Файл: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие внешней и внутренней среды организации
1.2 Методика анализа внешней и внутренней среды организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ООО ««ELSIK»
2.1 Организационно - экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «ELSIK»
Примечание: один рубль равен 140,22 сумам.
Из приведенной таблицы видно, что производственная себестоимость реализованной продукции, по сравнению с 2014 годом, увеличилась на 47.9 %, а с 2016 годом - на 1.3 %.
Повысились управленческие расходы на 3 %. Прибыль от основной деятельности в 2016 году значительно уменьшилась, по сравнению с 2015 годом на 28,7 %.
В процессе анализа прибыли следует сопоставить фактические данные по отдельным статьям, проанализировать структуру прибыли.
Производственно-экономические показатели определяют полноту и эффективность использования производственных ресурсов предприятия, и конечные результаты его деятельности. Рассчитаем влияние факторов объема продаж за 2014-2016 года. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.
Выручка от реализации товаров предприятия в 2015 году составила 817554 тыс. сум, а в 2014 году 695412 тыс. сумм.
С учетом этого объем продаж за анализируемый период составил 117,5% (817554/695412*100%), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 17,5 %.
398163 * (817554/695412 – 1) = +69933 тыс.сум.
За счет увеличения объема продажи прибыль от продажи продукции, увеличилась на 69933 тыс.сум.
Рассчитаем влияние факторов объема продаж за 2015-2015 года. Влияние на прибыль изменения объема продаж:
817554*(363118/383572) – 1 = -43596 тыс.сум
Наибольшее отрицательное влияние на сумму убытка оказало уменьшение объема продаж продукции. За счет этого прибыль от основной деятельности в 2015 году уменьшилась на 43596 тыс. сум.
Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:
Себестоимость в 2016 году составила 439638 тыс.сум, а в 2015 составила 433982 тыс.сум, исходя из этого получаем:
439638 - (433982*0,9467) = 28787 тыс. сум.
Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.
В целом технико-экономические показатели организации за последние три года снизились.
Причиной этому может быть снижение потребительского спроса к услугам организации, которое непосредственно связано с качеством производимых работ, и устанавливаемых средств наблюдения; задолженность по заработной плате в сумме 20400 тыс. сум; а также переоценка основных средств.
Для оценки конкурентоспособности ООО «ELSIK» мы провели анализ трудовых ресурсов предприятия.
Так как обеспеченность квалифицированными кадрами является одним из главных показателей конкурентоспособности.
Общая численность работников ООО «ELSI K» в отчетном 2016 году составляла 42 человека. Распределение работников по функциям управления на предприятии, следующее:
- коммерческое управление (6 человек, включая директора);
- инженерное управление (6 человек);
- финансово – экономическое управление (4 человека);
- управление менеджмента проектов (3 человека);
- техническое управление (7 человек).
Анализ структуры персонала предприятия по его профессионально – квалификационному уровню, приведенные в таблице 3.
Таблица 3
Показатели, характеризующие структуру персонала ООО «ELSIK»
Показатели |
Величина показателя |
|||
в 2015 году |
в 2016 году |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
|
Административно-управленческий персонал |
7 |
17.5 |
7 |
16.7 |
Руководители среднего звена |
4 |
10 |
4 |
9,5 |
Специалисты |
8 |
20 |
8 |
19,0 |
Служащие |
5 |
12,5 |
6 |
14,3 |
Рабочие |
16 |
40,0 |
17 |
40,5 |
Всего: |
40 |
100 |
42 |
100 |
В том числе: мужчины |
32 |
80 |
35 |
83 |
женщины |
8 |
20 |
7 |
17 |
Из таблицы видно, за 2015 – 2016 году существенных изменений в структуре трудовых ресурсов предприятия не было. Основную часть – 80 % работников составляют мужчины, остальные 20 % - женщины, что обусловлено спецификой производства.
В таблице 4 приведены результаты анализа, квалификационного уровня работников ООО «EL – SI K» за 2015 и 2016 годы.
Таблица 4.
Анализ квалификационного уровня работников ООО «ELSIK»
за 2015 и 2016 годы.
Показатели |
Величина показателя |
|||
в 2015 году |
в 2016 году |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
|
высшее образование |
20 |
50,0 |
20 |
47,7 |
среднее - специальное |
10 |
25,0 |
10 |
23,8 |
средне - техническое |
5 |
12,5 |
6 |
14,3 |
не имеющие образования |
5 |
12,5 |
6 |
14,3 |
Результаты анализа показали, 50 % сотрудников предприятия имеют высшее образование, 25 % - имеют средне – специальное образование, 12,5% - имеют средне – техническое образование и 12,5 % - не имеют образования.
В существующих условиях жёсткой конкуренции показатель квалификации специалистов является очень важным. Поэтому на наш взгляд ООО «ELSIK» должен разработать мероприятия, связанные с повышением квалификационного уровня сотрудников.
Изучая организационно - экономическую характеристика деятельности предприятия ООО «ELSIK» в данном разделе нами сделаны следующие выводы:
- существующая организационная структуры организации не отвечает требованиям современной рыночной экономики, где одним из главных факторов является КСП.
По нашему мнению, было бы целесообразно пересмотреть организационную структуру с внедрением в неё службу качества, для совершенствования управления качеством.
- анализ активов организации показывает, что, 84% их состава приходится на оборотные активы, что подтверждает платежеспособность ООО «ELSIK». Низкий показатель выручки свидетельствует о том, что организации для её повышения должна повысить качество оказываемых услуг. Для этого необходимо совершенствовать управление качеством услуг.
- анализ квалификационного состава трудовых ресурсов показал, что организация должна организовать систематическое повышение квалификации кадров. Потому, наличие кадров с высокой квалификацией помогут организации в повышении КСП.
2.2 Анализ внешней и внутренней среды ООО «EL–SIK»
Проблема повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение приобретает «качество продукции». Необходимость совершенствования системы управления качеством для ООО «ELSIK» обусловлена:
- требованиями заказчика, который платит деньги и поэтому имеет право выбрать подрядчика, обеспечивающего качественное выполнение заказа;
- требованиями заказчика, выбирающего выбираемого организацию, по деловой репутации, сложившейся в рыночных отношениях;
- требованием, предъявляемым участникам тендерных торгов;
- требованиями банков, которые, предоставляя кредиты организациям, хотят быть уверенными в их платежеспособности;
- требованиями страховых компаний, значительно уменьшающими сумму страховых взносов организациям, имеющим сертифицированную систему качества;
- требованиями лицензионного центра, которые сначала были обязательными для всех организаций, затем при более детальном изучении проблемы было дано некоторое послабление: соискателю лицензии необходимо представить доказательства того, что организация приступила к разработке системы: проведен анализ существующей системы качества, создана организационная структура по разработке системы, проведено обучение специалистов;
- угрозой от риска наступления имущественной ответственности за ущерб, причиненный заказчику;
- необходимостью обеспечения конкурентных преимуществ;
- необходимостью решения внутренних проблем, связанных с формированием качества выполняемых процедур, т.е. создать систему, управляемую директором;
- необходимостью повышения репутации организации, в том числе использование сертификата системы в рекламных целях.
Перечисленные выше условия доказывают актуальность выбранной нами темы для ООО «ELSIK».
Для понимания современной стратегической позиции ООО «ELSIK» проведем SWOT-анализ текущего состояния предприятия на основании выделенной нами в теоретической части работы системы факторов. Данные укрупненные факторы нуждаются в конкретизации с учетом современной ситуации компании. Поэтому первым этапом анализа будет выявление специфической системы факторов, определяющей стратегическую позицию ООО «ELSIK».
- Политические факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.
Для нашего предприятия из политических факторов могут быть характерными непрозрачность структуры тендеров.
2. Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. К ним относятся темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия. Для нашего предприятия из экономических факторов наиболее характерными является рост цен на энергоносители, сырье и материалы, высокие таможенные пошлины и тарифы.
3. Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей). Основным фактором, касающимся нашего предприятия, здесь можно отметить отток квалифицированных специалистов из Узбекистана.
4. Технологические факторы. Анализ технологической среды может по меньшей мере учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться "шоку будущего", разрушающего организацию. Основным технологическим фактором нашего предприятия является возможность появления инновационных технологий, способных коренным образом перевернуть производство.
5. Факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
6. Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.
7. Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде. Предприятие сотрудничает с ведущими мировыми производителями оборудования систем безопасности за рубежом.
Предприятию необходимо поддерживать информационные, сырьевые, транспортные связи с внешней средой. Поэтому влияние некоторых из выше приведённых основных факторов внешней среды для деятельности ООО «EL–SIK» имеет место. В таблице 5. проведена оценка факторов внешней среды ООО «EL–SIK» по 10 бальной системе оценки, в перспективе на будущее.
Таблица 5.
Анализ факторов внешней среды ООО «ELSIK» по 10 бальной системе
Факторы внешней среды |
Экспертная оценка |
|
Сейчас 2016 г. |
Через 5 лет |
|
|
||
Вступление в ВТО |
3 |
7 |
Влияние политических факторов (страна, партия и др.): работа по указанию президента, министра и.т.д |
8 |
8 |
Протекционизм |
7 |
7 |
Непрозрачная структура тендеров |
8 |
6 |
Коррупция |
5 |
5 |
Подверженность решений руководителей предприятия мнению более высокого руководства |
8 |
6 |
|
||
Экономический спад, рост уровня безработицы и снижение общей покупательной способности |
7 |
6 |
Рост цен на энергоносители, сырье и материалы |
9 |
8 |
Отсутствие ясных перспектив в развитии экономики. Опасность экономической нестабильности |
8 |
6 |
Непрозрачный, коррумпированный рынок сбыта продукции предприятия |
7 |
5 |
Высокие таможенные пошлины и тарифы |
8 |
7 |
Высокая суммарная налоговая нагрузка на предприятие и возможность ее усиления |
5 |
4 |
|
||
Социальные тренды: рост безработицы, снижение уровня жизни и др. |
7 |
4 |
Изменение базовых ценностей |
4 |
6 |
Отток квалифицированных специалистов из Узбекистана |
8 |
6 |
Рост стоимости потребительской корзины, требующий адекватного роста заработной платы |
7 |
6 |
|
||
Возможность появления инновационных технологий, способных коренным образом перевернуть производство |
9 |
9 |
Быстрое развитие технологий и внедрение инноваций |
9 |
9 |
Глобализация |
8 |
9 |
Государственные приоритеты развития энерго эффективности и инноваций |
8 |
8 |
Отсутствие в стране отечественного технологического оборудования нужного класса качества и производительности |
4 |
4 |
Плохая совместимость дорогого импортного оборудования с узбекской инфраструктурой и условиями эксплуатации |
5 |
5 |
Быстрое старение импортного оборудования и короткий срок его эксплуатации |
5 |
5 |