Файл: Формы проявления социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда, на примере ПАО РусГидро..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда
1.1. Понятие социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда
1.2. Установки социальной ответственности бизнеса в отношении кадровой стратегии
2.1. Анализ организации и ее кадрового потенциала
2.2. Специфика проявления внутренней корпоративной социальной ответственности ПАО «РусГидро»
ведение
Актуальность исследования. Повышение качества жизни, национальное богатство, измеряемое человеческим капиталом, социальная ответственность являются приоритетными направлениями общественного развития, а взаимодействие бизнеса, государства и общества составляет основу для устойчивого развития социально-экономических систем. Компании, обладая значительными ресурсами, прежде всего, человеческим капиталом, все более заинтересованы в их эффективном использовании при создании потребительской ценности, их развитии за счет установления взаимовыгодных отношений с различными субъектами экономики, тем самым проявляя корпоративную социальную ответственность.
Эффективная политика по реализации социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда – важнейший фактор привлечения персонала в компанию, удержания высококвалифицированных кадров, повышения производительности труда.
Корпоративная социальная политика современных российских компаний все чаще становится предметом общественной оценки, и от того, какие социально-ответственные действия предпринимает компания, во многом зависят её социальная репутация и успех. Но, несмотря на возрастающую конкуренцию и признание значимости социально-ответственных шагов, действия российских компаний в сфере корпоративной социальной политики не отличаются разнообразием.
Цель работы – исследовать реализацию концепции социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда в ПАО «РусГидро» и разработать рекомендации, направленные на ее развитие.
Задачи работы:
- исследовать сущность социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда;
- рассмотреть установки корпоративной социальной ответственности в отношении кадровой стратегии организации;
- представить общую характеристику ПАО «РусГидро» и провести анализ его кадрового потенциала;
- выявить специфику проявления внутренней корпоративной социальной ответственности ПАО «РусГидро»;
- определить направления развития социальной ответственности ПАО «РусГидро» на внутрифирменном рынке труда.
Объект исследования – ПАО «РусГидро».
Предметом исследования выступают управленческие отношения, возникающие в системе управления социальной ответственностью бизнеса на внутрифирменном рынке труда.
Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод. В диссертации использовались общенаучные методы познания – индукции и дедукции, анализа и синтеза, методы структурного, системного и ситуационного анализа. Теоретическую основу исследования составляют научные положения, содержащиеся в фундаментальных трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященных предмету исследования. Информационно-эмпирическую базу исследования составили нормативные правовые акты РФ, материалы международных, российских и зарубежных общественных организаций и исследовательских центров в области КСО, методические материалы, посвященные методикам оценки результативности КСО, организационно-правовые документы и публичные отчеты о деятельности ПАО «РусГидро».
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда
1.1. Понятие социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда
Корпоративная социальная ответственность (далее - КСО), согласно
классическому определению Еврокомиссии, — концепция, отражающая добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды[1]. Корпоративная социальная ответственность реализуется посредством корпоративной социальной политики - системы управленческих воздействий, направленных на оптимизацию взаимодействия общества, государства и предприятия, обеспечение социальных гарантий внутри предприятия, его участие в реализации социальных программ и мероприятий, формирование норм корпоративной культуры. Многие эксперты отмечают, что решение социальных задач в современном российском обществе приобретает первостепенное значение[2].
Однако в условиях продолжающихся экономических трансформаций государство не в полной мере выполняет все свои социальные функции. Предпринимательство становится новой активной силой, способной наравне с государством нести бремя социальной ответственности как по отношению к своим сотрудникам, так и по отношению к окружающему сообществу в целом[3].
Большое значение для формулировки методологических принципов и идей анализа проблем корпоративной социальной политики имеет опыт разработки понятия «корпоративная социальная ответственность» в зарубежной научной литературе. Это объясняется тем, что корпоративная социальная ответственность может рассматриваться как один из базовых элементов или направлений корпоративной социальной политики. Корпоративная социальная ответственность, как часть социальной политики, стала объектом исследования зарубежных ученых во второй половине XX в. Начиная с 1956 г. в литературе стали активно распространяться новые концептуальные идеи, касающиеся социальной политики, ответственности предприятий в процессе ведения бизнеса, реализации ими своих непосредственных социальных функций и обязанностей[4]. Прежде всего, в американской социально-экономической мысли было разработано множество концепций, среди которых наибольшую известность получили «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная социальная восприимчивость», «социальная ответственность бизнеса», «социальная ответственность бизнесменов», «корпоративная социальная добросовестность», «корпоративная социальная деятельность». Эра исследований в области социальной ответственности начинается с книги Ховарда Бауэна «Социальная ответственность бизнесмена», изданной в 1953 г. В своей работе он указал на то, что социальные инвестиции бизнеса могут принести прибыль в долгосрочной перспективе, создать вокруг компании благоприятный социальный климат[5].
Ориентиром в исследовании КСО стало определение американских исследователей Кита Дэвиса и Роберта Блумстрома: «Некоторые социально-ответственные решения в бизнесе могут быть обоснованы длинным сложным процессом рассуждения, связанным с определением перспективы обеспечения долгосрочной экономической прибыли фирме». Согласно данному подходу в долговременной перспективе те, кто не пользуется властью в таковом направлении, каковое общество считает ответственным, эту власть потеряет[6].
С другой точки зрения рассматривал корпоративную социальную ответственность Нобелевский лауреат Милтон Фридман. Согласно его теории корпоративного эгоизма «существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использовать и распоряжаться своими ресурсами и энергией в действиях, ведущих к росту прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры, которая объясняет привлекательность к открытому и бесплатному соревнованию без обмана или фальсификации». Согласно Фридману, общество должно максимизировать индивидуальную свободу и ограничивать регулирование так же, как ответственность людей. Таким образом, ответственность несут люди, а не компании[7].
Профессор канадского университета Генри Минцберг сформулировал подход противоположный точке зрения М. Фридмана. Согласно Минцбергу менеджеры и руководители компаний до некоторой степени принимают во внимание социальную ответственность в принятии решений, потому что они – непосредственные члены общества. В качестве основного субъекта социальной ответственности выступают, по Минцбергу, руководители предприятий, а эффективность такой деятельности можно оценивать с точки зрения её вклада в решение социальных проблем[8].
Значительный интерес с точки зрения формирования моделей и стереотипов реализации корпоративной социальной политики является теория мировых экономических систем Эммануила Валлерстайна. Согласно теории Валлерстайна, все страны капиталистической экономики живут в одном ритме, диктуемом «длинными волнами». Для капиталистической экономики характерно «осевое разделение труда» – деление на ядро (центр) и периферию. Эта теория делает акцент на универсальности систем и моделей управления корпорациями во всем мире[9]. Таким образом, универсальность является отличительной чертой моделей социально-экономического поведения, к которому в большей степени можно отнести и корпоративную социальную политику предприятия. Тем не менее, по отношению к моделям корпоративной социальной политики сложно говорить об универсальности, так как такая деятельность осуществляется предприятием в контексте определенных социальных и экономических условий[10].
Противоположную точку зрения высказывает Самюэл Хантингтон, который опровергает идею об универсализации социальных и экономических отношений и о возможности формирования универсальных моделей поведения. Он не соглашается с тем, что рост западных моделей потребления и популярной культуры по всему миру создаёт универсальные модели поведения. Культурные идеалы, по Хантингтону, всегда передавались от одной цивилизации к другой. Нововведения в одной цивилизации часто принимаются другими. Но это, как правило, либо технологии, начисто лишенные каких бы то ни было культурных последствий, либо дань моде, которая приходит и уходит, не изменяя базовой культуры заимствующей их цивилизации. Таким образом, отрицается идея преемственности моделей экономического и культурного поведения, их универсальности[11].
Применительно к концепции корпоративной социальной политики, соглашаясь с выводом о трансцендентности универсальных моделей, всё же необходимо учесть опыт формирования моделей корпоративной социальной политики в развитых странах, учитывать опыт управления социальной сферой предприятия в дореволюционное и советское время в России[12].
Проблемы корпоративной социальной политики предприятий в последние годы изучаются и российскими учеными. В последние восемь лет в России активизировались научные исследования социальной деятельности бизнеса[13]. В отечественной социологической литературе так же представлены подходы, рассматривающие основные направления корпоративной социальной политики [14]. Эти направления обычно включают следующий перечень действий: развитие персонала, повышение профессионально-квалификационного уровня работников; формирование корпоративной культуры; оздоровление и рекреация работников; оказание материальной помощи сотрудникам; спортивные программы; помощь детям сотрудников[15].
Таким образом, становится видно, что внутренние направления развития корпоративной социальной политики, связанные с заботой о сотрудниках предприятия являются приоритетными для современного российского бизнеса. Внешние направления, такие как борьба с бедностью, беспризорностью, контрафактном и так далее, уходят на второй план. Можно сделать вывод о том, что для современных российских предприятий актуальна модель «корпоративного эгоизма», предложенная М. Фридманом. В рамках его подхода социальные программы бизнеса должны быть направлены, прежде всего, на развитие самого предприятия, увеличение прибыли и привлечение квалифицированных кадров. Такая модель была характерна для крупных западных бизнес-корпораций в середине XX в. Однако в современной ситуации их социальные программы становятся все более системными, ориентированными не только на собственное развитие, но и на внешнюю среду. Социальная деятельность корпораций становится элементом конкурентной среды. Для российской действительности, когда государство не в состоянии в полной мере выполнить все свои социальные функции, такая модель «социальных инвестиций» могла бы стать значительным вкладом предпринимательства в стабилизацию социальной и экономической ситуации. Однако, как показывают результаты исследований, российский бизнес пока не готов в полной мере взять на себя бремя социальной ответственности[16].
Современный российский предприниматель – это, прежде всего, рационалист, заинтересованный в увеличении прибыли и сохранении позиций предприятия в меняющейся экономической ситуации, поэтому реализация внешних и внутренних направлений корпоративной социальной политики предприятий будет более эффективной тогда, когда она будет стимулироваться извне. Это подтверждается наличием корреляционной зависимости между ответами на вопрос о необходимости участия в решении социальных вопросов и ответами на вопрос о развитости системы поощрения предприятий-участников благотворительных акций в нашей стране. Те руководители предприятий, которые высоко оценивают систему поощрения благотворительности в нашей стране, в большей степени готовы развивать основные направления КСП на своем предприятии[17].
В экономически развитых странах действует система поощрения благотворительной деятельности компаний. Для привлечения бизнеса в область решения социальных проблем используются такие меры, как отнесение средств, истраченных на благотворительность к расходам, не облагаемым налогами, льготная система налогообложения для социально-ответственных предприятий и так далее. В нашей стране такой системы пока не существует. В некоторых случаях поддержка носит характер одобрения, поддержки благотворительных акций в СМИ[18].
В российском законодательстве понятие социальная ответственность встречается лишь в Трудовом кодексе как «социальная ответственность работодателя». Более или менее широкая дискуссия по вопросам социальной ответственности малого предпринимательства и встречного удовлетворения от «общественности» с практическими результатами (стимулирующие программы, репутационное признание и так далее) в нашей стране только развивается[19].
В последнее время становится довольно актуальным вопрос различии между социальной ответственностью и PR-кампаниями. Эта проблема широко обсуждается в специализированной литературе[20]. Некоторые авторы, анализируя исторические истоки современной социальной ответственности, склонны ставить знак равенства между такими видами деятельности.
Тем не менее, благотворительность и спонсорство имеют ряд принципиальных различий. Благотворительность как один из компонентов социальной ответственности не приносит прямой прибыли предпринимательству. Она имеет своей задачей адресное возвращение обществу части тех средств, которые были заработаны с его помощью. Спонсорство, напротив, преследует оговоренные в контракте PR-цели и приносит новую прибыль бизнесу[21]. Таким образом, спонсорство не может выступать компонентом социальной ответственности, однако корпоративная социальная политика, как более широкое понятие, будет включать спонсорство.