Файл: Культура ресторанного обслуживания(Теоретические основы и подходы к культуре обслуживания как к одному из феноменов культуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

Глава 1. Теоретические основы и подходы к культуре обслуживания как к одному из феноменов культуры

1.1. Определение и смысл понятий: культура, сервис, обслуживание, культура сервиса и культура обслуживания в ресторанной сфере

1.2. Системообразующие компоненты культуры ресторанного обслуживания

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния системообразующих компонентов культуры обслуживания ресторанной сферы на эффективность работы предприятия питания (на примере ресторана национальной турецкой кухни «Стамбул Тантуни» в г.Рязань)

2.1. Цель, задачи, этапы и методы исследования

2.2. Общая характеристика ресторана национальной турецкой кухни «Стамбул Тантуни» г.Рязань. Результаты первичного исследования реализации содержания системообразующих компонентов культуры обслуживания

2.3. Пути решения проблем культуры обслуживания ресторана национальной турецкой кухни «Стамбул Тантуни». Результаты повторного анкетирования гостей

Заключение

Библиография

Под эстетическими будем понимать такие свойства блюд, которые выражают через чувственно воспринимаемые элементы свои потребительские параметры (степень совершенства формы блюда, вкусовые качества, полезность и др.).

Наиболее общие эстетические свойства блюд – красота, целостность композиции (восприятие формы как единого целого), пропорциональность размеров, цвет и др. Конечно, блюда изготовляются не ради красивого вида, а для того, чтобы их употреблять в пищу. Однако эстетика блюд играет немаловажную роль, определяет их привлекательность для гостей ресторана. 
Поэтому сегодня эти изделия должны не только иметь высокие вкусовые качества, но и быть эстетически выразительными. Вкусное, но грубо оформленное блюдо, не будет пользоваться спросом.

Эстетика рекламы. К рекламе ресторанного бизнеса предъявляют следующие основные эстетические требования: выразительность, броскость, оригинальность. Рассмотрим более подробно эти требования:
• выразительность рекламы состоит в достоверном и впечатляющем создании образа блюда с целью вызова желания его попробовать; 
• оригинальность рекламы позволяет представить рекламируемое блюдо под неожиданным углом зрения, в необычном ракурсе для привлечения внимания клиент; 

•броскость рекламы помогает привлечь внимание потребителя к вкусовым качествам.
Чтобы разработать эффективную рекламу, необходимо учитывать эти эстетические требования. Ведь только созданное с выдумкой, фантазией рекламное сообщение о блюде оказывает сильное эстетическое воздействие на потенциального гостя.

Эстетичность рекламы достигается за счет использования таких элементов, как шрифт, изображение, цвет, звук. Правильно выбранное и продуманное наглядное изображение блюд повышает к ним интерес. Умело подобранный цвет создает нужное эстетическое впечатление у посетителей. Большими выразительными возможностями обладает световая реклама. Использование звукового сопровождения при передаче рекламных сообщении создает эмоционально приподнятую атмосферу, привлекает внимание посетителей. 
Эстетика оформления интерьера ресторана и мест обслуживающего персонала. 

Выбор архитектурно-художественных средств, конструктивных решений здания диктуется спецификой ресторана. Это обязывает дизайнера искать выразительный образ ресторана. При возведении здания ресторана по типовому проекту дизайнер должен заниматься проектированием оригинальных деталей внутренней отделки с учетом региональных особенностей и национальных традиций.


Эстетические особенности интерьера. По интерьеру ресторана посетители нередко составляют мнение о его работниках и культуре обслуживания.
Интерьер должен создавать удобства (комфортные условия) для гостей. Загроможденность и теснота не соответствуют требованиям красоты и целесообразности. Поэтому не следует располагать в зале обслуживания ненужные, не сочетающиеся между собой концептуально предметы.

Каждый интерьер должен иметь свой композиционный центр, отражающий общую концепцию ресторана и подчеркивающий его уникальность.
Кроме того, при оформлении интерьера необходимо учитывать влияние цветов на человека.

Использование цвета в оформлении интерьера ресторана преследует следующие цели: комплексное оформление интерьера помещения ресторана в целом; декорирование отдельных объектов.

Использование цветовых контрастов позволяет зрительно исправить нарушения пропорций помещения. Надо учитывать, что светлые тона выглядят удаляющимися, а темные кажутся как бы приближающимися.

При окраске продольных стен в светлые тона, а поперечных – в темные помещение будет зрительно представляться шире и короче. 
Кроме цветовых решений, большую роль в интерьере играет освещение. Именно оно создает атмосферу в зале, подчеркивая или оттеняя его достоинства. Оно служит средством художественного оформления зала обслуживания. Например, с помощью светового рисунка можно создать масштабность, объемность помещения, зрительно разделить его на функциональные зоны. Однако освещение должно быть организовано так, чтобы не допускать слепящего света или его недостатка, так как и та и другая ситуация создает дополнительную зрительную нагрузку, что приводит к утомлению и создает дискомфорт.

Для украшения стен используют произведения прикладной графики, художественной фотографии, цветные витражи. Однако при этом нельзя допускать художественной раздробленности общей композиции интерьера. Выбор элементов декоративно-прикладного искусства определяется в первую очередь, спецификой ресторана [7, c.98-112].

Эстетика рабочего места работника ресторана (официанта, бармена). 
Рабочее место – зона трудовой деятельности исполнителя, оснащенная необходимыми средствами для выполнения должностных обязанностей. Эстетическое оформление рабочего места должно вызывать положительные эмоции у работников ресторана, повышать мотивацию к деятельности. Тем самым уменьшается утомляемость и повышается производительность труда. 
При оформлении рабочего места следует учитывать особенности оформления общего интерьера, чтобы не нарушить его целостность, а по возможности дополнить.


Рабочее место обслуживающего персонала должно обеспечивать обзор зала, удобную рабочую позу и свободу рабочих движений. Для этого необходимо, чтобы конструкции столов, стульев отвечали требованиям эргономики.

Для снижения зрительного утомления официанта, создания спокойной атмосферы в зале и активизации обслуживающей деятельности рекомендуется применять светлые оттенки зеленого цвета (светло-зеленые, сине-зеленые, оливково-зеленые). 
Оформление зон интерьера ресторана во многом зависит от целевой аудитории гостей, специфики культурно-развлекательных программ, места расположения [7, c.115-117].

Под организационной культурой ресторанного обслуживания понимается наивысший современный уровень развития процесса обслуживания посетителей ресторана.

Вопрос о стиле обслуживания в ресторане — это в значительной степени и вопрос о культуре ресторанного сервиса. Потребность в выработке оптимального стиля обслуживания, соответствующего современным требованиям гостей, усилилась в связи с ростом конкуренции в ресторанном бизнесе.

Под стилем обслуживания посетителей в ресторане следует понимать устойчивую общность приемов обслуживающей деятельности персонала ресторана. Эта деятельность направлена на удовлетворение потребностей гостей. Причем обслуживающая деятельность включает в себя особенности личностей работников и в целом всего коллектива ресторана. Понятие стиля как выражения общности (синтеза) означает, что соответствующие ему практические приемы свойственны не только отдельному работнику ресторана, но и всему коллективу ресторана. В этом смысле можно говорить о множественности стилевых решений в обслуживании гостей, о наличии различных школ (направлений) обслуживания в различных ресторанах [5, c. 58-63].

Индивидуальный стиль каждого официанта проявляется в четко стандартизированном процессе предоставления тех или иных услуг. Выработка оптимального индивидуального стиля имеет глубокий смысл, поскольку он непосредственно помогает удовлетворять потребности (интересы) посетителей и отвечает интересам всего ресторана [3, c.76].

Детализация стиля обслуживания находит свое выражение в разработке сценария обслуживания. Под сценарием обслуживания следует понимать сюжетную схему, по которой происходит обслуживание посетителя в процессе предоставления ему тех или иных услуг. Сценарий содержит краткое изложение процесса обслуживания с разбивкой на этапы с указанием различных видов сопровождения: музыкального, звукового, светового и т. д. К примеру, разработаны сценарии для проведения свадеб, юбилеев, других торжественных мероприятий.


Успешное воплощение сценария зависит от того, насколько работники ресторана владеют сценической речью, навыками режиссуры и саморежиссуры.

Под режиссурой процесса обслуживания понимается искусство создания гармонически целого, обладающего определенным эстетическим (художественным) единством, процесса обслуживания.

Официант (бармен) должен уметь представить процесс обслуживания как небольшой спектакль, приносящий удовольствие гостю и удовлетворение себе.

Официант (бармен, метрдотель) и гость — это социальные роли. Грамотное выполнение каждой стороной своих ролей способствует культуре взаимоотношений в процессе обслуживания. Официант (бармен, метрдотель) и гости ресторана ожидают друг от друга определенного поведения и предполагают друг у друга наличие определенных качеств.

К примеру, гость, собираясь посетить ресторан, предполагает, что там его встретят высококвалифицированные работники, которые смогут быстро и культурно его обслужить. Конечно, зная о такой убежденности посетителей, обслуживающему персоналу не следует демонстрировать свое превосходство над ними.

Со своей стороны работники ресторана ожидают, что гость сможет четко и ясно изложить свои пожелания, однако не все гости это могут сделать. Поэтому посетителям, испытывающим затруднения в выборе блюд, должна быть оказана необходимая помощь.

Таким образом, важнейшим залогом успешной деятельности и показателем мастерства официанта служит умелое исполнение им своей социальной роли, воплощающейся в его профессиональном поведении [4, c.69-85].

В основе успехов или неудач ресторана лежат причины, которые прямо

связаны с уровнем его корпоративной культуры.

Имидж ресторана, восприятие его посетителями и деловыми партнерами, стиль руководства, морально-психологический климат в коллективе, отношение администрации ресторана к своим сотрудникам, их социальная защищенность — все это включает в себя понятие «корпоративная культура ресторана».

Корпоративная культура ресторана — сложное многогранное явление, включающее особенности поведения работников конкретного ресторана по отношению к посетителям, деловым партнерам, своим сотрудникам.

Эта культура способствует инновационному управлению трудом, объединяя усилия персонала в достижении конечных целей. Можно сказать, что корпоративная культура — это совокупность ценностей и убеждений, разделяемых работниками ресторана, которые предопределяют нормы их поведения и особенности их обслуживающей деятельности.


В корпоративной культуре ресторана сфокусирована система материальных и духовных ценностей, присущих данному ресторану. Она отражает индивидуальность ресторана, которая проявляется в поведении работников, взаимодействии с окружающей средой. Корпоративная культура характеризуется определенными признаками и выполняет определенные функции [3, c.78-89].

Поведение работников ресторана по отношению к посетителям во многом определяет, станут ли эти посетители постоянными клиентами. А от этого во многом зависит рост объема продаж, стабильность работы, конкурентоспособность ресторана на рынке, его экономическое развитие и прибыль. Поэтому весь круг вопросов корпоративной культуры, ее формирования и развития имеет непосредственное отношение к конечным результатам деятельности ресторана.

Суть корпоративной культуры ресторана проявляется в ее функциях, а именно:

• воспроизводство лучших элементов накопленной культуры в ресторанном бизнесе, продуцирование новых ценностей в области обслуживания и их накопление;

• оценочно-нормативная функция — сравнение реального поведения работника и трудового коллектива ресторана в целом с действующими общепринятыми нормами культурного поведения;

• регламентирующая и регулирующая функция — корректировка поведения сотрудников ресторана в соответствии с принятыми культурными нормами;

• познавательная функция — знакомство с понятием и усвоение сотрудниками ресторана сути корпоративной культуры, что способствует ее включению в жизнь коллектива;

• смыслообразующая функция — корпоративная культура непосредственно влияет на мировоззрение работника; поскольку корпоративные ценности ресторана должны превратиться в личностные ценности его работников (хотя бы не вступать с ними в конфликт);

• коммуникационная функция — ценности корпоративной культуры ресторана обеспечивают эффективное взаимодействие и взаимопонимание сотрудников;

• рекреативная функция — восстановление духовных сил работников в процессе восприятия элементов корпоративной культуры. Ее осуществление возможно лишь в случае высокого нравственного потенциала корпоративной культуры и разделения сотрудниками ресторана ее ценностей;

• функция общественной памяти — сохранение и накопление опыта корпоративной культуры.

Ресторан с точки зрения корпоративной культуры представляет собой:

• гармоничную организацию, в которой отдельные элементы культуры сервиса не противоречат, а соответствуют друг другу;