Файл: Особенности страхования рисков операций с ценными бумагами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2018 году фактическая убыточность ОСАГО оказалась ниже ожидаемой. Спад рынка удалось преодолеть в основном благодаря эффективным мерам, направленным против мошенничества. Ожидания относительно развития рынка ОСАГО существенно улучшились: коэффициент убыточности в 2019 году снизился до 70%. Причинами этого вероятно послужат приоритет натурального возмещения, борьба с мошенничеством и снижение активности автоюристов.

Приоритетные способы сокращения расходов на ведение дел в 2018 и 2019 годах: автоматизация бизнес-процессов, стандартизация процессов и функций, централизация некоторых функций (shared services), внедрение новых технологий (машинное обучение, оптическое распознавание образов, анализ убытков и т.д.), снижение расходов на ИТ, сокращение персонала.

2.3 Анализ нормативной базы страхования рисков на фондовом рынке

Наблюдается положительная тенденция и расширение системы правового регулирования защиты прав инвесторов при предоставлении им финансовых услуг (защита интересов граждан как владельцев ценных бумаг) обусловлено формированием ее как нового проявления властно-имущественного правового метода управления финансовыми рынками. Это отражает определенную самостоятельность законодательства о фондовом рынке и рынке финансовых услуг в системе финансового законодательства. Правовая защита интересов граждан как владельцев ценных бумаг отражает объективно существующие транши гарантии государства и единство всех форм финансового контроля (внешнего государственного и внутрикорпоративного) при обеспечении законных интересов граждан как инвесторов.

Безусловным регулятором считаются общие нормы финансового законодательства, котрые включают принципы построения и функционирования федеральной системы правового регулирования защиты прав инвесторов при предоставлении им финансовых услуг. Она включает основные направления и виды финансовой деятельности государства по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, систему и виды финансового корпоративного контроля, различные формы финансово-правовых процессуальных и процедурных отношений субъектов фондового рынка, рыночные регуляторы, нормативы, стандарты финансовых отношений и финансовой деятельности на рынке финансовых услуг. Нормы обязательного страхования интересов граждан как владельцев ценных бумаг как основная часть системы защиты инвесторов на рынке финансовых услуг не кодифицированы единым актом в традиционном юридическом смысле, но включены в базовые системообразующие акты, такие как Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «О защите конкуренции», Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и др.


Основные принципы, положенные в установление гражданско-правового режима коммерческого страхования как «особой целостной системы регулятивного воздействия» закреплены в Главе III Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в последней редакции от 29.11.2010) К ним относятся:

-обеспеченность страховых резервных фондов страховых организаций активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности;

-обеспеченность нормативного соотношения активов страховых организаций и принятых страховых обязательств;

-соблюдение требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервных фондов;

-целевое использование средств страховых резервных фондов. Регулируемое государством формирование и использование страховых резервных фондов страховых организаций напрямую влияет на финансовые результаты их деятельности.

Статья 25 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» регламентирует важнейшие условия финансовой устойчивости страховых организаций: экономически обоснованные страховые тарифы, страховые резервные фонды, собственные средства, перестрахование. В статье 26 Закона определяется, что цель создания страховых резервных фондов заключается в обеспечении выполнения принятых страховых обязательств следующего характера: обеспечивается неприкосновенность денежных средств страховых резервных фондов страховых организаций, которые не подлежат изъятию в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Средства страховых резервных фондов должно размешаться страховыми организациями на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Бухгалтерский учет и отчетность страховых организаций осуществляется в соответствии с планом счетов, правилами бухгалтерского учета, формами учета и отчетности, утверждаемыми государственным органом страхового надзора в соответствии с законодательством. Учет операций по страхованию финансовых рисков и учет операций по страхованию иных объектов страхования ведется раздельно. Страховые организации, соблюдая принцип публичности, должны опубликовать годовые бухгалтерские отчеты в средствах массовой информации.


Тенденции и перспективы развития страхования в России

3.1 Проблемы страхования в РФ

Страхование на современном этапе не дает четкого представления для потребителей страховых услуг о том, в какой форме должно осуществляться данное страхование. Проблемой в страховании является бессистемное принятие нормативных правовых актов, декларирующих обязательность страхования, приведшей к следующим проблемам: отсутствие общедоступной статистики, не позволяющей точно оценивать средние и максимально возможные убытки, влияющей на развитие экономики, социальную политику, бюджетное планирование; низкому размеру страховых выплат за причинение вреда жизни и здоровью, что приводит к социальной несправедливости; отсутствию единых критериев и принципов ведения страхования в обязательной форме, смешению понятий и сущности обязательного и «вмененного» страхования; отсутствие единых подходов к определению размеров убытков, стоимости восстановления имущества при его повреждении.

Для решения этих проблем необходимы следующие меры: установление в различных законодательных актах единых подходов к определению размеров страховых сумм и выплат за причинение вреда жизни и здоровью гражданина, в целях обеспечения равноправия граждан России на получение страховых выплат. Согласно статистическим исследованиям в среднем страховые компании теряют около 20% своих клиентов в автостраховании, а в целом по всем видам страхования потери из-за недовольства результатами урегулировании убытков составляют не менее 4-6% страхователей.Практически задачи и проблемы, связанные с урегулированием страховых убытков, могут быть решены на основе современных методов построения бизнес-процессов в сочетании с системным анализом и прогнозным моделированием процесса урегулирования убытков. Для этого необходимо определить и проанализировать очевидные на первый взгляд проблемы, которые испытывают сегодня страховщики, причины их возникновения и провести анализ взаимосвязей различных составляющих бизнес-процесса урегулирования убытков и их влияния на результат страховой деятельности.

Службы урегулирования убытков сталкиваются со следующими проблемами: недостаточно эффективное распределение выплатных дел между штатными и привлеченными аджастерами, связанное преимущественно с отсутствием или примитивностью процедуры сегментации убытков, основанной в большинстве компаний исключительно на величине заявленного убытка; большое количество неавтоматизированных процедур, а так же значительные затраты рабочего времени на административные; рост страхового мошенничества; противоречивость или недостаточность информации, поступающей в момент нотификации убытка и заносимой в базу данных страховой компании в процессе урегулирования. Следствием этих проблем являются две основных группы негативных последствий: затягивание сроков урегулирования, в том числе по тем видам страхования, где сроки установлены законодательно; более высокие темпы роста затрат на урегулирование, чем темпы роста подписанных страховых премий даже в докризисный период.


Все эти проблемы тем или иным образом влияют на конечный результат операционной страховой деятельности компании.

Разработка детального плана мероприятий, направленных на оптимизацию процесса урегулирования убытков, предполагает проведение комплексной диагностики всех составляющих его компонентов. Наиболее распространенным методом оценки текущего состояния процесса урегулирования в страховой компании является использование опыта, т.е. диагностик путем сравнения собственного опыта с лучшим из тех, который используют другие.

В России страхование терпит потери от махинаций. Криминализация сферы страхования растет с высочайшей быстротой. Если в 1993г. правоохранительные органы выявили 163 экономических преступления, совершенных в сфере страхования, то в 2009 году - уже 898. Но это именно выявленные, а не совершенные преступления. Последних, по мнению экспертов, гораздо больше. Средний ежегодный прирост их составляет 147 %. Наибольшее число злоупотреблений страхователей было выявлено в сфере добровольного страхования. В период становления страхового рынка в наибольшей степени было распространено мошенничество при страховании ответственности, риска невозвратности кредита. В последнее время преобладает мошенничество в сфере личного и имущественного страхования.

Привлекательность страховой сферы для российского криминалитета возрастает. Внимание преступников переносится с таких традиционных объектов преступной деятельности как банковская сфера и фондовый рынок в сферу страховых отношений. В России даже в осторожно работающих страховых компаниях около 70 % всех страховых случаев по транспорту - угоны, причем из них только 30 % случаев приходится на реальные страховые события. Остальные 40 % носят умышленно криминальный характер. Российские криминалисты выделяют четыре основных вида противоправных действий страхователей: заявление страховой суммы выше действительной стоимости объекта страхования; несообщение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для определения страхового риска; многократное одновременное страхование объекта у разных страховщиков; инсценировка наступления страхового события в период действия договора страхования - кражи, аварии, угона, поджога и даже смерти. Проблема предотвращения попыток страхового мошенничества актуальна для всех стран с развитой страховой индустрией, и успешное ее решение возможно лишь при системном подходе, включающем внесение изменений в гражданский, административный и уголовный кодексы и страховое законодательство, организацию сотрудничества страховщиков с органами государственной власти, информационный обмен между страховщиками и правоохранительными органами по случаям мошенничества и внедрения системы контроля за службами продаж и урегулирования убытков.


Для распространения передового опыта урегулирования убытков на российском страховом рынке в целях сохранения клиентов, сокращения административных расходов и борьбы с мошенничеством необходимо учитывать влияние процесса урегулирования на такие важные финансовые показатели деятельности страховщиков, как: объем начисленной страховой премии за счет полноты возобновления договоров, по которым произошли страховые случаи; достаточность размера страховых тарифов по результатам сравнения фактической убыточности за рассматриваемый период с прогнозируемой; андеррайтерский финансовый показатель за счет изменения резервов убытков.

3.2 Стратегия развития страхования на 2020 и 2021 годы

Общее собрание членов Всероссийского союза страховщиков 28 ноября 2018 года утвердило Стратегию развития страховой отрасли Российской Федерации на 2019 – 2021 годы.

Стратегия разработана страховым сообществом при активном участии ООО «РАЭКС-Аналитика» как ответ на динамично изменяющуюся ситуацию на финансовом рынке, в стране и мире в целом, обуславливающую необходимость актуализации стоящих перед страховой отраслью целей и задач, выработки новых подходов и решений.

Глобальной целью Стратегии является комплексное содействие развитию страховой отрасли, в том числе формирование условий для ее превращения в стратегически значимый сектор экономики России, обеспечивающий экономическую стабильность общества и повышение социальной защищенности граждан путем построения эффективной страховой защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, а также привлечение инвестиционных ресурсов в экономику страны.

Ключевые меры, предложенные в Стратегии, направлены на расширение страхового рынка и развитие его инфраструктуры, повышение доверия граждан к институту страхования, реализацию потенциала страхования жизни, развитие электронного страхования, противодействие недобросовестным практикам, борьбу со страховым мошенничеством, исключение избыточной регуляторной нагрузки, совершенствование ОСАГО и реформирование сферы ОМС.

Документ, в котором страховое сообщество сформулировало свое видение стратегического развития рынка, создавался в тесном сотрудничестве с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Стратегия обеспечивает преемственность с положениями разработанных мегарегулятором Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации и утвержденной Правительством Российской Федерации Стратегии развития страховой отрасли до 2020 года и, при этом, определяет цели и задачи, исходя из интересов страхового сообщества по развитию страховой отрасли в сложившейся экономической и политической ситуации.