Файл: Виды кредитных операций и кредитов (на примере ОАО «Сбербанк России»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Президент РФ В.В. Путин постоянно обращает внимание на эффективность функционирования банковской системы страны, предлагая за счет наших резервов реализовать программу докапитализации ведущих отечественных банков.

Главным источником повышенных инвестиций могли бы стать активы наших банков: доля инвестиционных кредитов с 1,5% могла бы шаг за шагом быть повышена до 10%. Постепенно надо стремиться к тому, чтобы не менее половины инвестиций шло за счет инвестиционного кредита на началах возвратности и окупаемости.

Процесс экономических преобразований в России начался с реформирования банковской системы, которая продолжает развиваться и модернизироваться и в настоящее время. Коммерческие банки стали ценным звеном рыночной системы функционирования экономики.

В настоящее время национальным кредитным организациям необходимо активно использовать накопленный зарубежный и отечественный опыт в сфере операций кредитования физических лиц на потребительские нужды.

Коммерческим банкам необходимо выработать единые принципы, применять оптимальные методы и сформировать инструментарий рационального участия в данной сфере банковского бизнеса. Все это свидетельствует об исключительной важности построения четкого и адекватного комплексного механизма потребительского кредитования, как для самих коммерческих банков, так и для национальной экономики в целом.

Банковская конкуренция в современной России развивается как в ценовой, так и в неценовой формах; в современных условиях особое значение для достижения кредитной организацией конкурентных преимуществ приобретает дифференциация банковских продуктов, а также совершенствование технологий обслуживания кли­ентов.

Цель курсовой работы - рассмотреть виды кредитных операций и кредитов; формы и перспективы развития на примере ПАО «Сбербанк России».

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть основные принципы кредитования и привести классификацию банковских кредитов;

- дать характеристику коммерческого банка ПАО «Сбербанк России»;

- охарактеризовать основные формы кредитования в КБ «Сбербанк России».

Объектом исследования являются кредитные отношения в коммерческом банке, в частности, в ПАО «Сбербанк России».

Теоретической и методологической основой исследования выступили труды российских и зарубежных ученых-экономистов по теории денег, финансов и кредита, раскрывающие экономическую природу кредита и функциональное назначение процесса кредитования.


Значимый вклад в исследование особенностей, проблем кредитной активности российских банков, их соответствия международным требованиям внесли С.А. Андрюшин, О.Н. Афанасьева, Г.Н. Белоглазова, В.П. Битков, Е.Ф. Жуков, В.Ю. Катасонов, А.М. Мотохин, И.А. Смарагдов. Процедуры оценки кредитоспособности заемщиков, показатели устойчивости, рейтинговые модели в банках анализировали О.Н. Афанасьева, В.В. Глущенко, Л.П. Кроливецкая, А.В. Моргунов.

Информационно-эмпирическая база исследования включает в себя законодательные акты Российской Федерации; нормативные документы Банка России, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ; статистические данные Федеральной службы государственной статистики; отчетные данные Сберегательного банка РФ; практические материалы коммерческих банков; публикации в специализированных экономических изданиях и сети Интернет.

Глава 1 Теоретические основы системы кредитования

1.1 Классификация банковских кредитов

Банковский сектор является основой для нормального, эффективного функционирования рыночного механизма, развития экономики. Кредитование производства и товарооборота является наиболее важной и отличительной чертой деятельности банков по сравнению с другими финансовыми и нефинансовыми организациями. [10, 156с.]

Закон РФ «О банках и банковской деятельности» определяет коммерческий банк как кредитную организацию, имеющую исключительное право осуществлять в совокупности в целях получения прибыли, следующие банковские операции: привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц; размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности, платности; открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

Основной целью деятельности банка как коммерческого предприятия является получение прибыли. Главной особенностью работы банка как коммерческого предприятия является то, что для получения прибыли банк вкладывает в доходные, но рискованные операции денежные средства клиентов, которые он должен им вернуть. Иными словами, он покупает на рынке денежные средства клиентов на условиях возвратности, срочности и за плату (в форме процента) и продает их на рынке от своего имени по более высокой цене. [3, 221с.]


При этом размещение (продажа) кредитных ресурсов банка должна осуществляться на тех же принципах возвратности, срочности, платности, что и привлечение, независимо от того, в какие финансовые и нефинансовые активы он их вкладывает. Поэтому он должен размещать денежные средства в кредиты, обеспечивая возвратность этих средств. Следствием этого является относительно более высокая ликвидность банковских активов по сравнению с другими коммерческими предприятиями.

Именно через кредитные организации - банки - реализуются функции кредита как абстрактной экономической категории: перераспределительная, эмиссионная, регулирующая, контрольная.

Кредитные операции составляют основу активной деятельности коммерческих банков, поскольку, во-первых, их успешное осуществление ведет к получению основных доходов, способствует повышению надежности и устойчивости банков, а неудачам в кредитовании сопутствует банкротство. Во-вторых, банки призваны аккумулировать собственные и привлеченные ресурсы для кредитования инвестиций в развитие экономики страны. [6, 11с.]

Распределяя денежные средства, банки, как основная составляющая кредитной системы, руководствуются соображениями наиболее эффективного размещения денежных средств, т.е. вложения их в отрасли производства, бизнеса, в котором предполагается получение высокого уровня прибыли – выше процентов за пользование ссудой.

Кредитный рынок

Субъекты кредитного рынка (институциональный сегмент)

Субъекты кредитного рынка (продуктовый сегмент)

Ценовой блок

Инфраструктура

Правовая инфраструктура

Кредиторы

Кредитные продукты

Институциональная инфраструктура

Заемщики

Рис. 1 Структура кредитного рынка

Коммерческие банки осуществляют активные и пассивные операции. Пассивные операции банков - это деятельность банка, направленная на формирование собственных и привлеченных источников средств для их дальнейшего использования для проведения операций и получения дохода. Уровень развития пассивных операций определяет размер банковских ресурсов, и, следовательно, масштабы кредитной политики банка. Важное место в пассивах занимают кредиты, получаемые от других банков.

К активным операциям банка относятся кредитные операции (т.е. выдача ссуд). Ссуда банковская - это то же самое, что активный банковский кредит. Выданные кредиты занимают либо основное, либо одно из основных мест в структуре активов коммерческих универсальных банков как в России, так и за рубежом. Кредитование хозяйствующих субъектов, физических лиц, органов государственного и муниципального управления является основной функцией бан­ковских систем во всех странах мира. На кредиты, выданные предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам в настоящее время приходится более 65% активов в целом по банковской системе России.


Основными типами кредиторов на кредитном рынке выступают ком­мерческие банки, Центральный банк (в качестве кредитора последней инстанции для коммерческих банков), небанковские кредитные организации, а также иные инсти­туты (государственные и муниципальные бюджетные органы, специализированные фонды и др.). Сравнительная характеристика различных типов кредиторов приведена в таблице (Приложение 1).

Рынки кредитования различных категорий клиентов (субъектов кредитного рынка), выступающих заемщиками, имеют существенные различия с точки зрения уровня риска, доходности и иных аспектов, определяющих интенсивность конкурентной борьбы в соответствующих сферах. Иными словами, клиентский фактор является одним из важнейших критериев структурирования (сегментации) кредитного рынка. [18, 139с.]

В качестве второго структурного звена кредитного рынка необходимо выделить продуктовый сегмент. В современной теории денежно-кредитных отношений пре­валирует точка зрения, согласно которой фактическим объектом купли-продажи на кредитном рынке выступают не деньги как таковые, а кредитные продукты (как разновидность банковских продуктов).

При этом следует отметить, что в научной литературе (как отечественной, так и зарубежной) на сегодняшний день не вырабо­тан единый подход к определению категории «банковский продукт», а также близ­ких по смыслу понятий «банковская услуга» и «банковская операция». В практиче­ской деятельности вышеуказанные термины также нередко смешиваются.

В настоящее время можно выделить два основных подхода к рассматриваемой проблеме. Сторонники «денежного подхода», в частности, Г.С. Панова, не делают четкого разграничения между понятиями «банковская услуга» и «банковская операция», акцентируя внимание на денежной составляющей как ключевой характеристике деятельности банка. [7, 20с.]

Соответственно услуги коммер­ческого банка определяют как проведение банковских операций по поручению клиента в его пользу за определенную плату. Банковская операция представляет собой конкретное проявление в денежной форме банковских функций, затрагивающих отношения кре­дитной организации с различными субъектами воспроизводства, на практике.

Кредитная операция целенаправленные практические действия (упорядоченная, согласованная совокупность действий, направленных на удовлетворение потребности клиента в кредите и в получении банком прибыли) кредитных работников бан­ка в процессе кредитного обслуживания заемщиков, форма воплощения в действительность кредитного продукта. Кредитная услуга - результат банковской кредитной операции, т.е. итог или полезный эффект кредитной операции.


Кредит как банковский продукт – это, во-первых, сумма денег, предоставляемая банком заемщику и удовлет­воряющая базовым признакам кредита, отражающим его специфическую экономическую и правовую природу. [12, 17с.]

Во-вторых, это конкретный способ (технология, регламентные процедуры, разработанные бан­ком), каким банк оказывает или готов ока­зать кредитную услугу нуждающемуся в ней клиенту, т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и документально оформленный комплекс вза­имосвязанных финансовых, юридических, организационных, технико-технологических, информационных и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (под­разделений, связанных с кредитным процессом) с кли­ентом, единую и завершенную технологию кредитного обслуживания клиента.

Банковские продукты создаются на определенных направлениях деятельности (кре­диты, депозиты, инвестиции, валютные операции и т. д.).

При этом каждому про­дукту соответствует услуга, которая представляет собой процесс создания банков­ского продукта (кредитование, организация расчетного процесса, депозитные услуги и др.). В свою очередь, банковская услуга предполагает осуществление операций, т. е. конкретный вид действий по созданию банковской услуги (в нашем случае – кредитования). [20, 128с.]

Третьим структурным звеном рынка кредитных продуктов выступает ценовой блок, включающий базовые ценовые характеристики кредитных продуктов, сложившиеся на рынке в данный момент времени:

- процентные ставки по ссудам (уровень которых обычно зависит от величины ставки рефинансирования Центрального Банка, а также размера процентных ставок на рынке межбанковского кредитования);

- комиссии банков, связанные с предоставлением и обслуживанием кредитов;

- накладные расходы, связанные с оформлением кредитной и залоговой документации (нотариальное заверение сделок, расходы по оценке, страхованию и мониторингу залогов и др.);

- штрафы, пени и неустойки, взимаемые с заемщиков при нарушении обязательств по кредитным соглашениям. [17, 22с.]

Кредит (в переводе с латинского - долг, ссуда) - это система экономических отношений, выражающаяся в движении имущества или денежного капитала, предоставляемых в ссуду на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и, как правило, за плату в виде процента.

Кредит выступает в двух главных формах: коммерческого и банковского, которые различаются по составу участников, объекта ссуд, динамике, величине процента и сферы функционирования.