим композитором, который в основу своего стиля положил саму «игру со стилями», можно говорить об определённой манере написания музыки. О конкретном творческом методе, который задействует не просто каждое отдельное средство музыкальной выразительности, а оперирует целыми «комплексами», которые в сумме и представляют собой определённый стиль.
Элементы музыкального языка композитора:принцип свободного метра, диатонизм гармонии, «попевочный» тематизм, преобладание вариантных методов развития и многие другие признаки.
Стилизация
Среди всех особенностей творческого облика Стравинского наиболее яркие и очевидные: 1) резкость «поворотов» эволюции, которых не знал ни один крупный композитор; 2) появляется новый, ранее не встречавшийся творческий принцип, связанный с переосмыслением стилизации.
Стилизация Стравинского – представляет собой качественно новую ступень музыки XX века; перерождение этого явления, характерное и для других областей современного европейского искусства. Это – стилизация нового типа, которая не предполагает, как раньше, «подчинения» всей системы средств выразительности избранному стилю; скорее здесь имеет место обратное явление: подчинение «модели» современному художественному мышлению, очень искусное по оформлению.
Возникновение новых стилизаторских тенденций в творчестве Стравинского относится к самому раннему периоду его деятельности.
Истоки стилизаторства.
Ещё в «русском» периоде. Влияние атмосферы объединения «Мир искусства». Они изобрели новый метод стилизации – «вариацию на стиль».
Элементы стилизации: |
|
«Мир искусства» |
И. Стравинский |
|
|
«версальские» работы Бенуа, славянская архаика Рериха… |
!периоды! |
|
конкретность, точность в передаче исторических и стилистических особенностей, сохранившуюся на протяжении всей жизни←(отчасти) объясняется тяготение композитора к программной (в тесном и широком смысле) музыке. |
|
Как и художники, композитор не обладает склонностью к «чистой» стилизации и с исключительным разнообразием применяет метод «вариации на стиль»5. Особенно яркий расцвет этого метода связан с более поздним периодом его творческой деятельности – с неоклассицизмом. Применение принципа «вариаций на стиль»→художественное произведение приобретает оттенок стилистической двойственности; можно «повернуть» в сторону языка прошлого или языка современности в любой момент, усилить те или иные черты.→для Стравинского стало характерным стилистическое балансирование, игра, в изобилии насыщенная юмором или пародийными элементами. |
|
|
|
По отношению к творческой индивидуальности Стравинского представляется особенно важной. Проявилось прежде всего именно в музыкальном театре композитора – условность. |
Принцип условности в музыке Стравинского в целом и его музыкальном театре в частности
Природная театральность мышления Стравинского с самого начала тяготела к условности, которая получила широкое распространение в искусстве XX века7.
Чисто музыкальные проявления принципа |
Театр |
|
|
Театр-представление
В «Петрушке» мотив балагана всеобъемлющ, все другие компоненты могут быть включены в него. Так, романтические черты Петрушки — ожившей куклы, сильно подчеркнутые в фокинской постановке, оказываются составной частью балаганной атмосферы, усугубляющей ее двусмысленность. В недрах реалистического (с элементами символики) театра формируются первые признаки «театра представления», который стал впоследствии основным типом для сценических произведений Стравинского. С этой точки зрения очень ясен и последователен путь развития Стравинского от «Петрушки» к «Байке про лису», «Свадебке», где условность сценического действия во многом зависит от специфической характерности персонажей — масок в «Байке», объединенной в ритуальном действии первобытной толпы в «Весне священной» или «Свадебке». Также логичным представляется появление неоклассического «Царя Эдипа», где трактовка действия непосредственно вытекает из принципов «театра представления»: Стравинский сосредоточивает внимание на «изображении» предельно обобщенных «надындивидуальных» чувств, на «геометрии трагедии» (по его собственному выражению.