ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.07.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Научная работа на тему: «Развитие e-justice в России. Анализ статистики. Проблемы и их пути решения.»

1 Развитие электронного правосудия

1.1 Краткая история развития электронного правосудия в России

1.2 Мировой опыт

1.3 Система правового регулирования в сфере электронного

1.3.1 Российские концепции и программы в сфере электронного

1.3.2 Развитие законодательства в сфере электронного

2 Современные технические решения в сфере электронного

2.1 Назначение и современные возможности сервисов и систем

2.2 Состав систем электронного правосудия в арбитражных судах России

2.3 Организация электронного документооборота в арбитражном

2.4 Сравнительный анализ российской и зарубежных систем

3 Актуальные проблемы развития электронного правосудия и

3.1 Организационно-технические проблемы

3.2 Социальные проблемы

3.3 Правовые проблемы

4 Экономическая оценка эффективности использования сервисов

1.2 Мировой опыт

В США идея электронной подачи документов в суды зародилась в конце 1980-х годов и была развита благодаря некоторым успехам и вводным пилотным проектам в 90-х годах. В 1988 году Федеральные суды Соединенных Штатов, начали внедрение пробной версии системы доступа к судебным актам — системе Public Access to Court Electronic

Records (PACER)18. Система обеспечивает 24-часовой доступ к документам через сеть Интернет, возможность скачивать и распечатывать документы, а также одновременный доступ к файлу дела нескольких лиц. Пользование системой платное ($0,08 за страницу).

17 URL: http://www.sudrf.ru/

18 URL: http://www.pacer.gov/

В 1996 году в нескольких судах США в качестве опытного образца

была внедрена система подачи обращений Case Management/Electronic Case Files (CM/ECF)19. Тестовое использование системы оказалось достаточно успешным и с 2001 года началось ее активное внедрение для электронной подачи судебных документов. Внедрение системы во все окружные суды началось в 2003 году, а в апелляционные суды — в 2004 году. К концу 2004 году все федеральные суды уже имели доступ к CM/ECF. Эта система предоставляет судам возможность делать свои документы общедоступными через Интернет. Доступ к судебной информации с использованием электронных средств возможен посредством использования программы PACER. В 2002 году началось введение в эксплуатацию системы электронной существует различные виды систем электронной подачи документов, и каждый из них имеет свои особенности. Их свойства отличаются в зависимости от юрисдикции. Кроме того, суды Канады используют электронные технологии для улучшения доступа к судебным материалам. Они предоставляют бесплатный доступ к решениям, находящимся в их базах данных. Через веб-сайт URL: http://www.canlii.ru / (Canadian Legal Information Institute (CanLII)) обеспечивается доступ к судебным решениям и канадскому законодательству. В декабре 2005 года в некоторых судах Италии были проведены эксперименты по тестированию «электронной системы гражданского судопроизводства» (ЭСГС), которые были успешно завершены в декабре 2008 году. Первой судебной инстанцией Италии, использующей новую технологию, стал Арбитражный суд Вероны. ЭСГС Италии предоставляет следующие возможности: электронное заполнение исковых документов, виртуальные консультации по исковым документам и судебным решениям, электронные запросы и предоставление электронных копий. Сегодня ЭСГС


19 URL: http://www.uscourts.gov/FederalCourts/CMECF.aspx

позволяет решить ряд организационно-технических проблем, используя электронную передачу данных. Кроме того, предложенное решение оказывается еще и экономически выгодным. Нидерландская прокуратура с апреля 1999 использует систему поддержки назначения сроков наказания — Beslissing Ondersteunend Systeem (BOS)20, разработанная компанией Polaris. В принципе, любой желающий может скачать эту систему через Интернет-сайт, но система в основном предназначена для профессиональных пользователей, таких как адвокаты и сотрудники университета. Эти пользователи также могут рассчитывать на техническую поддержку сотрудников прокуратуры. Использование системы довольно сложное. Система дает шаг за шагом вопросы, требующие ответа. В случае если пользователь неопытный и дает неправильные ответы, результат может оказаться некорректным. Система позволяет определить срок наказания для уголовных преступлений. Федеральный суд Австралии был первым австралийским государственным судом, который ввел электронную подачу документов. Система Electronic Filing System (eFiling) доступна с октября 2000 года через веб-сайт суда и позволяет истцам подавать заявления и сопроводительную документацию, а также проводить платежи за использование системы по кредитной карте. В дальнейшем появилась возможность уведомления клиентов о получении и принятии/отклонении их документов. С 24 мая 2010 федеральный суд выпустил свое новое электронное средство для подачи заявлений онлайн — eLodgment21. eLodgment заменила eFiling 1 июля 2010 года. Она взаимодействует с судебной системой управления и имеет больше возможностей, чем eFiling. Система работает круглосуточно. Также суд Австралии разработал национальную систему видеоконференц-связи (первую в своем роде в мире), которая сокращает затраты и время, необходимые для проведения судебного процесса, и

20 URL: http://www.om.nl/organisatie/beleidsregels/bos_polaris /

21 URL: http://www.elodgment.fedcourt.gov.au/

позволяет более эффективное рассматривать дела, некоторые из участников которых не могут находиться в месте заседания по каким-либо причинам. Пользование данной системой является платным.


1.3 Система правового регулирования в сфере электронного

правосудия в России

1.3.1 Российские концепции и программы в сфере электронного

правосудия

Основные принципы, цели и задачи внедрения и использования ИКТ -

систем в органах государственной власти были определены в концепциях и программах Правительства РФ. В конце 2001 года была принята первая из основных программ в сфере электронного правосудия — федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы22. Ее продолжением стала федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России»

на 2007–2012 годы23, разработанная на основе концепции федеральной

целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007–

2011 годы24. В концепции были сформулированы основные цели программы: повышение качества осуществления правосудия и совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Кроме того, в концепции были отмечены две основные проблемы судебной системы22 Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 (ред. от 06.02.2004) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы»23 Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 (ред. от 10.09.2010) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы»24 Распоряжение Правительства РФ от 04.08.2006 № 1082 – р «О Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 годы» России, на решение которых была направлена программа развития: проблема открытости и прозрачности судопроизводства и низкий уровень исполнения судебных решений.

Программа была призвана обеспечить:

развитие самостоятельной и независимой судебной власти в стране,

улучшение качества судопроизводства,

повышение эффективности деятельности судов,

увеличение их кадрового и материального обеспечения,

обеспечение независимости судей,

совершенствование законодательства России,

и, как следствие решения вышеперечисленных задач, повышение уровня доверия граждан.

В программе в качестве основных мероприятий указываются мероприятия по информатизации деятельности судебной системы:

создание электронного архива, формирование информационно -коммуникационной системы Конституционного Суда РФ и электронной специализированной общедоступной библиотеки Конституционного Суда РФ;


реализация проекта электронного обеспечения правосудия в системе арбитражных судов;

введение информационной системы судов общей юрисдикции ГАС «Правосудие»;

создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда РФ, интегрированной с информационной системой судов общей юрисдикции ГАС «Правосудие»;

формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия арбитражных судов, судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ. В 2002 году принята федеральная целевая программа «Электронная Россия»25. В соответствии с ней в России с 2002 года осуществляется построение системы электронного государства. Отметим, что концепция электронного государства предусматривает не только переход к электронному правительству, но и становление электронного правосудия. В программе закреплены принципы и возможности использования ИКТ в деятельности органов государственной власти (ОГВ). В качестве целей программы указываются:

предоставление гражданам доступа к информации о деятельности органов государственной власти,

повышение оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг,

обеспечение эффективного взаимодействия между различными ведомствами ОГВ с помощью использования информационного обмена,

использование органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий в повседневной деятельности. В рамках программы предусмотрено:

улучшение информационно-коммуникационной инфраструктуры ОГВ,

внедрение информационных систем в ОГВ,

использование электронного документооборота в ОГВ,

создание и развитие сайтов ОГВ в сети Интернет,

развитие необходимой нормативно-правовой базы,

переход на выполнение услуг и функций ОГВ в электронной форме, Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)»

развитие инфраструктуры доступа к услугам и информации о деятельности ОГВ.

Затем в 2006 году была одобрена концепция региональной

информатизации до 2010 года26, цели которой во многом совпадали с первой концепцией. В качестве примеров этих целей можно привести:

обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности ОГВ субъектов РФ;


создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности населения в информации, а также потребности органов государственной власти субъектов РФ в информации и информационном взаимодействии;

обеспечение информационной безопасности региональных и муниципальных информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории субъектов РФ.