ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.07.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Развитие электронного правосудия
1.1 Краткая история развития электронного правосудия в России
1.3 Система правового регулирования в сфере электронного
1.3.1 Российские концепции и программы в сфере электронного
1.3.2 Развитие законодательства в сфере электронного
2 Современные технические решения в сфере электронного
2.1 Назначение и современные возможности сервисов и систем
2.2 Состав систем электронного правосудия в арбитражных судах России
2.3 Организация электронного документооборота в арбитражном
2.4 Сравнительный анализ российской и зарубежных систем
3 Актуальные проблемы развития электронного правосудия и
актов, вынесенных судами общей юрисдикции (за исключением подлежащих опубликованию актов), из персональных данных указываются фамилии и инициалы всех участников процесса (за исключением свидетелей). Данная редакция действует с 1 июля 2010 года — даты вступления в силу Федерального закона от 28.06.2010 № 123 – ФЗ38. До этого публиковались только фамилии и инициалы судьи, прокурора и адвоката. Считается, что данное нововведение поможет сделать судебную систему РФ открытой.
при публикации в Интернете из текстов судебных актов
исключаются сведения, составляющие государственную или иную
охраняемую законом тайну (ч.4 ст.15),
не размещаются в Интернете тексты актов, вынесенных по
некоторым категориям дел: затрагивающим безопасность государства,
возникающим из семейно-правовых отношений, о преступлениях против
половой неприкосновенности и половой свободы личности, об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным, о 38 Федеральный закон от 28.06.2010 № 123-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона
"О персональных данных" и статью 15 Федерального закона "Об обеспечен и доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.06.2010)
внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния и некоторые другие (ч.5 ст.15).
10) Федеральный закон № 59 «О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации»39. В связи с принятием Федерального
закона № 210 «Об организации предоставления государственных и
муниципальных услуг»40 (вступившего в силу 30 июля 2010) был принят
Федеральный закон от 27.07.2010 № 227 – ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации»41, вступающим в силу с 1 января 2011 года. Согласно последнему в ФЗ № 59 вносятся
изменения, закрепляющие некоторые возможности электронного обмена
между гражданами и государственными органами, органами местного
самоуправления или должностными лицами:
п.1 ст.4 позволяет гражданам обращаться не только в письменной
или устной форме, но и в форме электронного документа;
п.1 ст.5 закрепляет право гражданина представлять
дополнительные документы и материалы в электронной форме;
обращение, поступившее в электронной форме, подлежит
рассмотрению в установленном законом порядке (ч.3 ст.7). Также гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме;
органы государственной власти вправе запрашивать, в том числе
в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения
документы (п.2 ч.1 ст.10);
ответ на обращение, поступившее в форме электронного
документа, может быть направлено в форме электронного документа по
39 Федеральный закон от 02.05.2006 № 59 – ФЗ (ред. от 29.06.2010) «О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.04.2006)
40 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 06.04.2011) "Об организации предоставления
государственных и муниципальных услуг" (принят ГД ФС РФ 07.07.2010)
41 Федеральный закон от 27.07.2010 N 227-ФЗ (ред. от 06.04.2011) "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг" (принят ГД ФС РФ 16.07.2010) адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной
форме по почтовому адресу, указанному в обращении (ч.4 ст.10).
11) Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи»42. С
1 июля 2012 года будет признан утратившим силу в связи с принятием
Федерального закона «Об электронной подписи»43, который вступил в силу 8 апреля 2011 года. Одну из наиболее важных составляющих электронного правосудия составляет работа с электронными документами (документами в электронной форме): создание документов, корректировка, отправка, защита и т.д. Другими словами, ЭП непосредственно связано с электронным документооборотом (ЭДО). Основными законами в области ЭДО являются ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и ФЗ «Об электронной подписи». В этих законах приводятся основные термины в данной области. При этом приведенные в этих законах понятия и их определения не совпадают. Понятие электронного документа (ЭД) имеется только в законе 2002 года. Согласно этому закону под электронным документом понимается «документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой
форме».
Следующим важным определением является подпись, которой
подписывают ЭД. В законе 2002 года она называется электронная цифровая подпись, а в законе 2011 года — электронная подпись. В первом из приведенных документов приведено наиболее полное и подробное
определение.
«Электронная цифровая подпись — реквизит электронного
документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа
42 Федеральный закон от 10.01.2002 № 1 – ФЗ (ред. от 08.11.2007) «Об электронной цифровой подписи» (принят ГД ФС РФ 13.12.2001)
43 Федеральный закон от 06.04.2011 № 63 – ФЗ «Об электронной подписи» (принят ГД ФС РФ 25.03.2011)
подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе». «Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию». Закон 2011 года вводит новое понятие — участники электронного взаимодействия («осуществляющие обмен информацией в электронной форме государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также граждане»).
В заключение данной главы можно сделать вывод о том, что
арбитражное законодательство на настоящий момент более развито, чем остальные. Оно позволяет подачу обращений и документов в электронном виде, разрешает проведение заседаний с помощью видеоконференцсвязи, закрепляет возможность судов уведомлять участников процесса по электронной почте и т.д. Благодаря достаточной законодательной базе в арбитражных судах используются разнообразные современные сервисы ЭП, которые постоянно обновляются, совершенствуются. Поэтому в следующих
главах особое внимание будет уделено именно арбитражным судам и
судопроизводству в них.
2 Современные технические решения в сфере электронного
правосудия
2.1 Назначение и современные возможности сервисов и систем
электронного правосудия
В различных странах используются системы электронного
правосудия, отличные друг от друга вследствие неодинакового уровня
развития законодательства и уровня научно-технического развития стран. Поэтому и назначение систем ЭП в различных странах разное. Основными целями использования систем и сервисов ЭП в России являются:
повышение открытости деятельности судов всех инстанций,
обеспечение высокого уровня информированности граждан о
правилах и возможностях судопроизводства,
сокращение сроков подготовки судебных документов,
увеличение скорости рассмотрения обращений благодаря
использованию ИКТ (например, видеоконференц-связи),
оперативное __________предоставление подробной информации одействующем законодательстве РФ и судебной практике сотрудникам судов (в том числе судьям),
обеспечение оперативного сбора и обработки статистической
информации и предоставление анализа судебной практики,
повышение эффективности использования трудовых и
материальных ресурсов с помощью внедрения в судебное делопроизводство систем поддержки принятия решений и информационно-аналитических систем,
обеспечение оперативного взаимодействия судов для обмена
информацией и решения повседневных проблем. Разрабатывая систему такого масштаба, не стоит забывать и о требованиях, предъявляемых к данным системам. Наиболее важными из них являются: адаптивность, расширяемость, безопасность и интероперабельность. Адаптивность — возможность системы подстраиваться к изменениям внешних условий, таких как организационно-функциональная структура, законодательство и другие. Расширяемость — возможность добавления в систему новых или изменение существующих модулей без изменения других частей системы. Безопасность — защита конфиденциальности, целостности и доступности хранящихся в системе данных. Интероперабельность — способность программно-технического продукта взаимодействовать с другими системами. К основным видам действующих сервисов ЭП относятся:
подача обращений в суд в электронном виде — в России такая
система только разрабатывается, а, например, в США для этих целей
используется система Case Management/Electronic Case Files (CM/ECF). Для отправки документов через систему пользователь использует логин и пароль, выданные судом, в который планируется подача обращения. Документы, поданные таким образом, приравниваются к собственноручно подписанным документам. Пользователь не обязан дополнительно предоставлять сканированное изображение подписи на документе или использовать электронно-цифровую подпись.
движение дела из суда в суд в электронной форме — возможно
благодаря системам автоматизации судопроизводства. В настоящее время активно используется в судах РФ. К примеру, все арбитражные суды работают с такой системой. Поэтому информация о деле,
зарегистрированном в системе сотрудником суда субъекта федерации (суда первой инстанции), доступна сотрудникам судов апелляционной,
кассационной и высшей (надзорной) судебной инстанции.
заседания с помощью видеоконференций — позволяет сократить
затраты и время, необходимые для проведения судебного процесса, и
позволяет рассматривать дела, некоторые из участников которых не могут находиться в месте заседания по каким-либо причинам. Такая система активно используется, к примеру, в судах Австралии, а также в судах РФ. получение дополнительных уведомлений через Интернет на
электронный адрес или посредством SMS-сообщений — позволяет
оперативно уведомлять участников процесса о времени и месте проведения судебного заседания, о возбуждении дела и даже о вынесенном судом решении.