Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг магазин «Спортмастер»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Раздел 1. Теоретические основы формирования коммерческой деятельности предприятия на рынке товаров и услуг.

«Логистика — наука и практическая деятельность по эффективному управлению совокупностью материальных, финансовых, информационных, кадровых и иных ресурсов в сфере производства и обращения» - такое определение дает нам кандидат технических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ заслуженный изобретатель РФ, заслуженный создатель космической техники РФ Автор и соавтор 52 книг, Григорьев Михаил Николаевич. В коммерческой деятельности, задача логистики заключается, в создании такой транспортно-складской схемы, которая совмещала бы в себе требования маркетинга закупок и маркетинга сбыта. Так же, как и другие структуры предприятия, ориентирующиеся на маркетинговый подход, в своей работе, службы логистики должны учитывать специфику поведения и требования розничных предприятий, которые предъявлены к поставщикам-оптовикам. Так как прежде всего, это размер партии товара и скорость его доставки. Зачастую подобные требования приводят, например, к тому, что оптовая компания вынуждена размещать торговые склады, максимально близко к розничным предприятиям. Но с другой стороны, собственная закупка объемных партий товара у производителя вынуждает его решать иную задачу: иметь центральный распределительный склад или обходясь без него, развозить товар по районным складам. Обычно оптовик решает вопрос об организации системы складов или одного централизованного склада, а порой и их комбинации.

Чтобы принять решение по ассортименту предприятия учитывают степень близости между продукцией различных товарных групп, возможности (складские, финансовые, кадровые и т.д.), требования покупателей и наличие конкуренции. Что касается финансовой точки зрения, формирование ассортимента происходит с учетом оборота товара, размера оборота и получаемой прибыли. Расширяют ассортимент по различным причинам, в том числе:

Раздел 2. Анализ коммерческой деятельности магазина «Спортмастер»

2.1 Общая характеристика магазина

2.2 Основные экономические показатели финансовой деятельности магазина

Раздел 3. Разработка рекомендаций по развитию коммерческой деятельности магазина «Спортмастер» на рынке товаров и услуг.

Заключение

Библиография.

Коммерческая деятельность различных торговых предприятий имеет много общего. Однако конкретные управленческие решения, разработанные и реализованные одними торговыми предприятиями, не всегда могут быть использованы другими предприятиями. Это обусловлено изменениями факторов внешней среды. Кроме того, стремительно изменяются условия функционирования самого торгового предприятия. Следовательно, процесс управления должен определяться параметрами окружающей среды и их переменными величинами в пределах торгового предприятия.

2.2 Основные экономические показатели финансовой деятельности магазина

На первом этапе рассматриваются и анализируются основные экономические показатели деятельности данного предприятия.

Таблица 1 - Основные показатели деятельности Спортмастер, тыс.руб.

Показатели

2012

2013

Отклонение

Темп роста

Товарооборот

2841,2

3169,6

328,4

111,5

Реализованная торговая надбавка

- сумма

- в % к товарообороту

2380,6

83,79

2527,3

79,73

146,7

-4,06

106,1

-

Издержки обращения

- сумма

- в % к товарообороту

1836,2

95,64

1824,5

57,56

-11,7

-38,08

99,3

-

Прибыль от реализации

- сумма

- в % к товарообороту

544,4

28,35

702,8

33,21

158,4

4,86

129,1

-

Прибыль от неторговой деятельности

18,0

30,8

12,8

171,1

Внереализационные расходы

-

-

-

-

Внереализационные доходы

526,2

652,8

126,6

124,1

Балансовая прибыль

- сумма

- в % к товарообороту

1088,6

56,70

1386,4

65,52

297,8

8,82

168,6

-

Анализ показателей деятельности ООО «Спортмастер» показал, что товарооборот в 2013 году составил 3169,6 тыс. р., что на 328,4 тыс. р., или на 11,5% больше, чем в 2012 году. Реализованная торговая надбавка или валовой доход увеличился на 146,7 тыс. р. или на 6,1% и составил 2527,3 тыс. р. Сумма издержек обращения уменьшилась на 11,7 тыс. р. или на 0,7%. Если увеличился валовой доход, а издержки обращения уменьшились, то прибыль от реализации должна стать выше, что и можно увидеть из таблицы, прибыль увеличилась на 158,4 тыс. р. или на 29,1%. Эти показатели говорят о повышении эффективности деятельности предприятия. Можно сделать вывод, что руководители данного предприятия нашли эффективные пути развития; потому, что, если бы это было повышение качества товара или внедрение новых технологий, это отразилось бы на издержках обращения; а по таблице видно, что издержки обращения снижаются.


Далее по таблице видно, что и прибыль от неторговой деятельности, и внереализационные доходы увеличились, соответственно на 12,8 тыс. р. или на 71,1%; и на 126,6 тыс. р. или на 24,1%. Вследствие этого изменилась в сторону плюса и балансовая прибыль на 297,8 тыс. р. или на 68,6%.

В целом по таблице можно сказать, что все показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия, увеличиваются, что благоприятно сказывается на прибыльности предприятия.

Таблица 2 - Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности Спортмастер.

Показатель

2012

2013

Отклонение

Темп роста в %

Сумма в тыс. р.

Удельный вес, %

Сумма в тыс. р.

Удельный вес, %

Сумма в тыс. р.

Удельный вес, %

Товарооборот, тыс. р.

2841,2

100

3169,6

100

328,4

-

111,5

Валовой доход, тыс. р.

2380,6

83,78

2527,3

79,73

146,7

-4,05

106,1

Издержки обращения, тыс. р.

1836,2

95,63

1824,5

57,56

-11,7

-38,07

99,3

Прибыль от реализации, тыс. р.

544,4

28,35

702,8

33,21

158,4

4,86

129,1

Прибыль от прочих видов деятельности, тыс.р.

18

0,94

30,8

1,46

12,8

0,52

171,1

Внереализационные расходы, тыс.р.

-

-

-

-

-

-

-

Внереализационные доходы, тыс.р.

526,2

27,41

652,8

30,85

126,6

3,44

124,1

Балансовая прибыль, тыс.р.

1088,6

56,7

1386,4

65,52

297,8

8,82

127,4

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.р.

185,4

9,66

306,8

14,5

121,4

4,84

165,5

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.р.

236,6

12,32

238,0

11,25

1,4

-1,07

100,6

Анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Спортмастер» показывает, что товарооборот, валовой доход, прибыль от реализации, прибыль от прочих видов деятельности, внереализационные доходы, балансовая прибыль увеличиваются, что описано в анализе показателей таблицы 2.


Среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась на 121,4 тыс. р. или на 65,5% и составила 306,8 тыс. р. Среднегодовая стоимость оборотных средств увеличилась на 1,4 тыс. р. или на 0,6%. Но удельный вес оборотных средств в товарообороте снизился на 1,07%. Для того чтобы объяснить ситуацию нужно рассмотреть взаимосвязь показателей; чтобы удельный вес снижался, необходимо, чтобы стоимость оборотных средств снижалась, а товарооборот увеличивался. В данной таблице можно увидеть, что увеличиваются оба показателя, но в не равной мере; если рассмотреть рост товарооборота, то можно сказать, что темпы его роста превышают темпы роста среднегодовой стоимости оборотных средств, следовательно, сложившаяся ситуация на предприятии вполне закономерна.

Между показателями рентабельности продукции (нормы прибыли) и рентабельности ее активов существует определенная взаимосвязь, которая выражается формулой: рентабельность равна отношению чистой прибыли к сумме активов или произведению нормы прибыли от всей деятельности и коэффициента отдачи активов.

Первый сомножитель - норма прибыли от всей деятельности. Второй имеет несколько названий: коэффициент общей отдачи активов; оборот капитала, вложенного в активы; производительность капитала; показатель ресурсоотдачи.

Если оборот капитала, вложенного в активы, трактуется как коэффициент отдачи, то коэффициент общей отдачи активов характеризует величину выручки от реализации, которую предприятие снимает с каждого рубля в, вложенного в активы.

Если же данный показатель рассматривается как оборот капитала, то он означает сколько раз в течение года капитал, вложенный в активы, замещается выручкой от реализации продукции.

В целом по таблице можно сказать, что предприятие осуществляет успешную предпринимательскую деятельность, об этом говорят показатели, характеризующие прибыльность и уровень рентабельности предприятия.

Таблица 3 - Анализ прибыльности ООО «Спортмастер»

Показатель

2012

2013

Отклонение

Темп роста

Выручка(без НДС) тыс.р.

3417,6

3783,8

366,2

110,7

Расходы, связанные с реализацией продукции, тыс.р.

490

534,8

44,8

109,1

Прибыль от реализации продукции, тыс.р.

544,4

702,8

158,4

129,1

Балансовая прибыль, тыс.р.

1088,6

1386,4

297,8

127,3

Чистая прибыль, тыс.р.

150,0

204,0

54,0

136,0

Коэффициент прибыльности(3/1)

0,16

0,19

0,03

-

Коэффициент эксплуатационных затрат(2/1)

0,14

0,13

-0,01

-

Рентабельность реализованной продукции (3/2*100),%

16

19

3

-

Рентабельность производственной деятельности (норма прибыли), %

- по балансовой прибыли

- по чистой прибыли

22,48

21,38

25,32

21,71

2,84

0,34

-

-


Анализ прибыльности ООО «Спортмастер» показывает об увеличении доходности. По сравнению с предыдущим годом увеличился коэффициент прибыльности на 0,03, что связано с уменьшением эксплуатационных затрат. Этот факт подтверждается увеличением рентабельности продукции, исчисленной по отношению к расходам по реализации продукции. Увеличилась также норма прибыли (исчисленная по чистой прибыли), одной из причин которой является рост чистой прибыли. Рентабельность по балансовой прибыли возросла также на 0,34 процентных пункта.

Увеличение уровня рентабельности на 3 процентных пункта произошло за счет большего увеличения прибыли от реализации продукции, над увеличением расходов по реализации. Хотя если посмотреть взаимосвязь показателей, то можно сказать, что увеличение уровня рентабельности влечет за собой увеличение прибыли и снижение расходов. На предприятии сложилась иная ситуация: увеличиваются оба показателя. Но по рассчитанным темпам роста можно судить о закономерности данной ситуации.

Раздел 3. Разработка рекомендаций по развитию коммерческой деятельности магазина «Спортмастер» на рынке товаров и услуг.

Проведенный анализ показывает, что показатели прибыли и рентабельности магазина имеют тенденцию к росту. Это связано с тем, что за время своего существования магазин, с одной стороны, приобрел свой круг постоянных клиентов, который неизменно увеличивается, что приводит к увеличению объема продаж супермаркета; но с другой стороны, наладил тесные связи с поставщиками, что позволяет приобретать товары для супермаркета со скидкой, снижая тем самым себестоимость товаров. Однако, даже при этом, возможности повышения показателей прибыли и рентабельности магазина все равно существуют.

Для усовершенствования продаж товаров можно рекомендовать внедрение системы автоматизированного товарно-складского учета IBS Trade House. Эта система и интегрированные в нее кассовые терминалы IBM – предоставляют наличие полной оперативной отчетности во всех разрезах: кассовый узел, торговый зал, склад, распределительный центр, удаленный офис, сеть магазинов, оптовый склад. Что позволяет руководителю торгового предприятия владеть достоверной информацией по запасам, закупкам и ассортименту, автоматизируется процесс составления заказов поставщику, предупреждаются потери предприятия, вызванные пересортицей и хищениями персонала.


Практика показывает, что одним из наиболее важных резервов получения прибыли является снижение непроизводственных расходов и потерь. Непроизводственные расходы и потери приводят к понижению эффективности деятельности торговой организации.

Список непроизводственных расходов и потерь очень разнообразен. В данной, рассматриваемой организации можно выявить потери рабочего времени продавцов, потери от магазинного воровства, потери при транспортировке продукции со складов в магазин, и потери продукции от превышения ее сроков хранения.

Важно отметить, что потери можно подразделить на учитываемые и скрытые. Учитываемые потери выражаются в отчетности в виде непроизводительных расходов, убытков и перерасходов по отдельным статьям затрат. Сложно и одновременно очень важно выявлять скрытые потери. Так, например, потери при перевозках обычно документально не оформляются. Недостатки в учете приводят к потерям, в первую очередь, потому, что при их наличии зачастую снимается ответственность за рациональное использование ресурсов и исключается возможность эффективного контроля за их эксплуатации. Скрытыми потерями на транспорте являются приписки объемов перевозимых грузов. Именно поэтому, в первую очередь необходима система налаженного учета, контроля и анализа всех видов ресурсов организации, призванная обеспечить полной и достоверной информацией его менеджеров о допущенных потерях во всех областях деятельности магазина.

Прежде всего, следует наладить работу по уменьшению кредиторской задолженности. Довольно важный фактор финансовой нормализации фирмы это – совершенствование договорной работы и договорной дисциплины.

Чтобы оптимизировать товарные запасы сети магазина следует осуществить централизацию закупок. Поэтому необходима организация единого логистического закрытого распределительного центра.

Также для увеличения заинтересованности персонала сети магазина в работе, просто необходимо повышать его мотивацию. Материальная мотивация – один из важнейших факторов в достижении результатов в работе продавца. Другие два не менее важных фактора – это дополнительное обучение и условия работы, которые предоставляет компания. Заработная плата сотрудников организации должна напрямую зависеть от объема ее продаж. С продавцами следует заключить трудовые договора, в которых будут четко указаны условия их работы. В таком случае продавец знает, что компания от него ожидает и что он получит в случае достижения тех или иных результатов. Предприятие со своей стороны, создает основу для достижения больших доходов, также, может расписать бюджет и расходы, связанные с продажами. Надлежит проводить с персоналом тренинги по продажам. Очень полезно регулярное обучение торгового персонала магазинов сотрудниками фирм-производителей, это увеличивает уровень знаний о самом товаре, лояльность к маркам продукции и поднимает самооценку продавцов. Положительный эффект могут дать организованные производителями различные соревнования для торгового персонала, ежемесячное поощрение лучшего продавца, премирование лучших сотрудников по результатам проведения различных акций в магазинах. Можно также порекомендовать увеличение доли отчислений в фонд социальной сферы организации.