ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.07.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Научная работа на тему: «Развитие e-justice в России. Анализ статистики. Проблемы и их пути решения.»

1 Развитие электронного правосудия

1.1 Краткая история развития электронного правосудия в России

1.2 Мировой опыт

1.3 Система правового регулирования в сфере электронного

1.3.1 Российские концепции и программы в сфере электронного

1.3.2 Развитие законодательства в сфере электронного

2 Современные технические решения в сфере электронного

2.1 Назначение и современные возможности сервисов и систем

2.2 Состав систем электронного правосудия в арбитражных судах России

2.3 Организация электронного документооборота в арбитражном

2.4 Сравнительный анализ российской и зарубежных систем

3 Актуальные проблемы развития электронного правосудия и

3.1 Организационно-технические проблемы

3.2 Социальные проблемы

3.3 Правовые проблемы

4 Экономическая оценка эффективности использования сервисов

средств сканирования, при этом:

цвет документов — черно-белый,

формат документов — Adobe PDF,

качество изображений — не менее 200 точек на дюйм (dpi) для

сохранения всех аутентичных признаков подлинности (графической подписи лица, печати, углового штампа бланка (если приемлемо), а также исходящего номера и даты заявления),

размер файла не может превышать 10 Мб,

каждый отдельный документ загружается в виде отдельного

файла,

наименование файлов должно позволять определять документ и

количество страниц в нем (например, Договор аренды 356 от 01122007

5л.pdf) . В случае возврата судом искового заявления, поданного в

электронной форме, для возврата государственной пошлины необходимо

предъявить оригинал документа, подтверждающего ее уплату.

В качестве основных этапов подачи документов через сайт в

соответствии с Временным порядком можно выделить следующие:

1) регистрация пользователя в системе;

2) выбор соответствующего вида обращения в суд;

3) заполнение данных об истце и ответчике (заявителе и

заинтересованном лице);

4) выбор суда для направления обращения;

5) прикрепление соответствующих документов;

6) отправка документов в суд;

7) получение уведомления о поступлении документов в систему;

8) проверка сотрудником суда, ответственным за прием документов

в электронном виде, оформления документов на соответствие всем

требованиям;

9) получение пользователем уведомления о получении документов

арбитражным судом (в нем указывается дата получения документов, которая считается датой поступления документов в арбитражный суд);

10) распечатывание сотрудником суда заявления (жалобы) и описи

документов, поступивших в электронном виде;

11) передача сотрудником суда распечатанных документов в группу

регистрации (как правило, в день поступления, но не позднее первой

половины следующего рабочего дня);

12) регистрация документов;

13) изучение поступивших документов.

Кроме того, стоит отметить, что в пункте 2 постановления Пленума

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля


2011 года № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального

закона № 228 – __________ФЗ» указано, какие меры может предпринимать суд для решения вопроса о принятии электронного обращения к производству. Кроме того, что суд должен проверить соответствие обращения формальным требованиям к его форме и содержанию, указанным в кодексе, также необходимо удостовериться в отправке заявления (жалобы) именно тем лицом, данные о котором указаны. Так, например, суд может обязать это лицо явиться в

предварительное судебное заседание, судебное заседание или предоставить суду оригинал поданного им документа в определенный судом срок. Доказательством подписания полученного судом электронного документа лицом, указанным в обращении, может быть предоставление дополнительных документов, представленных этим лицом46. Главная страница сайта приведена в Приложении А. Возможности пользователя разделены на 4 группы: «Мои данные», «Заявления и жалобы»,

46 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года

№ 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 228 – ФЗ» «Дополнительные документы» и «Судебная практика». Раздел «Мои

данные», в свою очередь, делится на «Электронный страж» (переход на сайт сервиса «Электронный страж»), «Черновики» (в них хранятся ранее

созданные обращения в суд) и «Справка» (содержит все требования к

документам, которые можно подать через сайт и подробное объяснение

работы с сервисом). В группе «Заявления и жалобы» пользователь может выбрать подачу иска (заявления), апелляционной жалобы, кассационной жалобы, заявление (представление) о пересмотре судебного акта в порядке надзора или заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. В качестве дополнительных документов можно направить в суд встречный иск, заявление о вступлении в дело, отзыв, заявления и заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Также на сайте представлен раздел «Судебная практика», содержащий ссылки на основные сервисы современного ЭП в арбитражном судопроизводстве: Картотеку арбитражных дел, Календарь судебных заседаний, Банк решений арбитражного суда и Перерывы в заседаниях. С помощью сайта можно подать в арбитражный суд в электронной форме любое обращение, для которого Арбитражным процессуальным кодексом разрешена подача с помощью заполнения размещенных на официальном сайте форм. Исключение составляют заявления по делу о несостоятельности (банкротстве): данный раздел находится в разработке. В приложении Б в качестве примера приведена страница для


добавления документов к исковому заявлению. Пользователю необходимо

выбрать тип документа и нажать кнопку «Добавить файл» для выбора

соответствующего файла. Основными плюсами введения данного сервиса являются:

возможность подачи заявления в арбитражный суд быс тро и в

любое время суток (это преимущество очевидно в ситуациях, когда остается

мало времени на обжалование судебного решения, которое было получено с запозданием);

отсутствие очередей;

возможность направления иска в суд другого региона через

Интернет (согласно ст.35 АПК РФ иск предъявляется по месту нахождения

или месту жительства ответчика, поэтому раньше иногда приходилось ехать в другой город для подачи заявлении в определенный суд);

уменьшение количества бумажных документов в суде и, как

следствие, сохранение денежных средств, например, на содержание архивов;

возможность направления иска по уже существующим делам.

В настоящий момент работает бета-версия системы. Разработчики

принимают предложения по улучшению работы сервиса, как от судов, так и от самих заявителей. В качестве планов на будущее называются:

согласование с Федеральной налоговой службой РФ возможности

автоматической загрузки выписок из реестров (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). Такое

взаимодействие позволит заявителю не загружать отдельно выписку. Она будет автоматически добавлена к пакету документов при указании

пользователем ИНН участника процесса.

интегрирование с официальным сайтом государственных услуг47:

это позволит участникам судебного разбирательства получать

регистрационные данные с помощью этого портала, а затем использовать их для работы с системой «Мой арбитр»;

доработка системы в части дел о банкротстве.

26 апреля 2011 года приказом ВАС РФ был утвержден новый

временный порядок подачи документов, который вступит в силу 25 июня

того же года. Новый порядок внесет ряд изменений.

Во-первых, направляемые в суд документы можно будет

отсканировать не только в черно-белом цвете, как это было раньше, но и в 47 URL: http://www.gosuslugi.ru/сером. А при отправке копии мирового соглашения пользователь может загрузить файл в текстовом формате Microsoft Word или OpenOffice.


Во-вторых, новая редакция предусмотрела некоторые подсказки на

сайте, помогающие пользователям, не являющимся профессионалами в

области судопроизводства, корректно заполнить информацию. Так,

например, при обращении в надзорную инстанцию пользователю

необходимо будет заполнить дополнительную форму. В ней потребуется

указать нормы права, которые, по мнению заявителя, были нарушены или

неправильно применены, что впоследствии повлекло нарушение его

законных прав и интересов. Также в форме необходимо будет выбрать одно или несколько оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора из трех предложенных.

И, в-третьих, была введена обязанность судов, в случае, если

пользователем были не соблюдены какие-либо указанные во временном

положении условия, не позволяющие принять документы к производству,

при отправке уведомлений указывать причину, по которой отправленные

документы не являются признанными поступившими в арбитражный суд. В принятии обращения может быть отказано, если:

оно является нечитаемым (отсутствуют некоторые страницы,

формат не соответствует указанному в положении),

один или несколько документов уже были отправлены или уже

зарегистрированы в системе,

нет подписи указанного в качестве заявителя лица,

нет разделения различных документов на отдельные файлы,

неправильно указанны наименования файлов,

подача данного вида документов не предусмотрена временным

порядком и др.


2.4 Сравнительный анализ российской и зарубежных систем

подачи электронных документов

Для регистрации в американской системе PACER необходимо

заполнить форму на сайте, в которой указываются имя пользователя,

фактический адрес и адрес электронной почты, а также иная контактная информация. Регистрация для пользования системой PACER является бесплатной. Однако за доступ к PACER и за некоторые операции, такие как скачивание документов, взимается плата в размере $0,08 за страницу, полученную в результате поиска. Регистрационная форма PACER предоставляет возможность ввода данных кредитной карты, при помощи которой можно оплатить государственную пошлину и ежеквартально оплачивать использование системы. Для пользования системой подачи документов CM/ECF логин и пароль выдается соответствующим судом. Они действительны только для подачи документов в суд, который их дал, и не являются взаимозаменяемыми с логином и паролем PACER. Система электронной подачи CM/ECF принимает документы только в формате Adobe Portable Document Format (файлы PDF), черно-белого цвета с разрешением 300 dpi. Максимальный размер файлов устанавливается каждым судом самостоятельно. Федеральный суд Австралии, как уже отмечалось ранее, использует систему eLodgment. Сервис работает круглосуточно. Для регистрации необходимо указать имя, фамилию, пол, адрес, телефон, адрес электронной почты и другие данные. Пользование системой бесплатное, но подача некоторых типов документов является платной. Оплату можно произвести, например, кредитной картой.

С помощью системы возможна отправка документов в следующих

форматах: DOC (MS Word Documents), PDF (Portable Document Format),

XLS (MS Excel Spreadsheets), JPG (Image Files), RTF (Rich Text Format) и

GIF (Graphics Interchange Format). После того, как документы приняты судом, они должны быть переведены в формат PDF. Требования к документам: размер не может превышать 5 MB и документ не может содержать более 100 страниц. Наглядное сравнение российской («Мой арбитр»),

американской (CM/ECF) и австралийской (eLodgment) систем электронной подачи документов в суды приведено в таблице 1.

Таблица 1 — Сравнительные характеристики систем электронной подачи документов

Характеристики

«Мой арбитр»

(РФ)

CM/ECF

(США)

eLodgment

(Австралия)

Время работы круглосуточно круглосуточно круглосуточно