Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы операций коммерческих банков с ценными бумагами
1.2. Регулирование деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг
1.3. Участие банков в проведении операций на рынке ценных бумаг
Глава 2. Анализ эффективности формирования портфеля ценных бумаг коммерческого банка ПАО ВТБ 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО ВТБ 24
2.2.Анализ эмиссионных и инвестиционных операций деятельности ПАО ВТБ 24 на рынке ценных бумаг
2.3 Анализ участия ПАО ВТБ 24 на рынке ценных бумаг в качестве посредника
Несмотря на это, данные понятия являются во многом равнозначными по целому ряду причин. Любой рынок, а особенно финансовый, так или иначе регулируется государством независимо от правовых традиций страны, степени развития института саморегулируемых организаций (Self-Regulatory Organizations, SRO) и иных условий. Это обусловлено тем, что государство как главенствующий институт управления изначально обладает базовыми регулятивными функциями во всех сферах экономики.
Помимо этого на том или ином этапе своего развития роль государства в регулировании финансового рынка может меняться. Так, Миркин Я.М. отмечает, что более активную роль государство должно выполнять на этапе становления фондового рынка (как и любого другого рынка, в принципе), когда государство особо озабочено построением архитектуры финансовой безопасности страны. Подобное утверждение особенно актуально для Узбекистана, поскольку отечественная финансовая система на сегодняшний день продолжает находиться в стадии своего становления и укрепления достигнутых за относительно непродолжительный срок позиций.
Бердникова Т.Б. в своей работе «Рынок ценных бумаг и биржевое дело» определяет регулирование рынка ценных бумаг как систему, которая выражается в совокупности конкретных способов и приёмов по регулированию функционирования и развития фондового рынка. При этом данная система основана на использовании государственной и негосударственной (общественной) моделях регулирования. Согласно мнению автора, первая модель предполагает, что регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов управления. При этом небольшая часть полномочий по надзору, контролю и установлению правил государство передаёт объединениям участников рынка ценных бумаг. Вторая модель заключается в том, что государство сохраняет за собой основные контрольные позиции, но при этом передаёт максимально возможный объём функций саморегулируемым организациям (2). Таким образом, Бердникова рассматривает регулирование фондового рынка как систему, которая основана преимущественно либо на государственном управлении, либо на общественном.
Немного иначе подходит к определению понятия регулирования рынка ценных бумаг Маренков Н.Л., который рассматривает управление фондовым рынком не как систему, т.е. объект, состоящий из отдельных слагаемых элементов, а как процесс – процесс упорядочения деятельности всех участников рынка и операций между ними со стороны уполномоченных на то органов.
Аналогичного взгляда придерживаются Галанов В.А. и Басов А.И., определяющие, что регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия(4). При этом авторы подразделяют регулирование фондового рынка на внешнее и внутреннее. Так, внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и т.п., определяющим деятельность организации в целом, её подразделений и её работников. Внешнее регулирование, в свою очередь, – это подчинённость деятельности организации нормативным актам государства, других организаций.
Таким образом, говоря о регулировании фондового рынка со стороны уполномоченных государственных органов или общественных организаций, необходимо иметь в виду, что государство всегда играет свою незаменимую роль в управлении рынком, при этом варьируется лишь объём выполняемых им функций. Важно также отметить, что ни в одном из вышеприведённых определений регулирования рынка ценных бумаг такие понятия, как «государство» или «государственный», не употребляются. В целом регулирование рынка ценных бумаг всегда включает в себя перечень следующих базовых принципов, характерных для каждого рынка:
законотворческая деятельность;
законодательно-правовое регулирование;
механизм непосредственного регулирования рынка ценных бумаг (лицензирование, аттестация и т.д.).
контрольные и надзорные функции по соблюдению законодательства.
Не останавливаясь на общих функциях государственных уполномоченных органов и саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг, отметим, что в качестве органов управления фондовым рынком в разных странах могут выступать самые разные организации. В зависимости от этого можно выделить пять больших групп стран.
Первая группа – страны, где органами государственного регулирования фондового рынка являются относительно независимые институты, подчинённые непосредственно законодательной власти (например, парламенту) или высшим должностным лицам государства (например, президенту). Примером тому является Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам США, подчиняющаяся непосредственно президенту страны. В Австралии регулирование деятельности на фондовом рынке осуществляют Австралийская комиссия по ценным бумагам и инвестициям (The Australian Securities and Investments Commission, ASIC (5) и Австралийский совет по пруденциальному надзору (The Australian Prudential Regulation Authority, APRA), в Польше – Комиссия по ценным бумагам и биржам (Komisja Nadzoru Finansowego (6). В Венгрии регулятором финансового рынка является Управление финансового надзора Венгрии (Hungarian Financial Supervisory Authority, HFSA.
Вторая группа – страны, где функции государственного регулирования выполняют министерства финансов, в составе которых выделяются специальные подразделения, отвечающие за управление национальным фондовым рынком. В Англии единая система финансовых сервисов и участников финансового рынка входит в зону контроля единого регулятора финансовых рынков – Ведомства по финансовым услугам, входящего в структуру Министерства финансов Великобритании. Подобная ситуация сложилась и в Швеции, где Государственная финансовая инспекция (Finansinspektionens) является независимым агентством при Министерстве финансов Швеции, осуществляющим регулирование финансового рынка страны. В Нидерландах функции регулирования фондового рынка возложены на Управление по финансовым рынкам (Autoriteit Financiële Markten, AFM).
Третья группа – страны, где регулированием фондового рынка занимаются центральные банки. В Нидерландах уже упомянутое Управление по финансовым рынкам осуществляет непосредственный контроль за профессиональной деятельностью на фондовом рынке, при этом в компетенцию Центрального банка Нидерландов входит надзор за всеми секторами финансового рынка страны. До недавнего времени в Российской Федерации регулирование фондового рынка осуществлялось Федеральной службой по финансовым рынкам и другими государственными органами, однако с 1 сентября 2013 года данная структура была упразднена, а её функции были переданы единому мегарегулятору финансового рынка. Так, в России роль мегарегулятора стал выполнять Банк России (Центральный банк Российской Федерации).
Четвёртая группа – страны, в которых надзор и другие функции по регулированию фондового рынка помимо единого органа регулирования также возложены на специальные подразделения местных органов власти, как это сделано отчасти в Германии.
И пятая группа – страны, где регулированием фондового рынка занимаются сразу несколько различных органов, специализирующихся на работе в отдельных сегментах рынка. Подобная практика особенно развита в странах, где на фондовом рынке активно работают коммерческие банки, например, во Франции.
Деятельность Банков и иных кредитных организаций регулируется положениями Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках), согласно ст. 1 Закона о банках кредитная организация есть юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках, то есть осуществлять банковскую деятельность. В статье 5 Закон о банках не исчерпывающим образом перечисляются банковские операции и другие сделки кредитной организации, и из содержания которой можно сделать вывод о специальной правоспособности Банков как особой категории юридических лиц. При этом само построение указанной статьи с очевидностью свидетельствует, что основная цель установления специальной правоспособности банков и иных кредитных организаций состоит также в обеспечении их специализации на осуществлении банковской деятельности (или отдельных ее видах) и, соответственно, на совершении банковских операций.
В теории банковского права по этому вопросу нет единого мнения. Одни ученые - такие как М.И. Брагинский и В.В. Витрянский , А.Г. Братко3 , К. Трофимова4 , А. Н. Борисова считают, что под «иными сделками» следует понимать только такие сделки, которые направлены на обеспечение (хозяйственное, организационное, правовое, техническое и т.д.) банковской деятельности кредитной организации. По мнению Л.Г. Ефимовой норма части 4 статьи 5 Закона о банках разрешает кредитной организации заключать не только сделки, без которых не может быть обеспечена банковская деятельность кредитной организации, но и любые другие сделки в соответствии с законодательством РФ, за исключением запрещенной для кредитной организации производственной, торговой и страховой деятельности[1].
Операции с ценными бумагами, и сделки с ценными бумагами относятся к регулированию норм Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», что прямо вытекает из его статьи 1, где установлено, что нормами вышеуказанного Закона регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами. Отличие «операции» от «сделки» заключается в том, что сделка всегда имеет правовую основу, а операция - экономическую. Сделка - действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ) Операция с ценными бумагами – действие профессионального участника рынка ценных бумаг, в результате которого осуществляется изменение информации, зафиксированной в реестре, на счете депо, брокерском счете и т.д. на основании заключенной клиентом сделки.
Из анализа специальной литературы, можно сделать следующие выводы об отличиях между «операций с ценными бумагами» и «сделкой с ценными бумагами:
Субъектное - при операции действия производит профессиональный участник рынка ценных бумаг, обладающий соответствующей лицензией, при сделке действия совершаются любым правосубъектным лицом.
Объектное - действия при сделке направлены на изменение гражданских прав и обязанностей лица, ее совершающего, при операции действия профучастника направлены на изменение информации, содержащейся в учетных регистрах и/или на лицевом счете клиента.
Причинное - сделка предваряет операцию, является ее причиной[2].
Таким образом, сфера деятельности Банка как кредитной организации без лицензии профессионального участника на рынке ценных бумаг ограничена определенными в Законе рамками - положениями части 1 статьи 6 Закона о банках и определен ее особый статус на рынке ценных бумаг, что подтверждается пунктом 3 статьи 39 Федерального Закона «О рынке ценных бумаг» и нормами Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, утв. Банком России 27.07.2016 N 481-П, из которых вытекает, что разделяется два вида лицензиатов:
- лицензиат, являющийся кредитной организацией(2.3.1, 2.5)
- лицензиата, не являющийся кредитной организацией(2.1.1., 2.1.2, 2.1.5)
К профессиональной деятельности с ценными бумагами в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» относятся: брокерская деятельность, дилерская деятельность, доверительное управление ценными бумагами, клиринговая деятельность, депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.
В качестве непрофессиональных участников банки могут осуществлять следующие виды деятельности, не требующие специальной лицензии: - эмиссионную - выпуск собственных ценных бумаг в обращение. Данный вид деятельности позволяет банкам успешно формировать собственную ресурсную базу, привлекать потенциальных инвесторов, поддерживать свой имидж как финансово устойчивых и надежных кредитных организаций. - инвестиционную - приобретение ценных бумаг российских и иностранных эмитентов с целью извлечения доходов по ним или управления ими. Инвестиционная деятельность с правовой точки зрения не относится к категории профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и не требует получения специальной лицензии. И как инвесторы, и как профессиональные участники, Банки заключают сделки с ценными бумагами. Только в одном случае лицензия профессионального участника не требуется, а во втором случае она необходима. Ключевым моментом в разграничении профессиональной и непрофессиональной деятельности Банков на рынке ценных бумаг, является экономический критерий, основанный на анализе капитала участника рынка. Инвестор стремится получить доход от вложенных денег в ценные бумаги, а профессиональный участник рынка ценных бумаг - от вложения капитала в предпринимательскую деятельность по оказанию услуг эмитентам и инвесторам[3].
Из анализа вышеизложенного и положений части 4 статьи 5 Закона о банках, устанавливающих общее правило о том, что кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации», вытекает вывод о том, что Банк мог в рамках осуществления инвестиционной деятельности покупать ценные бумаги, а вот продавать их он мог только как профессиональный участник рынка ценных бумаг - как дилер или как брокер. В соответствии со статьей 4 Федерального Закона «О рынке ценных бумаг» под дилерской деятельностью признается совершение сделок купли- продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.