Файл: Музичний театр Стравінського.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Музыкальный театр Стравинского

«Человек тысячи одного стиля...», «музыкальный Протей»,

«композитор-хамелеон», «законодатель музыкальных мод»,

«изобретатель музыкальных блюд на мировой кухне»

Б. Ярустовский. 1

Музыкальный театр – эта та сфера творчества Стравинского, которой он оставался верен на протяжении всего своего творческого пути. Не зависимо от того куда поворачивал путь его яркой, резко контрастной в своих этапах эволюции, композитор всегда находил в театре возможности для реализации своих творческих взглядов.

Стравинского вообще отличает яркая театральность мышления, которая сказывается в вопло­щенной средствами музыки зримости жеста и пластических «интонаций», в звуковой характерности, чувстве сценического времени, сменах темпо-ритма действия. Конкретные зритель­ные образы часто руководили воображением композитора. Стравинский любил видеть играющий оркестр (ему недоста­точно было только слышать), при этом он получал удоволь­ствие от своеобразного «инструментального театра».

Стилистические элементы в музыкальном театре

Театр Стравинского демонстрирует:

  • тенденции, идущие от русского фольклора — разыгрываемой сказки, скоморошьего действа, игры, обряда, кукольного театра,

  • приемы комедии дель арте,

  • оперы-сериа и оперы-буффа,

  • средневековых мистерий,

  • японского театра Кабуки,

  • театральную эстетику «Мира искус­ства», Мейерхольда, Крэга, Рейнхардта, Брехта.

Театр Стра­винского по своей природе резко отличается от чеховско-ибсеновского «театра переживания». Его природа иная. Это театр показа, представления, театр условный, лишь временами, как особый прием, допускающий открытое переживание. Вот поче­му Стравинский резко (до несправедливости) отвергает веристов, равно как и театр Вагнера.

Сюжеты

Стравинский обращается к разным по своим истокам и при­роде сюжетам: сказке («Жар-птица», «Соловей», «Байка», «Сказка о солдате»), обряду («Весна священная», «Свадебка»), древнегреческому мифу («Царь Эдип», «Орфей», «Персефона», «Аполлон Мусагет»), сюжетам, соединяющим реальность и вымысел («Петрушка», «Похождения повесы», «Поцелуй феи»). Можно обозначить темы, проходящие через его музыкальный театр: человек в круговороте сил природы, человек и рок, че­ловек и искушения.


Сюжет и его трактовка Стравинским.В театральном содержании «Петрушки» исследователи отмечают реалистические черты, соединяющиеся с символистской многозначностью, — как свойства, доминирующие в балете. Для последующего развития творчества Стравинского особенно важен мотив балагана, условного действия марионеток. Конечно, он не является изобретением Стравинского (он так же стар, как и сами персонажи кукольной драмы), но именно в его творчестве развивается особенно плодотворно.

Периодизация

Основные этапы творчества:

  1. начальный период (1882—1902),

  2. годы учебы и общения с Н. А. Римским-Корсаковым (1902—1908)

  3. три периода зрелого творчества:

    1. так называемый «русский» (1908—1923)2, \15 лет\;

    2. неоклассицистский (1923—1953), \30 лет\;

    3. поздний (1953—1968), \15 лет\.

Стиль композитора Единство стиля

Говорить о единстве стиля Стравинского, как об явлении, не требующем доказательств, можно только применительно к сочинениям в пределах отдельных этапов его творчества. Его произведения, которые оказываются родственными по стилю, объединяются в целые стилистические группы и периоды: «русский», неоклассический, додекафонный,→творчество Стравинского можно назвать настоящей энциклопедией стилей.

Однако, к какому произведению Стравинского мы бы ни обратились, везде ясна принадлежность музыки именно этому автору — индивидуальность Стравинского всегда угадывается безошибочно. И здесь речь идет не просто об отдельных технических приемах — метроритмической организации, ладовых особенностях музыки. В случае с этим композитором, который в основу своего стиля положил саму «игру со стилями», можно говорить об определённой манере написания музыки. О конкретном творческом методе, который задействует не просто каждое отдельное средство музыкальной выразительности, а оперирует целыми «комплексами», которые в сумме и представляют собой определённый стиль.

Элементы музыкального языка композитора:принцип свободного метра, диатонизм гармонии, «попевочный» тематизм, преобладание вариантных методов развития и многие другие признаки.


Стилизация

Среди всех особенностей творческого облика Стравинского наиболее яркие и очевидные: 1) резкость «поворотов» эволюции, которых не знал ни один крупный композитор; 2) появляется новый, ранее не встречавшийся творческий принцип, связанный с переосмыслением стилизации.

Стилизация Стравинского – представляет собой качественно новую ступень музыки XX века; перерождение этого явления, характерное и для других областей современного европейского искусства. Это – стилизация нового типа, которая не предполагает, как раньше, «подчинения» всей системы средств выразительности избранному стилю; скорее здесь имеет место обратное явление: подчинение «модели» современному художественному мышлению, очень искусное по оформлению.

Возникновение новых стилизаторских тенденций в творчестве Стравинского относится к самому раннему периоду его деятельности.

Истоки стилизаторства.

Ещё в «русском» периоде. Влияние атмосферы объединения «Мир искусства». Они изобрели новый метод стилизации – «вариацию на стиль».

Элементы стилизации:

«Мир искусства»

И. Стравинский

              1. Проявления и объекты – различны, но опора на принцип ретроспективностиприсутствует везде.

«версальские» работы Бенуа, славянская архаика Рериха…

!периоды!

              1. Стремление к точной передаче атмосферы эпохи, мельчайших деталях←научная деятельность художников3.

конкретность, точность в передаче исторических и стилистических особенностей, сохранившуюся на протяжении всей жизни←(отчасти) объясняется тяготение композитора к программной (в тесном и широком смысле) музыке.

              1. Трактовали прием стилизации очень широко, фактически переосмысливая это явление. Строгая стилизация всегда имеет в основе образец, также относящийся к искусству4. Они воссоздавали скорее внешние атрибуты.

Как и художники, композитор не обладает склонностью к «чистой» стилизации и с исключительным разнообразием применяет метод «вариации на стиль»5. Особенно яркий расцвет этого метода связан с более поздним периодом его творческой деятельности – с неоклассицизмом. Применение принципа «вариаций на стиль»→художественное произведение приобретает оттенок стилистической двойственности; можно «повернуть» в сторону языка прошлого или языка современности в любой момент, усилить те или иные черты.→для Стравинского стало характерным стилистическое балансирование, игра, в изобилии насыщенная юмором или пародийными элементами.

              1. в сильном изменении, часто коренного характера, самого предмета стилизации. Только на таком основании стал возможен дальнейший расцвет этого явления и его длительное существование→в стилизации «мирискусников» соединяются стиль образца и индивидуальный стиль художника, причем их соотношение может быть самым различным, в зависимости от творческого облика и темперамента автора.

              1. Дистанция в отношении к объекту. Соблюдали в любом случае, будь то аристократическая культура или архаический примитив. Всё воспринималось в одном и том же плане эстетического любования→рождало особый оттенок взгляда «извне», специфическую непричастность художника к происходящему. Объект такого «изображения» (в противовес «выражению» романтического типа) становится условным. Степень условности могла быть различной, в зависимости от вида искусства: сильнее всего она проявилась в области театра и живописи.6

По отношению к творческой индивидуальности Стравинского представляется особенно важной. Проявилось прежде всего именно в музыкальном театре композитора – условность.



Принцип условности в музыке Стравинского в целом и его музыкальном театре в частности

Природная театральность мышления Стравинского с самого начала тяготела к условности, которая получила широкое распространение в искусстве XX века7.

Чисто музыкальные проявления принципа

Театр

  • В одних случаях они прямо вытекают из условности действия: например, условная трактовка оркестра как комплексного «звучания примитивных инструментов» и «варварских» хоров8, или условный фальшиво-морализирующий хорал в «Истории солдата».

  • В других случаях музыкальные проявления условности вполне самостоятельны и возникают в непрограммных сочинениях: тогда в этом можно видеть «чистое» проявление «вариации на стиль», позволяющее свободно трансформировать стилистические черты искусства прошлого.

  • Здесь это свойство яснее обнаруживается.

  • Уже в ранних балетах Стравинского обращает на себя внимание отсутствие лирического проникновения в суть драматического персонажа, избегание психологической трактовки действия, которое является отличительной чертой любого проявления условности9.

  • Условность сюжета, драматургии в «Байке про лису», «Свадебке» превращает их в своего рода «маскарадный дивертисмент»10.

  • «Искажения» народных песен11.

Театр-представление

В «Петрушке» мотив балагана всеобъемлющ, все другие компоненты могут быть включены в него. Так, романтические черты Петрушки — ожившей куклы, сильно подчеркнутые в фокинской постановке, оказываются составной частью балаганной атмосферы, усугубляющей ее двусмысленность. В недрах реалистического (с элементами символики) театра формируются первые признаки «театра представления», который стал впоследствии основным типом для сценических произведений Стравинского. С этой точки зрения очень ясен и последователен путь развития Стравинского от «Петрушки» к «Байке про лису», «Свадебке», где условность сценического действия во многом зависит от специфической характерности персонажей — масок в «Байке», объединенной в ритуальном действии первобытной толпы в «Весне священной» или «Свадебке». Также логичным представляется появление неоклассического «Царя Эдипа», где трактовка действия непосредственно вытекает из принципов «театра представления»: Стравинский сосредоточивает внимание на «изображении» предельно обобщенных «надындивидуальных» чувств, на «геометрии трагедии» (по его собственному выражению.