Файл: Культура ресторанного обслуживания(Теоретические основы и подходы к культуре обслуживания как к одному из феноменов культуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

Глава 1. Теоретические основы и подходы к культуре обслуживания как к одному из феноменов культуры

1.1. Определение и смысл понятий: культура, сервис, обслуживание, культура сервиса и культура обслуживания в ресторанной сфере

1.2. Системообразующие компоненты культуры ресторанного обслуживания

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния системообразующих компонентов культуры обслуживания ресторанной сферы на эффективность работы предприятия питания (на примере ресторана национальной турецкой кухни «Стамбул Тантуни» в г.Рязань)

2.1. Цель, задачи, этапы и методы исследования

2.2. Общая характеристика ресторана национальной турецкой кухни «Стамбул Тантуни» г.Рязань. Результаты первичного исследования реализации содержания системообразующих компонентов культуры обслуживания

2.3. Пути решения проблем культуры обслуживания ресторана национальной турецкой кухни «Стамбул Тантуни». Результаты повторного анкетирования гостей

Заключение

Библиография

Таким образом, выбирая определенную направленность, рестораторы должны довести выбранную концепцию до совершенства во всех деталях.

Отсутствие культуры обслуживания или неверно выбранная концепция, отражается на снижении доходов и конкурентоспособности фирмы. 
Поэтому в развитых странах мира разрабатывается комплекс единых требований к культуре обслуживания, который внедряется в практику фирм и контролируется. Стратегия менеджмента при этом выстраивается таким образом, чтобы сделать сотрудников единомышленниками руководства, а не навязывать персоналу культуру сервиса исключительно приказными методами [5, c.43-65].

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

  • культура обслуживания и культура сервиса, являются синонимами;
  • культура обслуживания – это совокупность ценностей, требований и норм поведения субъектов (организаторов, участников) процесса обслуживания;
  • сфера сервиса очень многообразна, так как непосредственно связана с потребностями человека;
  • высшей целью культуры обслуживания в ресторанном бизнесе является удовлетворением нужд клиента.
  • большая роль в достижении этой цели отводится обслуживающему персоналу, который непосредственно работает с гостями ресторана, хотя высокий уровень требований с точки зрения профессионализма, эстетики, этики и культуры обслуживания в целом предъявляется ко всем работникам заведения;

отсутствие культуры обслуживания или неверно выбранная концепция, отражается на снижении доходов и конкурентоспособности.

1.2. Системообразующие компоненты культуры ресторанного обслуживания

Вопросы культуры ресторанного обслуживания (сервиса в ресторанном бизнесе) сложны и объемны. В них входят вопросы: психологической, бытовой, производственно-технологической, этической, эстетической и организационной направленности [3, c.24]. Это означает, что при организации работы ресторана, необходимо учитывать психологическую, бытовую, этическую, профессиональную, коммуникативную, эстетическую, организационную и корпоративную культуры, как компоненты культуры ресторанного обслуживания.

Психологическая культура ресторанного обслуживания — это уровень развития психологических знаний, навыков и умений работников ресторана для учета индивидуально-психологических особенностей гостей (посетителей) с целью их высококультурного обслуживания [4,c.63].


В сфере ресторанного сервиса общие закономерности психологии имеют своеобразную окраску. Так, общение обслуживающего персонала ресторана с посетителями характеризуется особенностями, которые отсутствуют как в трудовом коллективе, так и в кругу семьи. Поэтому для понимания поведения человека, выступающего в роли гостя ресторана, работнику ресторана мало знать только общую психологию, ему необходимы полные сведения о психологии процесса обслуживания посетителя [1,c.63].

Знание психологии ресторанного обслуживания крайне необходимо прежде всего официанту, бармену, метрдотелю, поскольку их деятельность характеризуется большим психологическим содержанием. Действительно, успешное обслуживание во многом зависит, например, от умения официанта понять индивидуально-психологические особенности и распознать сиюминутное состояние гостя, такой подход поможет официанту выбрать наилучшую тактику его обслуживания.

Психологическая характеристика официанта (бармена) в значительной степени определяется особенностями протекания у него психических процессов во время обслуживающей деятельности.

Успех обслуживания (культура обслуживания) во многом зависит и от самоконтроля официанта (бармена). Самоконтроль предполагает оперативный анализ способов и результатов деятельности, выяснение причин имеющихся недостатков в работе и их быстрое устранение. Осуществление самоконтроля требует от официанта таких волевых качеств, как выдержка, хлад

нокровие, настойчивость [1, c.23-49].

Под этической культурой ресторанного обслуживания понимается гармоническое единство у его работников (официантов) этических знаний, моральных принципов, навыков и умений, проявляющихся при обслуживании посетителей.

Этическая культура находит конкретное выражение в активном воплощении моральных норм и ценностей во взаимоотношениях работников ресторана с посетителями [7, c.64-72].

Профессиональная этика работников ресторана выражает практически сложившуюся мораль обслуживающей деятельности в ресторане.

Профессиональная этика работника ресторана — это совокупность специфических требований и норм нравственности, реализующихся при выполнении им профессиональных обязанностей по обслуживанию гостей. Она основывается на психологии ресторанного сервиса. Профессиональная этика имеет своей целью формирование у официанта (бармена) профессионального долга и чести, привитие навыков культуры общения, как с посетителями, так и со своими коллегами. Она служит официанту ориентиром на имеющиеся образцы (эталоны) нравственности. Так, радушие, вежливость, тактичность, приветливость являются обязательными качествами работника ресторана [7,c. 85-87].


Официант (бармен) должен уметь владеть своим настроением, не поддаваться минутному порыву раздражения. Плохое настроение не должно отражаться на отношении к посетителям и коллегам по работе. Работник не должен впадать в состояние аффекта из за пустяков, оскорблять посетителей, срывать на них злость. Тот, кто не уважает ни себя, ни других, профессионально непригоден к обслуживающей деятельности [4, c. 56-58].

Работник ресторана должен быть способен правильно оценивать собственное поведение, быть самокритичным.

Требования профессиональной культуры работников ресторана фиксируются в специальном документе (кодексе).

Рассмотрим основные положения кодекса культуры обслуживания в ресторане:

• Каждый гость должен почувствовать, что ему в ресторане рады.

• Каждый посетитель — потенциальный гость.

• Приветливый взгляд, добрая улыбка в сочетании с деловым поведением помогают наладить контакт с гостем и облегчают его обслуживание.

• Принимайте гостя таким, каков он есть. Не старайтесь его изменить за несколько минут общения с ним. Будьте тактичны, вежливы и радушны, но вежливость не должна переходить в угодливость. Вежливость — самое надежное средство в общении с людьми различного возраста, характера и темперамента.

• Внимательность официанта — одно из основных условий благоприятного морально-психологического климата в зале обслуживания ресторана.

• Ничто так не травмирует психически, не удручает и не ожесточает посетителя, как равнодушие, пренебрежительное отношение к нему.

• Умейте владеть собой, проявлять выдержку и терпение. Берегите себя, не позволяйте себе чрезмерно раздражаться.

• Отвечайте на грубость выдержкой и вежливостью.

• Никогда не оставляйте без внимания претензии и возражения гостей.

• Искреннее и своевременное извинение — не унижение, а достойное признание определенной вины и признак культуры.

• Каждый поступок работника ресторана должен быть мотивирован и не вызывать у гостя сомнения в его справедливости.

• Держитесь прямо, не опускайте голову вниз, когда вы на виду или разговариваете с гостем.

• Старайтесь равномерно распределять свои физические и психические нагрузки, не забывайте о часах основного потока посетителей.

• Придерживайтесь согласованного с гостем времени его прихода.

• Берегите честь ресторана и своих коллег по труду.

Работнику ресторана недостаточно только выучить положения этого кодекса профессиональной культуры. Эти положения должны перейти в его убеждения [7, c.145-147].


Особенностью труда работников ресторана является постоянное общение с гостями. Под общением понимается процесс взаимодействия конкретных людей, основанный на обмене мыслями и чувствами посредством слов и выразительных движений.

В ходе общения, работнику необходимо:

- быстро и четко определить психотип «гостя», так как от этого зависит эффективность взаимодействия;

- владеть навыками коммуникаций;

- владеть навыками противодействия стрессу и решения конфликтных ситуаций;

- владеть навыками презентации и самопрезентации.

Именно поэтому, по нашему мнению, необходимо уделять большое внимание коммуникативной подготовке персонала.

Культурное общение в ресторане начинается с взаимного изучения со­беседниками друг друга, выбора наилучшей линии поведения [4, c.39].

Результатом общения должно стать достижение каждым партнером своих целей, либо решение промежуточных задач.

Психологически умелое общение позволяет сотруднику достичь взаимопонимания даже с недоброжелатель­но настроенными посетителями.

Продуктивное общение возможно только при наличии у собеседников чувства взаимоуважения. Чтобы у гостя возник­ло такое чувство, официант должен быть вежлив, тактичен, уметь понять его запросы [5, c.122].

Официант (бармен) высту­пает инициатором общения, после которого гость должен уйти из ресторана в хорошем настроении.

У многих, особенно молодых, работников ресторана боль­шие трудности вызывает именно грамотное общение с гостями. Это объясняется тем, что такой работник ресторана плохо раз­бирается в людях, даже зная, что нужно сказать, не умеет вой­ти в контакт с гостем.

Культура общения офици­анта с гостем проявляется в умении сформулировать свои мыс­ли и выслушать посетителя, в отзывчивости и сопереживании ему.

Культура общения начинается с создания спокойной, де­ловой обстановки в зале обслуживания ресторана.

Воспитание культуры общения начинается с выработки гуманного отношения к людям [3, c.75].

Работник ресторана должен помнить, что нет мелочей ни в обслуживании, ни во внешности: важно выражение лица, жесты, мимика, интонация, тембр го­лоса, опрятность в одежде и т.д.

В процессе обслуживания работник ресторана воздейству­ет на посетителя, как на рациональном, так и на эмоциональном уровне [5, c.38].

Культура общения официанта (бармена) должна привести к результату, при котором не было бы ни выигравших, ни про­игравших. Необходимо организовать взаимодействие так, чтобы в выигрыше был и посетитель, и ресторан. Такое возможно при проявлении официантом большой гибкос­ти, способности идти на компромисс. Сосредоточившись на пожеланиях посетителя, представив конечный результат обслужи­вания, официант должен делать все необходимое, чтобы достичь этого [3, c.44].


На культуру общения влияет даже расстояние между работником ресторана и гостем. Установлено, что работнику следует находиться от гостя на расстоянии 70–80 см. Надо также иметь в виду, что общение облегчается, если собеседники обращены друг к другу лицом (для успешного зрительного контакта). 
У опытных работников ресторана обычно выработано умение планировать свое общение с гостями, устанавливать с ними контакт [3,c.99].
Культура общения требует, чтобы официант свои высказывания облекал в форму вопроса и не был при этом категоричным. Следует помнить:

– тот, кто задает вопросы, направляет общение в нужную для себя сторону; 
– необходимо внимательно слушать гостя, сосредоточившись на его словах.
– стоит меньше говорить, а больше слушать гостя [3, c. 100].

Официант (бармен), владеющий культурой общения, должен уметь мотивировать посетителей на заказ тех или иных блюд («воодушевлять» посетителей на совершение заказа).

Большую роль в эффективности общения играет и культура речи.

Под культурой речи следует понимать нормативность речи, ее правильность, соответствие требованиям современного русского языка. В культуру речи входит умение творчески использовать языковые средства в зависимости от цели и содержания беседы, условий общения. Культура речи служит важным показателем общей культуры работника, уровня его мышления. Поэтому работнику необходимо овладевать грамотной, эмоциональной речью, постоянно обогащать свой словарный запас [7, c. 105].

Эстетическая культура ресторанного обслуживания — это уровень создания и использования эстетических ценностей работниками ресторана в процессе обслуживания гостей.

Рассматривая эстетическую культуру ресторана в первую очередь, следует отметить техническую эстетику и дизайн ресторана.

Техническая эстетика занимается проблемами освоения мира по законам красоты. С этой целью в ресторанах организовывают выставки, открытые стенды, например на тему «Техника, красота и культура в ресторане».

Большую роль в эстетической культуре ресторанной сферы играет дизайн.

Дизайнер через интерьер ресторана формирует эстетический вкус посетителей.

В ресторанах объектами дизайна являются: форма меню, форма карты вин; производственная среда; графические средства визуальной информации, реклама;  упаковка, документация;  одежда персонала [7, c. 67-82].
Кроме эстетики дизайна интерьера, ключевую роль играет и эстетика оформления продукции. В условиях рыночной экономики большое значение имеет не только расширение ассортимента блюд, но и повышение их эстетических свойств.